Методическое пособие по теме «Творческая мастерская»





Скачать 291.19 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по теме «Творческая мастерская»
страница1/2
Дата публикации29.09.2014
Размер291.19 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > История > Методическое пособие
  1   2
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
Мастерская «Чародейка»

Методическое пособие по теме «Творческая мастерская»

Аппликация. Коллективное творчество

Выпуск 3



г. Бокситогорск 2008
Введение

Аппликация это наложение одного материала на другой или пришивание фрагментов на основной фон. Она может приклеиваться или пришиваться — в зависимости от выбранного вами материала.

Диапазон возможностей этой техники огромен от детских открыток до театральных декораций, от карнавальных костюмов до портретов, от скатертей и штор до декоративных сосудов. Наклеенный на бумагу домик и объемная многофактурная фигура — все это искусство аппликации!

Многообразие тканей, расцветок, фактуры, стилей помогают создавать интересные и необычные картины панно. Их можно назвать живописью, где краски заменяются кусочками ситца, шелка, бархата.

Каждый материал таит в себе целую историю, дает толчок для творчества. Рисунок на ситце способен стать фрагментом архитектуры, блеск шелка — отразить вечернюю гладь воды, а мягкие глухие тона бархата создать хребты гор. Фантазия художника безгранична, а в соединении с оригинальной изобразительной техникой она приносит удивительные результаты.

Аппликация из бумаги – это первый шаг учащегося к развитию творческих способностей. Познав все хитрости при работе с ней, он сможет перейти к работе с тканью и другими материалами.
Актуальность работы в том, чтобы привлечь внимание педагогов и детей к одному из самых интересных, творческих, многогранных способов работы с бумагой, а именно аппликации.
Цель работы - показать, насколько разнообразна техника работы с аппликацией из бумаги.
Задачи:

  • Познакомиться с художественным опытом мастеров;

  • Ознакомиться с видами аппликации и их применением;

  • Ознакомиться с инструментами и материалами при выполнении аппликации;

  • Ознакомиться с использованием аппликации в воспитательно-образовательной работе с учащимися.

Исторические аспекты развития аппликации.

Особенности исторического развития аппликации.

Аппликация (от латинского слова applicatio — прикладывание) один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одежде из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытнообщинного строя, когда не было социального неравенства, материалы, используемые для аппликации, были доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий. Вышивки, предназначаемые для знати, отличались как сложностью рисунка, так и стоимостью материалов, рисунка, так в стоимостью материалов.

Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазыркских курганов (5 —— 3 вв. до н. э.) Произведённые раскопки пяти курганов — могил вождей племён обнаружили колоды с различными предметами. Найдены останки 10 лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах сохранились изделия не только из металла, но и из дерева, кожи, войлока. Седла коней, покрытые синим войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с вышитыми на ней способом аппликации стилизованным и изображениями головы лося, являются образцами художественного шитья. Вся внешняя поверхность колоды была оклеена узкими полосками тонкой кожицы молодых березок, имевших в свое время красивый желто-коричневый цвет.

Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто-желтой корой степного кустарника — караганники, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема. Войлок издавна находил широкое применение у западных тувинцев. Его использовали в украшении головных уборов. Аппликацией из ткани оформляли мешочки для чая, соли, кисеты, шаманские костюмы.

Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства.

В период раннего Возрождения вышивка достигает совершенства, чаще применяю аппликацию.

Подлинный расцвет аппликационные работы достигли в 16 веке в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, жёлтого и зелёного цвета.

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с производством бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались чёрные силуэты, вырезанные из бумаги.

В России конца 18 – начала 19 веков силуэты были очень модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства.

Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса (1869—1954). Наследие Матисса разнообразно: рисунки пером, карандашом, углем, кистью; офорты, литографии, гравюры на линолеуме, монотипии; оформление книг. Одни из самых своеобразных произведений Анри Матисса — это его вырезки из бумаги, аппликация. Матисс окрашивал белые листы бумаги яркой гуашью, а потом вырезал из неё без предварительного рисунка. Главную роль играет цвет. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей. Более того, цвета могут действовать на чувства тем сильнее, чем они проще.

В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового. Матисс утверждал, что ножницы приобрести большую чувствительность, чем карандаш. Матисс создал более 200 работ, в том числе несколько монументально-декоративных вырезок.

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.

Аппликация — наиболее простой в доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Виды аппликации из бумаги.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Предметная аппликация.

К предметной аппликации относится вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги (листья сложной и простой формы, прямые и изогнутые ветки, вазы разных форм, вырезание деревьев, вырезание из бумаги, сложенной несколько раз; вырезание многоцветной аппликации) (рис. 1-2)



Рис. 1


Рис. 2
Декоративная аппликация.
Декоративность (от латинского слова decorare — украшать) — способ создания изображений, отличающихся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью. Цвет может быть реальным и условным. Декоративность особенно выразительна в аппликациях. Красивы декоративные аппликации на сувенирах из бумаги: коробках, познавательных открытках, закладках, адресах. Декоративными аппликациями оформляют альбомы, папки, стенды, стенные газеты. Праздничный вид имеют помещения, оформленные декоративными аппликациями по мотивам национальных орнаментов или дымковской, городецкой, жостовской, хохломской росписей.

Большое значение для декоративной аппликации имеет подбор образцов. Наглядный материал надо постоянно накапливать:

делать вырезки, зарисовки из журналов, книг, где печатаются рисунки, фотографии экспонатов выставок декоративно-прикладного искусства. В аппликациях декоративными могут быть как цвет, так и форма (рис.3)





Рис. 3


Сюжетная аппликация.

Сюжет — это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в произведении.

Как отбирать сюжеты для аппликации?

Историческое прошлое страны, города, памятники старины, архитектуры могут служить темами сюжетной аппликации. Много интересных тем для композиции подскажут современная жизнь.

Обширный материал для сюжетной аппликации представляет художественная литература. Требования к подбору художественных произведений определяются возможностью передачи их содержания в аппликации. Отражая в работе главные события, описанные в произведении, надо стремиться к точной передаче сюжета художественного текста, взятого в основу аппликации.

Темами для сюжетной аппликации могут служить изображения на открытках, в журналах, книгах. В таких работах в основном совершенствуется технология выполнения аппликации, но ограничены возможности развития творчества, фантазии.

Так же как и в других видах аппликации, в сюжетной самый разнообразный материал дают зарисовки с натуры. Накапливать их надо постоянно, чтобы в дальнейшем использовать при составлении композиций.

Сюжетные аппликации могут быть несложными по содержанию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим количеством персонажей, предметов, деталей.

Если сюжет несложный, изображение вырезают без предварительной разметки. Так выполняют сюжетную аппликацию (рис.4)


Рис.4
Мозаика из бумаги.
Мозаика (от франц. mosaigue, итал. mosaico — посвященное музам) изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц (галька, камень, смальта, разноцветные кусочки стекла, цветная керамическая плитка, черепки, пластмасса, цветная бумага), природный материал: солома, засушенные растения. По-разному закрепляются эти материалы: одни — с помощью извести, цемента, мастики, носка; другие — помощью клея.

Эскизы для мозаики лучше составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Затем эскиз переводят на фон, подбирают бумагу соответствующего тона и подготавливают ее к наклеиванию — резанием или обрывом. Подготовленные кусочки каждого цвета кладут отдельно. Затем промазывают клеим на фоне небольшую часть эскиза и накладывают заготовленные кусочки бумаги на проклеенную часть.

Так постепенно заклеивают все изображение, на проклеенные части кладут груз. Когда фон будет заклеен, работу высушивают под грузом.

Мозаика может быть контурная, т. е. кусочки наклеивают по краю изображения, или сплошная тогда заклеивается внутренняя часть его. Мозаику можно делать с просветами и без них.

Мозаика, как и обычная аппликация, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Последнюю можно выполнять на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге. Использовать мозаику можно для оформления плоскостных, полуобъёмных, объёмных поделок (рис.5).




рис.5
Освоив навыки работы с аппликацией, её можно использовать в оформительских работах (пригласительные билеты, поздравительные открытки, закладки для книг, ёлочные украшения, оформление игр, игрушки с подвижными деталями 1 (рис.6-7).



Рис.6



Рис.7
Материалы и оборудование.

Подбор бумаги.

В аппликации большое значение придают подбору бумаги. От интенсивности цвета основного фона зависят цвета изображений. Следует помнить о цветовом сочетании расположенных рядом изображений. Площадь и цвет фона (светлый или темный) влияют на цвет аппликации (усиливают или ослабляют). Поиск гармоничных и выразительных сочетаний цветовых пятен — одна из главных задач работы. Цвет должен поднимать настроение, соответствующее содержанию аппликации. Он может быть реальным, условным или чисто декоративным.

Аппликации могут быть монохромными (одноцветными) и полихромными (многоцветными). Одноцветные композиции отличаются графичностью, многоцветные — красочностью. И те в другие художественны. Если нет бумаги нужного цвета, можно протонировать её самим.

Для аппликации лучше использовать качественную бумагу, так как она менее подвергается деформации (рвётся) и придаёт работе аккуратный вид.
Клей и клейстер.

Для изготовления аппликации необходимыми материалами являются клей и клейстер. От их свойств во многом зависят качество аппликации, ее прочность, внешний вид. Клей и клейстер должны отвечать определенным требованиям: хорошо склеивать поверхности, быстро высыхать. Клей не должен оставлять пятен и обесцвечивать бумагу. Широко промачиваются синтетический, казеиновый клей и клейстеры. Не рекомендуется употреблять силикатный клей, так как он оставляет следы, что обесцвечивает окрашенную бумагу. Клейстер лучше всего варить самим. Он приготовляется из картофельного, кукурузного крахмала или из низких сортов пшеничной муки. Непригодна для клейстера крупчатка. Следует помнить, что клеящие свойства клейстера проявляются только в течение 8—1О часов с момента варки, а по истечении этого срока он становится непригодным к работе:

делается водянистым или загустевает.

Очень хорош в использовании клей-карандаш. Он позволяет, не пачкая руки, аккуратно приклеить вырезанную деталь к основе. Главное, чтобы он не пересыхал.

Удобен при работе с аппликацией и клей ПВА. Он не оставляет следов, быстро приклеивает детали. Самое главное научить детей правильно с ним работать: не лить слишком много, чтобы клей не вытекал за края и не размазывался по фону. Научите детей применять тряпочку для клея. Введите это в обязанность.

Ножницы.

Успех выполнения аппликации во многом зависит от того, как учащиеся, вырезая детали узора, изображения, владеют ножницами. Вырезать детали и изображения нужно точно, не искажая формы. Необходимо стремиться к тому, чтобы линия среза была четкой, без зазубрин. При вырезании надо стараться не защипывать бумагу. (Чаще всего это бывает от тупых ножниц.) Прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами. Отрезая бумагу по прямой линии, опустить ее вниз, одновременно продвигая ножницы вверх. При вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а левой рукой бумага направляется по намеченным линиям изображения.

При вырезании деталей изображения надо заботиться об экономном расходовании бумаги. Нельзя выбрасывать крупные обрезки бумаги: они могут быть использованы для вырезания мелких деталей.

Важным моментом занятия является проверка знаний учащихся техники безопасности при работе с ножницами. Желательно её проводить 1 раз в месяц.
Кисти.

Для клея лучше использовать специальные кисти не больших размеров. После работы кисти нужно промыть и высушить. В данный момент в школах кисти практически не используют, так как появился клей-карандаш и удобные бутылочки с носиком (ПВА).
Подготовка к занятию.

К занятию учащиеся готовятся заранее: застилают стол клеёнкой, с правой стороны кладут ножницы, кистями для клея, линейку, карандаш, фломастеры, кладут тряпочку для снятия клейстера. Слева помещают цветную бумагу, картон.

В обязанности дежурных входит проверка готовности учащихся к работе, просматривание каждого рабочего места после занятий. Кроме того, они проводят окончательную уборку аудитории.

Кроме соответствующего оборудования и материалов, для занятия необходимы листы плотной бумаги (картон), которые хранятся в специальных папках. Все работы рекомендуется выполнять на правой стороне листа. Классные работы выполняют сразу, в конце занятия их оценивают.

Творческие задания удобнее выполнять на отдельных листах. Их накалывают перед занятием на доску и после коллективного просмотра, анализа и оценки отбирают на выставку или конкурс.

Технология работы.
Работа над аппликацией выполняется в определенной последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует обязательно соблюдать. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следуют составление эскиза к аппликации, подбор бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и, наконец, высушивание.

На начальном этапе работы учащиеся учатся работать с трафаретами (обводить детали, вырезать, экономно располагать детали на листе), а лишь затем им предлагается выполнить аппликацию на свой вкус или по теме, предложенной учителем, что способствует развитию творческих способностей, фантазии, умению работать самостоятельно.

Использование аппликации в воспитательно -образовательной работе с учащимися.

Коллективная деятельность как способ формирования дружеских отношений в коллективе.

Одна из актуальных задач эстетического воспитания — развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Трудовая деятельность как неотъемлемая часть процесса эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности: восприятие (потребление искусства), эстетические знания (искусствознание) и непосредственная трудовая деятельность, направленная на созидание прекрасного в себе и вокруг себя. Если учесть, что человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, то его эстетические взгляды и суждения во многом созвучны с общественными представлениями о прекрасном. Для понимания и принятия чуждого эстетического опыта, для апробации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, т.е. способностью к общению, в том числе и в эстетической деятельности.)

Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество. В процессе совместной деятельности на уроках труда ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.

В настоящее время формирование культуры общения - одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в развитии социальной активности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения.

Коллективная трудовая деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

  • Информационная - обмен чувственной и познавательной информацией;

  • контактная — готовность к приему и передаче информации;

  • координационная согласование действий и организация взаимодействия;

  • перцептивная — восприятие и понимание друг друга;

  • развивающая — изменение личностных качеств участников деятельности.

Подлинная коллективность предполагает не только наличие четких организационных связей, эффективно-продуктивную организацию дел, но и нравственную потребность в другом человеке, которая основывается на общем коллективном сознании. В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:

  • общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;

  • неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого; гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола;

  • доверие и взаимопомощь (между членами коллектива);

  • сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров.

Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности

Хочется акцентируется внимание на проблему организации коллективного творчества как одного из видов деятельности на уроках трудового обучения.

Коллективное творчество надолго оставалось уделом методики внеклассных и внешкольных занятий. Этот метод использовался педагогами в основном на занятиях декоративно-прикладного искусства при выполнении общественных работ, связанных с оформлением праздников: изготовление елочных украшений, плакатов, лозунгов, стенных газет и т.п.

В работе И.Н.Турро подчеркивалось, что коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности, который, по мнению автора, всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей с жизнью.

Б. М. Неменский в книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к трудовой деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.
Формы коллективной трудовой деятельности и их классификация.
1. Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных работ учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

3. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия.

(Данная классификация была предложена М.Н.Турро для проведения коллективной изобразительной деятельности, но с таким же успехом она хорошо работает и на уроках трудового обучения в младших классах).

Позднее данная классификация стала более точной (разработана Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым).


  1. Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что частники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.

  2. Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего частников.

  3. Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая действия на каждом из этапов коллективной деятельности.


Методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках трудового обучения.

В рекомендациях по организации коллективной деятельности на уроке трудового обучения акцентируется внимание в первую очередь на методике планирования и руководства процессом совместного творчества учащихся. Приведенные ниже примеры нельзя назвать конспектами уроков, хотя они и излагаются в соответствии с классической структурой урока:

  • вводная беседа или знакомство с новым материалом;

  • анализ задания;

  • организация совместной деятельности и руководство ее процессом;

  • составление коллективной композиции и её анализ;

  • оценка результата совместного творчества.


Тема урока: «Букет цветов» - 2 класс

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconУчебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская»...
«Творческая мастерская» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь...
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconУрока 1,2,3,4,5 я иду искать. По теме «Непроизносимые согласные»
Творческая мастерская «Все делили пополам». (По теме «Площадь прямоугольного треугольника»)
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconПрограмма внеурочной деятельности обучающихся по информатике «Творческая...
Программа кружка «Творческая мастерская «Создание видеофильма» разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся 5,...
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconМетодическое пособие к теме "диаграмма состояния железо-углерод"...
Методическое пособие разработано кандидатами химических наук, доцентами кафедры общей и неорганической химии С. Н. Свирской и И....
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconМероприятие Сроки Место проведения 28 октября
Творческая мастерская «Осенняя рапсодия» – изготовление открытки в технике «скрапбукинг»
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconМетодическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconЛитература 54-56
Серии «Новое в преподавании в школе», «Творческая мастерская учителя», «Урок в современной школе» и др. 27
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconТворческая мастерская
Обучающая: формирование умений и навыков по филологическому анализу поэтического текста, обучение выразительному чтению, элементам...
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconМетодическое пособие для студентов Составил: Андраковский Максим...
...
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconИнформационные технологии в музее (методическое пособие)
Методическое пособие для бакалавров музеологов, обучающихся по направлению 030300 и студентов гуманитарных отделений
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconУчебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconМетодическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах...
Методическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах мчс россии. Методическое пособие»
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconМетодическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100
Данное методическое пособие является следующим звеном – продолжением работы по проблеме включения регионального компонента в учебный...
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconМетодическое пособие Канск 2006 Печатается по решению научно-методического...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» iconМетодическое пособие по литературе в 9 классе Н. В. Егорова. 2Лермонтов...
Представлена работа по использованию цифровых образовательных ресурсов на уроке литературы в 9 классе по теме «Жизнь и творчество...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск