Скачать 63.28 Kb.
|
6 КЛАСС (урок-путешествие) Образовательная цель – дать представление о ценности этимологии как науки о происхождении слов. Воспитательная цель – расширить лингвистический кругозор учащихся. Развивающая цель – активизировать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся при подготовке к урокам русского языка. Оборудование: экран, компьютер, слайды, этимологические словари. Ход урока
- Каждому из нас, я думаю, известно о своём происхождении. Конечно, ведь мы знаем наших родителей, бабушек, дедушек, а кто-то, возможно, знаком и с прабабушками, прадедушками. Так и в русском языке, ребята. Слова, к которым мы привыкли, тоже имеют свою биографию. Есть наука, которая специально занимается исследованием происхождения всех слов в русском языке. Называется эта наука этимологией. ЭТИМОЛОГИЯ etymon (от греч. «истина») logos (от греч. «учение») УЧЕНИЕ ОБ ИСТИННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ (Информацию со слайда учащиеся записывают в тетрадь) - Познакомиться с термином «ЭТИМОЛОГИЯ» для нас, как для исследователей, уверена, недостаточно. Мы с вами обязательно должны раскрыть ценность этимологии как науки. II. Работа по теме урока. 1) Карта Этимоландии. - Именно поэтому я предлагаю отправиться в путешествие, к которому мы готовились целую неделю. Цель нашего исследования – страна Этимоландия. - Почему страну назвали Этимоландия? (etymon-от греч. «истина», land-от англ. «земля») - Предлагаю познакомиться с картой страны Этимоландия. Словарный холм Лексикоград Археологические раскопки Озеро Фамилия (Учитель коротко рассказывает о предстоящем путешествии) 2) Город Лексикоград. - Итак, отправляемся. Первый пункт нашего маршрута – город Лексикоград. Лексика, как вы знаете, объединяет все слова русского языка. А каково происхождение слов? На этот вопрос нам поможет ответить следующая схема: ЛЕКСИКА ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ - ОБЩЕСЛАВЯНСКАЯ - ДРЕВНЕРУССКАЯ - СОБСТВЕННО РУССКАЯ - СТАРОСЛАВЯНСКАЯ - ДРУГИЕ ЯЗЫКИ (Учитель комментирует содержание слайда, приводит примеры слов из различных групп) 3) Словарный холм. - Конечно, не обладая определённым багажом знаний, трудно догадаться, какое слово и из какого языка пришло в русский язык. В этом нам помогают словари. Предлагаю отправиться на Словарный холм и познакомиться с главным нашим помощником при изучении раздела «Этимология». Выступление творческой группы. - Первый этимологический словарь появился ещё в 1842 году. Имел он длинное название «Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с 214 иностранными языками». - Сегодня самыми популярными этимологическими словарями для школьников являются словари под редакцией Пигулевской И.С., Афониной Г.Н. и Крылова Г.А. В них в научно-популярной форме толкуется происхождение слов, чья родословная вызывает интерес у носителей языка. - Обратите, пожалуйста, внимание на данные сокращения: ИСКОН., ОБЩЕСЛАВ., ЗАИМСТВ. Они указывают на то, откуда появилось слово в русском языке. - Предлагаем вам, ребята, выполнить наше задание. Используя «Школьный этимологический словарь русского языка», определите происхождение данных слов: АВТОР -……. БАЯН -…… ВИНА -….. ГРОМ -….. ДЫМ -….. ЖЕМЧУГ-….. ПЕЧАЛЬ -… РОЯЛЬ -… СВЕЧА -… ТРАФАРЕТ -… УМ -… ШЕДЕВР -… (Ответы: автор – заимств. из польск. яз., баян – искон., вина – общеслав., гром – общеслав., дым – общеслав., жемчуг – заимств. из тюрк.яз., печаль – общеслав., рояль – заимств. из франц.яз., свеча – общеслав., трафарет – заимств. из итал.яз., ум – общеслав., шедевр – заимств. из франц.яз.) 4) Археологические раскопки. - Недалеко от Словарного холма ведутся раскопки. Поможем археологам распределить найденные ценности по группам. Наша игра будет называться «Лингвисты-археологи». К выделенным словам вы должны подобрать родственные формы. Если возникнут трудности, обращайтесь к словарю. ЖИВОЙ, ПЕРСТ, ОДИН, КОЛО, ГРЕМЕТЬ, ШЕЛОМ, ЛАДИТЬ, ЕДИН, АГНЕЦ, ЖИВОТНОЕ, ГРОМ, ЗЛАТО, КОЛЬЧУГА, ЕДИНИЦА, БРЕГ, ПЕРЧАТКА, ЖИВОТ, ЗРАК, ЛАГОДА, ЯГНЕНОК, КОЛЬЦО, ЗРАЧОК, ПОГРОМ, ЗОЛОТО, ОШЕЛОМИТЬ, ОКОЛИЦА, ПЕРСТЕНЬ, ЗОЛОТУХА, БЕРЕГ, ЛАДНЫЙ, ЕДИНЫЙ, НАПЁРСТОК, ЗЕРКАЛО, ПОБЕРЕЖЬЕ, ШЛЕМ. - Как видите, распределить слова по группам оказалось достаточно легко. Вы сейчас смогли установить историческую взаимосвязь слов, увидели, от каких форм они произошли. Более подробно о превращениях, случившихся с различными лексическими единицами, мы будем говорить в старших классах, а пока отправляемся дальше. 5) Озеро Фамилия. - Следующая остановка – озеро Фамилия. Выслушав выступление следующей творческой группы, мы, несомненно, сможем понять ценность этимологии в расшифровке фамилий. Выступление творческой группы. - Целью нашего исследования было рассмотреть происхождение некоторых русский фамилий. Очень помогла нам в этом книга Ю.А. Федосюка «Что означает ваша фамилия?». Всем ребятам, которые интересуются историей происхождения своей фамилии, советуем её прочитать. (Опираясь на содержание слайда, ребята рассказывают о возникновении некоторых фамилий. Они называют четыре основные группы происхождения русских фамилий: «Порядок рождения», «Внешность ребёнка», «Имена-обереги», «Время рождения»; приводят примеры). - Вы видите, что древнерусские имена, несомненно, стали прародителями многих русских фамилий. Хочется отметить, что наши предки обладали неисчерпаемой фантазией и верили в силу слова, давая детям необычные имена. «ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ» ТРЕТЬЯК-ТРЕТЬЯКОВ ПЕРВАК-ПЕРВОВ «ВНЕШНОСТЬ РЕБЁНКА» ЧЕРНУШКА-ЧЕРНОВ БЕЛЫЙ-БЕЛОВ «ИМЕНА-ОБЕРЕГИ» БЕЗРУК-БЕЗРУКОВ НЕКРАС-НЕКРАСОВ «ВРЕМЯ РОЖДЕНИЯ» МОРОЗ-МОРОЗОВ ВЕШНЯК-ВЕШНЯКОВ III. Подведение итогов. - Наше путешествие подходит к концу. Я думаю, вы согласитесь, что этимология интересная и нужная наука. - В чём ценность этимологии как науки? (Возможный ответ учащихся: при помощи этимологии мы можем видеть связь между словами, узнаём историю родного языка, повышаем свой лингвистический кругозор). - Хочется поблагодарить всех вас, ребята, за сотрудничество. Творческим группам «спасибо» за представленный материал. Желаю не останавливаться на достигнутом и дальше открывать этимологические тайны слов. IV. Домашнее задание. - Используя «Школьный этимологический словарь», составить словарный диктант из слов исконно русского происхождения. |
Урок путешествие Образовательная программа: «Школа 2100» (2 класс) России Юрий Гагарин, о героях космоса о трудной и почетной и героической профессии космонавта | Урок №25, тема «музыкальное путешествие в италию» Вход в класс – звучит музыкальная заставка из «Путешествие вокруг земного шара» Вадима Поповича и «Песня Индийского гостя» из оперы... | ||
Урок путешествие. 7 Класс «Географическое положение Африки. История открытия и исследование материка». Урок №1 | Урок-путешествие Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану ... | ||
Урок- путешествие 2 класс Тема: Правописание безударных гласных в корне слова Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова | План-конспект Открытый урок по теме ''Путешествие'' 9 класс Цель и задачи урока: обобщение и систематизация умений и навыков на основе монологических и диалогических высказываний по теме в... | ||
Урок-путешествие в страну Глаголию. 5-й класс Тема: закрепление изученного... Цель урока: контроль за усвоением знаний, формулирование умений и навыков по теме | Урок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке Цель: дать представление о древнерусской летописи, выявить нравственно-патриотический смысл «Сказания о Кожемяке» | ||
«Путешествие с физикой по родному краю». Цель урока Урок итогового повторения за Ι полугодия курса VΙΙ класса. «Путешествие с физикой по родному краю» | Урок 8 класс «Химические свойства оксидов» Цель: Образовательная Образовательная: обобщить знания учащихся о составе оксидов, распространении их в природе. Рассмотреть классификацию оксидов и химические... | ||
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12.... Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) | Урок-путешествие Урок математики, 6 класс Урок по теме: «Координатная плоскость» «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», «Умножение и деление обыкновенных дробей» | ||
Урок путешествие «Основные классы неорганических соединений» (8 класс) Цель: проверить степень усвоения основных понятий темы: оксиды, кислоты, основания, соли; химические свойства изученных веществ;... | Урок — сказочное путешествие по теме Слитное и раздельное написание не ... | ||
«путешествие на зеленый остров» (6 класс) цель: 1) Закрепить и обобщить... Биология 6 класс/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко: под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011 | Урок-путешествие по теме: ”Различные способы разложения многочлена на множители”. 7 класс |