Скачать 65.3 Kb.
|
Иван III – государь всея Руси. Образование единого государства. Учебный предмет: история Автор: Ашаткина Анна Ивановна – учитель истории и обществознания. МОУ Покровская ООШ, муниципального района Кинельский, Самарской области. Дата разработки: 10.05.10 г. Возраст учащихся: 6 класс Продолжительность занятия: 1 урок (40 мин) Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного Мотивационный блок Цели:
Задачи:
6. Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитанию гражданственности и любви к Родине, к истории своей страны. Основные понятия: Боярская дума, единое государство, самодержавная власть, государь, Судебник, Юрьев день. Использованные литература и материалы: «История России IX – XVI веков» - ООО «Мир знаний» (электронное пособие); «История России – 6 класс» - электронная книга (http://lesson-history.narod.ru/russia6.htm); «История России» - М.Н.Зуев (учебное пособие); «История России с древнейших времен до конца XVI века» - А.А.Данилов, Л.Г.Косулина (учебник 6 кл.). Оборудование: Медиапроектора, электронные карты («Стояние на Угре», «Московское государство в 1462 – 1503 гг.», «Походы Ивана III на Новгород», «Война с Литвой 1500-1503 гг.»), атласы по истории России для 6 класса, схемы – «Политический строй России конца XV нач.XVI века», папки с раздаточным материалом. Ожидаемые результаты: - учащиеся закрепят знания о роли личности в истории и причинах объединения русских земель вокруг Москвы, и умения исследовательской работы; - развитие умений учащихся при работе с текстом; - учащиеся получат умения сравнивать точки зрения различных историков и на их основе давать оценку исторической личности. Ход урока:
Вокруг имени любого великого человека всегда ведутся страстные споры и дискуссии. Собственно, они и являются своеобразным показателем масштаба личности. Мы же на основе работ классиков русской истории, должны показать, то, что такая сильная личность, как Иван III сыграло, немаловажную роль в образовании русского государства и дала толчок его дальнейшего развития. Информационный блок
(3 мин.) Вводная часть Выступление учителя (2 мин.) XV век рассматривается многими историками, как переход от средневековья к Новому времени. Это время падения Византии (1452г.), время начала великих географических открытий и изобретений, время образования централизованных государств в европейских странах, время, вошедшее в историю, как Эпоха Возрождения. Особенностью централизации России являлась необходимость борьбы с внешней опасностью, необходимость борьбы с Золотой Ордой, а впоследствии с ее остатками Крымским, Сибирским, Казанским и Астраханским ханствами. Образование централизованного государства в России шло по пути усиления власти монарха, на основе восточной деспотии при господстве феодального способа производства. Завершение объединения русских земель приходится на период правления Ивана III и Василия III. Какие задачи стояли перед новыми правителями Руси? Какие действия необходимо было предпринять Ивану, чтобы достичь поставленных целей? И почему впервые Иван III стал называться государь всея Руси. Работа в группах Учащиеся работают с карточками (вопросы и задания для карточек см. приложение 2), используя раздаточный материал. (Для подготовки отводится 10 минут) Выступление учащихся Представители каждой подгруппы или пары зачитывают вопросы и задания и дают ответы на них. Учитель в это время открывает нужные слайды электронной книги. Аналитический блок Учитель вместе с учащимися анализирует события, происходившие в период правления Ивана III, дают оценку его деятельности. На основе работ классиков русской истории характеризуют личность государя. После анализа всех заданий учитель вместе с учениками делает вывод. (На выступление и анализ отводится 15 мин.) Вывод может быть таким: анализируя высказывания историков в адрес государя, мы не можем не согласиться с Н.М. Карамзиным и дать оценку его словами: «Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целость России, губя царстве Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские. Бракосочетанием с Софиею обратив внимание держав, разодрав завесу между Европой и нами, с любопытством обозревая престолы и царства, не хотел мешаться в дела чуждые. Следствием было то, что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри, и не боясь врагов внешних. Он был первым истинным самодержцем России, заставив благоговеть пред собою вельмож и народ. Все сделалось чином или милостью государевою. Пишут, что робкие женщины падали в обморок от гневного, пламенного взора Иоаннова, что вельможи трепетали на пирах во дворце, не смели шепнуть слова, когда государь, утомленный шумною беседою, разгоряченный вином, дремал по целым часам за обедом: все сидели в глубоком молчании, ожидая приказа веселить его и веселиться.». И от себя можем лишь добавить, Руси нужна была такая сильная власть, чтобы удержать, укрепить и возвысить такое могучее государство. Рефлексивный блок Учитель рассказывает, учащимся насколько важен был данный урок. Ведь проведенная работа послужила не только обобщением и закреплением такой большой темы, как «Создание единого русского государства», но и помогла понять каким образом Русь избавилась от ордынского ига, изгнала литовцев и приобщив культуру уходящей в прошлое Византийской империи стала могущественным государством именуемым в будущем Россией. Для закрепления темы учащиеся, проводят работу с тестами на компьютерах и сами оценивают свою работу, основываясь на оценку компьютера.(10 мин.) Возвращаясь к ожидаемым результатам, учитель отмечает, что в процессе исследования ребята развили умения работы с текстом и научились давать оценку личности, основываясь на труды классиков русской истории. В ходе занятия применялись частично-поисковый и исследовательский методы работы. Приложение 2 Вопросы и задания для учащихся
|
Московское государство в конце XV – начале XVI века. Государь всея Руси Иван Васильевич III Тема: Московское государство в конце XV – начале XVI века. Государь всея Руси Иван Васильевич III целевая аудитория: 6 класс | Конспект урока «Иван III. Государь Всея Руси» Рабочая программа по обществознанию 10 класс составлена учителем моу ксош №32 Сасиной Е. Н | ||
Конспект модульного урока по истории России в 10 классе «Иван III государь всея Руси» Начальник 36 пожарно-спасательного отряда противопожарной службы Самарской области | 1. Норманнская теория происхождения Русского государства появилась в Чем отличается процесс складывание единого государства на Руси от аналогичных процессов в Европе ? | ||
Темы рефератов Образование Древнерусского государства. Принятие христианства на Руси Восточнославянская государственность в XI-XII веках (Усобица на Руси и ее причины) | «Роль Ивана III в образовании единого Русского государства» Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры | ||
10 класс Образование государства у славян. Верования древних славян.... Образование государства у славян. Верования древних славян. Киевская Русь. Крещение Руси | Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II О том, что Церковь есть матерь наша по праву возрождения в Таинстве святого Крещения | ||
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Смирение: за и против (Серия «Православие в жизни»). — Издательский Совет Русской Православной Церкви. М„ 2008 — 144с | Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском... Управления федеральной службы исполнения наказания, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2013 г | ||
Дерябина Екатерина Семеновна Образование единого централизованного государства. Изменения в системе управления Великого Московского княжества ( ХV – начало ХVI... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образование древнерусского государства. Социально-экономический уклад и политическая организация Киевской Руси | ||
Наследница Киевской Руси Формирование представлений о расширении границ Древнего русского государства, о роли князей, потомков княгини Ольги в становлении... | Положение о заочном региональном этапе Заочный региональный этап III открытого Всероссийского конкурса «Семья – основа государства» (далее – конкурс) организуется и проводится... | ||
Великое княжество Литовское В течение столетия после Батыева нашествия на десятков земель и княжество Древней Руси выросли два мощных государства, две новые... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: формировать представление о личности императора Александра III; подчеркнуть, что свое правление Александр III посвятил... |