№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы минимального содержания образования
| Требования
к уровню подготовки
обучающихся
| Вид
контроля
| Домашнее
задание
| Дата
|
|
План
| Факт
|
|
Общество и человек (7 ч)
|
|
1
| Что такое общество
| 1
| Вводный урок
| Структура и сущности современного общества. Различные подходы к его определению. Понятие «общество» в различные исторические эпохи: соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Общество как социальный организм. Сферы общества; их характеристика
| Знать: понятия «общество», «страна», «государство»; сферы общества
(экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику; что такое сообщество, организации, трудовые коллективы, семья, школа
| Ответы на вопросы
| Для всех учащихся: § 1.
Репродуктивный уровень: в. 1–2.
Конструктивный уровень: в. 3.
Творческий уровень: рассказ на тему «Путешествие в античное общество»
| 02
09
|
|
|
2
| Происхождение и развитие человека
| 1
| Комбинированный урок
| Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Изменение образа жизни людей. Совершенствование орудий
труда. Технический прогресс. Развитие общества. Социальный прогресс. Племена. Общины
| Знать: определения «прогресс», «орудия труда», «социальный прогресс», «технический прогресс»; изменение образа жизни людей, совершенствование орудий труда
| Работа
с текстом по группам
| Для всех учащихся: § 2.
Репродуктивный уровень: в. 1–2, 4–5.
| 09
09
|
|
|
3
| Исторические ступени развития общества
| 1
| Комбинированный урок
| Основные занятия: охота и собирательство. Огородничество: новые орудия труда, новые технологии. Переход к земледелию и скотоводству: причины и последствия
| Знать об основных занятиях человека в первобытном обществе
|
| Для всех учащихся: § 3.
Репродуктивный уровень: в. 1–3.
Творческий уровень: практикум, в. 3
| 16
09
|
|
|
4
| Современное общество
| 1
| Комбинированный урок
| Современное производство, его отличительные черты. Компьютер Интернет. Проблемы, связанные с современным производством, с современными средствами связи. Плюсы и минусы использования современных средств производства.
| Знать, что такое современное производство, его отличительные черты
|
| Для всех учащихся: § 4.
Репродуктивный уровень: в. 1–4.
Конструктивный уровень: практикум, в. 1.
Творческий уровень: мини-сочинение «Я и компьютер: плюсы и минусы»
| 23
09
|
|
|
5
| Человечество как сумма поколений
| 1
| Комбинированный урок
| Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Поколение как часть человечества. Современ-
ники, предки и потомки. Конфликт поколений. Культурная память поколений. Понятие «культурное наследие»
| Знать процесс роста населения на Земле, понятия «человечество», «культурное наследие»
|
| Для всех учащихся: § 5.
Репродуктивный уровень: в. 1–2.
Конструктивный уровень: составить родословную своей семьи,
| 30
09
|
|
|
6
| Человек, общество, природа
| 1
| Комбинированный урок
| Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества. Понятия, термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы
| Уметь объяснять взаимосвязь природы и общества; характеризовать экологические проблемы.
Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи. Знать понятия и термины
| Работа
с документами
| Для всех учащихся: § 6, подготовка к тесту.
Репродуктивный уровень: в. 1, 4–6.
Конструктивный уровень: схема «Влияние жизнедеятельности человека на природу»
| 07
10
|
|
|
7
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество»
| 1
| Повт.-обобщ. урок
| Повторение темы: «Человек и общество»
| Знать материал темы «Человек и общество»
| Тест
| Творческий уровень: разработать правила экологического поведения школьника (по группам)
| 14
10
|
|
|
Экономическая сфера общества (8 ч)
|
|
|
|
|
|
|
| 21
10
|
8
| Что такое экономика
| 1
| Комбинированный урок
| Экономическая сфера общества. Экономика как хозяйство. Производители. Потребители. Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические потребности и возможности. Стадии развития капитализма. Бизнес
| Знать, кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определения экономики
|
| Для всех учащихся: § 7.
Репродуктивный уровень: в. 1, 2, 4.
| 21.10
|
|
|
9
| Рынок
| 1
| Комбинированный урок
| Товары и услуги. Рынок. Купля-продажа. Деньги, их роль в экономике. Операции с денежными средствами
| Знать, что такое товары и услуги, рынок, договор купли-продажи, деньги и операции
с деньгами
|
| Для всех учащихся: § 8.
Репродуктивный уровень: в. 1–5.
Творческий уровень: сообщение на тему «История денег»
| 28.10
|
|
|
10
| Что такое предпринимательство и бизнес
| 1
| Комбинированный урок
| Мир бизнеса. Организация бизнеса. Предприниматели. Менеджеры. Капитал
| Знать основные определения урока, стадии развития капитализма
|
| Для всех учащихся: § 9.
Репродуктивный уровень: в. 1–3.
Творческий уровень: мини-сочинение на тему «Экономика вокруг нас»
| 11
11
|
|
|
11
| Домашнее хозяйство
| 1
| Комбинированный урок
| Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника
| Знать основные определения урока; знать, как формируются и распределяются налоги; возможности организации труда ребенка
|
| Для всех учащихся: § 10.
Репродуктивный уровень: в. 1–3.
Конструктивный уровень: практикум, в. 1
| 18
11
|
|
|
12
| Экономическая деятельность подростков
| 1
| Комбинированный урок
| Молодежная экономика. Карманные деньги. Возможные способы заработков для подростков. Умение распоряжаться деньгами
| Знать, что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков
| Практикум
| Для всех учащихся: § 11.
Репродуктивный уровень: в. 1, 3.
Конструктивный уровень: в. 2.
Творческий уровень: практикум, в. 2
| 25.
11
|
|
|
13–14
| Труд с точки зрения закона
| 2
| Урок-практикум
| Отношение к труду в современном обществе. Право на труд. Трудовой договор. Нормы трудового права. Особенности труда несовершеннолетних. Труд и отдых. Взаимосвязь прав и обязанностей. Обязанности граждан. Налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества. Забота о детях
| Знать, как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних, труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей, обязанности граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях)
| Работа
с историческим текстом
| Для всех учащихся: § 12, подготовка к тесту.
Репродуктивный уровень: в. 1, 3–5.
Конструктивный уровень: в. 2.
Творческий уровень: практикум, в. 3
| 02
12 09
12
|
|
|
15
| «Экономическая сфера»
| 1
| Повт.-обобщ. урок
| Повторение темы «Экономическая сфера»
| Знать материал темы «Экономическая сфера»
| Тест
| Творческий уровень: синквейн «Деньги»
| 16.
12
|
|
|
Социальная сфера общества (3 ч)
|
|
16
| Социальная структура общества
| 1
| Комбинированный урок
| Сложное строение общества. Социальные группы и их совокупность. Малые и большие группы. Социальное неравенство. Богатые и бедные. Понятия, термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность
| Уметь характеризовать социальные отношения, социальные группы.
Знать понятия
и термины
|
| Для всех учащихся: § 13.
Репродуктивный уровень: в. 1–4.
Творческий уровень: практикум, в. 1
| 23
12
|
|
|
17
| Семья
| 1
| Урок-беседа
| Семья. Отношения в семье. Семья как фундамент общества и малая социальная группа. Эволюция семьи Семья. Отношения в семье. Семья как фундамент общества и малая социальная группа. Эволюция семьи. Понятия, термины: семья, брак, развод, малая социальная группа.
| Уметь характеризовать основные нормы правовых основ брака; называть основные Уметь характеризовать основные нормы правовых основ брака; называть основные нормы этики семейных отношений; характеризовать семью как малую группу.
|
| Для всех учащихся: § 14.
Репродуктивный уровень: в. 1–3, 5.
Для всех учащихся: § 14.
Репродуктивный уровень: в. 1–3, 5.
Конструктивный уровень: таблица «Обязанности членов твоей семьи»
| 30
12
|
|
|
18
| Правила и нормы поведения
в обществе
| 1
| Комбинированный урок
| Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право. Нарушение норм и его последствия. Ответственность человека за его поступки. Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни
| Знать основные правила и нормы поведения в обществе, меры ответственности за нарушение общественных норм, методы борьбы с общественно-опасными явлениями, способы формирования здорового образа жизни
|
| Для всех учащихся: § 15.
Репродуктивный уровень: в. 1–3.
Конструктивный уровень: практикум, в. 2
| 13
01
|
|
|
Политика и право(6 ч)
|
|
|
|
|
|
|
| 20
01
|
19
| Государство
и его граждане
| 1
| Комбинированный урок
| История понятия «гражданин». Гражданин и государство. Гражданство. Закон «О гражданстве». Отличительные черты Российского государства
| Знать историю понятия «гражданин»; определения гражданина и гражданства; что такое закон «О гражданстве»; отличительные черты Российского государства
| Работа
с документом
| Для всех учащихся: § 16.
Репродуктивный уровень: в. 1–2.
Творческий уровень: продолжить фразу «Признаками государства являются…»
| 20
01
|
|
|
20
| Право на службе человека
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие права. Источники права, их отличительные черты. История права. Права и обязанности несовершеннолетних. Право на собственность. Право на образование. Право и семья. Понятие ответственности. Преступление и уголовная ответственность
| Знать понятия: право, источники права, их отличительные черты; историю зарождения права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятия ответственности, преступления и уголовной ответственности
|
| Для всех учащихся: § 17.
Репродуктивный уровень: в. 1–3.
Творческий уровень: мини-сочинение на тему «Надо ли наказывать за преступления?».
| 27
01
|
|
|
21
| Основной закон страны
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие «конституция», ее значение в государстве. История создания Конституции РФ.
Конституция и другие законы. Порядок принятия и изменения Конституции. Содержание и форма основного закона РФ. Власть по Конституции РФ. Разделение властей. Президент. Совет Федерации. Государственная дума. Местное самоуправление
| Знать понятие «конституция»
и значение конституции в государстве, исто-
рию создания Конституции РФ, порядок принятия и изменения Конституции. Знать содержание
и форму основного закона РФ; что такое власть по Конституции РФ, разделение властей, Президент, Совет Федерации, Государственная дума, местное самоуправление
| Работа
с документом
| Для всех учащихся: § 18.
Репродуктивный уровень: в. 1–4.
Конструктивный уровень: практикум, в. 2
| 04
02
|
|
|
22
| Права и правопорядок
| 1
| Урок-игра
| Необходимость установления и сохранения порядка
и законности в стране. Правопорядок, законность
и их взаимосвязь. Роль граждан в сохранении правопорядка. Правоохранительные органы (милиция общественной безопасности, криминальная
милиция), их функции. Судебные органы. Юридическая защита
| Знать понятия: правопорядок, законность, правоохранительные органы
(и их функции), судебные органы, юридическая защита; знать, в чем состоит необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране, роль граждан в сохранении правопорядка
| Деловая игра «Учимся жить
по правилам»
| Для всех учащихся: § 19.
Репродуктивный уровень: в. 1–3.
Конструктивный уровень: практикум, в. 1–2 (работа по группам)
| 10
02
|
|
|
23
| Как можно защититься от несправедливости
| 1
| Комбинированный урок
| Различные источники нарушения прав граждан. Способы защиты прав (осторожность, сохранение документов, компромисс). Судебное разбирательство. Принципы и порядок деятельности судов
в РФ
| Знать различные источники нарушения прав граждан, способы защиты прав, принципы и порядок деятельности судов
в РФ
| Работа
с документом
| Для всех учащихся: § 20, подготовка к тесту.
Репродуктивный уровень: в. 1–2, 4.
Конструктивный уровень: в. 3.
Творческий уровень: практикум
| 17
02
|
|
|
24
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика и право»
| 1
| Повт.-обобщ. урок
| Повторение темы «Политика и право»
| Знать материал темы «Политика и право»
| Тест
| Конструктивный уровень: схема «Судебная система РФ»
| 24
02
|
|
|
Духовная сфера общества (4 ч)
|
|
|
|
|
|
|
| 03
03
|
25
| Наука и образование
| 1
| Комбинированный урок
| Наука и научные знания. Система наук. Естественные науки. Общественные науки. Методы исследования. Опрос, наблюдение, эксперимент, измерение
| Знать, что такое наука и научные знания, система наук, естественные науки, общественные науки, опрос, наблюдение, эксперимент, измерения
| Кроссворд «В мире науки»
| Для всех учащихся: § 21.
Репродуктивный уровень: в. 1–3.
Конструктивный уровень: работа с документом.
| 10
03
|
|
|
26
| Мораль
| 1
| Комбинированный урок
| Мораль. Общественное мнение и его влияние на человека. Сходства
и отличия морали
и права. Представления о добре и зле в разные исторические эпохи. Право и добро
| Знать, что такое мораль, общественное мнение, его влияние на человека; сходства и отличия морали и права, представления о добре и зле в разные исторические эпохи, соотношение права и добра
|
| Для всех учащихся: § 22.
Репродуктивный уровень: в. 1–3.
Конструктивный уровень: практикум, в. 1.
Творческий уровень: в. 5
| 17
03
|
|
|
27
| Идеал и ценности
| 1
| Комбинированный урок
| Определение идеала. Идеалист. Идеализация. Герой как воплощение идеала. Вечные идеалы. Конкретные идеалы разных поколений. Определение ценностей. Вечные ценности: истина, красота, добро, справедливость, свобода. Ценности семейной жизни.
Конфликт ценностей. Нравственная дилемма. Ценности подростков. Три этапа нравственного развития
| Знать определения: идеал, идеалист, идеализация, герой; что такое вечные идеалы, конкретные идеалы, определение ценностей; что такое вечные ценности, ценности семейной жизни, конфликт ценностей, нравственная дилемма.
Знать ценности подростков, три этапа нравственного развития
|
| Для всех учащихся: § 23, подготовка к тесту.
Репродуктивный уровень: в. 1, 2, 4.
Конструктивный уровень: практикум, в. 2.
Творческий уровень: в. 6
| 02
04
|
|
|
28
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества»
| 1
| Повт.-обобщ. урок
| Повторение темы «Духовная сфера общества»
| Знать материал темы «Духовная сфера общества»
| Тест
| Творческий уровень: как вы понимаете выражение «У каждого времени свои герои»?
| 09
04
|
|
|
Ребенок в обществе(5 ч)
|
|
|
|
|
|
|
| 16
04
|
29
| Ребенок в семье
| 1
| Урок-беседа
| Детство. Определение детства. Мир детства. Отличие взрослых и детей. Три стадии детства, их характеристика. Ребенок в обществе. Права ребенка и их защита
| Знать определения: «детство», «мир детства», отличие взрослых и детей, три стадии детства, их характеристику
|
| Для всех учащихся: § 24.
Репродуктивный уровень: в. 3.
Творческий уровень: практикум, в. 1
| 23
04
|
|
|
30
| Взаимоотношения детей
и родителей
| 1
| Комбинированный урок
| Права и обязанности родителей
и детей. Понятие воспитания. Воспитание духовности как специфическая черта человеческого общества. Влияние семьи и родителей на ребенка.
Атмосфера в семье. Личный пример родителей. Отличие в восприятии детьми и родителями друг друга. Необходимые детям качества родителей
| Знать основные обязанности родителей; знать о том, как влияют семья и родители на ребенка
| Синквейн «Семья»
| Для всех учащихся: § 25.
Репродуктивный уровень: в. 1, 2, 5
| 30.04
|
|
|
31
| Ребенок в школе
| 1
| Урок-диспут
| Права и обязанности школьника. Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Доступность школы. Обязательное обучение. Школа
в информационном обществе. Роль школы. Воспитательная роль школы. Необходимость хорошего образования. Основные проблемы в школе. Неуспеваемость. Неумение находить общий язык с одноклассниками. Причины проблем. Отношение семьи
к школьным проблемам.
Последствия нерешенных школьных проблем. Пути разрешения проблем
| Знать принципы обучения, роль школы
в информационном обществе, основные проблемы в школе, причины проблем и пути их разрешения
|
| Для всех учащихся: § 26.
Репродуктивный уровень: в. 1–5.
Конструктивный уровень: практикум, в. 3.
Творческий уровень: практикум, в. 1
| 04
05-
|
|
|
32
| Друзья и ровесники
| 1
| Урок-беседа
| Понимание дружбы в разные исторические эпохи. Роль дружбы на всех этапах жизни человека. Истинная дружба. Старинная дружба. Верность. Дружба в подростковом возрасте, ее изменения. Отличие дружбы от товарищества и приятельства
| Знать о роли дружбы и товарищества на всех этапах жизни человека, чем отличается дружба от товарищества и приятельства
|
| Для всех учащихся: § 27, подготовка к тесту.
Репродуктивный уровень: в. 1, 2.
Творческий уровень: как вы понимаете пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?
| 11
05
|
|
|
33
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Ребенок
в обществе»
| 1
| Повт.-обобщ. урок
| Повторение темы «Ребенок в обществе»
| Знать материал темы «Ребенок в обществе»
| Тест
| Для всех учащихся: подготовка к итоговой контрольной работе.
Творческий уровень: мини-сочинение «Мой лучший друг»
(«Моя лучшая подруга»)
| 18
05
|
|
|
34
35-
| Итоговое повторение
| 2
| Повт.-обобщ. урок
| Повторение курса «Общество и его сферы»
| Знать материал темы «Общество и его сферы»
| К/р
|
| 25
05 – 30.05
|
|
|