Скачать 191.23 Kb.
|
МОУ Белышевская СОШ Утверждена Принята на заседании Приказом по МОУ Белышевская СОШ Педагогического совета от ______________________________ _________________________ Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс Составитель: Хвалютина А.В. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение краеведения по базисному учебному плану, а также Программы курса «Историческое краеведение», автор Гречухин Г.Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н.Новгород: НГЦ, 2006. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. Учебник: Наш край. 6-е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2011. Знание истории родного края — современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного краеведческого образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно - ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современной образовательной программы по краеведению. Программа по краеведению направлена на достижение следующих целей и задач: — формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; — овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли Нижегородского края во всемирно-историческом процессе; — воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству— многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; — развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; — формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Результаты обучения и усвоения содержания курса краеведения Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов, населяющих Нижегородское Поволжье, в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.). Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований. Личностные результаты: — осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; — освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; — осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; — понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: — способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; — овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; — способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); — готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.; — активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме. Предметные результаты: — овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны, истории родного края; — способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе краеведения; — способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывать её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории нашей страны, Нижегородского края и человечества в целом; —готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников Нижегородского края и России. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА. Региональный компонент. 35 часов в год; 1 час в неделю. Для изучения предлагается 5 разделов:
Краткое содержание курса: Раздел 1. Наш край в древности. Первые сведения из истории края. Археологическое прошлое Нижегородского края. Городец на Волге – древнейший русский город Нижегородского края. Основание Нижнего Новгорода. У истоков Нижегородского Поволжья Раздел 2. Великое Нижегородско-Суздальское княжество. Соперничество Москвы и Твери за Владимирский великий стол. Основные периоды истории Великого княжества Нижегородского. Раздел 3. Наш край в составе Московского государства. Нижегородский край в 15 веке: пора утрат и начало Возрождения. 16 век под стягами Москвы. Нижний Новгород в системе обороны Русского централизованного государства. Нижегородский край в эпоху Ивана 4 Васильевича Грозного Раздел 4. Нижегородский край в 17 веке. Смута и Нижегородский край. Великое дело К.Минина и Д.Пожарского. Социально-экономическое и культурное развитие Нижегородского Поволжья в «бунташном» 17 веке. Города и посады Нижегородского Поволжья. Н.Новгород в 17 веке. Промышленная Балахна. Арзамас в 17 веке. Макарьевская ярмарка. Раскол в Русской православной церкви. Нижегородский край в 17 веке. Повторение по теме. Тема 5. Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра 1 и преобразований Екатерины 2. Рождение Нижегородской губернии. Петр 1 в Нижнем Новгороде. Питирим и нижегородское старообрядчество. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева в Нижегородской губернии. Нижегородское наместничество в 1779-1796 гг. Социально-экономическое развитие Нижегородского наместничества. Города, промышленность, ремесла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье. Формирование Приокского горного округа – «Малого Урала». Промышленники Баташевы. Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещенного абсолютизма». История Поветлужья. История родного села. Нижегородский край с древнейших времен до конца 18 века. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. В результате изучения краеведения в 7 классе ученик должен овладеть следующими знаниями и умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: — указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий в истории родного края; — соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: — характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий; — группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям. 3. Работа с историческими источниками: — читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды; — осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать; — сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания. 4. Описание (реконструкция): — последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; — характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; — на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: — различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); — соотносить единичные исторические факты и общие явления; — различать причину и следствие исторических событий, явлений; — выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; — раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; — сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; — излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: — приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; — определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории края и их давать их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: — применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; — использовать знания об истории и культуре своего края и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; — способствовать сохранению памятников истории и культуры. Показатели освоения курса Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе краеведения для 7 класса являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, урок-экскурсия, обобщающие уроки. Выполнение программных требований предполагает выделение времени на интерактивные формы работы на уроках, как индивидуальных, так и групповых. Курс способствует экономическому развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, помогает развивать познавательные способности учащихся.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой. Текущий контроль знаний обучающихся в 7 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические зачеты и тесты в рамках урока. Средства контроля: Тестовые материалы по разделам программы; Карточки с индивидуальными и проблемными дифференцированными заданиями. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Календарно-тематическое планирование по курсу «Краеведение». 35 часов. 7 класс
|
![]() | Рабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка В основной школе «Краеведение» изучается с 5-го по 9-ой класс данной ступени обучения. Программа по краеведению направлена на реализацию... | ![]() | Рабочая программа Горбатенко Ольги Петровны по историческому краеведению, 7 класс «Согласовано» Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть... |
![]() | Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | ![]() | Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х... |
![]() | Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б... Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое... | ![]() | Календарно-тематическое планирование По краеведению (биологическое) 7 класс Краеведение наука о местности, в которой мы живем. Предмет биологического краеведения |
![]() | Рабочая программа по «историческому краеведению» «Историческое краеведение». Составители: И. Ю аверьянова, В. Г. Барвенко, В. Ю. Барышников, О. А. Прохорова. – Иваново: ипк и ппк,... | ![]() | Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской... Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,... |
![]() | Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана... Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно.... | ![]() | Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс Курганской области», а также краеведческого блока регионального компонента рбуп для образовательных учреждений Курганской области,... |
![]() | Программа по краеведению Челябинского Южного Урала раскрывает содержание... «Краеведение» (по 35 часов в каждом классе, по 1 ч в неделю) 6 8 класс 2013 – 2014 учебный год | ![]() | Рабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования... |
![]() | Рабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно... Рабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно — методических материалов по краеведению | ![]() | Рабочая программа по историческому краеведению составлена на основе... Шариповой Е. П. «Историческое краеведение», 2008 год. Курс истории Оренбургского края рассчитан на учащихся VΙ ΙΧ классов, длительность... |
![]() | Рабочая программа по историческому краеведению (наименование учебного... Рабочая программа разработана на основе использования учебника Балдин К. Е., Барвенко В. Г., Иванов Г. В. Ивановский край в истории... | ![]() | Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» «Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство») |