Скачать 0.77 Mb.
|
Комитет по образованию администрации Целинного района МОУ «Целинная № 2 средняя (полная) общеобразовательная школа» ИКТ в деятельности учителя истории и обществознания (из опыта работы учителя истории и обществознания Вайцель Татьяны Витальевны) с. Целинное Перечень модулей
1. Наименование опыта
Алтайский край, Целинный район, с. Целинное, ул. Советская, 19. Тел.: 2-13-07 2. Вступление Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступивший век - век информации и научных знаний. Это ставит перед системой образования принципиально новую глобальную проблему подготовки учащихся к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного общества. Образовательное учреждение, которое я представляю, внедряет проект «Развитие информационной среды школы». Его целью является создание условий, обеспечивающих эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Для этого школа оснащена 2 компьютерными классами. В кабинетах истории, литературы, географии, биологии, физики, химии, начальных классов есть мультимедийное оборудование. Все компьютеры подключены к сети Интернет. Более 65% педагогов используют на уроках мультимедийные средства обучения. Главная цель моей деятельности, как любого другого учителя: научить своих учеников всему тому, что знаю сама, научить их думать и действовать самостоятельно, научить применять полученные на уроках истории знания в жизни, и главное формировать у них умения и навыки их самостоятельного приобретения, чтобы после окончания школы они смогли социализироваться и стать конкурентноспособными на рынке труда. Основной стратегией обучения выступает личностно-ориентированный подход и валеологическая обоснованность урока, а это значит, что я всегда помню: я обучаю каждого ученика в отдельности, знаю его возможности и потребности, особенности его характера, личностные интересы, возрастные переживания, настроение, его склонности и мечты; я учитываю: готовность класса, социальные, индивидуальные, психофизиологические особенности детей. В процессе преподавания приходиться сталкиваться с рядом проблем, требующих решения. 1. Не секрет, что в школу приходят разные ученики. Кому-то достаточно знаний, которые дает учебник, а кому-то требуется дополнительный материал. 2. Никто не станет отрицать тот факт, что сегодня возрос объем изучаемой информации. В связи, с чем возникает закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем? 3. Благодаря телевидению, Интернет – ресурсам можно взять все, что необходимо для успешного обучения. Но проблема в том, что данная информация пассивна и не всегда адаптирована для ученика. Сделать её активной, научить самостоятельно анализировать, систематизировать и применять полученный материал - в этом и состоит задача учителя. 4. Стало очевидным, что у большинства детей потерян интерес к учебе, наблюдается познавательная пассивность. Выявляя причины столь низкого интереса учащихся к учебному процессу, я пришла к выводу, что проблема состоит, в неразрешенном противоречии между естественным желанием детей приобщится ко всему новому и консерватизмом традиционных методов обучения, особенно в части вариантности источников получения информации. Они в традиционной педагогике сводятся, как правило, к монологу учителя и чтению учебника. А интересы большинства учащихся, так или иначе, связаны с компьютерными технологиями, так как современное представление о качественном образовании включает свободное владение информационными технологиями, и, как следствие, компьютер сегодня воспринимается как предмет необходимости. И, наконец, мы сталкиваемся с тем, что: - дети плохо читают, запоминают; - их внимание не устойчиво; - низок уровень самостоятельности мышления; - не достаточно развиты творческие способности; - снижается грамотность и культура речи учащихся. Стремление решить эти проблемы рождает поиск. Поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика. И такой формой работы являются, на мой взгляд, ИКТ. Ведь их применение позволяет помимо решения названных проблем повышать качество подготовки учащихся, разрешать разнообразные психолого-педагогические проблемы, формировать умения и навыки экспериментально-исследовательской деятельности. Трудно сегодня представить подготовку к занятиям, их проведение без использования компьютерных технологий, Интернета. Ведь предметы, которые я преподаю, требуют ориентироваться в современном быстроменяющемся мире. Применение информационных технологий заставляет пересматривать планирование и содержание учебного предмета. Это требует соответствующей подготовки от педагога. И здесь возникает противоречие между сложившейся подготовкой учителя, носящей универсальный характер и необходимостью на практике решать профессионально педагогические задачи, требующие от него не только фундаментальных знаний по предмету, но и соответствующих профессиональных умений использовать средства новых информационных технологий в образовательном процессе. На сегодняшний день эта важная научно-методическая проблема является актуальной и не решенной. Поэтому я выбрала тему самообразования: «ИКТ в деятельности учителя истории и обществознания». Цель: изучить возможности применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи: 1. Изучить специфику применения компьютерных средств, проследить процесс трансформации организационных форм и методов обучения на мультимедийных уроках. 2. Исследовать имеющиеся медиаресурсы. 3. Создать собственные, апробировать их на уроках и во внеурочной деятельности. 4.Сделать выводы об эффективности применения ИКТ на уроках истории. Работая над данной темой, я поняла, что использование компьютера в процессе обучения истории позволяет: 1. Решить три методические задачи:
2. Я пришла к выводу, что ИКТ, как средство обучения, имеют определенные дидактические функции. Они незаменимы на стадии чувственного восприятия изучаемых объектов и явлений. При этом наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления с изучаемым объектом (через абстрактное мышление). Для более полного запоминания и усвоения учебного материала учащимися необходимо задействовать как можно большее количество каналов восприятия информации. Очень эффективно это можно сделать с применением графических и мультимедийных возможностей компьютера. Таким образом, ИКТ выступает как совокупность методов и средств накопления, обработки, представления, сохранения и передачи информации. Однако, важно помнить, что применение ИКТ обеспечит необходимый педагогический эффект только при условии соблюдения определенных дидактических требований. С. П. Новиков выделяет следующие:
3. Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов. Их можно применять вместе с другими педагогическими технологиями, например, традиционной, здоровьесбережения и развития критического мышления. |
Икт на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т | Учебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана | ||
Информационная справка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2» расположена в центре... | План учебно воспитательной работы моу «Куянковская общеобразовательная... Муниципальное образовательное учреждение «Куянковская общеобразовательная полная средняя школа» расположена в деревне Куянково Параньгинского... | ||
Образовательный округ №2 мбоу «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2» Урок математики в 9 классе «Определение геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии» | Публичный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная... Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края | ||
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара... | Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» Судос Галина Ивановна, учитель истории и обществознания моу «Хабарская средняя общеобразовательная школа №2» | ||
Публичный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная... Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края за 2009-2010 уч год | Рабочая программа Анненковой Тамары Александровны, учителя истории... «Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа по истории для 9 -Х классов учителя истории Бурмистровой... Руководитель шмо заместитель директора по ур приказом №180 от «29» августа 2011 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав гуманитарной творческой группы входят учителя русского языка, литературы, иностранных языков, истории, обществознания, географии... | ||
Программа Intel® Курс «Обучение для будущего» Моу «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 им. Н. А. Заболоцкого» | Уроках математики (реферат) Моу «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края | ||
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара... | Расписание уроков для обучающихся 1 4 классов на 2012-2013 учебный... ... |