6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель





Скачать 63.28 Kb.
Название6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель
Дата публикации15.07.2013
Размер63.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
6 КЛАСС

(урок-путешествие)

Образовательная цель – дать представление о ценности этимологии как науки о происхождении слов.
Воспитательная цель – расширить лингвистический кругозор учащихся.
Развивающая цель – активизировать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся при подготовке к урокам русского языка.
Оборудование: экран, компьютер, слайды, этимологические словари.
Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Приветствие.

  2. Вступительное слово учителя.

- Каждому из нас, я думаю, известно о своём происхождении. Конечно, ведь мы знаем наших родителей, бабушек, дедушек, а кто-то, возможно, знаком и с прабабушками, прадедушками. Так и в русском языке, ребята. Слова, к которым мы привыкли, тоже имеют свою биографию. Есть наука, которая специально занимается исследованием происхождения всех слов в русском языке. Называется эта наука этимологией.






ЭТИМОЛОГИЯ




etymon

(от греч. «истина»)

logos

(от греч. «учение»)



УЧЕНИЕ ОБ ИСТИННОМ

ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ

(Информацию со слайда учащиеся записывают в тетрадь)

- Познакомиться с термином «ЭТИМОЛОГИЯ» для нас, как для исследователей, уверена, недостаточно. Мы с вами обязательно должны раскрыть ценность этимологии как науки.

II. Работа по теме урока.

1) Карта Этимоландии.

- Именно поэтому я предлагаю отправиться в путешествие, к которому мы готовились целую неделю. Цель нашего исследования – страна Этимоландия.

- Почему страну назвали Этимоландия?

(etymon-от греч. «истина», land-от англ. «земля»)

- Предлагаю познакомиться с картой страны Этимоландия.

plant


Словарный

холм



Лексикоград
tree





tree


treeplant


Археологические раскопки

plant

Озеро Фамилия



(Учитель коротко рассказывает о предстоящем путешествии)

2) Город Лексикоград.

- Итак, отправляемся. Первый пункт нашего маршрута – город Лексикоград. Лексика, как вы знаете, объединяет все слова русского языка. А каково происхождение слов? На этот вопрос нам поможет ответить следующая схема:





ЛЕКСИКА ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ













- ОБЩЕСЛАВЯНСКАЯ

- ДРЕВНЕРУССКАЯ

- СОБСТВЕННО РУССКАЯ

- СТАРОСЛАВЯНСКАЯ

- ДРУГИЕ ЯЗЫКИ

(Учитель комментирует содержание слайда, приводит примеры слов из различных групп)

3) Словарный холм.

- Конечно, не обладая определённым багажом знаний, трудно догадаться, какое слово и из какого языка пришло в русский язык. В этом нам помогают словари. Предлагаю отправиться на Словарный холм и познакомиться с главным нашим помощником при изучении раздела «Этимология».







Выступление творческой группы.

- Первый этимологический словарь появился ещё в 1842 году. Имел он длинное название «Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с 214 иностранными языками».

- Сегодня самыми популярными этимологическими словарями для школьников являются словари под редакцией Пигулевской И.С., Афониной Г.Н. и Крылова Г.А. В них в научно-популярной форме толкуется происхождение слов, чья родословная вызывает интерес у носителей языка.

- Обратите, пожалуйста, внимание на данные сокращения: ИСКОН., ОБЩЕСЛАВ., ЗАИМСТВ. Они указывают на то, откуда появилось слово в русском языке.

- Предлагаем вам, ребята, выполнить наше задание. Используя «Школьный этимологический словарь русского языка», определите происхождение данных слов:






АВТОР -…….

БАЯН -……

ВИНА -…..

ГРОМ -…..

ДЫМ -…..

ЖЕМЧУГ-…..


ПЕЧАЛЬ -…

РОЯЛЬ -…

СВЕЧА -…

ТРАФАРЕТ -…

УМ -…

ШЕДЕВР -…




(Ответы: автор – заимств. из польск. яз., баян – искон., вина – общеслав., гром – общеслав., дым – общеслав., жемчуг – заимств. из тюрк.яз., печаль – общеслав., рояль – заимств. из франц.яз., свеча – общеслав., трафарет – заимств. из итал.яз., ум – общеслав., шедевр – заимств. из франц.яз.)
4) Археологические раскопки.

- Недалеко от Словарного холма ведутся раскопки. Поможем археологам распределить найденные ценности по группам. Наша игра будет называться «Лингвисты-археологи». К выделенным словам вы должны подобрать родственные формы. Если возникнут трудности, обращайтесь к словарю.









ЖИВОЙ, ПЕРСТ, ОДИН, КОЛО, ГРЕМЕТЬ,

ШЕЛОМ, ЛАДИТЬ, ЕДИН, АГНЕЦ, ЖИВОТНОЕ,

ГРОМ, ЗЛАТО, КОЛЬЧУГА, ЕДИНИЦА, БРЕГ,

ПЕРЧАТКА, ЖИВОТ, ЗРАК, ЛАГОДА, ЯГНЕНОК,

КОЛЬЦО, ЗРАЧОК, ПОГРОМ, ЗОЛОТО, ОШЕЛОМИТЬ, ОКОЛИЦА, ПЕРСТЕНЬ, ЗОЛОТУХА, БЕРЕГ, ЛАДНЫЙ, ЕДИНЫЙ, НАПЁРСТОК, ЗЕРКАЛО, ПОБЕРЕЖЬЕ, ШЛЕМ.


- Как видите, распределить слова по группам оказалось достаточно легко. Вы сейчас смогли установить историческую взаимосвязь слов, увидели, от каких форм они произошли. Более подробно о превращениях, случившихся с различными лексическими единицами, мы будем говорить в старших классах, а пока отправляемся дальше.

5) Озеро Фамилия.

- Следующая остановка – озеро Фамилия. Выслушав выступление следующей творческой группы, мы, несомненно, сможем понять ценность этимологии в расшифровке фамилий.

Выступление творческой группы.

- Целью нашего исследования было рассмотреть происхождение некоторых русский фамилий. Очень помогла нам в этом книга Ю.А. Федосюка «Что означает ваша фамилия?». Всем ребятам, которые интересуются историей происхождения своей фамилии, советуем её прочитать.

(Опираясь на содержание слайда, ребята рассказывают о возникновении некоторых фамилий. Они называют четыре основные группы происхождения русских фамилий: «Порядок рождения», «Внешность ребёнка», «Имена-обереги», «Время рождения»; приводят примеры).

- Вы видите, что древнерусские имена, несомненно, стали прародителями многих русских фамилий. Хочется отметить, что наши предки обладали неисчерпаемой фантазией и верили в силу слова, давая детям необычные имена.


«ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ»

ТРЕТЬЯК-ТРЕТЬЯКОВ

ПЕРВАК-ПЕРВОВ

«ВНЕШНОСТЬ РЕБЁНКА»

ЧЕРНУШКА-ЧЕРНОВ

БЕЛЫЙ-БЕЛОВ


«ИМЕНА-ОБЕРЕГИ»

БЕЗРУК-БЕЗРУКОВ

НЕКРАС-НЕКРАСОВ

«ВРЕМЯ РОЖДЕНИЯ»

МОРОЗ-МОРОЗОВ

ВЕШНЯК-ВЕШНЯКОВ



III. Подведение итогов.

- Наше путешествие подходит к концу. Я думаю, вы согласитесь, что этимология интересная и нужная наука.

- В чём ценность этимологии как науки?

(Возможный ответ учащихся: при помощи этимологии мы можем видеть связь между словами, узнаём историю родного языка, повышаем свой лингвистический кругозор).

- Хочется поблагодарить всех вас, ребята, за сотрудничество. Творческим группам «спасибо» за представленный материал. Желаю не останавливаться на достигнутом и дальше открывать этимологические тайны слов.

IV. Домашнее задание.

- Используя «Школьный этимологический словарь», составить словарный диктант из слов исконно русского происхождения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель iconУрок путешествие Образовательная программа: «Школа 2100» (2 класс)
России Юрий Гагарин, о героях космоса о трудной и почетной и героической профессии космонавта
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель iconУрок №25, тема «музыкальное путешествие в италию»
Вход в класс – звучит музыкальная заставка из «Путешествие вокруг земного шара» Вадима Поповича и «Песня Индийского гостя» из оперы...
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель iconУрок путешествие. 7 Класс
«Географическое положение Африки. История открытия и исследование материка». Урок №1
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель iconУрок-путешествие Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану
...
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель iconУрок- путешествие 2 класс Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель iconПлан-конспект Открытый урок по теме ''Путешествие'' 9 класс
Цель и задачи урока: обобщение и систематизация умений и навыков на основе монологических и диалогических высказываний по теме в...
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель iconУрок-путешествие в страну Глаголию. 5-й класс Тема: закрепление изученного...
Цель урока: контроль за усвоением знаний, формулирование умений и навыков по теме
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель iconУрок путешествие 6 класс Тема: Патриотический пафос «Повести временных лет». Сказание о Кожемяке
Цель: дать представление о древнерусской летописи, выявить нравственно-патриотический смысл «Сказания о Кожемяке»
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель icon«Путешествие с физикой по родному краю». Цель урока
Урок итогового повторения за Ι полугодия курса VΙΙ класса. «Путешествие с физикой по родному краю»
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель iconУрок 8 класс «Химические свойства оксидов» Цель: Образовательная
Образовательная: обобщить знания учащихся о составе оксидов, распространении их в природе. Рассмотреть классификацию оксидов и химические...
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель iconУрок-путешествие Урок математики, 6 класс Урок по теме: «Координатная плоскость»
«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», «Умножение и деление обыкновенных дробей»
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель iconУрок путешествие «Основные классы неорганических соединений» (8 класс)
Цель: проверить степень усвоения основных понятий темы: оксиды, кислоты, основания, соли; химические свойства изученных веществ;...
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель iconУрок — сказочное путешествие по теме Слитное и раздельное написание не
...
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель icon«путешествие на зеленый остров» (6 класс) цель: 1) Закрепить и обобщить...
Биология 6 класс/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко: под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011
6 класс (урок-путешествие) Образовательная цель iconУрок-путешествие по теме: ”Различные способы разложения многочлена на множители”. 7 класс



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск