Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности





Скачать 45.68 Kb.
НазваниеСовременные технологии как условие духовно-нравственного развития личности
Дата публикации08.10.2014
Размер45.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Файзуханова Валентина Павловна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Лицей№200»

Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности.

Общественное развитие современной России остро поставило задачу духовного возрождения нации. На государственном уровне была разработана «Концепция духовно-нравственного воспитания школьников».  В концепции сформулирован национальный воспитательный идеал: « высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».

Традиционно учебный предмет "История" обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников. Сегодня педагогическая общественность очень активно обсуждает «Историко-культурный стандарт», который ляжет в основу нового единого учебника по истории. В этом стандарте в качестве приоритетной ставится цель воспитания высоконравственной личности с активной гражданской позицией.

Духовно-нравственное воспитание школьников является одной из важнейших тем, над которой работает кафедра учителей истории в нашем лицее («Личностное осмысление исторического опыта как основа развития духовно-нравственного потенциала личности» ).

Решить эту сложную задачу позволяют современные педагогические технологии, которые почти все основаны на системно-деятельностном подходе (информационные, проблемно-диалоговая, критического мышления, сотрудничества, проектная и др.). О том, что всякое учение – деятельность говорят и пишут давно, созданы и апробированы, проверены временем методики и технологии Леоньтева, Гальперина, Давыдова, Занкова, Выготского и др. Но сегодня изменяется образовательная парадигма. Ребята сами должны добывать и анализировать материал. В рамках деятельностного подхода учеба становится творчеством. Каким образом? Все начинается с проблемной ситуации. Ребенок сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления и затруднения. Мыслительная работа – осознать противоречие и сформулировать вопрос. Постановка проблемы. Далее – поиск решений – выдвижение и проверка гипотез – выражение решения.

В отличие от ученых, ученики этот путь зачастую могут проделать только в диалоге с учителем. Таким образом, значимость учителя не уменьшается, а изменяется его роль.

Ключевая задача учителя в реализации данного похода заключается в том, чтобы показать ученику его возможности, приобщить к процессу активного поиска, не забывая о главной задаче – воспитание Человека, гражданина, т. е. не забывая о духовно-нравственном воспитании.

Как это применяется на практике?

Надо помочь ребятам делать открытия на каждом этапе урока.

Уже в начале урока можно дать установку на поисковую деятельность, столкнуть ребят с проблемой, объединить организационный этап и этап актуализации знаний, тем самым замотивировать на урок.

Тема: Отечественная война 1812 года. А если эпиграфом сделать отрывок из «Евгения Онегина» :

«Гроза Двенадцатого года

Настала. Кто тут нам помог?

Остервенение народа, Барклай,

Зима иль Русский Бог?»

Уже эпиграф заставляет задуматься и о причинах победы России и о роли народа в войне и о роли веры в становлении самосознания народа и народном патриотизме и приступить к поиску ответа на поставленный вопрос.

6 класс. Обществознание. Тема: «Семья». На доске выведено высказывание: «… - это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношний для каждого».

Ребята сами должны догадаться, о чем пойдет речь. Но с самого начала урока концентрируется внимание на семейных ценностях для каждого человека.

В начале урока может прозвучать и откровенный вызов. Урок «Молодежь в современном обществе» 10 класс. После сообщения темы учащимся предлагается цитата без указания автора: «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие» . Кому могут принадлежать эти слова? Упоминание о Сократе заставляет задуматься об особенностях социального статуса молодежи, о ее проблемах, ее понимании своего назначения и об ожиданиях общества.

Итак, проблема поставлена. Далее работа идет или по заданной учителем траектории или ребята сами определяют пути поиска решения проблемы.

Например, проектная тема одна, а сюжеты разные, в результате - общий проект.

Урок в 6 классе «Средневековое рыцарство». Класс разделен на группы. Каждая группа получает задание составить проект по заданной теме (рыцарский замок, воспитание рыцаря, вооружение , развлечения рыцарей), используя раздаточный материал (документы, отрывки из художественной литературы, соответствующий пункт параграфа в учебнике, иллюстрации). В ходе коллективной работы ребята учатся слышать мнение товарищей, распределять обязанности, нести ответственность за порученное дело) .

В 9 классе на обобщающем уроке «Эпоха Брежнева: застой или стабильность» учащиеся уже сами выбирают источники информации, анализируют факты, приводят аргументы в поддержку той или иной точки зрения, отбирают наиболее весомые.

Системно-деятельностный подход в изучении истории обязательно включает работу с источниками: документами, воспоминаниями, отрывками научных работ, газетными статьями и т. д. При изучении событий XX века большое значение имеют документы фоно- и видеохрестоматии. В глубокой тишине ребята слушают запись Б. Левитана о начале Великой Отечественной войны.

Вновь приобретенные знания должны быть обобщены, систематизированы и представлены. Это могут быть плакаты, синквейны, кластеры, проекты, презентации

На уроке, посвященном эпохе Брежнева после обсуждения аргументов, оценок, предложенных группами этой эпохи как «застоя» или «стабильности» ребята высказывают свое личное мнение об этом этапе в истории нашей страны, обосновывая свою точку зрения (всегда мнения расходятся, у каждого своя позиция).

В конце урока по теме «Семья» – проект «дом для счастливой семьи» (в качестве «строительного материала» выступают нравственные качества и добродетели, которые укрепляют семью) и дети закрепляют в своем сознании как норму семейных отношений любовь, взаимоподдержку, терпение, доброжелательность и др. моральные качества.

Обязательный этап урока – рефлексия. Самооценка, оценка деятельности группы, какие выводы сделали для себя, что пригодится в повседневной жизни?

Хотелось бы, чтобы каждый урок истории или обществознания становился для ребят еще и уроком жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного...
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconДоклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция...
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconКраеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного...
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности icon«Современные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовно...

Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка
Сегодня под воспитанием все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления...
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconПрограмма по окружающему миру разработана на основе Федерального...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программы «Окружающий мир» 1 – 4 классы...
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconПрограмма "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей...
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconРабочая программа по музыке 3 класс разработана на основе Федерального...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по музыке «Музыка», авторов:...
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconУрок технологии в 1 классе «Пришивание пуговиц с двумя отверстиями»
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по технологии и на...
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
«Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconРабочая программа по технологии Класс 1 4 Автор составитель: Нагорнова...
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по технологии и на...
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconДуховно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование...
...
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconНазвание- до 5 баллов
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по технологии и на...
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск