Скачать 205.68 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Волгоградский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе и информатизации ________________________ А.Э. Калинина «___» __________ 2012 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
(шифр и наименование специальности) Волгоград 2012 Рабочая программа рекомендована Ученым советом факультета
(наименование факультета/института) «___» _____________ 20__ г. __________________________________ Декан факультета ФИМОСТ О.Ю. Редькина Составители рабочей программы
Зав. кафедрой
Тема 1. Социология как наука. Определение предмета социологии. Социология как наука о целостности общественных систем. Социология как наука о социальном взаимодействии. Социология как система позитивного знания. Проблема выработки научного метода исследования социальной действительности. Социология как интегративная система знания. Внутреннее многообразие социологической науки: микро- и макросоциология; теоретическая и прикладная социология; специальные социологические теории, конкретные социологические исследования; общесоциологические теории. Понятие социологической парадигмы. Особенности взаимоотношения теоретического и эмпирического в социологии. Социология в системе гуманитарного знания. Функции социологии: теоретико-познавательная и управленческо-преобразовательная. Тема 2. Становление и развитие классической социологии. Исторические условия и общекультурные предпосылки возникновения социологии. Основные положения социологической модели О.Конта: стадии исторического развития, факторы социальной статики и социальной динамики. Эволюционно-организмическая концепция Г.Спенсера: понятие эволюции, типы эволюций, особенности надорганической эволюции. Приложение эволюционной концепции к обществу; общество как организм (непрерывность роста, дифференциация функций и разделение труда). Социологическая концепция Э.Дюркгейма. Разделение труда как фактор организации общественной жизни. Понятие солидарности. Типы солидарности: механическая, органическая. “Коллективное сознание” и солидарность. Трактовка “коллективных представлений” как социальных факторов. Морфологические и физиологические социальные факты. Социологическая доктрина В.Парето. Понятие логико-экспериментального метода. Классификация человеческих поступков. Остатки и производные. Элита и масса как важнейшие структурообразующие элементы общества. Типы элит и их роль в общественном развитии. Циркуляция элит. Социологическая концепция М.Вебера. “Понимающая” социология: отнесение к ценности как метод получения социальных фактов, категория “идеальный тип” и ее роль в исследовании социальной реальности. Социальное действие, его признаки и виды. Учение об обществе: роль религии и культуры в социальном взаимодействии, рационализация как закономерность общественной эволюции. Рациональность и политическое господство. Типы господства. Тема 3. Современная западная социология: основные направления и проблемы. Эмпирические исследования 20-50-х гг. У.Томас и Ф.Знанецкий: исследование факторов ситуативного действия. Чикагская школа (Р.Парк, Э.Берджес, Л.Вирт) и ее вклад в социологию города. Хотторнские эксперименты Э.Мэйо и развитие индустриальной социологии. Структурный функционализм как ведущая парадигма современной социологии. Понятие “структура” и “функция” в концепциях Б.Малиновского, Р.Мертона, Т.Парсонса. Постулаты функционализма: функциональное единство, функциональная необходимость, универсализм, эквивалентность, баланс функций и дисфункций. Символический интеракционизм как особый метод исследования общества. Психический фактор в поведении индивида. Фаза свободной игры как отличительная черта процесса субъективной деятельности человека. Роль коммуникации в возникновении социально ориентированного действия. Символы и значения в субъективной деятельности человека. Социальная деятельность как интеракция. Теория обмена как социологическая парадигма. Социальное взаимодействие как обмен наградами (Дж.Хоманс, П.Блау). Постулаты социального действия: постулат успеха, постулат стимула, постулат ценности, постулат депривации, постулат агрессии-одобрения. Конфликтология (Р.Дарендорф, Л.Крозье) и этнометодология (Х.Гарфинкель) и их вклад в объяснение сущности социального взаимодействия. Социология и психоанализ. Влияние идей З.Фрейда и неофрейдистов на понимание особенностей социального действия. Тема 4. Русская социологическая мысль. Своеобразие развития социологии в Россию. Основные направления социологических воззрений на рубеже XIX-XX вв. Натуралистические направления: географический детерминизм (Л.И.Мечников, В.С.Соловьев), органицизм (П.Ф.Лилиенфельд, А.И.Стронин), субъективизм (Н.К.Михайловский) и психологизм (Е.Де Роберти). Плюралистическая теория развития общества М.М.Ковалевского. Интегративная социология П.А.Сорокина. Особенности развития социологии в советский период. Кризис современного социологического знания: истоки, проявления, тенденции. Тема 5. Социальное взаимодействие как основа общественной жизни. Социально-философские предпосылки анализа социального действия. Социальное действие как основа социального взаимодействия. Признаки социального действия: субъективный смысл и ориентация на другого. Акт элементарного социального действия: ситуация, деятель, условия действия. Типовые переменные действия. Виды действий. Процесс социального взаимодействия, его основные признаки и субъекты. Понятие “правила игры” и его роль в объяснении процесса социального взаимодействия. Уровни социального взаимодействия. Институциональное взаимодействие: отличительные признаки и функции. Виды социальных институтов. Тема 6. Социальная организация. Общество и организация. Основные признаки и функции организации. Понятие “организационного эффекта”. Основные теоретические модели организации (Ф.Тейлор, А.Файоль, М.Вебер, Э.Мэйо, Т.Парсонс). Формальное и неформальное в организации. Организация как социотехническая система (анализ результатов хотторнских экспериментов). Организация как бюрократия (“законы” Паркинсона). Системная и “естественная” модели организации. Типы организационных структур. Менеджмент как историческая форма управления организацией. Социологические проблемы менеджмента. Тема 7. Личность как субъект социального взаимодействия. Личность как системное качество индивида. Социальное и индивидуальное в структуре личности. Характер, темперамент, способности. Социальная обусловленность личности. Проблема самоидентификации личности. Стадии формирования “Я”-образа: принятие роли другого, других, “обобщенного другого”. Факторы, влияющие на “Я”-образ. Бессознательное и сознательное в структуре “Я”. Активность и направленность — важнейшие характеристики человеческой личности. Иерархия потребностей. Совокупность смысловых компонентов человеческого “Я” (мотивов, ценностей, идеалов, убеждений, интересов). Понятие личностных диспозиций. Самосознание как главный критерий личности. Личность в системе социальных связей: социальная роль, статус, престиж, обмен наградами как элементы механизма взаимодействия личности и общества. Характеристики социальных ролей. Выбор роли. Ролевые системы. Факторы, влияющие на принятие и непринятие личностью социальной роли. Ролевой конфликт. Социальный тип личности. Исторические типы социального характера. Проблема социализации личности. Процесс социализации как процесс присвоения культурных норм общества. Принятие асоциальной личности. Тема 8. Социальная группа как объект социального действия. Понятие группы в социологии. Группообразующие факторы: инструментальный, экспрессивный адаптивный. Виды социальных групп: большая и малая, первичная и вторичная, формальная и неформальная, закрытая и открытая. Динамические процессы в группе. Психосоциальные механизмы и основные стратегии внутригруппового взаимодействия. Система власти и коммуникации и ее влияние на характер внутригрупповых связей. Социометрическая концепция внутренней жизни группы Дж.Морено. Теория групповой динамики К.Левина. Особенности межгруппового взаимодействия. Предпосылки кооперативной и конкурентной стратегий межгуппового взаимодействия. Личность в системе внутригрупповых связей. Ролевая и референтная теории о механизме взаимодействия личности и группы. Понятия аут- и ингруппы. Конформизм и нонконформизм. Тема 9. Социальная структура общества и ее динамика. Понятия “социальные отношения”, “социальная структура”, “социальная стратификация”. Стратификационные теории К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина. Исторические системы социальной стратификации. Социологическое измерение социальной стратификации: методы и показатели. Социально-экономические основания процесса стратификации. Социально-классовая структура индустриального общества: высший, высший средний, средний и низший классы. Своеобразие стратификации в обществах редистрибутивного типа. Социальная стратификация и мобильность. Общие принципы вертикальной мобильности. Проблемы преодоления статусных перегородок. Понятие статусного несоответствия. Интенсивность вертикальной мобильности как фактор социального развития. Явление маргинализации и его социально-экономические последствия. Социально-демографическая структура общества. Виды социально-демографических общностей и основные тенденции их развития. Группы несамостоятельного населения и их место в социальной структуре. Социальная геронтология. Гендерная социология. Поселенческая структура общества. Социально-территориальные группы, их специфика. Исторические, экономические, политические, культурные предпосылки формирования различных типов поселенческой структуры. Современные проблемы урбанизации. Социология города. Социология села. Социально-этническая структура общества. Основные понятия этносоциологии. Исторические формы и уровни этносов. Проблемы этнических отношений в современной социологии. Тема 10. Семья как социальный институт Понятие “семья”, “брак”. Исторические формы семейно-брачных отношений. Функции семьи. Типология семьи. Патриархальная и нуклеарная семья. Структура межличностных отношений в традиционной и современной семье и ее влияние на формирование социального типа личности. Семья и дети. Изменение репродуктивного цикла в современных условиях. Мужчина и женщина: социально-психологические различия полов и проблема неравенства. Тема 11. Религия как социальный феномен Специфика социологического подхода к пониманию религии. Религия как социально-психологическое явление. Проблема происхождения религии. Э.Дюркгейм о роли “священного” в социальном взаимодействии. Социальная сущность религии в концепции М.Вебера. Составляющие религиозного процесса: система символов, религиозное действие, религиозная организация, социальные значения, индивидуальные установки. Формы религиозной организации: церковь, деноминация, секты, культ. Социальные функции религии: сплочение общества, социальный контроль. Значение религии в современном обществе. Тенденции развития религии: секуляризация, экуменизм. Эзотерические концепции и их место в религиозной культуре XX века. Тема 12. Роль института культуры в регулировании социального взаимодействия Понятие культуры в социологии: основные социологические модели (функционализм, интеракционизм, психологизм, культурная антропология). Функции культуры: аккумулирующая, регулятивная, трансляционная, контролирующая. Структурные элементы культуры: язык, знания, ценности, нормы, обычаи, традиции, ценностные ориентации и убеждения. Закономерности механизма социального функционирования и развития культуры. Социокультурный процесс как процесс обмена информацией по каналам массовой коммуникации. Понятие социокультурного цикла. Влияние института культуры на социальное поведение (на примере работы М.Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”). Культура личности и культура общества: проблемы взаимодействия. Культура как “экран знаний”. Понятие субкультуры. Культура современного общества: переход от традиционного к либеральному типу. Городская и сельская субкультуры в российском обществе: единство и различие. Молодежная субкультура: основные ценности, нормы, стиль и стандарты жизни, социокультурные потребности, противоречия в их развитии. Проблема массовизации современной культуры. Тема 13. Общество как самоорганизующаяся система Общество и общность. Автономность и самодостаточность как главный отличительный критерий общественных систем. Проблема детерминирующего фактора общественной жизнедеятельности. Эволюция общества. Исторические типы обществ. Принципы и понятия системного анализа общества: элементы, структура, функции; устойчивость, равновесие, обратная связь, гомеостаз, бифуркация. Системная модель Т.Парсонса. Адаптирующая, целеполагающая, интегрирующая, солидаризующая подсистемы общественного организма. Типология современных обществ. Цивилизация как феномен общественного развития. Социологические концепции модернизации. Глобальные проблемы современного общественного развития и пути их решения. Тема 14. Конфликт как способ развития социальных систем. Структурно-функционалистская и интеракционистская теории об источниках возникновения конфликтов в социальных системах. Конфликт как столкновение противоположных позиций субъектов социального взаимодействия. Факторы, способствующие возникновению конфликтов. Основные типы конфликтов. Этапы развития конфликта: конфликтная ситуация, собственно конфликт, стадия разрешения. Закономерности развития конфликта: массовизация целей и повышение активности участников конфликта, увеличение количества проблемных ситуаций, нарастание эмоциональной напряженности. Парадокс “подмены” целей конфликта. Функциональные последствия конфликта и пути их устранения. Понятие продуктивного конфликта. Тема 15. Девиантные формы социального взаимодействия. Понятие девиации. Девиация и развитие систем. Социальное взаимодействие как совокупность предписанных и отклоняющихся актов поведения. Типы приспособления индивидов к жизнедеятельности общества. Формы отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение и мораль. Отклоняющееся поведение и право. Способы контроля поведения: регламентация, ритуализация, групповая идентификация. Санкции и награды. Преступление как форма отклоняющегося поведения. Криминальные группировки: факторы образования и особенности субкультуры. Социальная аномия: причины возникновения и способы преодоления. Самоубийство как крайняя форма отклоняющегося поведения. Социологические исследования суицидального поведения. Алкоголизм и наркомания как формы отклоняющегося поведения. Причины распространения данных форм девиации в современном мире. Тема 16. Социологическое исследование как основной способ получения социальной информации. Общая характеристика, применение и значение социологических исследований в социальной науке. Специфика использования социологического исследования, его возможности и границы применения. Виды социологических исследований: теоретическое, прикладное, комплексное. Зондажное, панельное социологические исследования. Особенности измерения социальной информации. Социальные показатели как основа количественной характеристики социальных объектов. Качественное и количественное единство сущности социальных явлений. Тема 17. Программа социологического исследования. Понятие программы социологического исследования. Программа как теоретическая разработка подходов, путей изучения конкретной проблемы. Осмысление исследуемой проблемы — исходный момент составления программы. Структура программы: методологический, методический и инструментальный разделы. Цели и задачи социологического исследования. Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ объекта. Гипотезы в социологическом исследовании. Концептуальный аппарат исследования. Интерпретация понятий: теоретическая, эмпирическая и операциональная. Роль методики в социологическом исследовании. Особенности техники социологического исследования, ее значение в организации и проведении исследования. Тема 18. Выборочный метод в социологическом исследовании. Основные применения выборочного метода в социологии. Основные понятия, связанные с организацией выборки. Условия применимости выборочного метода. Вероятностные методы построения выборки. Виды выборки: стихийная, квотная, вероятностная, гнездовая. Репрезентативность. Ошибки выборки. Тема 19. Методы сбора информации в социологическом исследовании. Анкетирование. Его разновидности, особенности, достоинства и недостатки. Этапы анкетного опроса. Логическая и организационная структура анкеты, принципы и правила ее проектирования. Классификация вопросов, используемых в анкете. Изучение документов как метод социологического исследования. Понятие документа. Классификация документов. Методы анализа документов: традиционный и формализованный. Наблюдение в социологии и его особенности. Классификация методов наблюдения, преимущества, трудности и типичные недостатки использования. Процедура проведения наблюдений. Объект и предмет наблюдения. Условия наблюдения. Инструментарий наблюдения: дневник, инструкция наблюдателя, карточка наблюдателя. Тема 20. Анализ данных и обобщение результатов социологического исследования. Значимость этапа анализа результатов социологического исследования. Цели, задачи, уровни анализа в социологическом исследовании. Методологические требования к анализу социальной информации. Выбор адекватных целям и задачам конкретных процедур и методов обработки полученных данных. Теоретическая и эмпирическая типологизация. Группировка, построение и анализ графиков. Проверка научных гипотез. Построение производных переменных. Формирование и анализ подмассивов данных. Проблема интерпретации и обобщение данных социологического исследования. Роль теории в объяснении результатов. Разработка научно обоснованных практических рекомендаций. Вступительные вопросы для экзамена в аспирантуру по специальности 22.00.04. - Социальная структура, социальные институты и процессы
социологической науки.
сер. 19 - нач.20 вв.
концепции В. Парето.
социальной действительности.
и социологизаторского подходов к его рассмотрению.
объяснения социального поведения.
социального взаимодействия.
социальной стратификации.
обществе. Гендерные исследования.
Т.Парсонса.
Рекомендуемая литература
|
Программа вступительного экзамена Специальность (аспирантура): 22. 00. 04 – Социальная структура, социальные институты и процессы | Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная... Селиванов В. Е. Теория измерений в социологии. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности 22. 00. 04 – «Социальная... | ||
Рабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная... Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | Программа вступительного экзамена по научной специальности 01. 04.... Проректор по научной работе и информатизации А. Э. Калинина | ||
Программа экзамена кандидатского минимума по отрасли 22. 00. 00 Социологические... Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит" | Реферат по специальности ( указать шифр и наименование научной специальности... | ||
Глобальные социальные тенденции как фактор дальнейшего развития образования Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | Методические указания по подготовке кандидатского экзамена для аспирантов... Белинская Г. П. – канд филол наук, доцент, Лесникова Н. А., доцент, Муха И. П. ст преподаватель кафедры иностранных языков фгбоу... | ||
Воскресенская Н. О Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | Конкурс работ молодых ученых в области гуманитарных наук Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре... | Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: История и современные... Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.... | ||
Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению... Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся... Методические указания предназначены для аспирантов очной и заочной форм обучения | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... |