Скачать 96.5 Kb.
|
Урок: А.Невский и Д.Галицкий - исторический портрет в контексте истории. ( практика показывает, что одного урока недостаточно для данной темы , в тематическом планировании – два часа). Задачи урока: Образовательные: 1.Рассмотреть основные события жизнедеятельности А.Невского и Д.Галицкого. 2.Познакомить учащихся с цивилизационной дилеммой, вставшей перед Д.Невским и Д.Галицким , русскими княжествами в XIII в. 3.Познакомить учащихся с оценками деятельности князей, данными историками и современниками. Развивающие: 1.Формирование умений использовать различные источники информации при оценки исторических деятелей. 2.Формирование умения анализировать факты с точки зрения конкретно исторического подхода. 3.Развитие умений работать с письменными историческими источниками. 4.Формирование умения составлять и отстаивать собственную точку зрения, основанную на фактическом материале, избегая крайностей. 5.Формирование умения участвовать в обсуждении исторических проблем. 6.Формирование позитивных установок и навыков в общении. 7. Формирование критического мышления. Воспитательные: 1.Воспитание уважения к истории как науке. Тип урока: Проблемно-теоретический. Форма урока: Семинарское занятие. Задание учащимся к семинару : Изучить по учебной и дополнительной литературе факты биографии Александра Невского и Даниила Галицкого (лучше по вариантам), выписать в тетрадь наиболее значительные с их точки зрения события, оценки, содержащиеся в исторической литературе. Оборудование: 1.Фрагмент к/ф. «Александр Невский» 2.Печатные материалы. 3.Выставка исторической литературы. 4.Таблица на доске: «Сравнительная характеристика исторических деятелей». Ход урока. 1.Мотивационный этап урока Сегодняшний наш урок продолжает тему «Русские княжества в период феодальной раздробленности». Семинарское занятие – форма самостоятельной работы учащихся. Изучая русскую историю, мы с вами уже накопили достаточно опыта, чтобы анализировать деятельность отдельных исторических деятелей.. Хотелось , чтобы и сегодняшний урок помог вам научиться высказывать собственное мнение, формировать собственное видение исторического процесса , основанное на ваших убеждениях , сформированных в процессе знакомства с историческими источниками и исторической литературой. Тема нашего урока нами еще не сформулирована, хотя в процессе подготовки к нему вы знакомились с биографическими данными, основными направлениями деятельности русских князей А.Невского и Д.Галицкого. Почему я предложил вам обратиться именно к этим историческим деятелям? Предполагаемый ответ учащихся : 1.Это наиболее крупные фигуры 13 столетия, которые мы изучаем. 2. Они жили и правили примерно в одно и тоже время. (Д.Галицкий 1238-1264; А.Невский 1252-1262). 3. Они стояли во главе крупнейших, со своими особенностями княжеств периода феодальной раздробленности. 4. Отметили свое правление яркой исторической деятельностью. 5. Стали героями русского летописания и агиографии. 6. Историки Руси XIII в считали необходимым высказаться по поводу их деятельности. 7. В массовом сознании сложилась определенные стереотипы в оценке по деятельности, которые мешают сформировать собственный взгляд на нее. (Демонстрация картины Корина «Александр Невский») 8. Их биографии говорят о раннем формировании личности политиков, имеющих собственное ведение ситуации , понимающих свою ответственность. Какие бы вопросы вы предложили обсудить, чтобы картина их жизни и деятельности была наиболее полной, объективной? (Учащиеся высказывают различные предложения, которые обобщаются учителем.) Я предлагаю Вам следующие проблемные вопросы : 1. Условия и истоки формирования личностей будущих политических деятелей. 2. Политика Невского и политика Галицкого: общее и различное. 3. Д.Галицкий и А.Невский перед судом истории (историки о великих князьях). В ходе подготовки к семинарскому занятию вы подробно знакомились с их деятельностью. Вам предлагается в ходе обсуждения , обобщить известные вам факты, внимательно послушать своих одноклассников и занести их по ходу урока в следующую таблицу: Таблица №1
Первый вопрос. Условия и истоки формирования личностей будущих политических деятелей. Учитель предлагает кому-либо ребят познакомить с биографическими данными А.Невского и Д.Галицкого. Затем идет беседа по уточняющим вопросам. Какие общие черты в биографических сведениях мы находим? Примерные ответы: а) раннее участие в борьбе за власть. б) опасность быть убитыми в междоусобной борьбе и в борьбе с боярством, внешними врагами в) они - наследники ярких исторических личностей предыдущей эпохи. г) влияние русской православной церкви (фигура Митрополита Кирилла) д) знание и понимание внешнеполитической ситуации, в которой оказались их княжества В чем определялась разница в судьбах А.Невского и Д.Галицкого? Невский – северо-восточная Русь, влияние отца, традиционная активность княжеской власти, ее доминирование в политической жизни княжества. Галицкий – юго-западная Русь, скитания и укрывательство в Европе, традиционная борьба за влияние в политической жизни княжества с боярством и городами. Различные обстоятельства, при которых они стали Великими князьями: Галицкий – до вторжения монголов, в сильном государстве; Невский после монгольского вторжения и отравление отца, в ходе соперничества с князьями. Проверка заполнения таблицы учащимися . Вывод : Общие черты в условиях формирования будущих политиков предполагают примерно одинаковое восприятие имеющих место политических проблем эпохи, своего места и роли в их решении. Различия в условиях, вероятнее всего, приведут к поискам различных вариантов подхода к политике. Второй вопрос С целью мотивации обсуждения второго вопроса учащимся предлагается просмотр фрагмента из к/ф «Александр Невский» (эпизод встречи Невского с монгольским отрядом, во главе с баскаком ведущим в Орду русский полон, у Плещеева озера.) Вопрос : О каком выборе, который предстояло делать князю Александру сообщает фильм? В ходе обсуждения формулируется следующая проблема для обсуждения, которая позволяет уточнить вопрос, сформулированный при первом обсуждении. Меж двух огней : угроза с Востока и угроза с Запада. Князья в условиях политического и морального выбора. «К моменту своего вокняжения на престол оба князя были достаточно зрелыми людьми. Более того, думаю, в силу своего честолюбия они не могли избежать его» (т.е. выбора) (Карамзин Н.М.) Далее в группах предлагается обсудить различные ситуации, которые определили политику князей в период их правления, опираясь на текст учебника, житие Александра Невского и Галицийскую летопись, а также постараться дать объяснение их действий. Одновременно с работой уч-ся в группах на доске индивидуально заполняется таблица «Русь между двух огней» (события 1220-х-1240-х гг.) Дополнительно к прочитанному учащимися предлагаются ситуации : Таблица №2
На основе обсуждения продолжается заполнение таблицы №1 Проверка составленной таблицы «Русь меж двух огней». Проверка заполненной таблицы №1. Вывод : в ходе нашей беседы мы установили, что основным отличием политики изучаемых нами исторических деятелей было различное отношение к проблеме выбора направленности политики . Этот выбор носил не столько ситуационный характер, но и означал определение вектора дальнейшего развития. Некоторые историки считают выбор, сделанный в XIII веке – цивилизационным. Третий вопрос Прежде, чем давать собственную оценку исторических личностей, которые были в центре нашего внимания, послушайте , какую оценку их деятельности давали историки. Выступления учащихся с сообщением о различных оценках, данных историками Александру Невскому и Даниилу Галицкому. Далее учащимся предлагается дать собственную оценку деятельности князей. Завершающий этап урока. Мне бы хотелось обратить ваше внимание на одну деталь в биографии наших героев. Последние три года жизни Даниила Галицкого прошли незаметно для современников. Летопись молчит о его деяниях. По-видимому, он совершенно отошел от дел и тихо доживал свой век в любимом замке Холм. По мнению некоторых историков в уходе Даниила был определенный политический смысл. Его активные политические шаги могли были стать причиной еще одного похода монголов в Галицко-Волынские земли. А он этого не желал. Александр Ярославич, когда смерть стояла у его изголовья захотел принять великую схиму – самый полный вид монашеского пострижения. Каждый из них, по-своему, оценил свою деятельность. Учащимся предлагается написать мини-сочинение «Моя оценка деятельности Александра Невского» или «Моя оценка Даниила Галицкого». Приложение 1. Историки о деятельности Александра Невского и Даниила Галицкого. «Слава этого князя была основана на необыкновенном успехе его деятельности. Многолетние смуты в юго-западной Руси были им прекращены , боярство усмирено, княжеская власть окрепла, в княжестве водворен порядок и выросло благосостояние. В делах средней Европы Русь получила вес и влияние. Литва была побеждена и усмирена. Правда, татарская власть висела над княжеством Даниила, как и над Северной Русью; но здесь она выражалась слабее, - вероятно , по той причине , что владения Даниила были всего дальше от татарских кочевий, на самой окраине захваченных татарским нашествием областей. Наследникам Даниила оставалось только поддерживать тот порядок, который был им насажден...» « В трудную и мрачную годину бед Александр являлся на севере Руси единственным представителем военной доблести и удачи, и политической мудрости., и самоотвержения. Отсюда его слава...» Сергей Федорович Платонов. Учебник русской истории. «С блестящим мужеством , славолюбием, наследственным в племени Изяславовом, Даниил соединил способность к обширным государственным замыслам и к государственной распорядительности; с твердостью , умением неуклонно стремиться к раз предложенной цели он соединял мягкость в поведении , разборчивость в средствах...» «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории- от Мономаха до ДонскогоЗнаком этой памяти и славы служит особое сказание о подвигах Александровых, дошедшее до нас вместе с летописями, написанное современником и , как видно человеком близким к князю . Великий князь Александр Ярославич , говорит автор сказания , побеждал везде, а сам не был нигде побежден...» Сергей Михайлович Соловьев. История России с древнейших времен. «Став в 1252 году великим князем Владимирским , Александр Невский проявил огромный дипломатический талант. В отношениях с татарами проявил себя осторожным и дальновидным политиком. Избегая открытых столкновений с ними и стремясь обеспечить тыл в борьбе с немцами и шведами, не раз отвращал беду нового татарского нашествия. В сложнейшей международной обстановке Александр Невский старался проводить Политику укрепления великокняжеской власти внутри страны...» Большая советская энциклопедия . М.1959 . «Князю Даниилу удалось возродить могущество своей земли. Он , как отец, сумел утвердиться в Киеве и получить великокняжеский титул. На севере Даниил остановил натиск воинственных литовских племен. Галицко-Волынские войска воевали в Польше, Чехии. Летописец отмечал , что никогда раньше русские воины не заходили так далеко на запад. Папа римский стремился привлечь на свою сторону могущественного князя...» « Великим князем Владимирским стал Александр Невский. Славный победитель шведов и тевтонов принял трудное решение: раз сил для сопротивления нет, необходимово всем покориться Орде. Большинство историков считает его единственно возможной: ведь сил для сопротивления у Руси ещё не было , всякая попытка протеста вела к многочисленным жертвам. Неизбежна была покорность Орде . Однако последствия ордынского ига для русских земель были очень тяжелы...» Полунов А.Ю. История России: цивилизационный подход. Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра (фрагменты) Слышал я это от очевидца, рассказывающего : « Видели мы войско Божье в воздухе, пришедшее на помощь Александру Ярославичу». И победили с помощью Божьею, и показали враги спины свои в бегстве , и секли и гнали их воины Александровы, словно мчались по воздуху: и не было тем куда бежать . Здесь же Бог прославил Великого князя Александра Ярославича перед всеми полками, как Иисуса ... а того, кто сказал : « Возьмем руками великого князя Александра Ярославича», -предал Бог в руки князя...» ( О Ледовом побоище) В то время был некий царь сильный в Восточной Европе , и покорил ему Бог многие народы от Востока до Запада. Тот царь , прослышав про князя Александра Ярославича, храброго и славного , послал к нему к нему послов, говоря: « Александр, разве ты не знаешь , что Бог покорил мне многие народы? Ты один неможешь покориться силе моей но если хочешь сохранить землю свою, то немедля приди ко мне и увидишь славу царства моего». ( Об отношениях с Батыем) |
Тема урока: Зоны корня Цели урока: Образовательные Образовательные: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения корня, зонами корня | Урока: Образовательные Образовательные: учить анализировать услышанную музыку; определять характер произведения | ||
Урока: Образовательные Образовательные: изучить признаки царства животные, расширить представления учеников о живой природе | Урока: Образовательные Образовательные: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, этапы промышленной очистки воды | ||
Урока: Образовательные Образовательные. Обобщить понятия геометрических тел, их названия, их свойства и где они применяются, применение полученных навыков... | Урока Цели урока: Образовательные Тип занятия: закрепление знаний в форме интегрированного урока (информатика + изо) | ||
Тема урока: Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся,... Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения представителей классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты... | Урока: Образовательные Образовательные: обучение анализу лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова; развитие умения определять тему, идею стихотворения,... | ||
Урока: Образовательные Перед началом урока вы все передавали свое настроение с помощью рисунка. Какое же у вас настроение? Я надеюсь, что оно останется... | Урока: "Слова с непроизносимыми согласными" Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): изучить орфограмму "непроизносимые согласные", вывести | ||
Конспект урока в 9 «а» классе по волейболу. Задачи урока Образовательные... | Урока: Образовательные Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия | ||
Конспект урока английского языка Тема урока : Arranging Date and... Ученики выполняют упражнения для язычка, произносят английские звуки и называют слова с данными звуками, повторяя их за учителем | Урока: образовательные ... | ||
Урока: изучение нового материала Образовательные цели урока «непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста | Урока: изучения новых знаний Образовательные цели урока «непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста |