Скачать 273.16 Kb.
|
Р. А. Горбатенко Программа элективного курса «Ключи к тайнам Клио». Разработана учителем истории Соколовской средней общеобразовательной школы Мглинского района Брянской области Горбатенко Р.А. I. Пояснительная записка. Цель курса: повысить интерес учащихся к истории как науке, добиться более углубленного ее изучения. Задачи курса: 1. Повысить интерес учащихся к истории и тем самым повлиять на их профильный выбор. 2. Формировать навыки работы с историческими источниками. 3. Расширить круг знаний учащихся об исторических понятиях, что дает возможность им более свободно ориентироваться в исторических событиях. 4. Приучать учащихся к самостоятельной работе на уроках истории, при выборе исторического материала. 5. Формировать логическое мышление, используя методы индукции и дедукции. Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Количество учебного времени: 12 часов. Обоснованность курса. В школьной программе по истории не уделяется внимания на вспомогательные исторические дисциплины: палеографию, нумизматику, сфрагистику, хронологию, геральдику, метрологию, нумизматику и т.д. Многие школьники не знают о существовании подобных исторических дисциплин, об их роли в разгадывании исторических тайн. Данный курс поможет учащимся с большим интересом воспринимать исторический материал, получить навыки критики исторических источников, установлению их подлинности, времени и места составления, авторства. Демонстрация типов письма, украшений книг сделает более полным и наглядным объяснение вопросов культуры. Значение метрологии поможет раскрыть содержание старых мер, перевести их на современную метрическую систему. Перевод дат на новое летосчисление и новый стиль нагляднее раскроет суть календарных преобразований, проводимых в нашей стране в начале 18 и 20 столетий. Знание основ теоретической геральдики поможет глубже и всесторонне изучить проблематику государственного герба, городских и частных гербов. Обращение к дополнительному материалу в виде изображений и надписей на монетах значительно активизирует усвоение учащимися курса истории. Применение фактического материала и методик вспомогательных исторических дисциплин необходимо и в создании экспозиций школьного музея, краеведческой и экскурсионной работе, в факультативных занятиях и занятиях школьных исторических кружков. Учебно – тематическое планирование.
Содержание программы элективного курса. 1. Введение. Из истории развития вспомогательных дисциплин. Лекция. Понятие вспомогательных исторических дисциплин, виды, их роль в изучении истории, объекты исследования. История развития вспомогательных дисциплин. Форма контроля. Тестовые задания по данной лекции. 2. Палеография. Лекция. Объект изучения. Возникновение письменности у восточных славян. Славянские алфавиты. Материал для письма. Графика письма в разные периоды. Украшение рукописей. Книжное письмо. Тайнопись. Орудия письма. Форма контроля. Учащиеся выбирают темы рефератов и рассматривают более глубоко любой вопрос из палеографии. 3. Нумизматика. Лекция. Область исследования. Монеты и денежное обращение Древнерусского государства. Русские монеты и денежное обращение 14 – 15 века. Русская монетная система 16 – 17 века. Русская монетная система в 18 – н. 20 века. Монеты 20 – н. 21 века. Форма контроля. Заполнение таблицы. 4. Сфрагистика. Лекция. Объект изучения. Печати Древнерусского государства. Княжеские печати. Церковные печати. Печати Русского государства 14 – 17 века. Печати Российской империи. Печати в 20 – н.21 веках. 5. Геральдика. Лекция. Объект исследования. Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Государственные, областные и городские гербы. Дворянские гербы. Гербы губерний и городов. Гербы 20 – 21 века. Форма контроля. Рисунки геральдических символов. Вопросы по лекции. 6. Метрология. Лекция. Объект исследования. Меры длины. Меры площади. Меры сыпучих тел. Меры жидкостей. Меры веса. Международные метрические системы. Практическое задание. Решение задач по нахождению площади или веса с использованием различных метрических систем. 7. Хронология. Лекция. Объект исследования. Единицы счета времени. Календари. Эры и их виды. Русская система счета времени. Современное летосчисление. Практическое занятие. Определение дней недели по формулам. Установление дат по праздникам церковного календаря. Лунный цикл. 8. Историческая ономастика. Лекция. Объект изучения. Историческая топонимика. Этнонимика. Астропонимика. Форма контроля. Практическое задание. Собрать сведения о происхождении названий населенных пунктов своей местности. 9. Генеалогия и система социального этикета. Лекция. Объект исследования. Генеалогия династий русских правителей. Генеалогия русского дворянства. Происхождение фамилий русских крестьян. Система социального этикета. 10.Экскурсия в исторический музей. Практическое занятие. Музейные экспонаты. Систематизация. Архивные фонды. 11.Итоговая конференция. Отчет учащихся о проделанной работе. Форма отчета по выбору: рефераты, сочинения, слайд – фильмы, таблицы, схемы, рисунки. Литература. 1. Веселовский С.Б. Древнерусские имена, прозвища и фамилии.- М., 1974г. 2. Антропонимика. – М., 1970г. 3. Каменцева Е.И. – М., 1967г. 4. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология.- М., 1973г. 5. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика.- М., 1974г. 6. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины.- М.,1984г. 7. Муравьев А.В. Русская палеография. – М., 1977г. 8. Никонов В.А. Имя и общество. – М., 1974г. 9. Попов А.И. Географические названия. – М., 1965г. 10. Резун Д.Я. Родословная сибирских фамилий. – Новосибирск, 1993г. 11. Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. – М.,1985г. 12. Советская историческая энциклопедия. « Геральдика». 13. Спасский И.Г. Русская монетная система. – М., 1970г. 14. Суперанская З.Е. Имя через века и страницы. – М., 1990г. Заключение Элективный курс «Ключи к тайнам Клио» выбран не случайно. Многолетняя работа в школе показала, что многие школьники не имеют представления о том, сколько требуется усилий людей разных исторических дисциплин, чтобы в итоге в учебнике появился хотя бы один параграф по конкретной теме. Предлагаемый курс должен привлечь внимание учеников к тому, что понимается под историческими источниками, какие существуют виды источников, какую роль они играют в изучении истории, какие исторические дисциплины ими занимаются. Элективный курс должен повысить интерес к истории как науке. Может это повлияет на выбор профессии учащимися: кто-то станет археологом, работником музея или учителем истории. В работе предлагается несколько разработок занятий. Они составлены с учетом возможностей нашей сельской школы и возможностей учителя. Каждый учитель может проявить фантазию при подготовке к урокам по элективному курсу, определить количество занятий, выбрать формы занятий и виды заданий. Итоговые занятия можно провести в форме конференции или экскурсии в музей. Во время конференции ребята представляют свои рефераты, рисунки, схемы, проекты и т.д. Можно организовать выставку лучших работ. Во время посещения музея учащиеся знакомятся с экспозициями, а работники музея могут рассказать о проделанной работе при подготовке того или иного экспоната. Полученные знания пригодятся в работе школьного музея, если он есть в школе. Приложения. Введение в элективный курс. Цель лекции: раскрыть понятие вспомогательные исторические дисциплины, их роль и значение в изучении истории. План лекции. 1. Суть названия элективного курса «Ключи к тайнам Клио». 2. Вспомогательные исторические дисциплины, их виды и объекты изучения. 3. Из истории развития вспомогательных исторических дисциплин в России. 4. Значение вспомогательных исторических дисциплин. Название элективного курса «Ключи к тайнам Клио» дано по одноименному названию книги, авторами которой являются Г.А. Леонтьева, П.А.Шорин, В.Б. Кобрин, изданной в 1994 году. Книга состоит из очерков, посвященных палеографии, геральдике, сфрагистике, хронологии, метрологии, генеалогии, ономастике. Эти науки объединены понятием вспомогательные исторические дисциплины, поскольку без их участия невозможно изучение и понимание прошлого. Вспомогательные исторические дисциплины являются как бы ключами к многочисленным тайнам, хранимым богиней истории Клио. Они занимаются исследованием и разработкой специфических методик и технических приемов в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника. Объектом исследования палеографии являются внешние признаки рукописных источников, графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует различные системы счисления времени. Метрология исследует меры длины, веса, площади, объема, их соотношение с современной системой мер. Областью изучения сфрагистики являются печати, а геральдики - гербы. Нумизматика изучает денежно – весовые системы, монеты, надписи на них. Генеалогия занимается вопросами происхождения семей, родов, отдельных лиц, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика – их историю. Использование приемов вспомогательных исторических дисциплин первоначально определялось практическими задачами. Древние писцы в целях установления подлинности документов сравнивали почерки, следили за способом прикрепления печати. Летописцы стремились к изложению событий в определенной исторической последовательности. Установление чисел церковных праздников потребовало хронологических вычислений пасхалий, а необходимость фискального обложения и бытовые нужды способствовали выработке метрологических единиц. По мере развития государства практические знания в области вспомогательных исторических дисциплин не только не находили более высокую и разнообразную форму воплощения, но и все более часто применялись в жизни. В 16 – 17 веке появляются рукописные азбуки – прописи, печатные азбуки и буквари. В «Торговой книге» в статье «О мерах» был дан перечень и описание мер, указывалось на соотношение между ними. Было создано руководство по измерению земельных площадей «Книга сошного письма». Были сделаны расчеты пасхалий и составлен «Круг Миротворный». В 16 веке его дополнили информацией о високосных годах, месяцах, временах года, числах церковных праздников. Развитие практической генеалогии в 15 – 16 веках было связано с деятельностью государственной власти и нуждами боярства и дворянства. Результатом работы явилось создание «Государева родословца», «Бархатной книги», «Книги в десть о родословии и гербах российских знатных шляхетских фамилий», «Титулярника». Большое значение для сохранения источников имели указы Петра1. Первые публикации русских источников относятся ко 2 пол. 18 века и связаны с деятельностью известного просветителя Н.И. Новикова, а также Академии наук. Первые наблюдения в области вспомогательных исторических дисциплин прослеживаются в 18 веке. Уже Татищев В.Н. указал на необходимость знаний палеографии, хронологии, геральдики, генеалогии. В 19 веке появляются обобщающие труды русских ученых: «Общая метрология» Петрушевского Ф.И., «Общий гербовник дворянских родов», «Русская геральдика» Лакнера А.Б. Исследователи 2 пол. 19 – н.20 века продолжали выявление и обобщение материала, связанного со вспомогательными историческими дисциплинами. Но вместе с тем в работах этого периода более отчетливо проявилось стремление вычленить каждую из вспомогательных исторических дисциплин, определить ее место и предмет, усовершенствовать методические приемы. В 20 веке на базе традиционных дисциплин появились новые. Из палеографии выделились кодикология (рукописные книги), берестология, филигранология; из нумизматики – фалеристика (наградные знаки), бонистика (бумажные деньги). Овладение приемами и методами вспомогательных исторических дисциплин дает возможность работать с архивным материалом, соединить разрозненные источники в единые фонды, определить время и подлинность источника. Знания могут использоваться на уроках истории, исторических кружках, в создании школьного музея, в краеведческой работе. Тема урока: Сфрагистика. Цель урока: помочь учащимся понять как изучение печатей оказывает влияние на изучение исторических фактов; воспитывать интерес к истории, как науке, требующей достоверных сведений; формировать навыки сравнительного анализа. Средства: таблицы, иллюстрации, альбом по культуре, историческая энциклопедия, список литературы. Ход занятия. Основные понятия: сфрагистика, печать, вислые печати, прикладные печати, буллы. План лекции.
Основные положения.
Вырезалась на камне, металле, кости, дереве, каучуке, резине.
Разновидности прикладных печатей – перстни-печати.
В 1882 году было точно регламентировано употребление 3-х государственных печатей – большой, средней и малой. Большая печать прикладывалась к законам, различным учредительным актам государственного значения, дипломам на графское и княжеское достоинство. Средняя удостоверяла грамоты городам, договоры с иностранными государствами. Малая печать прикладывалась к грамотам на пожалование земли, на почётное гражданство. После того как в 1699 году был учреждён первый и высший орден России – орден Андрея Первозванного, изображение всадника, поражающего змия, как правило, окружается цепью ордена. На печатях отразилось территориальное расширение Российской империи – на них стали помещать изображения гербов вновь присоединенных территорий. Временное правительство изменило герб российской империи. Двуглавый орёл изображался без корон и всадника, а также без гербов территорий, входящих в царский титул. Под орлом помещалось изображение Таврического дворца. Вопросы:
Литература.
Тема урока: Геральдика. Цель урока: выяснить роль геральдики в изучении исторических событий; прививать интерес к символике свой страны и других стран; формировать навыки сравнительного анализа исторических источников. Средства: иллюстрации гербов, альбом по культуре России, рисунки. Ход урока. План лекции.
Понятия: геральдика, герб, эмблема, герольд, финифти, намет, мантия, клейноды, шлем, нашлемник, корона, щитодержатель, девиз. Основные этапы лекции.
Объект изучения – герб ( от немецкого слова – наследство).Герб - символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств,учреждений, корпараций( цехов, гильдий).
Герб состоит из щита и внешней части. Формы щита: треугольная – варяжская, овальная – итальянская, квадратная и закругленная внизу – испанская, квадратная и заостренная внизу – французская, вырезная – германская. Взгляд на герб идет не со стороны зрителя, а со стороны щита.В геральдике используются 2 металла ( золото, серебро), 5 цветных финифтей ( красная, голубая, зеленая, пурпур, черная), 2 меха ( горностаевый, беличий). Графическая система: золото – черные точки на белом поле; серебро – белое поле; красный цвет – вертикальные линии; голубой - горизонтальные линии справа налево; пурпур – диагональные линии слева направо; черный – пересекающиеся вертикальные и горизонтальные линии. Для размещения фигур на гербе приняты три деления щита: горизонтальное, вертикальное, диагональное ( скошение). Фигуры делятся на геральдические и негеральдические.Геральдические фигуры делятся на главные ( глава, оконечность, столб, пояс, перевязь, стропило, крест, кайма) и второстепенные ( квадрат, острие, ромб, щиток, вольная часть).Негеральдические фигуры подразделяются на естественные ( животные, растения, человек), искусственные ( меч, шлем, серп, лук), мифические ( дракон, единорог, кентавр). Внешняя часть герба: шлем ( над щитом), нашлемник ( над шлемом), корона ( на шлеме или на щите), намет ( матерчатая накидка на шлеме), мантия, клейноды (знаки отличия), шитодержатели ( символизировали оруженоцев рыцарей), девиз ( надпись на ленте, помещенная под щитом).
(Учащиеся рассматривают иллюстрации с изображением герба Москвы и других городов). 7. К этому времени относится появление дворянских гербов. До конца 17 века отсутствовали личные и фамильные гербы в русском обществе. Все дворянские русские гербы делятся на тир категории: гербы потомков князей Рюриковичей и князей Гедиминовичей; гербы родов, пожалованных княжескими, графскими, баронскими титулами, дворянством; гербы родов из Польши, Франции, Англии и других стран. 8.В 18 – 19 веках продолжалась работа по утверждению гербов губерний и городов. В 1782 году утвержден герб Мглина. Вопросы для беседы.
Литература.
5.Советская историческая энциклопедия. « Геральдика». Тема урока: Хронология. Цель урока:
Средства: «линия времени», задачи, таблица «Соотношение мартовского , сентябрьского, ультрамартовского годов с январским годом», перечень месяцев с их значением. План лекции. 1. Хронология: понятие, объект изучения, задачи. 2. Единицы счета времени. 3. Календари. 4. Взаимоотношение юлианского и григорианского календарей. 5. Эры и их виды. 6. Русская система счета времени. 7. Установление дат по праздникам церковного календаря. Понятия: хронология, календарь, юлианский, григорианский, эра, неделя, лето, солнечный цикл, лунный цикл. Основные этапы лекции.
«Календариум» - долговая книга. Древнейшие лунные календари возникли в 4 -3 тысячелетии до нашей эры. В лунном году было 12 месяцев (по 29 и 30 суток) или 354 суток. Древнейший солнечный календарь появился в Египте в 4 тысячелетии до нашей эры. В нем 12 месяцев по 30 суток и еще 5 дополнительных дней. Этот год был короче тропического на ¼ суток. Современный международный календарь является солнечным. Лунный календарь употребляется в ряде мусульманских стран и используется христианской церковью при вычислении дня Пасхи.
Григорианский календарь введен в 1582 году при папе Григории 13. Ликвидирована разница в 10 суток и сокращено число високосных лет. Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года, а именно те, которыми заканчивались столетия, при условии, что первые 2 цифры обозначения года не делятся без остатка на 4. Каждый год теперь отставал от тропического всего на 26 секунд. В России григорианский календарь был введен в 1918 году. В 20 веке разница между юлианским и григорианским календарями достигла 13 суток, поэтому в 1918 году предписывалось считать следующий за 31 января день не 1, а 14 февраля.
6. Русская система счета времени. По сезонам: весна, лето, осень, зима. Полный период назывался «лето». Год начинался весной. Был известен счет времени неделями (от «не делать» ), по семи суток в каждой( «седмица» ). Сутки делились на 2 половины по 12 часов. В Древней Руси была принята византийская система от сотворения мира, просуществовавшая до 1700 года. Смена мартовского стиля сентябрьским произошла в конце 15 века. В 12 – 14 веках параллельно с мартовским употреблялся ультрамартовский стиль. 7. Солнечный цикл составляет 28 лет. Через каждые 28 лет повторяется строгий порядок перемещения чисел по дням недели. Лунный цикл составляет 19 лет. 8. Русские церковные праздники можно разделить на 2 группы: подвижные(переходящие) и неподвижные. Неподвижные праздники отмечаются в одни и те же числа месяца: Крещение, Рождество Христово, Сретение, Благовещение, Преображение Господне, Успение Богородицы, Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Подвижные праздники зависят от Пасхи, отделяясь от нее определенным постоянным сроком. Дата Пасхи рассчитывается по лунному календарю. Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния в пределах от 21 марта до 18 апреля по старому стилю. Месяцы года.
Примерные задачи.
Литература. Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. – М., 1970. Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее.- М., 1987. Каменцева Е. И. Хронология – М., 1967. Селешников С.И. История календаря и хронология. – М., 1977. Советская историческая энциклопедия. «Хронология». Тема урока: Историческая ономастика. Цель урока: выяснить, каким образом ономастика может помочь в изучении исторических эпох, общества; воспитывать уважение к истории своего края через изучение местных названий, фамилий, имен; формировать навыки сравнительного анализа при рассмотрении вопросов ономастики. Средства: карта России, карта Брянской области, книга «Земля Мглинская», учебник «История Брянского края» ,ч.1. Эпиграф к уроку. Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний, Как звук ночной в лесу глухом. ( А.С. Пушкин.) Ход урока. План лекции.
Понятия: ономастика, топонимы, этнонимы, антропонимы, теонимы, астронимы, зоонимы, форманты, субстрат. Основные этапы лекции.
Индоевропейская семья: славянские, балтские, германские, кельтские, романские, иранские, индийские языковые группы; армянский, албанский, греческий языки. Уральская семья: финские, угорские, самодийские языки. Алтайская семья: тюрские, монгольские языковые группы.
Финно – угорские форманты: - кша, - кса, - ма, - ога, - ега, - уга, - юга, - ва. Ираноязычные форматы: дн, дон. Балтские форматы: - са, - за, - ья, - рь, - ль, -ра, - нь. Русские форманты: - ов, - ев, -ин, - а, - о, - ск, - ка, град, город.
Задания. 1. Собрать сведения: а) О происхождении названий и сёл, деревень, рек своего района и названия районного города; б) О происхождении своей фамилии, своего имени и имен близких родственников ; в) О происхождении названий древних городов Брянщины. Литература. 1. Никонов В.А. Имя и общество. - М., 1974. 2. Антропонимика. – М., 1970. 3. Попов А.И.Географические названия. – М., 1965. 4.Резун Д.Я. Родословная сибирских фамилий. – Новосибирск,1993. 5.Суперанская А.В. Что такое топонимика ?- М., 1985. 6.Суперанская А.В. Имя- через века и страны. – М., 1990. 7. Протченко З. Е. Земля Мглинская. – Брянск, 1993. 8. Горбачёв О. В., Дубровский А. М., Колосов Ю. Б. История Брянского края. Ч.1- Брянск, 2000. Тема урока: Генеалогия. Цель урока: выяснить, каким образом, изучение родословных может помочь в изучении исторических событий. воспитывать гордость и уважение к своей родословной, повысить интерес к изучению прошлого своей семьи формировать навыки в составлении генеалогического дерева. Средства: схемы родословных русских князей, схемы генеалогии Рюриковичей и Романовых, «Табель о рангах». Эпиграф к уроку: |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа элективного курса «Награды России» «Ключи к тайнам Клио» по истории для 11 класса разработана на основе | Рабочая программа Рождественской средней общеобразовательной школы Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом... | ||
Программа развития муниципального образовательного учреждения Запрудненской... Запрудненской средней общеобразовательной школы №2 «Школа развития личности» разработана и принята в соответствии с Федеральной целевой... | "1С: Профессионалами" не рождаются Настоящая программа разработана на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней... | ||
Положение о проведении регионального тура Настоящая программа разработана на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней... | Образовательная программа средней общеобразовательной школы №62 г.... Программно – методическое обеспечение образовательной программы средней общеобразовательной школы №62 | ||
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» «Личность в истории», разработанного Сиденко Е. В., учителем истории моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского... | Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и... Программа элективного курса разработана заместителем директора по увр, учителем физики моу сош №2 г. Спирово Кудряшовой Н. А | ||
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной... | Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия Образовательная программа предназначена для 11 класса муниципальной средней общеобразовательной школы. Основная задача программы... | ||
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа... Ловечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется... | Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О.... Курс разработан для предпрофильного обучения на ступени основной средней общеобразовательной школы, рассчитан на 17 часов (1 час... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок разработан учителем математики моу одоевской средней общеобразовательной школы Царицыной Е. Б | Согласовано Проверено Утверждено Руководитель методического объединения:... Настоящая рабочая программа разработана на основе программы курса информатики и информационных технологий для 5 классов средней общеобразовательной... | ||
Программа элективного курса Учебный курс «Страноведение» предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы | Рабочая программа по информатике и икт 6 класс Составитель: Нистратова... Настоящая программа разработана на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней... |