МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ РОССИИ (1861 – 1917гг.) Специальность – 030401.65 История
Форма обучения: очно – заочная (вечерняя)
Кафедра общественных дисциплин Рубцовск – 2011
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум /сп
2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г., протокол № 6.
СОДЕРЖАНИЕ
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс курса «История России (1861-1917 гг.)» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте, филиале АГУ.
Курс «История России (1861-1917 гг.)» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием.
Цели и задачи курса
Ориентирами для работы над курсом являются темы лекций, планы семинарских занятий, представленные в рабочей программе. Источники и учебная литература, необходимые для освоения программы, указаны в списке литературы. Студенты могут также использовать и другие, не вошедшие в этот список, учебные пособия по «Истории России» для высшей школы.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
Студент должен:
быть знаком с основными методологическими подходами к изучению истории;
понимать альтернативность, вариативность исторического процесса, уникальность человеческих цивилизаций и культур;
знать и уметь использовать ключевые понятия исторической науки для анализа исторических процессов и событий;
понимать культурно-цивилизационную специфику России, место и роль российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;
иметь научное представление об основных этапах в истории Отечества, их хронологии;
знать основные исторические факты, события, имена основных исторических деятелей;
уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к прошлому.
В процессе семинарских занятий необходимо:
закрепить знания, усвоенные на лекциях и в процессе самостоятельной работы;
организовать самоконтроль по усвоению основных теоретических положений исторической науки, фактов, понятий, терминов, имен исторических деятелей;
выработать умение использовать понятийный аппарат исторической науки при анализе событий, процессов прошлого и настоящего;
развить навыки анализа исторических источников и литературы, участия в дискуссиях, выступлениях с докладами и сообщениями;
В процессе самостоятельной познавательной деятельности студенту необходимо:
освоить разделы рабочей программы, предназначенные для самостоятельного изучения;
по желанию выполнить одно или несколько индивидуальных заданий;
выработать навыки историографического и библиографического анализа путем написания реферативной работы.
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Очно-заочная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максим. учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очно-заочной форме о6учения
| Самост. работа студ.
| Всего
| Лекции
| Семинары
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| ДЕ I. России второй половины XIX в.
| 80
| 20
| 10
| 10
| 60
| ДЕ 1
| 1. Крестьянская реформа 1861 г.
| 10
| 4
| 2
| 2
| 6
| 2. Культура России в первой половине XIX в..
| 6
| -
| -
| -
| 6
| 3. Реформы 1860-1870-х гг.
| 10
| 4
| 2
| 2
| 6
| 4. Социально-экономическое развитие пореформенной России
| 10
| 4
| -
| 4
| 6
| 5. Освободительное движение 60 - начала 80-х гг. XIX в.
| 6
| -
| -
| -
| 6
| 6. Внутренняя политика самодержавия в 80 - начале 90-х гг. XIX в.
| 8
| 2
| 2
| -
| 6
| 7. Общественно-политическое движение 80 - начала 90-х гг. XIX в.
| 10
| 4
| 2
| 2
| 6
| 8. Внешняя политика России второй половины XIX в.
| 8
| 2
| 2
| -
| 6
| 9. Присоединение Средней Азии к России
| 10
| -
| -
| -
| 6
| 10. Культура пореформенной России
| 6
| -
| -
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| тестирование
|
| ДЕ II. Россия начала ХХ в.
| 66
| 26
| 10
| 6
| 46
| ДЕ 2
| 11. Социально-экономическое развитие в начале XX в.
| 10
| 4
| 2
| 2
| 6
| 12. Внешняя политика России в конце XIX - начале XX вв.
| 10
| 4
| 2
| 2
| 6
| 13. Освободительное движение в России на рубеже XIX-XX вв. Революция 1905 - 1907 гг.
| 12
| 4
| 2
| 2
| 8
| 14. Внутренняя политика самодержавия в 1907 - 1914 гг.
| 8
| 2
| 2
| -
| 6
| 15. Россия в Первой мировой воине.
| 4
| -
| -
| -
| 6
| 16. Февральская революция 1917 г.
| 10
| 2
| 2
| -
| 8
| 17. Культура России конца XIX - начала XX вв.
| 6
| -
| -
| -
| 6
| Итоговый контроль
| экзамен
| Итого часов
| 142
| 36
| 20
| 16
| 106
| 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования государственного образовательного стандарта к содержанию курса «история россии (1861 – 1917гг.)» Россия в новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения.
(Мануфактурно - промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновения тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г.) 3.2 Содержание учебной дисциплины
ДЕ I. России второй половины XIX в. Тема 1. Крестьянская реформа 1861 г.
Аудиторная работа.
Основные причины и предпосылки отмены крепостного права. Александр II и его отношение к реформам. Подготовка крестьянской реформы. Создание Секретного комитета. Губернские комитеты. Борьба в них различных дворянских группировок. Проекты, разработанные в черноземных, нечерноземных и степных губерниях. Содержание реформы 1861 г. Крестьянские наделы, повинности, выкупная операция, правовое положение крестьян.
Самостоятельная работа.
Реформа государственных и удельных крестьян. Итоги реформы и ее значение. Тема 2. Культура России в первой половине XIX в.
Аудиторная работа.
Особенности развития русской культуры первой половины XIX в., причины ее расцвета. Развитие науки и техники. Географические открытия. Особенности литературы. Стилевые направления в русской литературе (классицизм, романтизм, критический реализм) и их представители. Развитие журналистики и книгоиздательства.
Самостоятельная работа.
Искусство. Театр и музыкальная культура. Изобразительное искусство: живопись, скульптура, архитектура. Тема 3. Реформы 1860-1870-х гг.
Аудиторная работа.
Предпосылки проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Сторонники и противники проведения реформ в правительстве и придворных кругах. Реформаторы (братья Милютины, великий князь Константин и др.). Реформы в сфере управления: земская и городская. Судебная реформа 1864 г.
Самостоятельная работа.
Финансовые реформы (гласность бюджета, создание Государственного и частных банков, акцизная система). Военные реформы (военно-окружная реформа, устав 1874 г.). Реформы в области народного образования. Тема 4. Социально-экономическое развитие пореформенной России
Аудиторная работа.
Сельское хозяйство. Землевладение и землепользование. Аренда земли. Помещичье и крестьянское хозяйство. Три типа помещичьих хозяйств. Расслоение крестьянства. Крестьянская община. Развитие производительных сил в сельском хозяйстве. Создание сети железных дорог и специализация районов. Главные районы зернового хозяйства, животноводства, выращивания технических культур. Рост применения вольнонаемного труда и сельскохозяйственной техники. Американский и прусский варианты развития капитализма в сельском хозяйстве России.
Промышленность. Условия развития промышленности в пореформенной России. Влияние железнодорожного строительства на развитие и размещение промышленности. Основные промышленные районы (Центрально-Промышленный, Северо-Западный, Южный, Уральский, Польский). Отраслевая структура. Текстильная, металлургическая и горнодобывающая, машиностроительная, пищевая отрасли. Дискуссия об особенностях и датировке промышленного переворота в России.
Самостоятельная работа.
Формирование классов буржуазии и пролетариата. Основные источники формирования пролетариата, увеличение прослойки постоянных и кадровых рабочих. Пролетарские центры, концентрация рабочих. Облик. Экономическое и правовое положение.
Основные источники формирования буржуазии. Предпринимательская деятельность. Формы организации капитала. Иностранный капитал в экономике России. Представительные организации буржуазии. Благотворительность. Облик. Тема 5. Освободительное движение 60 - начала 80-х гг. XIX в.
Аудиторная работа.
Освободительное движение 60-х гг. XIX в. Русское общество и реформа 1861 г. Крестьянское движение. Отношение дворянства к реформам, консерваторы и либерально-оппозиционная часть дворянства. Правительственный конституционализм. Польское восстание 1863-1864 гг. Движущие силы и характер восстания. Подавление восстания, репрессии. Аграрная реформа 1864 г. в Польше. Революционные организации 60-х гг. XIX в. «Земля и воля» 60-х гг. XIX в.
Самостоятельная работа.
Революционное народничество 70-начала80-хгг.XIXв. Основные черты и течения в народничестве 70-х гг. (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев). Первое хождение в народ. «Земля и воля» 70-х гг. «Черный передел» и «Народная воля». «Красный террор» в конце 70-х-начале 80-х гг. XIX в. Первые рабочие организации - «Южно-российский союз рабочих» и «Северный союз русских рабочих».
|