Скачать 46.41 Kb.
|
Проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время. Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Ребенок теряет интерес к изучению истории. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков. В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения была и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся способствует гуманизации образования и продуктивности обучения. В школе необходимо создать такие педагогические условия, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых проблем. Наиболее эффективным в этом плане является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Форма работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов или занимаются исследованием, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России. В проектной деятельности удаётся, как правило, наладить диалог между учителем и учеником, свободный от давления и назидания. На уроках и во внеурочное время мы уделяем внимание развитию исследовательских навыков через проектную деятельность. Возникает вопрос: с какого возраста школьники готовы к проектной деятельности? Оценивая уровень сформированности таких умений и навыков у учащихся, как коммуникативный показатель (спрашивать и выяснять точку зрения собеседника, выражать свое мнение, договариваться) и установки на учебное сотрудничество; интеллектуальный: освоенность ряда приемов мыслительной деятельности (сравнение, вычленение существенного признака, обобщение); оценочный показатель: наличие опыта анализа и оценивания своей деятельности и деятельности одноклассников - считаю целесообразно использовать проектно-учебную деятельность на уроках истории с 5 класса. Виды проектов, используемых в практической деятельности «Моя родословная»; «Семейная реликвия»; «Биография моего предка» Начиная с 7 класса, можно начинать использовать следующие методы -проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский; Приемы, используемые на уроках и внеурочной деятельности: - ролевая игра, творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие, реферат, эссе, опережающее задание, использование мультимедийных средств обучения; нетрадиционные формы уроков: - урок-конференция, - семинар по защите творческих проектов, - ролевая игра, урок-путешествие, - видеоурок, урок-суд, урок-экскурсия; формы работы:
Дети с удовольствием участвуют в ролевых играх, например ролевая игра «Избирательная кампания». В ходе подведения итогов учащиеся высказали предложение проводить такие игры как можно чаще. Они сами увидели «слабые места» в своей подготовке, признавшись, что плохо представляют себе не только механизмы политической жизни, но и реалии сегодняшнего дня. По достоинству оценили ребята удачи своих одноклассников. Вырос интерес школьников к актуальным вопросам политической и экономической жизни. Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполняются во внеурочное время. Метод проектов я считаю специфическим этапом формирования знаний. Он служит определенным стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предметам обществоведческого цикла. Творческие проекты особенно актуальны в ходе преподавания истории и обществознания, так как позволяют учащимся проявить свои способности, а также обобщить и систематизировать изучаемый материал, представить его в нестандартной форме. Организация самостоятельной проектной деятельности учащихся позволила выделить следующие положительные результаты данного метода: развитие ключевых компетенций, отработка их на практике; расширение кругозора учащихся; выявление лидерских, организационных способностей; в широкой мере раскрываются инициативность, творческий потенциал. Но есть и определенные трудности трудно совместить данный метод с урочной системой; трудоемкий метод, учитель затрачивает много времени, что очень тяжело при большой нагрузке; мало интересных, нестандартных форм презентаций. Результатами активного внедрения метода проектов на уроках истории и обществознания является: повышение творческой активности учащихся на уроке; развитие их логического и критического мышления; расширение кругозора школьников. Главный результат - компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности. |
«Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность... Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,... | «Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный... | Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую... | ||
Тема: «Проблемные ситуации и подходы к их решению» Предмет: проектная деятельность Харитонова Светлана Леонидовна, учитель истории и обществознания высшей категории маоу гимназия г. Чайковский | Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания | ||
Икт на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т | Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... «Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий» | ||
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной... Обмен опытом по теме: «Проектно – исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания» | Реализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,... | ||
«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во... Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский... | Тема: «Контроль знаний на уроках истории и обществознания» Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе... | ||
Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской... Свою педагогическую деятельность, в качестве учителя истории и обществознания, я начала в 2005 году. Проблема, над которой сегодня... | Анализ работы кафедры «Искусство и технология» за 2012-2013 учебный год М/С:«Повышение качества образования на основе системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании»и методической темой кафедры:«Проектная... | ||
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний Используя, инновационную деятельность в своей работе учитель не только развивает творческий потенциал учащихся, но и собственные... | Научно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы... ... |