Уроки
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы содержания, основные понятия
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Виды контроля
| Домашнее задание
| Дата
|
1
| Периодизация всемирной истории.
Особенности истории России
| 1
| Урок актуализации знаний. Диалог
| Характерные черты исторической науки на ранних стадиях развития. Подходы к периодизации всемирной истории. Этапы развития человечества.
Особенности становления и развития российской цивилизации. История России - часть всемирной истории. История и современность. Источники по истории России.
| Знать основные особенности истории народов и государств в целом, выявлять главные факторы развития России, выделять своеобразие истории России в сравнении её с мировой и европейской историей; определять причины отличий исторического пути России. Понимать, что особенности исторического развития народа (народов) зависят не от одной причины, а от комплекса, совокупности ряда факторов.
| Беседа
| Часть 1
введение;
всемирная § 3
|
|
2
| Первобытная эпоха
| 1
| Урок изучения нового материала
| Человеческое общество и природные сообщества, этапы становления человека, происхождение человеческих рас.
| Характеризовать хозяйственную деятельность человека, проблемы в отношениях человека и природы, указывать факторы зарождения имущественного неравенства и появления частной собственности
| Сообщения учащихся, решение проблемных задач
| всемирная §4-5
|
|
3
| Деспотии Востока
| 1
| Урок изучения нового материала
| Принципы периодизации древней истории. Предпосылки возникновения государств. Географическое положение, материальная культура, социальная структура.
| Выявлять предпосылки формирования древнейших цивилизаций
| Работа с документами
| всемирная §6
|
|
4
| Города-государства Греции и Италии
| 1
| Урок изучения нового материала
| Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций
| Характеризовать древнейшие цивилизации Греции и Италии, особенности хозяйственной деятельности
| Сравнительная таблица, анализ видеоматериалов
| всемирная §8
|
|
5
| Возвышение Рима
| 1
| Комбинированный урок
| Римская республика и римская империя. Римское право. Демократия и тирания. Ментальные особенности античного общества
| Выявлять причины и результаты Пунических войн, факторы кризиса римской империи
| Работа с документами, индивидуальные задания
| всемирная § 10
|
|
6
| Период раннего Средневековья
(V-X вв.)
| 1
| Урок применения знаний
| Принципы периодизации средневековья, историческая карта средневековья, «Великое переселение народов»
| Характеризовать хронологию Средневековья, мировоззрения средневекового европейца, причины и последствия «Великого переселения народов»
| Работа в группах с текстом учебника и дополнительным материалом
| всемирная §13-14
|
|
7
| Индоевропейцы. Исторические корни славян
| 1
| Комбинированный урок
| «Великое переселение народов» и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев
| Знать об этногенезе восточных славян, понимать место славянской этнической и языковой группы в общей индоевропейской системе, определять основные восточнославянские племена, характеризовать быт, занятия, язык восточных славян, указывать территорию их расселения
| Беседа.
Мини-тесты.
Рефлексия. Составление схем
| § 1
|
|
8
| Восточные славяне в VIII –IX вв. Появление государства Русь. Первые русские князья
| 1
| Комбинированный урок
| Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Складывание государства у восточных славян. Дань и подданство. Князья и их дружины. Торговый путь «из варяг в греки»
| Знать причины и факторы возникновения русской государственности; понимать многонациональный характер первого русского государства; формировать собственную позицию по поводу разных теорий образования древнерусского государства
| Анализ составленных обучающихся схем с выводами, рефлексия
| § 2-3
|
|
9
| Древнерусское государство
при Святославе и Владимире
| 1
| Комбинированный урок
Практическое применение знаний, умений.
«Мозговой штурм»
| Княжеские усобицы. Принятие христианства. Культура Руси как один из факторов образования Древнерусского государства
| Выделять особенности правления Святослава. Определять основные направления внешнеполитической деятельности первых русских князей до начала Х века. Давать её оценку.
| Решение исторических задач
| § 4—5
|
|
10
| Правление Ярослава Мудрого.
Развитие феодальных отношений
при Ярославичах
| 1
| Урок практического применения умений
| Древнерусское государство при Ярославе. Особенности экономического и политического развития. Внешнеполитические связи Руси
| Определять причины и оценивать значение принятия христианства для социально-политического развития государства и в качестве цивилизационного выбора. Объяснять смысл понятий: католицизм, православие.
| Анализ ответов, таблиц, схем
| § 6—7
|
|
11
| Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
| 1
| Комбинированный урок
| Политическая раздробленность на западе и востоке Европы. Общее и особенное. Усобицы на Руси.
| Понимать неизбежность княжеских усобиц в данный исторический период, знать причины соперничества феодальных кланов. Видеть и центростремительные тенденции в жизни русского государства, характеризовать политику Владимира Мономаха как стремление восстановить единство державы. Использовать принципы временного анализа
| Схема
| § 8
|
|
12
| Политическая раздробленность Руси
| 1
| Урок формирования новых умений
| Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель
| Объяснять причины феодальной раздробленности на Руси; понимать основные тенденции внутренней политики и внешних отношений отдельных княжеств друг с другом. Видеть закономерность этого периода, негативные и позитивные процессы двухвековой раздробленности.
| Рецензирование докладов самими обучающимися. Мини-тестирование
| § 9
|
|
13
| Культура Руси в X — начале XI в. Зарождение русской цивилизации
| 1
| Урок изучения новых знаний. Лекция
| Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешнеполитических факторов на развитие русской культуры. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии
| Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать её достижения
| Обсуждение вопросов. Проблем. Рецензирование докладов самими учащимися
| § 10
|
|
14
| Западная Европа в XII—XIII вв.
| 1
| Комбинированный урок
| Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе. Роль церкви.
| Объяснять процесс становления средневековых городов, указывать причины обострения конфликтов между церковной и светской властью
| Вопросы и задания к документам
| всемирная § 19
|
|
15
| Монголо-татарское нашествие
на Русь
| 1
| Урок формирования новых умений. Практическое применение знаний, умений.
Диалог
| Образование монгольского государства. Первые завоевание монголов.
| Понимать причины завоевания Руси татаро-монголами, их цели, задачи.
| Анализ карты, тестирование
| § 11
|
|
16
| Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси.
Первые схватки с крестоносцами и литовцами
| 1
| Урок практического применения знаний, умений.
Диалог
| Экспансия с запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Роль экспансии с Запада в истории народов Руси и Прибалтики. Русские земли в составе Великого княжества Литовского
| Понимать причины нашествия на Русь крестоносцев, их цели, задачи.
| Анализ схемы, дискуссия, рефлексия
| § 12
|
|
17
| Русь и Золотая Орда
при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси
| 1
| Комбинированный урок
| Орда и Русь. Восстановление экономики русских земель
| Знать причины установления монгольского ига на Руси и принципы управления Русью; обобщать итоги и понимать последствия более двухвекового владычества татаро-монгол
| Дискуссия. Рефлексия
| § 13
|
|
18
| Возвышение новых русских центров. Начало собирания земель вокруг Москвы
| 1
| Комбинированный урок
| Колонизация северо-Восточной Руси. Борьба Москвы и Твери. Причины победы Москвы.
| Понимать причины подъема, определить главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях
| Обсуждение исторических проблем, мини-дискуссия
| § 14
|
|
19
| Эпоха Куликовской битвы
| 1
| Комбинированный урок. Беседа
| Борьба за политическую гегемонию в северо-Восточной Руси.
| Характеризовать деятельность Дмитрия Ивановича, определять причины и последствия Куликовской битвы
| Обсуждение исторических проблем, мини-дискуссия
| § 15
|
|