Вид контроля
| Примеры заданий, критерии оценки и количество баллов
| Темы для изучения и образовательные результаты
|
1 семестр
|
Модуль 1 . Россия в IX-XV вв. (40 баллов)
|
Текущий контроль по модулю – 11-20 баллов
|
| Темы:
1.Раннефеодальное общество в Восточной Европе в IX-первой половине XIII в.:
Древние цивилизации на территории нашей страны. Происхождение славян.
Предпосылки формирования государства у восточных славян. Образование древнерусского государства. «Норманнская теория» и её критика.
Социально- экономический и политиче-ский строй Киевской Руси.
Внешняя политика Киевского государства.
Культура Киевской Руси.
2. Борьба Руси за независимость и создание централизованного государ-ства в XIII-XVI вв.:
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие русских земель в период феодальной раздробленности.
Монголо-татарское нашествие и его последствия.
причины и предпосылки объединения русских земель. Особенности образования российского централизованного государства.
Этапы становления Московского государства.
Внутренняя и внешняя политика Ивана III.
3. Зарождение самодержавных черт государственной власти:
Внутренняя политика Ивана IV.
Внешняя политика Ивана IV..
|
1
| Аудиторная работа – 6-10 баллов
| Устный ответ
Критерии оценки:
1 балл – знание исторических фактов России без сопоставления с мировым развитием по одному источнику информации;
2 балла – умение проводить сопоставительный анализ этапов исторического развития России с другими странами; 1 балл – выделяет в информации аргументы, обосновывающие определённый вывод;
2 балла – делает вывод о причинах событий и явлений на основе причинно-следственного анализа информации о них; 1 балл – выделяет в информации аргументы, обосновывающие определённый вывод, но не представляет собственной точки зрения;
2 балла – представляет свою точку зрения на основе анализа нескольких источников информации; 1 балл – тема раскрыта недостаточно, имеет ограниченный словарный запас;
2 балла – тема раскрыта с использованием исторической терминологии;
1 балл – выделяет в источнике информации аргументы, обосновывающие определённый вывод;
2 балла – самостоятельно находит источники информации и на основе сравнительного анализа делает определённый вывод
| Знать:
• целостную картину исторического развития России в сопоставлении с другими странами.
Уметь:
• определять причинно-следственные связи и основ-ные идеи процессов и явлений в истории России;
• анализировать исторические факты;
• выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историческому прошлому;
• сопоставлять различные точки зрения по историческим проблемам, критически относится к источникам.
• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках:
|
2
| Самостоятельная работа (специальные обязательные формы) – 0- баллов
|
|
|
3
| Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента) – 5-10 баллов
| Рефераты на тему:
Л.Н. Гумелёв и его теория этногенеза.
Откуда произошло название «Русь»?
Мифы древних славян.
Византия и Русь.
Кочевники и Русь.
Крещение Руси.
«Поучение» Владимира Мономаха.
Быт и нравы славян.
Александр Невский.
Дмитрий Донской.
Держава Чингисхана.
Монголо-татарское нашествие в русской историографии.
Последствия монголо-татарского ига.
Иван III.
Иван Грозный: человек и политик.
Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского.
Опричнина в русской историографии.
Основание Самары
Критерии оценки:
1 балл – недостатки в оформлении научного аппарата, содержание не соответствует плану; 2 балла – выполнены все требования к оформлению научного аппарата;
1 балл - реферат носит описательный характер с использованием только учебной и популярной литературы;
2 балла - показаны высокий уровень владения дополнительным теоретическим материалом,
глубина материала;
1 балл - степень понимания автором материала поверхностна;
2 балла - показаны высокий уровень владения дополнительным теоретическим материалом, глубина материалом и новизна его изложения;
1 балл – нет ясности и грамотности изложения;
2 балла - правильно и грамотно оформлена мысль;
Художественная литература (Конспект):
В. Ян.Батый.
А.К. Толстой. Князь Серебряный.
В.Н. Иванов. Иван III.
Критерии оценки:
1 балл – извлекает информацию из одного источника;
2 балла – извлекает информацию из нескольких источников и систематизирует её;
1 балл – простое воспроизведение текста без сопоставления с историческими источника-ми;
2 балла – хорошо знает текст, умеет сопоставлять историческую реальность и художественный вымысел;
1 балл – делает вывод на основе только художественного текста;
2 балла – делает вывод на основе сравнительного анализа исторических источников и художественного произведения
| Знать:
требования к написанию реферата и оформлению научного аппарата, рецензий:
Уметь:
анализировать исторические источники и работать с научной литературой;
определять и аргументировать своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории;
осуществлять сопоставительный анализ исторических версий и оценок, характеризовать, лежащие в их основе взгляды и позиции.
Владеть:
навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения:
Знать:
роль человека в историческом процессе:
Уметь:
определить свой смысл прочитанного текста;
анализировать проблему морали и политики;
проводить оценки исторических событий и личностей, изложенных в исторической литературе;
определять свой смысл прочитанного текста;
|
Контрольное мероприятие по модулю - 10-20 баллов
| Диктант исторических терминов
Пример задания:
Дайте определения историческим понятиям: «Феодал», «вотчина», «вира».
За один правильный ответ 1 балл
| Знать:
• роль человека в историческом процессе:
Уметь:
• определить свой смысл прочитанного текста;
анализировать исторические факты;
|
Промежуточный контроль – 27-40 баллов
|
|
Модуль 2 . Россия в XVII-XVIII вв.
|
Текущий контроль по модулю – 8-18 балла
|
| Темы:
3. Россия в XVII в.:
Россия в Смутное время: национальная катастрофа или альтернатива развития.
Россия при первых Романовых.
Новые тенденции экономического, со-циального и политического развития России в XVII в. Начало становления абсолютизма.
Социальные конфликты XVII в. «Бунташный век».
Внешняя политика России в
XVII в.
4.Образование Российской империи (XVIII в.):
Реформы Петра I. Начало модернизации России.
Россия в эпоху дворцовых переворотов. (20-60-е гг.)
«Просвещённый абсолютизм» в России. Екатерина II.
|
1
| Аудиторная работа – 3-6 баллов
| Устный ответ:
Критерии оценки:
1 балл – знание исторических фактов России без сопоставления с мировым развитием по одному источнику информации;
2 балла – умение проводить сопоставитель-ный анализ этапов исторического развития России с другими странами;
1 балл – выделяет в информации аргументы, обосновывающие определённый вывод;
2 балла – делает вывод о причинах событий и явлений на основе причинно-следственного анализа информации о них;
1 балл – выделяет в информации аргументы, обосновывающие определённый вывод, но не представляет собственной точки зрения;
2 балла – представляет свою точку зрения на основе анализа нескольких источников ин-формации;
1 балл – тема раскрыта недостаточно, имеет ограниченный словарный запас;
2 балла – тема раскрыта с использованием исторической терминологии;
1 балл – выделяет в источнике информации аргументы, обосновывающие определённый вывод;
2 балла – самостоятельно находит источники информации и на основе сравнительного анализа делает определённый вывод
| Знать:
этапы исторического развития России в сопоставлении с другими странами;
Уметь:
ориентироваться в исторических ценностях государства, культуры и бытия народов;
учитывать в своих действиях необходимость конструктивного диалога людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
анализировать проблему морали и политики.
|
2
| Самостоятельная работа (специальные обязательные формы) – 1-2 баллов
|
|
|
3
| Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента) – 5-10 баллов
| Рефераты на тему:
История самозванства на Руси.
Быт русских царей.
Прав ли А.С. Пушкин в своей оценке Бориса Годунова?
Софья Алексеевна и Фёдор Алексеевич Романовы.
Пётр Великий в русской историогра-фии.
Птенцы гнезда Петрова.
Быт чёрного монашества.
Елизавета Петровна и её время.
М.В. Ломоносов.
Пётр III в русской историографии.
Екатерина II: человек и политик. Григо-рий Потёмкин. Переписка Екатерины II и французских философов.
«Азбука воспитания» Екатерины II.
«Наказ» Екатерины II.
Критерии оценки:
1 балл – недостатки в оформлении научного аппарата, содержание не соответствует плану;
2 балла – выполнены все требования к оформлению научного аппарата;
1 балл - реферат носит описательный характер с использованием только учебной и популярной литературы;
2 балла - показаны высокий уровень владения дополнительным теоретическим материалом, глубина материала;
1 балл - степень понимания автором материала поверхностна;
2 балла - показаны высокий уровень владения дополнительным теоретическим материалом, глубина материалом и новизна его изложения;
1 балл – нет ясности и грамотности изложения;
2 балла - правильно и грамотно оформлена мысль; Художественная литература (конспект):
В.Н. Иванов. Императрица Фике.
А.Н. Толстой. Пётр I.
Ю.П. Герман. Россия молодая.
И.И. Лажечников. Ледяной дом.
Критерии оценки:
1 балл – извлекает информацию из одного источника;
2 балла – извлекает информацию из нескольких источников и систематизирует её; 1 балл – простое воспроизведение текста без сопоставления с историческими источника-ми;
2 балла – хорошо знает текст, умеет сопоставлять историческую реальность и художественный вымысел;
1 балл – делает вывод на основе только художественного текста;
2 балла – делает вывод на основе сравнительного анализа исторических источников и художественного произведения.
Эссе:
Монгольское иго – миф или реальность?
Почему Сталин не любил Ивана III?
Почему Иван Грозный так популярен в современном мире?
Личность в истории: политика и нравственность.
Почему Александр II не стал Великим?
Индустриализация Петра Великого, индустриализация С.Ю. Витте, индустриализация И.В. Сталина: общее и различное.
Почему Николая II при жизни называли «Кровавым», а спустя десятилетия после смерти – «Святым»?
1-4 балла – текст не отражает собственной позиции автора, являясь простым перечислением фактов;
5 баллов – текст содержит анализ одной точки зрения без сопоставлениями с другими позициями;
10 баллов – текст представляет собой оригинальную самостоятельную точку зрения, изложенную ясно и грамотно; 1 балл – имеет ограниченный словарный запас, делает многочисленные ошибки, затрудняющие понимание текста;
2 балла – текст изложен ясно и грамотно.
| Знать:
требования к написанию реферата и оформлению научного аппарата, рецензий:
Уметь:
анализировать исторические источники и работать с научной литературой:
определять и аргументировать своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории:
составлять обзоры, аннотации, рефераты и библиографию по исторической тематике
Владеть:
навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения:
Знать:
роль человека в историческом процессе:
Уметь:
определять свой смысл прочитанного текста;
проводить оценки исторических событий и личностей, изложенных в исторической литературе;
ориентироваться в исторических ценностях
Знать:
этапы и особенности развития политической культуры Российского государства;
закономерности исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории.
Уметь:
анализировать исторические факты; выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историческому прошлому;
осуществлять сопоставительный анализ исторических версий и оценок, характеризовать, лежащие в их основе взгляды и позиции;
выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объёмного текста.
Владеть:
навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения:
|
Контрольное мероприятие по модулю 5-12 баллов
| Коллоквиум по конспекту статьи Е.В. Анисимова « Пётр Первый: рождение империи». В кн.: История Отечества: люди, идеи, решения. Т.1. М., 1991. :
Вопросы коллоквиума:
Государственные реформы Петра I.
Экономическая политика в петровскую эпоху.
Социальная политика Петра I.
Внешняя политика Петра I.
Критерии оценки:
1-2 балла – конспект представляет собой ксерокопию статьи с выделенными положениями;
3 балла – конспект научной работы соответствует теме и отражает основные положения, изложенные автором;
6 балла – конспект научной работы соответствует теме и отражает основные положения, сообщённые автором, написан разборчиво, структурирован, содержит дополнительные сведения, почерпнутые студентом из других источников
1-3 балла – присутствие на коллоквиуме, реплики, замечания по обсуждаемым вопросам;
10 баллов – аналитический глубокий ответ с использованием конспекта на один из вопросов;
| Знать:
закономерности исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории. анализировать исторические источники и работать с научной литературой;
анализировать исторические факты; выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историческому прошлому;
осуществлять сопоставительный анализ исторических версий и оценок, характеризовать, лежащие в их основе взгляды и позиции;
выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объёмного текста.
|
Промежуточный контроль – 13-30 баллов
|
|
|
Модуль 3 . Россия XIX-XX вв.
|
Текущий контроль по модулю – 8-18 балла
|
| 5. Россия в первой половине XIX в.:
Внутренняя политика самодержавия и её противоречия.
Общественно-политические движения России в первой половине XIX в.
Россия во второй половине XIX в.:
Либеральные реформы 60-70-х годов.
Правительственный курс 80-90-х годов.
6. Россия в конце XIX - ХХ вв.:
Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже веков. Образование политических партий.
Первая российская революция 1905-1907 гг.: причины, характер, особенности, основные этапы, причины поражения, значения.
Попытка реформирования российского общества в 1907-1914 гг.: становление российского парламентаризма.
8. Россия в 1917 г.:
Февральская революция 1917 г.: причины, основные события, значения.
Октябрь 1917 г. в судьбе России. Проблемы и оценки.
9. Гражданская война и интервенция в России:
Причины гражданской войны, основные этапы и итоги.
Политика военного коммунизма.
10. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 20-30-е годы:
Новая экономическая политика: сущность, цели, мероприятия.
Образование СССР и национально-государственное строительство.
Форсированная индустриализация СССР и её итоги.
Коллективизация сельского хозяйства и её последствия.
Формирование тоталитарного политического режима.
11. Советский Союз в годы Второй мировой войны (1039-1945 гг.):
Причины и начало Второй мировой войны.
СССР в первый период Великой Отечественной войны. Перестройка страны на военный лад. Складывание антигитлеровской коалиции.
Коренной перелом в ходе войны.
Заключительный этап Второй мировой войны. Источники и значение победы советского народа в войне.
12. СССР во второй половине 40-ых-80-ых гг. ХХ века.
Восстановление разрушенного хозяйства СССР. Усиление тоталитарно-бюрократического режима.
Первые попытки либерализации советского общества. Хрущёвская «оттепель» (1953-1964 гг.).
Нарастание кризисных явлений в экономической и общественно-политической жизни СССР в 60-80-ых гг.
«Перестройка» в СССР и её крушение (1985-1991 гг.).
|
1
| Аудиторная работа – 6-10 баллов
| Устный ответ.
Критерии оценки:
1)1 балл – знание этапов политической культуры Российского государства без сопоставления с мировым развитием по одному источнику информации;
2 балла – умение проводить анализ этапов политического развития России и их особенности;
2)1 балл – выделяет в информации аргументы, обосновывающие определённый вывод, но не представляет собственной точки зрения;
2 балла – представляет свою точку зрения на основе анализа нескольких источников информации;
3)1 балл – выделяет в источнике информации аргументы, обосновывающие определённый вывод;
2 балла – самостоятельно находит источники информации и на основе сравнительного анализа и аргументировать свой вывод.
| Знать:
• Этапы и особенности развития политической культуры Российского государства
• цели и задачи общественных движений и организаций России.
Уметь:
• анализировать исторические факты; выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историческому прошлому;
• ориентироваться в общественной жизни отстаивать собственную позицию
|
2
| Самостоятельная работа (специальные обязательные формы) 1-2 баллов
| Коллоквиум по конспекту статьи Л.Г. Захаровой «Россия на переломе».
Вопросы коллоквиума:
Определить основные факторы, приведшие к подготовке реформы отмены крепостного прав.
Определить роль Александра II и либеральной бюрократии в подготовке реформы и разработке её основных документов.
Дать оценку деятельности чрезвычайных органов по подготовке реформы 1861 г.
Дать анализ проблем, вызвавших наибольшее столкновение либералов и консерваторов.
Проанализировать механизм реализации реформы 1861 г.
Определить скрытые механизмы реформы, направленные на защиту интересов собственности помещиков.
Охарактеризовать роль государства в проведении реформы.
Можно ли назвать реформу 1861 г. «революцией сверху» в России.
Ответ на вопросы с использованием конспекта
Критерии оценки:
1)1-2 балла – конспект представляет собой ксерокопию статьи с выделенными положениями;
3 балла – конспект научной работы соответствует теме и отражает основные положения, изложенные автором;
4 балла – конспект научной работы соответствует теме и отражает основные положения, сообщённые автором, написан разборчиво, структурирован, содержит дополнительные сведения, почерпнутые студентом из других источников.
2)2 балл – ориентируется в этапах исторического развития, но плохо владеет экономической терминологией;
4 балла – хорошее понимание взаимосвязи исторического и экономического развития государства;
3)1-3 балла – присутствие на коллоквиуме, реплики, замечания по обсуждаемым вопросам;
5 баллов – аналитический глубокий ответ с использованием конспекта на один из вопросов
| Знать:
• Этапы и особенности развития политической культуры Российского государства
• цели и задачи общественных движений и организаций России.
Уметь:
• анализировать исторические факты; выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историческому прошлому;
• ориентироваться в общественной жизни отстаивать собственную позицию
|
3
| Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента) – 5-10 баллов
| Рефераты:
Александр I и Наполеон – история отношений.
Александр I.
М.М. Сперанский.
Отечественная война 1812 г.
Кавказский вопрос в русской истории.
Восстание декабристов.
Михаил Лунин.
Декабристы в ссылке.
Пётр Чаадаев о России.
А, Герцен.
М. Бакунин и анархизм.
Пётр Крапоткин.
Нечаев и нечаевщина.
Г. Плеханов.
Народничество и большевизм: общее и особенное.
Быт русских дворян.
Русская интеллигенция: истоки и сущность.
Самарское ополчение в русско - турецкой войне.
Пётр Алабин.
Александр III.
С.Ю. Витте.
Николай II.
С. Зубатов и политика.
В.И. Ленин.
Тайные агенты царской полиции.
История масонства.
История купеческого рода.
Самара в годы I русской революции.
Пётр Столыпин и его реформы.
Григорий Распутин.
Февральская революция.
Октябрь 1917 года: проблемы и оценки.
Гражданская война.
История Комуча в Самаре.
История русской эмиграции.
Коллективизация в Средневолжском крае.
Индустриализация в Средневолжском крае.
И.В. Сталин.
История ГУЛАГа.
Истоки и этапы репрессий в СССР.
Гитлер и Сталин: общее и особенное.
История фашизма.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Город Куйбышев в годы Великой Отечественной войны.
Н.С. Хрущёв.
Л.И. Брежнев.
Война в Афганистане.
М.С. Горбачёв.
Б.Н. Ельцин.
История своего села.
История своего рода.
Критерии оценки:
1)1 балл – недостатки в оформлении научного аппарата, содержание не соответствует плану;
2 балла – выполнены все требования к оформлению научного аппарата;
2)1 балл - реферат носит описательный характер с использованием только учебной и популярной литературы;
2 балла - показаны высокий уровень владения дополнительным теоретическим материалом, глубина материала;
3)1 балл - степень понимания автором материала поверхностна;
2 балла - показаны высокий уровень владения дополнительным теоретическим материалом, глубина материалом и новизна его изложения;
4)1 балл – нет ясности и грамотности изложения;
2 балла - правильно и грамотно оформлена мысль;
_______________________________________
Конспект литературного произведения:
М. Марич. Северное сияние.
А.Н. Толстой. Хождение по мукам.
В. Пикуль. Крейсера.
В. Пикуль. Честь имею.
К. Симонов. Живые и мёртвые.
Критерии оценки:
1 балл – извлекает информацию из одного источника;
2 балла – извлекает информацию из нескольких источников и систематизирует её;
1 балл – простое воспроизведение текста без сопоставления с историческими источниками;
2 балла – хорошо знает текст;
1 балл – делает вывод на основе только художественного текста;
2 балла – делает вывод на основе сравнительного анализа исторических источников и художественного произведения.
| Знать:
требования к написанию реферата и оформлению научного аппарата, рецензий:
Уметь:
анализировать исторические источники и работать с научной литературой:
определять и аргументировать своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории:
Владеть:
навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения
Знать:
роль человека в историческом процессе:
Уметь:
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках:
выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объёмного текста.
|
Контрольное мероприятие по модулю 3– 7-12 баллов
| Компьютерное тестирование
Пример задания:
Какая категория населения России в первой половине 19 века относилась к податным сословиям:
А) купцы
Б) мещане
В) духовество
Кто был кумиром Павла 1:
А) Петр Первый
Б)Иван грозный
В)Максимилиан Робеспьер
Критерии оценки:
2 балла – 20-29%
3 балла – 30-39%
4 балла – 40-49%
5 баллов – 50-59%
6 баллов – 60-69%
7 баллов – 70-79%
8 баллов – 80-89%
10 баллов – 90-100%
| Знать:
• Этапы и особенности развития политической культуры Российского государства
• цели и задачи общественных движений и организаций России.
Уметь:
• анализировать исторические факты; выражать и обосновывать свою позицию по отношению к историческому прошлому;
• ориентироваться в общественной жизни отстаивать собственную позицию
|
Промежуточный контроль – 15-30 баллов
|
|
|
Промежуточная аттестация – 56-100 баллов
|
|
|
Экзамен
|
|
|
Семестровый рейтинг по дисциплине (итоговый контроль) – 56-100 баллов
|
|
|
|
|