Скачать 356.3 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ Проф. А.И. Юрьев Решение заседания кафедры Протокол № 1__ «_28_» _августа__2013_г.
Направление: 0501000 Педагогическое образование Профиль: «Историческое образование» Составитель: профессор Т.В. Антонова Москва-2013 1. Пояснительная записка Программа курса «Цензура и общество в России Х1Х века» составлена в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра педагогического образования на основе компетентносного подхода к обучению. Дисциплина «Цензура и общество в России Х1Х века» обладает следующими характеристиками. Краткое содержание по ФГОС: В курсе рассматриваются сюжеты истории развития и отмены цензурных учреждений в странах Западной Европы, истории формирования либеральных взглядов на правовой статус печати, содержание тезиса свободы печати, выдвинутого европейским обществом, и практика его реализации; охарактеризованы итоги цензурной реформы 1865 г., практика применения нового закона в 1872 – 1874 гг.; объяснены причины цензурной контрреформы (1882 г.) при императоре Александре Ш; рассмотрены альтернативы решения цензурного вопроса, изложенные в записках русских литераторов, в журнальной публицистике (1850 – 1880 гг.); раскрыта взаимосвязь опыта борьбы за свободу печати различных поколений общественных деятелей России. Основные цели и задачи курса Целью дисциплины является освещение истории формирования цензурной системы в России, как одного из ключевых направлений внутриполитического курса российского самодержавного государства (от правления Екатерины Великой до Александра III), и общественного мнения на проблему отношений власти и печати. Задачи дисциплины: 1.Сформировать представление об исторической природе европейской и российской цензуры как аппарата и функции государственного контроля над общественной печатью; о степени и результатах ее влияния на культурный процесс, состояние науки и просвещения. 2.Сопоставить этапы, условия формирования и законодательную базу учреждений цензуры в Западной Европе (У в.до н.э. – ХУШ в.) и в Российской империи (ХУШ – Х1Х вв.). 3.Раскрыть содержание понятий: цензура, печать, общественное мнение, свобода печати. 4.Показать формы и историческое значение борьбы российского общества за свободу печати; роль отечественной журналистики в разработке альтернатив информационно-правовой политики государства. Объем в ЗЕ: ____4____________________________________ Время изучения: курс___3________семестр___5,6______________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: 1.История России (период феодализма). 2.История России (Х1Х в.). 3.История отечественной культуры. 4.История средних веков. 5.Новая история стран Запада. 6.Источниковедение. Данный модуль содействует изучению следующих ОМ: 1.История России (начало ХХ в.). 2.Основы историографии. 3.Политология. 4.Правоведение. Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ:мировоззренческий, инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций : 1.Способен к использованию отечественного и зарубежного культурно- просветительского и гуманитарного опыта в профессиональной педагогической деятельности для решения образовательных задач и для содействия процессу социальной адаптации обучающихся. 2.Способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения с применением современных коммуникативных технологий. 3.Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: 1.Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; 2.Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии; 3. Подготовка учебно-методической документации по историческим и обществоведческим курсам; 4. Формирование ценностных ориентаций в процессе ознакомления с историческим опытом в сфере культуры и государственно-правового регулирования общественных отношений. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Инновационные формы учебной работы:
Активные методы обучения:
Формы контекстного обучения:
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: Тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего. 2 уровень сложности: Дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, экспертная оценка, эссе, кейс. 3 уровень сложности: Исследовательский эксперимент Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30% - мировоззренческий кластер 30/70 % – инструментальный кластер. Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем модуля и виды учебной работы (по очной форме обучения)
Объем модуля и виды учебной работы (по заочной форме обучения)
3. Содержание модуля/ дисциплины Краткое содержание курса В курсе рассматриваются сюжеты истории развития и отмены цензурных учреждений в странах Западной Европы, истории формирования либеральных взглядов на правовой статус печати, содержание тезиса свободы печати, выдвинутого европейским обществом, и практика его реализации. На этом фоне представлена история отношений российской самодержавной власти и общественной печати от Указа императрицы Екатерины Великой «О вольных типографиях» (1783 г.) до цензурной контрреформы императора Александра Ш ( 1882 г.) Цензурное законодательство России Х1Х века и реакция общества на положение печати составляют сюжетный стержень курса. Раскрывается сущность первого цензурного Устава 1804 г. и его нормы, гарантирующие «свободу тиснения»; показана специфика цензурной политики императора Николая 1 (1825 – 1855 гг.) и ее восприятие российским обществом; охарактеризованы итоги цензурной реформы 1865 г., практика применения нового закона в 1872 – 1874 гг.; объяснены причины цензурной контрреформы (1882 г.) при императоре Александре Ш; рассмотрены альтернативы решения цензурного вопроса, изложенные в записках русских литераторов, в журнальной публицистике (1850 – 1880 гг.); показана динамика общественных настроений в отношении цензурной политики в России и степень влияния европейской исторической практики борьбы за свободу печати; раскрыта взаимосвязь опыта борьбы за свободу печати различных поколений общественных деятелей России. Основные разделы, их краткое описание Раздел 1. Цензура и общество в европейской и российской истории (допетровского времени). Раздел 2. Цензура и печать в России в ХУШ веке. Раздел 3. Цензура и общество в перв.пол.Х1Х в. Раздел 4. Цензура и общество в пореформенной России. Раздел 1. Тема 1. Взаимоотношения власти и общества в историческом контексте. Историография и источники проблематики дисциплины. Цензура во времена античности. Карательная цензура Ватикана. Практика аутодафе. Вселенские Соборы о преследовании еретических книг. Инквизиция и цензура рукописных книг в Европе. Тема 2.Изобретение книгопечатания в Европе и реакция Ватикана. Буллы Сикста 1У и Иннокентия УШ о предварительной цензуре. Латеранский собор 1512 г. «Индекс запрещенных книг». «Индекс запрещенных типографий». Светская цензура западно-европейских монархий. Цензурные функции Сорбонны. Политика в области печати Людовика Х1У и Людовика ХУ во Франции, Фридриха П в Пруссии, Стюартов в Англии. Тема 3. Цензура и общество в странах Западной Европы. Общественный протест против цензуры в эпоху Реформации и революций. «Ареопагитика» Дж.Мильтона. «Декларация прав человека и гражданина» о свободе слова. Тема 4. Падение значения цензуры в Западной Европе (конец ХУШ – Х1Х вв.). Отмена предварительной и наблюдательной цензуры в Великобритании в ХУШ в. Борьба за экономическую свободу печати. Отмена предварительной цензуры во Франции периода Второй империи. Органический Декрет Наполеона Ш (1852 г.). Установление во Франции конституционного права свободы печати (1881 г.). Установление судебной юрисдикции печати в Германии и Италии. Превращение европейской прессы в «четвертую власть». Тема 5.Духовная цензура рукописных книг в России. Стоглавый Собор (1551 г.) о «божественных книгах». Зарождение русской печати. Первые печатные книги. Реакция духовной и светской власти. Раздел 2. Тема 6. Реформа печати при Петре Великом. Разделение духовного и светского книгопечатания. Типография Яна Тессинга в Амстердаме. Первый в России закон о предварительной цензуре печатных книг (1721 г.). Тема 7. Политика Екатерины Великой в области печати. Развитие законодательства о предварительной цензуре. Типографии Гартунга, Вейнбрехта и Шнора в России. Закон о «вольных типографиях» 1873 г. Цензура Управы Благочиния. Столкновения идеологии самодержавия и общественных деятелей по вопросам цензуры. Главы о цензуре из «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. Цензура при Павле 1. Законодательство 1797 – 1800 гг. Аппарат цензуры и его деятельность в конце ХУШ в.. Раздел 3. Тема 8. Цензура в эпоху либеральных реформ императора Александра 1. Первый цензурный Устав 1804 г. Предварительная цензура. Передача цензорских функций Университетам. Формула «свободы тиснения». Юридическое обеспечение защиты прав автора и ограничение произвола цензоров. Современники о цензурном Уставе 1804 г. «Послания цензору» А.С.Пушкина. Развитие книжного дела. Признаки ослабления значения Устава 1804 г. во второй половине правления Александра 1. Тема 9. Самодержавие Николая 1 и русская печать. Цензурные Уставы 1826 г. и 1828 г. Ш Отделение Собственной Его императорского Величества Канцелярии и печать. Формирование столичных цензурных комитетов и их деятельность. Цензорский корпус. Опыт превентивных договоренностей авторов и цензоров («совещательная цензура»). Ведомственная цензура. Отношение общества к цензурному режиму Николая 1. Раздел 4. Тема 10. Власть и общество в поисках альтернативы решения цензурного вопроса в эпоху великих реформ Александра П. Мнение императора о цензуре. Попытки пересмотра цензурного устава при министрах народного просвещения А.С.Норове и Е.П.Ковалевском, А.В.Головнине. Полемика в столичной прессе демократического, либерального и консервативного направлений по вопросам реформы цензурной системы в России. Акции литераторов в защиту отечественной печати. Обоснование тезиса свободы печати как альтернативы правительственной программы. Тема 11. Цензурная реформа 1865 г. «Временные правила по делам книгопечатания» 6 апреля 1865 г.: Частичная отмена предварительной цензуры для столичной печати. Элементы судебной ответственности деятелей печати. Система административных взысканий. Залог. Порядок разрешения Министерством внутренних дел новых органов журналистики. Отклики общества на цензурные нововведения. Споры народников и либералов, западников и славянофилов о свободе печати. Социальный акцент народнической публицистики на тему цензурной реформы (Ю.Г.Жуковский). Тема 12.Цензурная контрреформа 1872 – 1882 гг.. Столкновение административного и судебного принципов в делах печати. Статистика и итоги административного и судебного преследований авторов, редакторов, издателей и типографов. Попытки пересмотра цензурного закона комиссиями С.Н.Урусова (1869 – 1871 гг.) и П.А.Валуева (1880 – 1881 гг.). Содержание законодательства о печати 1872 – 1874 гг. Сближение позиций власти и общества, начало диалога по вопросам правового статуса печати в период «диктатуры сердца» М.Т.Лорис-Меликова. Отказ самодержавия от либеральной политики в отношении печати после 1 марта 1881 г. Закон о печати 27 августа 1882 г. Тема 13. Общественное мнение о цензурной политике самодержавия. Отстаивание обществом принципа судебной юрисдикции печати. Специфика катковской формулы свободы печати. Поддержка либеральной прессой программы цензурной реформы М.Т.Лорис-Меликова. Размежевание во взглядах на свободу печати в редакции «Отечественных записок» (Г.З.Елисеев, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.К.Михайловский). Усиление социального аспекта в полемике о свободе печати. Критика Н.К.Михайловским тезиса свободы печати как категории буржуазного права. Роль земских деятелей в защите тезиса свободы печати. Итоги и уроки борьбы русского общества за свободу печати. 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по очной форме обучения)
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по заочной форме обучения)
Содержание разделов ОМ/ УД
|
Краткое содержание по фгос: в курсе рассматриваются сюжеты истории... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Краткое содержание по фгос: в курсе рассматриваются сюжеты истории... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Ислам в странах Западной Европы В этой статье рассматриваются вопросы, касающиеся конфликтов в европейских государствах на почве взаимоотношений между мусульманами... | Рефератов по курсу Правовой статус и практика правоотношений Универсальные принципы свободы массовой информации и государственно-правовые формы ее закрепления и обеспечения | ||
Правовой антикоррупционный курс знаю закон рабочая тетрадь 9-11 класс... Г. Д. Селянинова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, руководитель центра устной истории, пгпу | Философия истории Ф. Гегеля «Философия истории» принадлежит к числу тех работ ученого, которые не были доведены им до конца и не были подготовлены и опубликованы... | ||
Отчет Список публикаций в центральной и зарубежной печати, монографий (в том числе представленных к печати) | Программа дисциплины политические системы и культуры стран западной европы Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «Политические системы и культуры стран... | ||
Краткое содержание. Краткое содержание. 3 Многоуровневая структура эталонной модели iso osi и стека протоколов tcp/IP. 13 | Краткое содержание Место педагога в современном обществе. Кризис... Необходимость значительного увеличения, средств, направляемых на профессиональную подготовку учителя и оплату его труда. Тенденция... | ||
Книгоиздание в России Состояние, тенденции и перспективы развития... Доклад подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям... | Краткое содержание проекта При реализации проекта Дворец «Вестминстерское аббатство» При реализации проекта Дворец «Вестминстерское аббатство». рассматриваются вопросы не только в рамках изучения сузов, но и дополнительной... | ||
Программа по дисциплине «философия» Изучение философских взглядов представителей основных направлений и школ в истории западной, восточной и отечественной философии | Программа по дисциплине «философия» Изучение философских взглядов представителей основных направлений и школ в истории западной, восточной и отечественной философии | ||
Рабочая программа «История западной России» 7 класс (базовый уровень)... Учебный курс «История Западной России. Калининградская область» предназначен для формирования и расширения представлений учащихся... | Краткое содержание проекта Межпредметный учебный проект «Краса моя уральский лес!» «Практика сетевого общения» (предмет «Технология» раздел «Практика работы на компьютере»). Данный проект направлен на формирование... |