Скачать 0.78 Mb.
|
Управление образования Гродненского облисполкома Государственное учреждение «Гродненский областной учебно-методический центр профессионально-технического образования» Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства» История СССР и Российской Федерации: уроки истории Из опыта работы Гурской Янины Марьяновны Лида 2011 Печатается в соответствии с решением методического совета учреждения образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства» Автор-составитель: Гурская Я.М. – преподаватель истории Лидского ГПЛМС Рецензенты: Крутёва Г.Я., преподаватель истории Лидского ГПЛМС, Мартинкевич Ч.Ч., методист Лидского ГПЛМС История СССР и Российской Федерации: из опыта работы /авт.-сост. Я.М. Гурская. – Лида: учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства», 2011 – с. В пособии представлены проекты уроков истории, материалы для текущего и итогового контроля учебных достижений учащихся по теме «История СССР и Российской Федерации», раскрыты особенности взаимодействия преподавателя и учащихся на этих уроках Книга адресована преподавателям учреждений образования ПТО, учителям средних школ, студентам педагогических ВУЗов. © Гурская Я.М., 2011 © Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства», 2011 Характеристика темы и методические рекомендации по её изучению Тема «История СССР и Российской Федерации» является наиболее важной при изучении всемирной истории Новейшего времени (вторая половина 1940-х гг. – начало ХХI в.). В теме изложена история недалёкого прошлого нашей бывшей Родины – СССР. Изучаемый материал даёт блестящую возможность для воспитания учащихся в духе неприятия диктатуры, тоталитаризма, культа личности, позволяет прививать гуманизм, правовые ценности, чувство глубокого уважения к человеку, сострадания и сочувствия к нему. Эти уроки благоприятны для воспитания патриотизма, чувства гордости за советский народ, поднявший страну из руин после Второй мировой войны, первым освоившим космическое пространство, сумевшим сохранить мир в критические периоды истории. При оценке политических лидеров целесообразно исключить категоричность и характеризовать политических деятелей не с точки зрения того, что они не сделали, а с точки зрения того, чего достигла страна в период их правления. Это наша история, и какой бы она ни была, мы должны её уважать и ценить. Так поступает весь цивилизованный мир. При проектировании уроков определяется тема урока, фактологический и теоретический материал, тип, форма урока, требования к уровню подготовки учащихся, содержание домашнего задания, форма проведения рефлексии, также учитывается невысокий уровень исторических знаний и недостаточная мотивация учащихся к изучению предмета. Учёт определённого опыта и базовых знаний учащихся на уроке позволит преподавателю выявить неправильные представления о предмете обсуждения, изменить их, а затем погрузить в более сложные исторические вопросы. С этой целью можно использовать достаточно простой методический приём: записать на доске имя, слово или фразу и предложить учащимся записать в тетрадях или на доске уже известную для них информацию. При изучении нового материала достаточно эффективны образное эмоциональное изложение материала учителем, проблемные задания, дискуссии, составление тематического конспекта учащимися, ознакомление с дополнительным материалом учебного пособия, заполнение сравнительных таблиц. Закрепление материала целесообразно проводить с использованием заданий репродуктивного уровня, целью которых является более глубокое усвоение понятий, дат и событий. В качестве домашнего задания наряду с вопросами и заданиями, содержащимися в учебном пособии, учащимся можно предложить работы творческого характера, например, взять интервью у представителей старшего поколения. Это позволит учащимся познакомиться с точкой зрения людей, переживших эти события в истории СССР. На этапе рефлексии результативен синквейн. Он способствует формированию критического мышления учащихся. Это быстрый, но мощный способ рефлексии, так как даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи в нескольких словах и направлен на прояснение смысла нового материала. Как правило, сначала работа в группе по составлению синквейна проводится фронтально, затем организовывается работа в парах, и только после этого учащиеся составляют синквейн индивидуально. Для контроля знаний используются методы опроса, тестирования и проверочные работы. Тема «История СССР и Российской Федерации» близка учащимся. Они воспринимают её с большим интересом, так как уже знакомы с некоторыми событиями и явлениями в истории двух стран из других источников. В связи с этим наиболее важным представляется не только расширение и углубление знаний по теме, а также превращение этих знаний в убеждения. Тематический план
Урок №1 Тема: «Общая характеристика развития СССР после 1945 г. и современной России» Всемирная история Новейшего времени Урок №____ Дата_________ Тема: Общая характеристика развития СССР после 1945 г. и современной России Цели:
В результате урока учащиеся должны:
Основные понятия: хрущёвская оттепель; брежневский застой; горбачёвская перестройка; Российская Федерация Обеспечение урока: учебное пособие; политическая карта мира; атлас; портреты политических деятелей. Тип урока: урок формирования новых знаний Форма проведения урока: урок-лекция с элементами беседы Ход урока 1. Организационный момент 2. Актуализация опорных знаний Фронтальная беседа Вопрос. Что вы знаете о периодах правления И. В. Сталина, Н. С. Хрущёва, Л. И. Брежнева, М. С. Горбачёва? 3. Изучение нового материала План изложения материала
Основные этапы общественно-политического развития СССР
- надежды на перемены; - возврат к довоенной модели развития; - концентрация власти в руках Сталина; - господство командно-административной системы; - культ личности Сталина (возвеличивание личности Сталина) Первичное закрепление (фронтальная работа с группой) Назовите характерные черты советской (сталинской) модели развития. Вспомните характерные черты довоенной модели развития. Что такое командно-административная система? 2) 1953-1964 – период политической «оттепели», время правления Н. С. Хрущёва: - курс на демократизацию жизни общества: а) десталинизация (критика культа личности Сталина); б) реабилитация (восстановление прав невинно осуждённых); - сохранение неизменным советского общественно-политической строя 3) 1964-1985 – «застойный» период, время правления Л. И. Брежнева, Ю.В.Андропова, К. У. Черненко: - сворачивание политики десталинизации; - проявление элементов застоя в общественной жизни; - усиление контроля за деятельностью Советов (органы государственной власти); - законодательное закрепление руководящей и направляющей роли КПСС в Конституции СССР 1977 г Политическая система СССР
Вопрос. О чём свидетельствовало закрепление в Конституции СССР 1977 г. руководящей и направляющей роли КПСС? 4) 1985 – 1991 – «перестройка», время правления М. С. Горбачёва: - демократизация общественно-политической жизни; - политика гласности, открытая критика сталинизма; - разрушение советской общественно-политической системы (одна из причин распада СССР); - провозглашение республиками деклараций о суверенитете, распад СССР, образование СНГ. Основные черты социально-экономического развития СССР: - восстановление народного хозяйства до довоенного уровня в первые послевоенные годы; - перевод части оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции (конверсия); - первоочередное развитие тяжёлой промышленности, создание атомного оружия; - уменьшение выпуска товаров первой необходимости; - рост экономики в годы восьмой (1966 – 1970) и девятой (1971 – 1975) пятилеток; - огромные успехи в области обороны, что позволило СССР поддерживать статус мировой сверхдержавы; - продовольственная проблема; - застойные явления в экономике на рубеже 1970 – 1980-х гг.; - отставание от мирового уровня в области НТР, ориентация на количественные, а не качественные показатели развития; - нерациональное использование сырья и в первую очередь нефти как продукта продажи; - усиление интеграции в рамках СЭВ; - курс на ускорение социально-экономического развития в середине 1980-х гг.; - попытка переориентации экономики на производство предметов потребления; - внедрение экономических мер преодоления кризиса: аренда, кооперативы, фермерские хозяйства, ИТД; - экономический кризис Современная Россия на пути реформ: - преодоление экономического и политического кризиса, обеспечение целостности страны (задачи); - радикальная экономическая реформа1992 – 1994 гг.; - конституционный кризис 1993 г., связанный с противостоянием президента и парламента; - постепенная экономическая и политическая стабилизация; - обострение межнациональных отношений, особенно в Чечне; - многовекторная внешняя политика, сотрудничество с США и странами Западной Европы, странами СНГ, прежде всего Республикой Беларусь 4. Закрепление а) Работа с картой Показать на карте СССР, прибалтийские, закавказские, среднеазиатские республики СССР; страны СНГ б) Перечислите послевоенных советских руководителей, назовите время пребывания их у власти. 5. Ориентация на домашнее задание. Запишите воспоминания людей, живших в перестроечный период. Какие впечатления произвела на них перестройка? 6. Рефлексия. Составьте синквейн на тему «СССР» Предполагаемый синквейн:
Урок №2-3 Тема: «СССР в 1945 – 1953 гг.» Всемирная история Новейшего времени Урок №____ Дата_______ Тема: СССР в 1945 – 1953 гг. Цели:
В результате урока учащиеся должны:
Обеспечение урока: политическая карта мира, атлас; портреты вождей; материалы для самостоятельной работы; тесты контроля знаний Тип урока: урок формирования новых знаний Понятия Конверсия – перевод оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции. Командно-административная система управления – система, основанная на жёстком подчинении приказам сверху, железной дисциплине. Военно-промышленный комплекс (ВПК) – оборонная промышленность. Социализм (от лат. socialis – общественный) - 1) устройство общества, при котором отсутствует частная собственность на средства производства, господствует общественная собственность, а власть находится в руках трудящихся; 2) учение об обществе социальной справедливости, свободы, равенства. Коммунизм – 1) радикальное крыло социал-демократического движения; 2) совокупность идей марксизма о справедливом обществе, где нет частной собственности, классов и эксплуатации. Репрессии – незаконные наказания, осуществляемые властью. Депортация – насильственное переселение людей в качестве меры наказания. ГУЛАГ – Государственное Управление Лагерей; система советских концлагерей, существовавшая в СССР в 1920 – 1950-х гг. НКВД – репрессивный (карательный) орган, осуществляющий аресты и следствие по делам политзаключенных. «Ленинградское дело» (1949 г.) – обвинение руководящих работников Ленинграда в создании антипартийной группы и во вредительской работе. «Дело врачей» (1952 г.) – обвинение врачей в шпионской деятельности и покушениях на руководителей страны. Космополитизм – идеология, провозглашающая людей гражданами мира, а не отдельных государств. В СССР – безразличное отношение к Отечеству и преклонение перед Западом. Космополитами объявлялись люди, интересующиеся западной литературой, музыкой, живописью. Культ личности – чрезмерное возвеличивание роли одного человека, приписывание ему определяющего влияния на ход исторического развития; единовластие, характеризуемое максимально завышенной оценкой роли политического лидера в истории, его возвеличиванием и даже обожествлением. Социалистический реализм – художественный метод, который требовал приукрашивания жизни при социализме в литературе и искусстве, отражения в литературе и искусстве реальностей жизни, связанных с советским социалистическим строем, такими, какими они определялись в партийных документах. Ход урока 1. Организационный момент 2. Актуализация опорных знаний Повторение известных учащимся понятий: конверсия, ВПК, коммунизм, командно-административная система, ГУЛАГ, культ личности, социалистический реализм, депортация. 3. Изучение нового материала План изложения материала
Форма организации занятия: урок-лекция с элементами беседы. Проблемное изложение нового материала Задание. Составление плана урока (совместная деятельность преподавателя и учащихся). 1946 – 1950 – четвёртая пятилетка. Задачи: первоочередное восстановление и развитие тяжёлой и оборонной промышленности: металлургия, машиностроение, топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы. Вопрос. После гражданской войны первоочередной задачей в Советской России было восстановление сельского хозяйства. Как вы считаете, почему приоритетной отраслью экономики СССР после Второй мировой войны являлась тяжёлая промышленность? Особенности промышленного развития СССР в послевоенные годы:
Задание. Международная комиссия определила, что на послевоенное восстановление советской экономики потребуется 40 – 50 лет. Какие меры позволили СССР достичь довоенного уровня промышленности уже в 1948 г.? Факторы, позволившие СССР достичь довоенного уровня промышленности в 1948 г.:
Проблемы развития сельского хозяйства в послевоенное время Задание. К 1950 г. сельское хозяйство не вышло на довоенный уровень. Установите факторы, обусловившие трудности в развитии сельского хозяйства:
1948 г. – указ «О выселении в отдалённые районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни». (Крестьянин должен большую часть времени отдавать общественному производству). 1947 – 1948 гг. – указы, которые предусматривали от 5 до 25 лет лагерей за посягательство на государственную или колхозную собственность. 1948 г. – колхозникам рекомендовано продавать государству мелкий скот. ( В итоге за полгода тайком забито более 2 млн голов скота). Политическое развитие СССР 2 направления во внутренней политике СССР в послевоенный период:
1) Меры, предпринятые властью, по повышению общественно- политической активности и росту благосостояния трудящихся:
Результат:
2) Укрепление личной власти Сталина, ужесточение политического режима:
Особенности развития науки и культуры в послевоенные годы:
Особенности внешнеполитического курса СССР:
Задание. Сделайте вывод об основных направлениях внешней политики СССР в послевоенный период. 4. Закрепление 1) Расшифруйте аббревиатуры: СССР, ГУЛАГ, ЦК КПСС, НКВД, МВД, МГБ, СЭВ, ВПК 2) Дайте определение понятий: репрессии, ГУЛАГ, «Ленинградское дело», «дело врачей», космополитизм, культ личности, социалистический реализм 3) Назовите даты:
5. Ориентация на домашнее задание Вопросы домашнего задания 1) Охарактеризуйте развитие промышленности и сельского хозяйства, науки культуры СССР в послевоенный период. 2) Охарактеризуйте два направления внутренней политики СССР в 1945 – 1953 гг. Приведите примеры, свидетельствующие о росте благосостояния советских людей; об ужесточении политического режима. 6. Рефлексия Составьте синквейн на тему «Сталин». Предполагаемый синквейн 1) Сталин. 2) Жестокий, беспощадный; - Злопамятный, коварный. 3) Управляет, восстанавливает, строит; - Репрессирует, расстреливает, преследует. 4) Принял с сохой, оставил с атомом; - СССР – мощная военная сверхдержава. 5) Вождь. (Диктатор. Тиран.) Урок №4-5 Тема: «Первые попытки реформирования политического курса СССР после смерти Сталина» Всемирная история Новейшего времени Урок №____ Дата__________ |
Книга адресована учителям, преподавателям и студентам педагогических... Л 55 Обучение всего класса / Пер с англ. О. Е. Биченковой. — М.: Новая школа, 1995. — 48 с. Isbn 5-7301-0084-1 | Ребования стандартов нового поколения материалы V всероссийского... ... | ||
Владимирской области владимирский институт повышения квалификации работников образования Данное издание будет интересно учителям русского языка и литературы, методистам, студентам педагогических вузов и ссузов, руководителям... | Социокультурная компетенция учителя иностранного языка Материалы... Уральского государственного педагогического университета в ноябре 2009 года. Сборник адресован преподавателям иностранного языка... | ||
Учебник для вузов Книга предназначена студентам, аспирантам и преподавателям вузов. Адресуется также профессиональным политикам и политологам, будет... | Краевое государственное образовательное автономное учреждение начального... Росспорта от 12. 12. 2006 г. № Ск-02-10/3685 «Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской... | ||
Книга также может быть полезна практикующим инженерам, осваивающим... Учебник предназначен для студентов и бакалавров, магистров и аспирантов технических вузов, изучающих информационные технологии в... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Книга адресована специалистам в области истории философии, этики, религиоведения | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального... «Профессиональный лицей №28» (далее – Учреждение) создано приказом Ставропольского краевого управления профессионально-технического... | Леонид лесков, доктор физико-математических наук, профессор мгу, академик раен Президиум Российской академии наук опубликовал экстраординарный документ "Не проходите мимо! Научным работникам России, профессорам... | ||
Методические рекомендации по проведению занятия Автор раскрывает формы, средства и методы знакомства с нотной грамотой на внеурочном занятии музыки в 1 классе. Методическая разработка... | План-конспект внеурочного занятия по проектной деятельности 1 класс, 2 занятие Автор раскрывает формы, средства и методы знакомства с нотной грамотой на внеурочном занятии музыки в 1 классе. Методическая разработка... | ||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Автор обвиняет современных матлогиков в невежестве и безграмотности. Брошюра рассчитана на школьных преподавателей математики и информатики,... | Публичный отчет Государственное бюджетное образовательное учреждение... Тип, вид, статус учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям математических специальностей педагогических колледжей. Оно имеет практическую... | Публичный доклад управления образования администрации Великоустюгского... Она за 2011-2012 учебный год. Информация адресована руководителям, педагогам образовательных учреждений, родительской общественности,... |