Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале»





НазваниеУрок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале»
Дата публикации21.08.2014
Размер54.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале»

1.Способствовать формированию исторических понятий общего представления о религиозных верованиях народов Южного Урала X – XIII в.в.

2.Способствовать формированию гражданской позиции учащихся; патриотического отношения к своей родине; толерантного отношения и к представителям других конфессии.

3.Способствовать формированию умений работы с текстом; работой с картой; анализировать источники, умение обобщать(интерпретировать), сравнивать; оценить степень фальсификации источников; с историческими источниками на творческо - поисковом уровне.

Тип урока: комбинированный

Литература: 1.Учебник по истории Башкортостана 8-9 класс Башкирское издательство «Китап» -1993г.,

2.Юнусова А.Б.«Ислам в Башкортостане Уфа -1999.

3.Кобищанов Ю.М. Введение // Очерки истории распространения исламской цивилизации. – М.: РОССПЭН, 2002. Т. 2. С. 6.

4. С.И.Руденко и башкиры- «Гилем»- РАН УНЦ Уфа, 1998 (с. 180-187).

Ход урока:

Этапы урока

Актуализация знании.


Вопросы учителя

Ответы учеников


1.Какие религиозные верования были распространены на Южном Урале?

2.Какие религии были распространены у ближайших соседних народов?

3.В какое государство в 13 веке вошли башкиры, булгары, кипчаки?

4.Какую религию исповедовали жители Золотой Орды?

1.Анимизм, тенгрианство, шаманизм, культ предков, тотемизм.
2.У волжских булгар ислам, на Руси христианство.
3.Золотая Орда

4.Тенгрианство, шаманизм, культ предков, тотемизм, христианство, ислам. С приходом к власти хана Узбека распространился ислам.


Переход к новой теме.

Слова учителя: В эпоху раннего Средневековья на просторах северной Евразии происходили массовые миграции и интенсивный культурный обмен, в результате которых среди коренных народов Поволжья и Приуралья стала формироваться тюркско-ханафитская ветвь исламской цивилизации. Население Волжской Булгарии стало одной из первых носителей и распространителей этой религии в данном регионе. Это были традиционные для данного исторического периода связи, основанные на торговле, взаимообмене, центром которых были города Центральной Азии.

Становление ислама в Поволжье и на территории нашей страны в целом тесно связано с историей Улуса Джучи, более известного, как Золотая Орда.

Бесправное положение, лишение земель в пользу при­шлого населения, уплата неимоверных налогов, выплата различных повинностей в пользу власти золотоордынских ханов вызнали серьезные изменения во всех сферах жизни башкирского народа. Они, прежде всего, коснулись об­щественных отношений, ибо новые исторические условия XIII-XIV вв. на Южном Урале сложились, как форма господства и эксплуатации башкир со стороны правите­лей Золотой Орды.

Другим важным изменением в жизни башкир XIII - XIV вв явилось завершение процесса перехода к религии ислам. Как известно, он начался в Xв. и к началу XIII в. значительная группа башкир исповедовала новую религию. Мы с вами выяснили, что до XIII века население Южного Урала преимущественно были язычниками. Хотя учеными археологами даются данные о проникновении на территорию современного западного Башкортостана ислама и до XIII века. Утверждение же ислама тесно связанно с историей Золотой орды и ее ханов Берке и Узбека.

Ребята давайте с вами на уроке разберем причины принятия ислама Золотой ордой, ареал распространения этой религии, ценности, которая принесла эта религия.

А сейчас каждый ряд получит свое задание. Тем самым мы сделаем большой объем работы. А потом мы проанализируем работу каждого ряда.

Причины распространения ислама и окончательное утверждение этой религии.

Где были найдены археологические памятники подтверждающие принятие ислама.

Традиции и обычаи привносимые новой религией

По мере усиления эксплуатации росло сопротивление покоренных народов власти золотоордынских ханов. Чтобы облегчить себе задачу удержания их в повиновении, они обратились за помощью к исламу, проповедующему своим последователям покорность, божественное происхождение власти хана и сложившихся отношений между бедными и богатыми, между завоевателями и покоренными. Принято считать, что окончательное утверждение среди башкир ислама как идеологии феодального общества про­исходит в 20—-30-е гг. XIV в. и связано с именем золотоордынского хана Узбека. Распространение ислама он превра­тил в официальную политику своего государства. Оно со­провождалось гонением на местные древние религии, ак­тивным строительством мечетей и принуждением людей.

В окончательном утверждении ислама в стране баш­кир роль своеобразного центра сыграли города Золотой Орды в Среднем Поволжье Сохранились различные пись­менные источники, свидетельствующие о том, что в булгарских городах обучались представители башкир.



Своеобразным отзвуком происшедшей тогда смены ре­лигии является возникновение в XIV в. в различных местах Южного Урала своеобразных памятников раннемусульман-ской культуры — монументальных мавзолеев из камня и кирпича над могилами знатных людей. Один подобный мавзолей хорошо сохранился до наши-х дней близ д. Ниж­ние Тирмы на р. Дема. Он построен fo хорошо обтесанных камней. Основу его составляет гфямочзольник размером 6,6x6 м. На высоте 1,8 м стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. Мавзолейимеет небольшой прямоугольный пристрой, служивший вхо­дом Толщина стен более 1 м. а высота до купола—8 м.

Копией этого мавзолея являлся мавзолей Хусейн бека близ станции Чишма. Помимо мавзолеев на Южном Урале археологами ис­следовано более 10 рядовых кладбищ башкирских пле­мен XIII -XIV вв.

Мавзолеи из кирпича в степной зоне Южного Урала по форме и технике строительства ничем не отличаются от сотен подобных памятников, разбросанных на территории Казахстана и Средней Азии.


На территории Южного Урала появляются миссионеры из Средней Азии и Булгар. С их приходом появляется адаптированные к кочевым условиям институт судей по шариату, мул, распространяется грамотность, так как мусульманину нужно уметь читать коран. Трансформируются свадебные, родильные и похоронные обряды, теперь приходит на них мулла. Под влиянием мусуль­манства среди башкир начи­нается распространение арабского письма, о чем сви­детельствуют возникшие в XIV в. тексты каменных плит над могилами известных то­гда людей . Материалы исследований показывают. что абсолютное большинство умерших и них было уже по­гребено по мусульманскому обычаю: без вешен, в узких могилах, головой па запад, лицом па юг.

Верования становятся синкретичными , то есть языческие верования органично вплетаются в ислам.



Каждая группа выделяет учащегося, который перед доской рассказывает о проделанной работе делает вывод по теме.

Слова учителя: мы разобрались в этой теме, но процесс принятия религии очень долги и у археологов имеются так же данные о том, что умерших хоронили с серьезными отклонениями от орто­доксального мусульманского погребального обряда. На­пример, во многих из них обнаружены языческие пережит­ки в виде остатков роскошной одежды из привозных шелковых тканей, украшений (височные подвески, зерка­ла) и других предметов. Эти примеры свидетельствуют о том. что мусульманская религия полностью не вытеснила в быту, в сознании тогдашних башкир традиционные об­ряды и религиозные представления, сложившиеся в глу­бокой древности под влиянием языческой религии.

Домашнее задание: написать сочинение на одну из выбранных тем:

1)1.Я современник участник событии.

2. Я современник наблюдатель событии – иностранец.

2) Я современный ученый изучающии данный период.

3)Учебник §3 отвечать на вопросы 1-3.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» iconВласть и культура на Южном Урале в 50- е 70- е гг. XX века
Работа выполнена на кафедре Отечественной истории фгоу впо «Оренбургский государственный университет»
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» iconМетодические рекомендации допущено Научно-методическим советом по...
...
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» iconТема: принятие решений в системе менеджменте
Определения основных понятий, характеризующих функцию управления «принятие решения»
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» icon60-е Урок пения 70-е Принятие в пионеры

Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» iconКурс лекций по истории для студентов заочного отделения Возникновение...
Киеву. Важнейшим фактором укрепления Киевского государства стало принятие христианства в 988 г при князе Владимире. Принятие христианства...
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» iconУрок для 5 класса Цели урока
Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» iconСовременный урок в контексте фгос нового поколения
Имущественные и неимущественные права» (экономический и правовой аспекты понятия «Собственность») учителями Говорищевой А. Ю., Сороколетовой...
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематичсеские уроки «Кокосовый краб» для 6В класса, 1 урок каб. 111 для 6А класса 7 урок
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» iconКанеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе требований фгос ноо, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой...
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» iconУрок для 6 класса. Урок-викторина: «Мир графического дизайна»
Нетрадиционный урок для 6 класса. Урок-викторина: «Мир графического дизайна» (коллективно-производственная деятельность: «Логотип...
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» iconУрок Тема урока Цели и задачи
Знакомство с правилами психологического тренинга. Формирование представлений о психологическом тренинге; обсуждение и принятие правил...
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» iconУрок "Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение"
Уяснить образ Владимира Красно Солнышка, цели проводимых им войн, походов и реформ
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» iconПрограммы Microsoft Office (Power Point, Word, Excel), Paint; Internet...
Этот урок – урок изучения нового материала в рамках программы 10 класса (глава «Основы генетики»). Но в начале я решила дополнить...
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» icon2. Принятие решений по финансовым инвестициям 19
В состав практикума включены практические задания и задачи по таким разделам, как финансовый анализ деятельности компании, принятие...
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» iconАннотация дисциплины
Аннотация дисциплины «Искусство иконописи на Урале» для ооп направления 035400 «История искусств»
Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» iconКак сейчас живет Иран?
Ислам как государственная религия в Иране. Исторический аспект. Историко-культурные основания для выбора шиитского направления Ислама...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск