Урока: Образовательные





НазваниеУрока: Образовательные
Дата публикации16.09.2014
Размер96.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок: А.Невский и Д.Галицкий - исторический портрет в контексте истории.

( практика показывает, что одного урока недостаточно для данной темы , в тематическом планировании – два часа).

Задачи урока:

Образовательные:

1.Рассмотреть основные события жизнедеятельности А.Невского и Д.Галицкого.

2.Познакомить учащихся с цивилизационной дилеммой, вставшей перед Д.Невским и Д.Галицким , русскими княжествами в XIII в.

3.Познакомить учащихся с оценками деятельности князей, данными историками и современниками.

Развивающие:

1.Формирование умений использовать различные источники информации при оценки исторических деятелей.

2.Формирование умения анализировать факты с точки зрения конкретно исторического подхода.

3.Развитие умений работать с письменными историческими источниками.

4.Формирование умения составлять и отстаивать собственную точку зрения, основанную на фактическом материале, избегая крайностей.

5.Формирование умения участвовать в обсуждении исторических проблем.

6.Формирование позитивных установок и навыков в общении.

7. Формирование критического мышления.

Воспитательные:

1.Воспитание уважения к истории как науке.

Тип урока: Проблемно-теоретический.

Форма урока: Семинарское занятие.

Задание учащимся к семинару :

Изучить по учебной и дополнительной литературе факты биографии Александра Невского и Даниила Галицкого (лучше по вариантам), выписать в тетрадь наиболее значительные с их точки зрения события, оценки, содержащиеся в исторической литературе.

Оборудование:

1.Фрагмент к/ф. «Александр Невский»

2.Печатные материалы.

3.Выставка исторической литературы.

4.Таблица на доске: «Сравнительная характеристика исторических деятелей».


Ход урока.

1.Мотивационный этап урока

Сегодняшний наш урок продолжает тему «Русские княжества в период феодальной раздробленности». Семинарское занятие – форма самостоятельной работы учащихся.

Изучая русскую историю, мы с вами уже накопили достаточно опыта, чтобы анализировать деятельность отдельных исторических деятелей.. Хотелось , чтобы и сегодняшний урок помог вам научиться высказывать собственное мнение, формировать собственное видение исторического процесса , основанное на ваших убеждениях , сформированных в процессе знакомства с историческими источниками и исторической литературой.

Тема нашего урока нами еще не сформулирована, хотя в процессе подготовки к нему вы знакомились с биографическими данными, основными направлениями деятельности русских князей А.Невского и Д.Галицкого. Почему я предложил вам обратиться именно к этим историческим деятелям?

Предполагаемый ответ учащихся :

1.Это наиболее крупные фигуры 13 столетия, которые мы изучаем.

2. Они жили и правили примерно в одно и тоже время. (Д.Галицкий 1238-1264; А.Невский 1252-1262).

3. Они стояли во главе крупнейших, со своими особенностями княжеств периода феодальной раздробленности.

4. Отметили свое правление яркой исторической деятельностью.

5. Стали героями русского летописания и агиографии.

6. Историки Руси XIII в считали необходимым высказаться по поводу их деятельности.

7. В массовом сознании сложилась определенные стереотипы в оценке по деятельности, которые мешают сформировать собственный взгляд на нее. (Демонстрация картины Корина «Александр Невский»)

8. Их биографии говорят о раннем формировании личности политиков, имеющих собственное ведение ситуации , понимающих свою ответственность.
Какие бы вопросы вы предложили обсудить, чтобы картина их жизни и деятельности была наиболее полной, объективной?

(Учащиеся высказывают различные предложения, которые обобщаются учителем.)
Я предлагаю Вам следующие проблемные вопросы :
1. Условия и истоки формирования личностей будущих политических деятелей.

2. Политика Невского и политика Галицкого: общее и различное.

3. Д.Галицкий и А.Невский перед судом истории (историки о великих князьях).


В ходе подготовки к семинарскому занятию вы подробно знакомились с их деятельностью. Вам предлагается в ходе обсуждения , обобщить известные вам факты, внимательно послушать своих одноклассников и занести их по ходу урока в следующую

таблицу:

Таблица №1

Общие черты деятель-ности князей

Различия

А.Невский

Д.Галицкий











Первый вопрос.

Условия и истоки формирования личностей будущих политических деятелей.

Учитель предлагает кому-либо ребят познакомить с биографическими данными А.Невского и Д.Галицкого.

Затем идет беседа по уточняющим вопросам.

Какие общие черты в биографических сведениях мы находим?

Примерные ответы:

а) раннее участие в борьбе за власть.

б) опасность быть убитыми в междоусобной борьбе и в борьбе с боярством, внешними врагами

в) они - наследники ярких исторических личностей предыдущей эпохи.

г) влияние русской православной церкви (фигура Митрополита Кирилла)

д) знание и понимание внешнеполитической ситуации, в которой оказались их княжества

В чем определялась разница в судьбах А.Невского и Д.Галицкого?

Невский – северо-восточная Русь, влияние отца, традиционная активность княжеской власти, ее доминирование в политической жизни княжества.

Галицкий – юго-западная Русь, скитания и укрывательство в Европе, традиционная борьба за влияние в политической жизни княжества с боярством и городами.

Различные обстоятельства, при которых они стали Великими князьями:

Галицкий – до вторжения монголов, в сильном государстве;

Невский после монгольского вторжения и отравление отца, в ходе соперничества с князьями.
Проверка заполнения таблицы учащимися .
Вывод : Общие черты в условиях формирования будущих политиков предполагают примерно одинаковое восприятие имеющих место политических проблем эпохи, своего места и роли в их решении. Различия в условиях, вероятнее всего, приведут к поискам различных вариантов подхода к политике.


Второй вопрос

С целью мотивации обсуждения второго вопроса учащимся предлагается просмотр фрагмента из к/ф «Александр Невский» (эпизод встречи Невского с монгольским отрядом, во главе с баскаком ведущим в Орду русский полон, у Плещеева озера.)

Вопрос : О каком выборе, который предстояло делать князю Александру сообщает фильм? В ходе обсуждения формулируется следующая проблема для обсуждения, которая позволяет уточнить вопрос, сформулированный при первом обсуждении.

Меж двух огней : угроза с Востока и угроза с Запада. Князья в условиях политического и морального выбора.

«К моменту своего вокняжения на престол оба князя были достаточно зрелыми людьми. Более того, думаю, в силу своего честолюбия они не могли избежать его» (т.е. выбора)

(Карамзин Н.М.)
Далее в группах предлагается обсудить различные ситуации, которые определили политику князей в период их правления, опираясь на текст учебника, житие Александра Невского и Галицийскую летопись, а также постараться дать объяснение их действий.
Одновременно с работой уч-ся в группах на доске индивидуально заполняется таблица

«Русь между двух огней» (события 1220-х-1240-х гг.)
Дополнительно к прочитанному учащимися предлагаются ситуации :
Таблица №2

Даниил Галицкий

Александр Невский

1.Узнав о падении Киева и приближении войск Батыя, отправляется вместе с сыном в Венгрию

1.После смерти отца Ярослава Всеволодича уезжает в Новгород. Он не только отказывается бороться за великокняжеский престол, не принимает предложения митрополита Кирилла, приехавшего от Даниила Галицкого , о заключении антиордынского союза.

2. Даниил Галицкий сотрудничает с папой Римским и принимает от него королевскую корону, изменив православию.

В 1259 году повелевает новгородскому посаднику и всем детям боярским охранять татарских посланников, осуществляющих перепись населения для обложения данью.


На основе обсуждения продолжается заполнение таблицы №1

Проверка составленной таблицы «Русь меж двух огней».

Проверка заполненной таблицы №1.
Вывод : в ходе нашей беседы мы установили, что основным отличием политики изучаемых нами исторических деятелей было различное отношение к проблеме выбора направленности политики . Этот выбор носил не столько ситуационный характер, но и означал определение вектора дальнейшего развития. Некоторые историки считают выбор, сделанный в XIII веке – цивилизационным.


Третий вопрос

Прежде, чем давать собственную оценку исторических личностей, которые были в центре нашего внимания, послушайте , какую оценку их деятельности давали историки.
Выступления учащихся с сообщением о различных оценках, данных историками Александру Невскому и Даниилу Галицкому.
Далее учащимся предлагается дать собственную оценку деятельности князей.

Завершающий этап урока.
Мне бы хотелось обратить ваше внимание на одну деталь в биографии наших героев.

Последние три года жизни Даниила Галицкого прошли незаметно для современников. Летопись молчит о его деяниях. По-видимому, он совершенно отошел от дел и тихо доживал свой век в любимом замке Холм. По мнению некоторых историков в уходе Даниила был определенный политический смысл. Его активные политические шаги могли были стать причиной еще одного похода монголов в Галицко-Волынские земли. А он этого не желал.

Александр Ярославич, когда смерть стояла у его изголовья захотел принять великую схиму – самый полный вид монашеского пострижения.

Каждый из них, по-своему, оценил свою деятельность.
Учащимся предлагается написать мини-сочинение «Моя оценка деятельности Александра Невского» или «Моя оценка Даниила Галицкого».
Приложение 1.

Историки о деятельности Александра Невского и Даниила Галицкого.
«Слава этого князя была основана на необыкновенном успехе его деятельности. Многолетние смуты в юго-западной Руси были им прекращены , боярство усмирено, княжеская власть окрепла, в княжестве водворен порядок и выросло благосостояние. В делах средней Европы Русь получила вес и влияние. Литва была побеждена и усмирена. Правда, татарская власть висела над княжеством Даниила, как и над Северной Русью; но здесь она выражалась слабее, - вероятно , по той причине , что владения Даниила были всего дальше от татарских кочевий, на самой окраине захваченных татарским нашествием областей. Наследникам Даниила оставалось только поддерживать тот порядок, который был им насажден...»

« В трудную и мрачную годину бед Александр являлся на севере Руси единственным представителем военной доблести и удачи, и политической мудрости., и самоотвержения. Отсюда его слава...»

Сергей Федорович Платонов. Учебник русской истории.

«С блестящим мужеством , славолюбием, наследственным в племени Изяславовом, Даниил соединил способность к обширным государственным замыслам и к государствен­ной распорядительности; с твердостью , умением неуклонно стремиться к раз предложенной цели он соединял мягкость в поведении , разборчивость в средствах...»

«Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории- от Мономаха до ДонскогоЗнаком этой памяти и славы служит особое сказание о подвигах Александровых, дошедшее до нас вместе с летописями, написанное современником и , как видно человеком близким к князю . Великий князь Александр Ярославич , говорит автор сказания , побеждал везде, а сам не был нигде побежден...»

Сергей Михайлович Соловьев. История России с древнейших времен.

«Став в 1252 году великим князем Владимирским , Александр Невский проявил огромный дипломатический талант. В отношениях с татарами проявил себя осторожным и дальновидным политиком. Избегая открытых столкновений с ними и стремясь обеспечить тыл в борьбе с немцами и шведами, не раз отвращал беду нового татарского нашествия. В сложнейшей международной обстановке Александр Невский старался проводить Политику укрепления великокняжеской власти внутри страны...»

Большая советская энциклопедия . М.1959 .

«Князю Даниилу удалось возродить могущество своей земли. Он , как отец, сумел утвердиться в Киеве и получить великокняжеский титул. На севере Даниил остановил натиск воинственных литовских племен. Галицко-Волынские войска воевали в Польше, Чехии. Летописец отмечал , что никогда раньше русские воины не заходили так далеко на запад. Папа римский стремился привлечь на свою сторону могущественного князя...»

« Великим князем Владимирским стал Александр Невский. Славный победитель шведов и тевтонов принял трудное решение: раз сил для сопротивления нет, необходимово всем покориться Орде. Большинство историков считает его единственно возможной: ведь сил для сопротивления у Руси ещё не было , всякая попытка протеста вела к многочисленным жертвам. Неизбежна была покорность Орде . Однако последствия ордынского ига для русских земель были очень тяжелы...»

Полунов А.Ю. История России: цивилизационный подход.
Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра

(фрагменты)

Слышал я это от очевидца, рассказывающего : « Видели мы войско Божье в воздухе, пришедшее на помощь Александру Ярославичу». И победили с помощью Божьею, и показали враги спины свои в бегстве , и секли и гнали их воины Александровы, словно мчались по воздуху: и не было тем куда бежать . Здесь же Бог прославил Великого князя Александра Ярославича перед всеми полками, как Иисуса ... а того, кто сказал : « Возьмем руками великого князя Александра Ярославича», -предал Бог в руки князя...» ( О Ледовом побоище)

В то время был некий царь сильный в Восточной Европе , и покорил ему Бог многие
народы от Востока до Запада. Тот царь , прослышав про князя Александра Ярославича,
храброго и славного , послал к нему к нему послов, говоря: « Александр, разве ты не
знаешь , что Бог покорил мне многие народы? Ты один неможешь покориться силе моей
но если хочешь сохранить землю свою, то немедля приди ко мне и увидишь славу царства
моего». ( Об отношениях с Батыем)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Образовательные iconТема урока: Зоны корня Цели урока: Образовательные
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения корня, зонами корня
Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: учить анализировать услышанную музыку; определять характер произведения
Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: изучить признаки царства животные, расширить представления учеников о живой природе
Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, этапы промышленной очистки воды
Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные. Обобщить понятия геометрических тел, их названия, их свойства и где они применяются, применение полученных навыков...
Урока: Образовательные iconУрока Цели урока: Образовательные
Тип занятия: закрепление знаний в форме интегрированного урока (информатика + изо)
Урока: Образовательные iconТема урока: Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся,...
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения представителей классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты...
Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: обучение анализу лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова; развитие умения определять тему, идею стихотворения,...
Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Перед началом урока вы все передавали свое настроение с помощью рисунка. Какое же у вас настроение? Я надеюсь, что оно останется...
Урока: Образовательные iconУрока: "Слова с непроизносимыми согласными"
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): изучить орфограмму "непроизносимые согласные", вывести
Урока: Образовательные iconКонспект урока в 9 «а» классе по волейболу. Задачи урока Образовательные...

Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия
Урока: Образовательные iconКонспект урока английского языка Тема урока : Arranging Date and...
Ученики выполняют упражнения для язычка, произносят английские звуки и называют слова с данными звуками, повторяя их за учителем
Урока: Образовательные iconУрока: образовательные
...
Урока: Образовательные iconУрока: изучение нового материала Образовательные цели урока
«непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста
Урока: Образовательные iconУрока: изучения новых знаний Образовательные цели урока
«непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск