Аннотации и к программам основной образовательной программы
высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование.
Профиль подготовки: «Технология». Б1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Б1.Б Базовая часть Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Б1. Б.1 «История»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП
Дисциплина «История» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. Бакалавры изучают ее в 1-м семестре.
Дисциплина «История» базируется на знаниях, полученных в средней школе при изучении отечественной и всеобщей истории.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Философия», «Политология», «Социология», «Культурология», а также курсов по выбору, рекомендуемых кафедрой истории России.
2. Цель изучения дисциплины
- сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации;
- сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России;
- ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:
1. понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам;
2. знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
3. воспитание нравственности, морали, толерантности;
4. понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
5. понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
6. способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
7. навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
8. умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
9. творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
3. Структура дисциплины
История как наука. Особенности становления государственности в России и мире. Русские земли в 12-15 вв. и европейское средневековье. Россия в 16-17 веках в контексте развития европейской цивилизации. Россия и мир в 18-первой половине 19 вв.: модернизация и промышленный переворот. Россия во второй половине 19 – начале 20 вв. Формирование и сущность советского государства (1918–1991 гг.), его влияние на развитие других стран. Россия и мир в 1990-е – начале 2000-х гг.
4. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций: владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать:
основные направления, проблемы, теории и методы истории;
движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
2) Уметь:
логически мыслить, вести научные дискуссии;
работать с разноплановыми источниками;
осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
3) Владеть:
представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
навыками анализа исторических источников;
приемами ведения дискуссии и полемики.
5. Общая трудоемкость дисциплины: 3 ЗЕТ (108 академических часов)
6. Формы контроля: экзамен (1 семестр).
7. Составитель: Казакова Ольга Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России. Аннотация программы по дисциплине Б1.Б.2 «Философия»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП).
Дисциплина относится к циклу «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (Б 1, базовая часть) ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (Технология), квалификация (степень): бакалавр.
Дисциплина «Философия» представляет собой пропедевтику всех социогуманитарных дисциплин, поэтому изучение его должно предварять изучение более частных предметов. Это объясняется тем, что освоение философии способствует формированию мировоззрения личности, умению логически мыслить и ориентироваться в протекающих общественных процессах, обеспечивает базис научной картины мира.
2. Цель изучения дисциплины.
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов непротиворечивого, критически ориентированного философского мировоззрения на основе знакомства с опытом теоретической философской мысли; воспитание навыков культуры мышления как самостоятельного, логически организованного и целенаправленного процесса; формирование способности к обобщению и анализу воспринятой информации, осознанной и взвешенной постановке цели и выбору путей ее достижения, а также применению студентами знаний систематического курса философии для успешной профессиональной подготовки и личностного развития.
3. Структура дисциплины.
Дисциплина состоит из 3 разделов: «Предмет философии. Место и роль философии в культуре», «История философии», «Философские проблемы».
При построении курса используется как исторический, так и структурно-функциональный принципы изложения материала. Следование каждому из этих принципов позволяет рассмотреть как основные этапы развития философской мысли (классическая философия Древности и Средних веков; классическая философия Нового времени; неклассическая философия XIX века; постклассическая философия, русская философия), так и углубить изучение и понимание актуальных философских проблем.
4. Требования к результатам освоения дисциплины.
Студент по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, квалификация (степень) бакалавр по итогам изучения курса должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен логически верно устную и письменную речь (ОК-6); готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Иметь представление: о назначении философии в духовной жизни человека и общества; о роли философской культуры в воспитании человеческой личности, в осмыслении назначения и смысла жизни человека; о специфике и структуре философского знания, его отношения к другим формам знания.
Знать: основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; мировоззренческие и методологические основы философского мышления.
Владеть: навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества.
Уметь: ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума; применять философские принципы и законы, формы и методы познания в педагогической деятельности; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.
5. Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
6. Формы контроля: зачет.
7. Составитель: Ващенко Михаил Витальевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологи. Аннотация к рабочей программе дисциплины Б1.Б.3 «Иностранный язык»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Иностранный язык» входит в базовую часть «Гуманитарного, социального и экономического цикла», изучается в течение 1, 2 и 3 семестров. Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины, должен соответствовать уровню среднего (полного) образования. Владение иностранным языком является неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех специалистов в вузе, так как он выступает одновременно целью обучения и средством получения информации в различных областях знания. В связи с этим его изучение строится на междисциплинарной интегративной основе. В процессе преподавания иностранного языка осуществляется комплексное формирование информационной, коммуникативной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций бакалавров.
2. Цель изучения дисциплины
Целью курса является формирование навыков практического владения иностранным языком для его использования в повседневном общении и профессиональной деятельности при решении деловых, научных и культурных задач.
3. Структура дисциплины
Организация производства и планирование. Нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации. Интернет и глобализация информационного пространства. Возможности использования Интернет.
Межкультурная коммуникация. Культура стран изучаемого языка, корпоративная культура. Культурные барьеры. Взаимопроникновение культур.
4. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
- владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);
- способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- владение одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
- личности обучающихся (ПК-2);
- способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные закономерности взаимодействия человека и общества; основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; особенности современного экономического развития России и мира;
уметь использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности; применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности
владеть навыками рефлексии, самооценки и самоконтроля; различными способами вербальной и невербальной коммуникации; навыками коммуникации в родной и иноязычной среде.
5. Общая трудоемкость дисциплины: 5 зачетных единиц (180 академических часов)
6. Формы контроля: Промежуточная аттестация – зачет (2 семестр)
Итоговая аттестация – экзамен (3 семестр)
7. Составитель: Подагуц Любовь Викторовна, кандидат филологических наук, зав.кафедрой профильного обучения иностранным языкам. Аннотация рабочей программы дисциплины Б1.Б.4 «Культура речи»
Место дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина Б1.Б.1 «Культура речи» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин Б.1 ФГОС подготовки специалистов. Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: русский язык, литература. Данная дисциплина тесным образом связана со всеми дисциплинами, изучаемыми студентами данной специальности на протяжении всего периода обучения в университете, т.к. обучение ведется на русском языке и в курсе «Культура речи» обучающиеся получают представления об особенностях устной и письменной форм речи, нормах и стилях современного русского литературного языка, о русском речевом этикете, основах ораторского искусства. Полученные знания помогут студентам осваивать как общеобразовательные, так и специальные дисциплины.
2. Цель и задачи изучения дисциплины
Целью дисциплины является формирование у студентов профессиональной коммуникативной компетенции в области технологии, предпринимательства, сервиса.
Задачи дисциплины:
- корректировка имеющихся знаний, умений и навыков студентов по культуре речи;
- знакомство с культурой делового общения;
- формирование знаний о нормативных, коммуникативных, этических аспектах устной и письменной речи в учебной и будущей профессиональной деятельности;
- ознакомление с качествами речи (правильность, чистота, точность, богатство, выразительность и т.д.), с основными нормами русского литературного языка и стремление к их соблюдению;
- формирование, развитие и совершенствование языковой коммуникативной и культурологической компетенции студентов с учётом будущей профессиональной деятельности, современных требований культуры речи.
- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
- участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
3. Структура дисциплины
Культура речи и культура человека. Правила для говорящего и слушающего. Русский речевой этикет. Деловое письмо и его виды. Деловые бумаги. Культура речевого общения и поведения. Вербальное и невербальное общение. Публичное выступление. Методы изложения материала. Оратор и аудитория. Приемы привлечения внимания аудитории. Контакт с аудиторией.
Требования к результатам освоения дисциплины
Студент по итогам изучения курса должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
- знать языковые нормы и функциональные стили современного русского литературного языка и его разнообразные стилистические возможности;
- знать особенности письменной и устной форм официально-делового и научного стиля;
- знать особенности речевого этикета в различных документах и в устном речевом общении;
- уметь составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию;
- уметь составлять деловые документы, такие как заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка, резюме, автобиография;
- различать жанры деловых документов по назначению: деловые письма, деловая переписка; - уметь подготовить и провести публичное выступление, деловую и научную беседу, дискуссию;
- владеть нормами литературного языка: орфоэпическими, акцентологическими, лексическими, фразеологическими, словообразовательными, грамматическими и стилистическими;
- владеть навыками языкового оформления различных видов документов;
- иметь представление о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах устной и письменной речи.
- владеть культурой устной и письменной речи.
5. Общая трудоемкость дисциплины: 108 ч (3 зачетные единицы).
6. Формы контроля: экзамен.
7. Составитель: Колесникова Людмила Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Б1.Б.5 «Экономика образования»
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Экономика образования» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (базовая часть) и предназначена для студентов 5 курса направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль: Технология).
2. Цель изучения дисциплины
Цель дисциплины: знакомство будущих работников образования с системой экономических знаний из отрасли образования.
Задачи дисциплины: выявление и анализ специфики действия экономических законов и категорий в сфере образования (обучение и воспитание подрастающего поколения, подготовка и переподготовка квалифицированной рабочей силы, повышение образовательного уровня населения).
3. Структура дисциплины
Образование как система и отрасль экономики. Экономика образования как наука и учебная дисциплина. История развития экономики образования. Хозяйственный механизм в образовании. Отношения собственности в образовании и организационно-правовые формы образовательных учреждений. Финансирование образования. Внебюджетные средства в образовании. Налогообложение в сфере образования. Организация труда и заработной платы в образовании. Материально-техническая база образования. Информационные технологии в образовании. Маркетинг в сфере образования. Эффективность образования. Теория и практика определения эффективности образования. Квалиметрия и ее использование в образовании.
4. Требования к результатам освоения дисциплины
В ходе освоения дисциплины «Экономика образования» студент направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль: Технология) с квалификацией бакалавр должен овладеть следующими компетенциями: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
-законы и закономерности функционирования и развития современного рыночного хозяйства;
-принципы рыночной экономики, аспекты экономической деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделений;
-законодательные и нормативные акты Российской Федерации и органов управления образования, регламентирующие организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
-хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном учреждении;
-состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание образовательного учреждения;
-виды внебюджетных средств, источники их поступления, формы организации предпринимательской деятельности;
-основы бизнес-планирования;
-особенности организации труда и заработной платы в образовательном учреждении, единую тарифную сетку.
уметь:
применять нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений соответствующего типа и вида;
спланировать и организовывать предпринимательскую деятельность в соответствии со своей квалификацией;
организовывать платные дополнительные образовательные услуги в образовательном учреждении в соответствии с областью своей профессиональной деятельности;
владеть: навыками решения практических задач и ситуаций, связанных с организацией финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
5. Общая трудоемкость дисциплины: 72 ч. (2 зачетные единицы).
6. Формы контроля: зачет.
7. Составитель: Тенетилова Валентина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства. Б1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Б1.В. Вариативная часть
Б1.В. ОД Обязательные дисциплины. Аннотация
рабочей программе дисциплины Б1.В.ОД.1«Образовательное право»»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП ВППО
Дисциплина «Образовательное право» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (вариативная часть) и предназначена для студентов 5 курса направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль: Технология).
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: История; Философия;
Дисциплины, для которых данная, дисциплина является предшествующей:- Дисциплины профильной подготовки.
2. Цель и задачи усвоения учебной дисциплины
Целью дисциплины «Образовательное право» является формирование знаний о методологии разрешения теоретических и прикладных вопросов образовательного права, специальными приемами работы с нормативным материалом, анализа многочисленных источников российского законодательства, приобретение студентами обязательных практических навыков для работы в сфере образования.
3. Структура дисциплины: Основы правового регулирования в области образования. Образовательная система РФ. Управление системой образования РФ. Образовательные учреждения (организации). Субъекты учебной и научной деятельности в системе образования Трудовые отношения в системе образования.
4.. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс обучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих: способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6); готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- об основных этапах развития законодательства об образовании;
- современном уровне и тенденциях развития законодательства об образовании;
- основное содержание образовательного права.
уметь:
- анализировать и разрешать юридические проблемы в сфере образования.
владеть:
- теоретическими и практическими способами реализации положений законодательства об образовании.
5. Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы (72 академических часа)
6. Формы контроля: Промежуточная аттестация: зачет.
7. Составитель: Романова – Самохина Светлана Михайловна, старший преподаватель кафедры технологии и предпринимательства. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины
Б1.В.ОД.2. «Социология»
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Социология» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (вариативная часть) и предназначена для студентов 3 курса бакалавриата по направлению подготовки 051000.62 Педагогическое образование. Дисциплина подготовлена для студентов очного отделения, направлена на знакомство с терминами и методами сбора социологической информации, а также основывается на наглядных примерах из практики реальных социологических исследований.
2.Цель изучения дисциплины
Целью курса является приобретение студентами знаний о социальных явлениях и процессах в контексте целостного представления об обществе и исторического развития.
Задачи:
- изучение структуры, особенностей предмета, основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;
- изучение общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;
- ознакомление с процессом и методами социологического исследования;
- формирование представления об способах обработки социологической информации;
- дать представление об изменениях, происходящих в обществе, о причинах и сущности этих изменений, о роли конфликтов и способах их разрешения, о социальных движениях, о глобализации социальных процессов в современном мире;
- изучить методологию и методику социологических исследований с тем, чтобы уметь пользоваться ими в анализе конкретной российской действительности.
3. Структура дисциплины
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Социальные движения, их особенности и типы. Условия распространения и развития социальных движений. Особенности социальных движений в современном обществе. Социальные движения в современной России. Методы социологического исследования: опрос, анкета, эксперимент, наблюдение, интервью, анализ документов, социометрия. Программа социологического исследования. Выборочный метод исследования.
4. Требования к результатам освоения дисциплины
В ходе освоения дисциплины формируются следующие компетенции: владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6); готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные методы социологии и этапы проведения социологического исследования;
- преимущества и недостатки методов социологического исследования;
- общие формы организации социологического исследования, а также элементы программы, ее особенности;
- основные макро- и микро- концепции и ориентироваться в представителях социологических теорий.
уметь:
-анализировать социальную реальность и самостоятельно выявлять социальные проблемы и их причины, а также знать, как их можно устранить или разрешить;
-грамотно сформулировать, высказать и уметь защитить свою точку зрения по вопросам социологии;
-сформировать представления о процессе и основных методах социологического исследования;
-использовать полученные знания в целях совершенствования профессиональной и повседневной деятельности;
- содержательно интерпретировать полученную социологическую информацию.
владеть:
- методами сбора социологической информации;
- способами интерпретации результатов опросов общественного мнения для подготовки проектов научно-исследовательских и аналитических отчетов;
-современными научными разработками в социальном управлении с целью развития и усовершенствования социальных отношений.
5. Общая трудоемкость дисциплины: 108 ч (3 зачетные единицы).
6. Формы контроля: зачет.
7. Составитель: Маркина Е.П., ассистент кафедры социологии и ювенальной политики. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Б1.В. ОД.3. «Профессиональная этика»
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Профессиональная этика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (вариативная часть) и предназначена для студентов 4 курса направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль: Технология).
2. Цель изучения дисциплины
Цель дисциплины: состоит в формировании у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, знаний и умений в области профессионально-педагогической этики.
Задачи дисциплины:
Сформировать у студентов нравственные знания, умения и качества, необходимые будущему учителю технологии и предпринимательства;
Раскрыть основные педагогические аксиомы;
Дать характеристику нравственных качеств личности учителя;
Рассмотреть основные закономерности овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками и формирования профессионально важных качеств личности;
Сформировать умение использовать методы исследования учащихся подросткового и юношеского возраста мира;
Заложить основы психологической культуры будущего педагога;
Помочь студентам познать себя и стимулировать их самовоспитание и саморазвитие.
3. Структура дисциплины
Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду. Этика отношений в системе "педагог - учащийся". Этика отношений в системе "педагог - педагог". Этика педагога и ученого в системе высшего образования. Этикет в профессиональной культуре педагога.
4. Требования к результатам освоения дисциплины
В ходе освоения дисциплины «Профессиональная этика» студент направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль: Технология) с квалификацией бакалавр должен овладеть следующими компетенциями: владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6); готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- понятие, цели и задачи профессиональной этики, общие и частные принципы профессиональной этики;
- специфику и моральные нормы педагогической этики;
- этику отношений в системе "педагог - учащийся": общение "по вертикали;
- общие морально-психологические основы профессионально-делового общения;
- специфику вузовского образования, научную деятельность как атрибут профессиональной работы педагога в вузе.
- понятие и предназначение этикета;
уметь:
- проектировать содержание своей профессионального деятельности на разных ее ступенях;
- компетентно осуществлять выбор технологий взаимоотношений обучаемых и педагога;
- проводить диагностику нравственно - психологических качеств педагога и учащихся;
- проводить психолого-педагогический анализ детского мира;
- применять в профессиональной деятельности нормы этикета
владеть:
- методами разработки диагностики профессионально-важных качеств;
- навыками работы с компьютерными пакетами программ по обработке результатов диагностирования;
- навыками использования технологий личностного развития и воспитания.
5. Общая трудоемкость дисциплины: 72 ч. (2 зачетные единицы).
6. Формы контроля: зачет.
7. Составитель: Романова-Самохина Светлана Михайловна, старший преподаватель кафедры технологии и предпринимательства.
Дисциплины по выбору
Аннотация рабочей программы дисциплины Б1.В.ДВ.1.1«Русский язык»
1. Место дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина Б1.В.ДВ.1.1 «Русский язык» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин Б.1 ФГОС подготовки специалистов. Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: русский язык, литература. Данная дисциплина тесным образом связана со всеми дисциплинами, изучаемыми студентами данной специальности на протяжении всего периода обучения в университете, т.к. обучение ведется на русском языке и в курсе «Русский язык и культура речи» обучающиеся получают представления об особенностях устной и письменной форм речи, нормах и стилях современного русского литературного языка, о русском речевом этикете, основах ораторского искусства. Полученные знания помогут студентам осваивать как общеобразовательные, так и специальные дисциплины.
2. Цель и задачи изучения дисциплины
Целью дисциплины является формирование у студентов профессиональной коммуникативной компетенции в области технологии, предпринимательства, сервиса.
Задачи дисциплины:
- корректировка имеющихся знаний, умений и навыков студентов по русскому языку и культуре речи;
- углубление знаний о нормах и стилях современного русского языка;
- знакомство с культурой делового общения;
- формирование знаний о нормативных, коммуникативных, этических аспектах устной и письменной речи в учебной и будущей профессиональной деятельности;
- ознакомление с качествами речи (правильность, чистота, точность, богатство, выразительность и т.д.), с основными нормами русского литературного языка и стремление к их соблюдению;
- формирование, развитие и совершенствование языковой коммуникативной и культурологической компетенции студентов с учётом будущей профессиональной деятельности, современных требований культуры речи.
- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
- участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
3. Структура дисциплины
Русский национальный язык как отражение русскости. Литературный и разговорный язык. Язык и речь. Функции языка и речи. Речь и человек. Типы текстов. Нормы и функциональные стили русского литературного языка. Культура речи и культура человека. Правила для говорящего и слушающего. Русский речевой этикет. Контакт с аудиторией.
4. Требования к результатам освоения дисциплины
Студент по итогам изучения курса должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
- знать языковые нормы и функциональные стили современного русского литературного языка и его разнообразные стилистические возможности;
- знать особенности письменной и устной форм официально-делового и научного стиля;
- знать особенности речевого этикета в различных документах и в устном речевом общении;
- уметь составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию;
- уметь составлять деловые документы, такие как заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка, резюме, автобиография;
- различать жанры деловых документов по назначению: деловые письма, деловая переписка; - уметь подготовить и провести публичное выступление, деловую и научную беседу, дискуссию;
- владеть нормами литературного языка: орфоэпическими, акцентологическими, лексическими, фразеологическими, словообразовательными, грамматическими и стилистическими;
- владеть навыками языкового оформления различных видов документов;
- иметь представление о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах устной и письменной речи.
- владеть культурой устной и письменной речи.
5. Общая трудоемкость дисциплины: 108 ч (3 зачетные единицы).
6. Формы контроля: зачет.
7. Составитель: Колесникова Людмила Николаевна, доцент кафедры русского языка как иностранного, кандидат филологических наук. Аннотация рабочей программе дисциплины Б1.В.ДВ.1.2«Этикет» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) бакалавриата
Дисциплина «Этикет» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (дисциплины по выбору) и предназначена для студентов 1 курса направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль: технология).
2. Цели и задачи усвоения учебной дисциплины
Цель изучения дисциплины – формирование элементов ряда общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) у студентов, направленных на формирование у студентов представлений и знаний о нормах поведения в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Задачи изучения дисциплины:
- проанализировать явление этикет в его исторической ретроспективе;
- усвоить фундаментальные законы этикета;
- усвоить базисные нормы этикета;
- овладеть современным этикетом на все жизненные ситуации.
|