«Савитри» это мантра для трансформации мира





Скачать 289.8 Kb.
Название«Савитри» это мантра для трансформации мира
страница1/5
Дата публикации05.10.2014
Размер289.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5


КОММЕНТАРИИ
«Савитри» — это мантра для трансформации мира.

Мать



Согласно Шри Ауробиндо первая Песнь «Савитри» является ключом к восприятию и пониманию всей поэмы. Она называется «Символическая Заря» и понимание ее глубочайшего символизма позволяет прийти к пониманию многомерных символов всего повествования.
«Савитри» начинается с описания зари того рокового дня, когда должен умереть Сатьяван, возлюбленный и муж Савитри, который символизирует собой душу человечества, нисходящую во власть тьмы и смерти. Савитри, воплощение Божественной Матери, Божественное Слово, рождается, чтобы спасти и освободить человечество. Поэтому смерть Сатьявана означает крах ее миссии. И вот она вступает в противоборство с Богом Смерти и в итоге спасает Сатьявана от смерти, а затем в диалоге с Всевышним добивается того, что Он прорекает земле освобождение и направляет Сатьявана и Савитри в мир исполнять Его повеление.
Весь сюжет поэмы разворачивается в пределах одного дня, хотя и с огромным отступлением в прошлое, которое описывает историю рождения Савитри на земле, происходящего как высочайший дар великой Йоге ее отца — царя Ашвапати, ее взросление, встречу с возлюбленным, получение пророчества о том, что ровно через год он обречен на смерть, и ее беспримерную Йогу, направленную на то, чтобы обрести свою внутреннюю Истину и силой этой Истины победить рок, нависший над ее возлюбленным и над всем миром.
«Савитри» начинается с описания ночной тьмы, предшествующей наступлению зари, и заканчивается описанием ночи, завершающей этот долгий судьбоносный день, — однако если в начале это беспросветный зловещий мрак мертвого Бессознания, царящий в мире, то в конце это совсем другая, удивительная, Ночь, исполненная света и скрывающая в своем сияющем лоне величайшую Зарю:
…в сиянье среброликом

Ночь, грезящей луной украсив небо,

Взошла на трон в своем лучистом царстве.

Озарена мечтою затаенной,

Она под чудо-пеленами света

В своем глубинном лоне, чудным плодом,

Растила величайшую зарю.
Lost in the halo of her musing brows

Night, splendid with the moon dreaming in heaven

In silver peace, possessed her luminous reign.

She brooded through her stillness on a thought

Deep-guarded by her mystic folds of light,

And in her bosom nursed a greater dawn.

p. 724
Именно в этом контексте необходимо воспринимать первую Песнь «Савитри». С одной стороны — можно понимать ее как описание наступления зари конкретного земного дня. Но, с другой стороны, — день этот необычный. Именно в этот день Сатьявану суждено умереть, и поэтому ночь, предшествующая наступлению этого рокового дня, кажется особенно зловещей и символичной, представая олицетворением вселенской тьмы Бессознания, готовящейся поглотить саму душу человечества. И все описание этой зари, как и подчеркивает Шри Ауробиндо самим названием Песни, становится глубоко символичным, превращаясь в символ великого Падения изначальной божественной Души во мрак Бессознания, ее борьбы за высвобождение из этого мрака в жажде заново обрести себя, и постоянного стремления великого божественного Истока свыше низойти, проникнуть в этот мертвый мрак, чтобы помочь падшей Душе высвободиться из беспросветного ступора этого Небытия и воссоединиться со своим Истоком. Таким образом эта символическая Заря становится вечно возобновляющейся попыткой высшего Божественного низойти в этот мрак Бессознания и пробудить его, возвратить его к Свету и Сознанию. И в этот раз Свету Божественного Нисхождения почти удается закрепиться в нашем неподатливом мраке, но затем, не встретив должной восприимчивости, он все же вынужден снова отступить в свои вышние сферы. Снова наступает свет обычного земного дня. Но эта казалось бы не достигшая своей цели Божественная Заря пробуждает Савитри, спасительницу мира, и Савитри в конце концов приносит освобождение человечеству, прореченное Всевышним.
При этом в конце поэмы Савитри, снискав победу для земли в вышних сферах, опять возвращается на землю в земную жизнь, казалось бы снова погруженную в ночь. Можно подумать, что и ее миссия не увенчалась успехом. Однако сама Савитри возвращается преображенной, и жизнь, в которую она возвращается также оказывается символически преображенной, и сама эта ночь теперь уже исполнена Света и вынашивает в себе сокровенным плодом величайшую, победную Зарю. Все это ясно говорит о том, что Победа достигнута Савитри, ее великая миссия исполнена — просто необходимо время, чтобы эта победа, это веление Всевышнего приняло зримые очертания на земле.
Согласно замыслу Шри Ауробиндо, Савитри — это воплощение Божественной Матери, которое явилось на земле в древние времена. Поэтому может возникнуть представление, что Савитри пришла и ушла, а мы по-прежнему окружены все той же непобежденной Ночью Несознания. Однако в действительности своим приходом и беспримерным духовным Подвигом она зароняет во чрево вселенской Ночи сокровенное семя Света — и все последующее земное время есть лишь вызревание, раскрытие этого семени. Оно приводит к рождению в наше время Шри Ауробиндо и Матери, также предреченное Савитри Всевышним:
И воплощенья двуединой Силы —

Вожди Времен, великие предтечи,

Освобождая падшие умы,

Преображая человечий прах,

Дадут рожденье новой горней расе.

И распахнутся Божие врата,

В земные дни придет сверхразум вечный;

Сверхчеловек пробудится во смертном…
These are the high forerunners, the heads of Time,

The great deliverers of earth-bound mind,

The high transfigurers of human clay,

The first-born of a new supernal race.

The incarnate dual Power shall open God's door,

Eternal supermind touch earthly Time.

The superman shall wake in mortal man…

p. 705

Таким образом, и вся история Савитри становится символом великой работы Шри Ауробиндо и Матери. Ею Шри Ауробиндо раскрывает нам тайну Их воплощения. Они, как и Савитри, казалось бы приходят и уходят, оставив после себя все тот же вселенский беспросветный Мрак. Но на самом деле этот Мрак благодаря Их великой Работе уже исполнен Света, Победа уже одержана, семя заронено, тайный светоносный плод зреет в сокровенном сияющем лоне преображенной Ночи — плод Нового Творения, которое взрастет и проявится из старого мира.
И этот мрак таит наш высший жребий.

Как хризалида истины пресветлой,

Он в тесном коконе своем скрывает

Крылатое сияющее чудо —

Иначе, плен Материи покинув,

Оно бы упорхнуло в Ширь без форм,

В Непостижимом скрылось бы навеки,

Растратив красоту свою впустую,

Не довершив судьбы волшебной мира.

И все ж, хоть мыслят в нем лишь грезу духа

Иль призрак одержимого ума,

Из старого восстанет новый мир,

Несказанное огласится Знанье,

Пробьется райский цвет Красы запретной,

Боль и услада скроются в Блаженстве.

Заговорит оракул безъязыкий,

И на земле очнется Сверхсознанье,

И Вечность вступит чудом в пляс Времен.
This darkness hides our nobler destiny.

A chrysalis of a great and glorious truth,

It stifles the winged marvel in its sheath

Lest from the prison of Matter it escape

And, wasting its beauty on the formless Vast,

Merged into the Unknowable's mystery,

Leave unfulfilled the world's miraculous fate.

As yet thought only some high spirit's dream

Or a vexed illusion in man's toiling mind,

A new creation from the old shall rise,

A Knowledge inarticulate find speech,

Beauty suppressed burst into paradise bloom,

Pleasure and pain dive into absolute bliss.

A tongueless oracle shall speak at last,

The Superconscient conscious grow on earth,

The Eternal's wonders join the dance of Time.

p. 330
Поэтому в описании зари, с которого начинается первая Песнь первой Книги «Савитри», Шри Ауробиндо постоянно использует многочисленные тонкие приемы, подчеркивающие глубокий символизм этой Зари, соотнося ее с великими универсальными явлениями. Силой своего поэтического гения он снова и снова тончайшими штрихами обнаруживает в обычной ночи и заре олицетворения универсальных космических Начал, их противоборства и в итоге — победоносного свершения божественного События.
В дальнейшем за счет более тонкого анализа строк этой Песни мы постараемся выявить и проследить глубокий символизм, заложенный в них Шри Ауробиндо.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Савитри» это мантра для трансформации мира iconТы читаешь «Савитри»?
Говорю тебе точно: те же строки, которые однажды ты уже читал, будут представать тебе в новом свете каждый раз, когда ты будешь к...
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бхакти йога – это достаточно условное название, в нее входит частично и Мантра йога, и Джнана йога, и Янтра йога, и Тантра йога,...
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направления трансформации геополитического пространства глобального мира и складывание его новой конфигурации
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconКак увлечь ребенка рисованием?
Рисование для детей – это чудо–занятие. Рисование – это развитие мелкой моторики, творчества, фантазии, воображения, выражение своего...
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconУчреждение города москвы
Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление...
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconСочинение. “И это всё о ней”
Мама! Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconА. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин
Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного...
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconГеографическая картина мира. Кн. II: Региональная характеристика мира
Книга предназначена для углубленного изучения курса "Экономическая и социальная география мира", который преподается в 10 классе...
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconПредисловие «Хвала Аллаху, Господу миров!»
Это первый аят первой суры Корана, из которого мы узнаем, что помимо нашего мира — мира людей, существуют еще много других миров
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Богом-отцом, Церковь становится матерью. Это ощущение преображения и радости богообщения, царящей в душе, и ни с чем несравнимого...
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconОт мира природы в мир «Волшебницы» речи
К. С. Аксаков писал о том, что слово есть первый признак сознательной разумной жизни, воссоздание вокруг себя мира. Воссоздание это...
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconУ рок Мира, посвященный 60-летию образования Советского комитета...
Каждый год 21 сентября люди в разных уголках земного шара тем или иным образом отдают дань миру. Ежегодные международные и национальные...
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формировать знания о понятиях «человек, молитва, чтение, таинства, намаз, мантра, православная культура», как об основополагающих...
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного...
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного...
«Савитри» это мантра для трансформации мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск