Скачать 154.59 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № __ «___» ___________20_г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля «История западноевропейской культуры » Направление: педагогическое образование Профиль: история Квалификация: бакалавр/магистр Составители: доцент кафедры всеобщей истории и теологии Воронцова А.Ю. (должность) Москва-2010 Цель: формирование системных знаний о характере культурно-исторического процесса. Задачи:
Объем в ЗЕ: __________3______________________________ Время изучения: курс____2, 3________семестр____IV, V_____________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: __1. История древнего мира_________________________________________________ __2. История средних веков_________________________________________________ Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Российская культура и искусство_____________________________________ Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: 1. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области. 2. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе, с применением информационных технологий. 3. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. 4. Преподавание исторических и обществоведческих дисциплин в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии. 5. Формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями. 6. Разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Инновационных форм учебной работы: технология с применением метода проектов, семинары-интервью, семинар – пресс-конференции, игровое моделирование, интерактивная экскурсия, Активные методы обучения: коллоквиум, проблемная лекция, презентация, экскурсия, диспут. Формы контекстного обучения: лекция, практические занятия, научно-исследовательская деятельность, коллоквиум. (использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения). Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрёстного выбора. 2 уровень сложности: творческие письменные работы (эссе), информационно-исследовательские работы (рефераты, тезисы), подготовка и проведение презентаций, дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, конференции, экспертная оценка, кейс. 3 уровень сложности: проведение интерактивной экскурсии, зачет, экзамен. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - инструментальный кластер Краткое содержание курса Раздел I. Сущность и функции искусства. Тема 1. Художественная культура и художественный образ. Понятие художественная культура и художественный образ. Субъекты художественной культуры. Структура художественной культуры. Создание художественного образа. Соотношение эстетики и этики. Художественные представления. Способы воспроизведение действительности. Тема 2. Изобразительное искусство и его особенности. Понятие “искусство”. Виды искусства. Критерии оценки. Классификации. Изобразительное искусство. Виды изобразительного искусства: скульптура, живопись, графика. Виды скульптуры. Материал. Связь скульптуры с архитектурой. Соборная скульптура. Скульптурный рельеф. Монументальная скульптура. Скульптурный портрет. Виды живописи: мозаика, витраж, икона, фреска, станковая живопись. Основные техники. Жанры. Возможности графического изображения. Виды графики. Раздел II. Мировая художественная культура. Тема 1. Первобытная культураПроблема возникновения человека. Зарождение культуры. Проблема существования доисторической протоцивилизации. Специфика мышления человека в первобытном мире. Архаичные формы сознания: анимизм, фетишизм, тотемизм. Зарождение первых мифологических представлений. Система мироздания в представлении первобытных людей. Образ «мирового дерева». Миф как источник искусства и религии. Духовный мир первобытного человека: мантика и магия. Табу, ритуалы. Шаманизм: зарождение танца и музыки. Возникновение первых верований и искусства. Женский культ плодородия. Погребальные обряды и культ предков как основа культурной преемственности. Особенности первобытной культуры. Синкретизм первобытного искусства. Памятники первобытного искусства: специфика образа и языка. Наскальная живопись. Скульптура. Воплощение культа плодородия в искусстве («первобытные Венеры»). Абстрактное мышление и зарождение ремесел. Возникновение письменности. Тема 2. Культура древних цивилизаций Востока Возникновение древнейших цивилизаций и классовых обществ на Востоке. Влияние географического фактора на становление древневосточных цивилизаций. Религия и ее значение в развитии духовной культуры древних цивилизаций на Востоке. Пантеистические представления древних. Религиозно-философские взгляды на природу и человека. Периодизация истории и культуры Древнего Египта. Роль жречества в развитии культуры. Специфика мифологических и религиозных представлений. Искусство Древнего Египта: основные каноны. Архитектура: мастабы, пирамиды, заупокойные храмы. Некрополи в Гизе, храмовые комплексы в Фивах, гробница Тутанхамона. Рельефы и их особенность. Сфинксы. Скульптурные портреты фараонов и жрецов. Религиозная реформа Эхнатона и ее влияние на искусство. Тема 3. Античная культура.Истоки античной культуры, ее периодизация. Крито-микенская культура и ее роль в становлении античной культуры. Особенности греческой цивилизации и культуры. Мифы о создании и устройстве мира. Древнегреческие боги и герои. Расцвет философии и науки в Древней Греции. Учение о человеке. Зарождение Олимпийских игр. Музыка и литература. Поэмы Гомера, лирика Сапфо. Драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Становление античного театра. Исторические знания. Геродот – отец истории. Своеобразие полисной жизни и рабовладельческая демократия. Образ жизни и нравы древних греков. Античное искусство в гомеровскую эпоху, времен архаики и классики: эволюция образа и языка. Представления древних греков о гармонии и красоте. Зарождение авторского искусства. Архитектура. Архитектурные ордера. Афинский Акрополь, Парфенон. Идеализация образа человека в классической скульптуре. Архаические Аполлоны. Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель. Древнегреческая вазопись. Эллинизм как попытка синтеза западной и восточной культуры. Империя Александра Македонского, Эллинистические монархии и их роль в формировании культуры. Александрийская библиотека как научный и просветительский центр. Кризис традиционной религии и возникновение синкретических культов. Пергамский алтарь. Родосская школа скульптуры. Фаюмский портрет. Массовая скульптура: терракотовые статуэтки. Основные черты культуры Древнего Рима. Зарождение и истоки древнеримской цивилизации. Культура древних этрусков. Заимствование греческих античных традиций и их преобразование. «Римский миф». Особенности политического и государственного устройства в Древнем Риме. Философские, религиозные, научные и этические взгляды древних римлян. Развитие ораторского искусства и риторики. Цицерон о культуре как «обработке и совершенствовании души». Эпическая поэзия. Вергилий, Гораций, Овидий. Тит Ливий. Императорский культ. Характерные черты искусства Древнего Рима. Римский идеал человека. Классицизм Октавиана Августа. Архитектура Древнего Рима: триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, термы. Колизей, Пантеон. Зрелищная культура Древнего Рима. Скульптурный портрет. «Варваризация» империи и кризис античной культуры. Тема 4. Средневековая культура ЕвропыЗарождение христианской культуры. Отношение к античному наследию. Христианская литература. Зарождение христианского изобразительного искусства. Мозаика и фреска. Образ Иисуса в катакомбной живописи. Первые культовые постройки: мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, церковь Рождества в Вифлиеме, храм Гроба Господня в Иерусалиме. Становление средневекового искусства. Символизм. Схоластика. Распространение оккультных наук. Основные каноны христианского искусства. Средневековый храм как синтез искусств. Особенности византийского стиля: крестово-купольный храм, его внешнее и внутреннее оформление. «Золотой век» Юстиниана Великого. Храм Софии Константинопольской. Зарождение и принципы иконописи. Богословские споры и литургическая поэзия. Становление национальных государств в Европе. Карл Великий и особенности Каролингского Возрождения. Романский и готический стили в искусстве Западной Европы. Архитектура, алтарная живопись, статуи, витражи, монументальная живопись. Собор Парижской Богоматери, Кельнский и Реймский соборы. Апологетика и патристика. Монастыри как культурные и научные центры средневековья. Народная культура средневековья. Появление светских мотивов в искусстве позднего средневековья. Рыцарство как нравственный и эстетический идеал эпохи. Первые университеты и их роль в развитии образования и светской жизни. Тема 5. Культура эпохи Возрождения.Социально-экономические и духовные предпосылки культуры эпохи Возрождения. Гуманистическая философия. Отношение к античному наследию и религии. Светские мотивы в искусстве. Раннее Возрождение. Принципы изображения человека в живописи Джотто, Мазаччо и скульптурных образах Донателло. Прямая перспектива в живописи. Новый тип красоты и женственности в живописи С. Боттичелли. Новые архитектурные образцы Ф. Брунеллески. Литература Раннего Возрождения. Данте, Петрарка, Боккаччо. Высокое Возрождение. Творчество Леонардо да Винчи в области наук, техники и искусства. Шедевры Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Возвышенный идеал художника и реальность. Творчество Тициана. Основные черты позднего Возрождения. Маньеризм. Национальные особенности Северного Возрождения. Шедевры нидерландских живописцев: творчество Я. ван Эйка, И. Босха, П. Брейгеля Старшего. Возрождение в Германии. Деятельность Э. Роттердамского, творения А. Дюрера, Кранаха. Возрождение Франции. Мишель Монтень. Ф. Рабле. Английское Возрождение. В. Шекспир. Реформация как религиозное противостояние гуманизму эпохи Возрождения. Протестантская мораль и утверждение нового типа личности. Протестантская трудовая этика. Тема 6. Культура эпохи Просвещения.Индустриальная революция и формирование культуры Нового времени. Мировоззрение и идеалы эпохи Просвещения. Секуляризация духовной культуры. Влияние протестантизма на культуру. Вера в посвященный разум и его возможности в переустройстве мира. Переход к естественнонаучной картине мира и его специфика. Рационализм Декарта как идейная основа классицизма. Особенности культуры просвещения, ее демократизация. Идеалы Просвещения в искусстве. От барокко к классицизму. Специфика художественного образа барокко в архитектуре. Л. Бернини, Ф. Боррамики. Фламандская живописная школа. П.П. Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс. «Большой стиль» Людовика XIV. Версаль, площадь Вогезов в Париже, ансамбль Дома Инвалидов. Монументальные дворцовые интерьеры. Живопись Н. Пуссена. Новая живописная система Ж. Шардена. Комедия масок. К. Монтеверди и рождение оперы. Рождение внестилевой формы художественной мысли: творчество Караваджо, Рембрандта, Веласкеса. Кризис художественной системы и первый безордерный стиль в Европе – рококо. Духовная культура XIX в.: основные черты и противоречия. Кризис европоцентризма и обращение к культуре Востока. Влияние достижений техники на развитие искусства. Рождение фотографии и кино. Основные направления и стили в искусстве XIX в. Возникновение романтизма. Творчество И.В. Гете, Д.Г. Байрона. Обращение к средневековым идеалам в творчестве В. Скотта, В. Гюго, Гофмана. Расцвет пейзажной живописи. Критический реализм в искусстве. О. де Бальзак, Г. Флобер. Тема 7. Зарождение нового искусства. Импрессионизм и постимпрессионизм. Рождение нового искусства. Специфика образа в живописи О. Домье и Г. Курбе. Импрессионизм: стремление передать изменчивость мира и человека. Э. Мане, К. Моне, П.О. Ренуар. Скульптура О. Родена. Постимпрессионизм в живописи. П. Сезанн, Ж. Сер, В. Ван Гог, П. Гоген. Тема 8. Культурное пространство XX в. Исторические условия и мировоззрение эпохи конца XIX- нач. XX вв. Противоречия и кризисы в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни. Развитие науки и техники и их влияние на культуру. Мышление как творчество. Стандартизация вкуса, формирование потребительской культуры. Развитие рыночных отношений в сфере культуры. СМИ и культура. Возникновение новых видов искусства: реклама, дизайн аудио- и видиокультура. Основные философские концепции XX в. и их влияние на духовную культуру (экзистенциализм, фрейдизм). Проблемы сущности человека и его существования как центральные проблемы культуры XX в. Модерн и постмодерн как ведущие направления в художественной культуре XX в.: синтетические стили, попытка обобщения художественных традиций Запада и Востока различных эпох. Усложнение образа и способов его изображения. Образ расколотого мира в художественной культуре XX в.: кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм. Модерн в архитектуре. Постмодернизм как художественное явление в культуре второй пол. XX в. Архитектура постмодерна. Ле Кобюзье, стиль Ар деко. Тоталитаризм как феномен XX в. Особенности и черты современной культуры. Плюрализм, отказ от канонов и авторитетов, неопределенность и фрагментарность. Основные понятияАгиография, абрис, анфас, аппликация, архетип, ассист, атрибуция, блик, вариант, валер, вензель, витраж, воздушная перспектива, вохрение, выражение, гамма, гармония, герменевтика, гомилетика, горизонт, гравирование, гравюра, градация, графика, гризайль, гротеск, грунт, движение, движки, декоративность, деформация, доличное письмо, жанр, живопись, замысел, зарисовка, золотое сечение, идеал, иератизм, изображение, изобразительное искусство, икона, иконография, иконопись, иллюминирование, иллюстрация, инсталляция, искусствознание, каллиграфия, канон, картина, клеймо, колер, колорит, композиция, контраст, контур, копия, кракелюр, круглая скульптура, левкас, лепка, линейная перспектива, личное письмо, локальный цвет, манера, мелкая пластика, миниатюра, мозаика, монохромия, монументальная живопись, монументальная скульптура, монументальность, мотив, направление в искусстве, наследие, натура, нимб, нюанс, обратная перспектива, опись, оригинал, орнамент, паволока, панно, панорама, параллельная перспектива, пластика, подражательность, полиптих, полихромия, прием, пропорция, профиль, ракурс, рельеф, реплика, роспись, светотень, секко, символ, символика, складень, скульптура, стилизация, стиль, таблетка, тема, техника, течение, типаж, тон, традиция, трафарет, фреска, фронтальность, условность, художественная идея, художественный метод, художественный образ, школа, эскиз. Темы контрольных/ курсовых работ
Вопросы к экзамену
«Золотой век» Юстиниана Великого.
Рафаэля, Микеланджело.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература. Основная:
Дополнительная:
|
Решение заседания Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей | Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |