Скачать 199.1 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ«УТВЕРЖДАЮ» Начальник Департамента содержания высшего профессионального образования ________________________ «___»___________2004 года Примерная программа дисциплины«Методика преподавания историко-бытового танца» федерального компонента цикла специальных дисциплин Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по специальности 070304 «ПЕДАГОГИКА БАЛЕТА», квалификация «Педагог-балетмейстер» Рекомендовано: Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства Сопредседатель УМО Л.Н.Надиров Санкт-Петербург 2004 Примерная программа дисциплины федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения в области культуры и искусства по специальности 070304 «Педагогика балета», квалификация «педагог-балетмейстер». ©Министерство образования и науки Российской Федерации © Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Изучение методики преподавания исторического танца призвано вооружить будущего специалиста-педагога знаниями и навыками науки о происхождении, формировании и эволюции историко-бытового танца, имеющей большое профессиональное значение, поскольку вводит в круг знаний, раскрывающих на конкретных примерах истоки хореографического искусства, без чего невозможно формирование полноценного представления о его возникновении.
Будущему педагогу было бы необходимо, во-первых, твердо усвоить основные этапы развития историко-бытового танца, во-вторых, изучить базовые образцы хореографического наследия историко-бытового танца, и, в-третьих, овладеть специфическими педагогическими и методическими приемами, обеспечивающими возможность полноценной передачи собственных практических и теоретических знаний ученику.
Курс методики историко-бытового танца имеет важное значение в профессиональной подготовке педагога балета, способствуя расширению его представлений о генезисе хореографических стилей и пониманию базовых форм истоков конкретных движений классического танца.
Дипломированный специалист должен в области методики преподавания историко-бытового танца: ЗНАТЬ характерные признаки, приемы исполнения элементов, историческую эволюцию, стилевую специфику, место в репертуаре балетного театра, основные источники изучения, методические принципы изучения в младших и старших классах, характерные ошибки, методическое наследие историко-бытового, современного и бального танцев; УМЕТЬ
II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс историко-бытового танца состоит из пяти разделов. Раздел 1. Дисциплина «Историко-бытовой танец». Основные источники изучения историко-бытовых танцев. Раздел 2. Программа методики преподавания историко-бытового танца первого-четвертого годов обучения. Раздел 3. Историко-бытовой танец в репертуаре балетного театра. Раздел 4. Современный бытовой и бальный танец. Раздел 5. Методическое наследие историко-бытового танца.
Раздел 1. Дисциплина «Историко-бытовой танец». Основные источники изучения историко-бытовых танцев. Тема 1. Введение в дисциплину «историко-бытовой танец». Понятия «исторический», «бытовой», «бальный», «историко-бытовой» танец. Цели и задачи дисциплины. Тема 2. Исторический бальный танец. Народные празднества – источник бытовой танцевальной культуры. Эволюция бытовой танцевальной культуры от Средневековья до наших дней. Основные источники изучения историко-бытовых танцев. Социальная природа бального и историко-бытового танца. Образ в бальном и историко-бытовом танце. Тема 3. Учителя танца Средних веков и эпохи Возрождения – первые теоретики. Учебники по танцу эпохи Возрождения. Трактаты Доменико да Пьяченца, Гульельмо Эбрео, Антонио Корнацано, Фабрицио Карозо, Чезаре Негри. Стиль эпохи, особенности костюма, его влияние на характер движения. Основные этапы формирования дисциплины в системе профессионального образования артистов балета. Первая программа по историко-бытовому танцу. Педагогическая деятельность педагогов Санкт-Петербургского училища Н. П. Ивановского и Н. А. Иосафова. Раздел 2. Программа методики преподавания историко-бытового танца первого-четвертого годов обучения. Практика оперно-балетного театра требует от артиста знакомства со стилем бытовых танцев разных эпох и народов. Во многих спектаклях историко-бытовой танец является средством образной характеристики эпохи, поэтому овладение им приобретает большое значение в общей хореографической подготовке будущих артистов. Историко-бытовой танец как самостоятельная специальная дисциплина вошел в курс профессионального хореографического образования только сто с небольшим лет назад. Первая его программа была подготовлена педагогами Петербургского хореографического училища Н. П. Ивановским и Н. А. Иосафовым. Затем она неоднократно перерабатывалась, и сегодня учитывает все изменения и дополнения. Программа преподавания историко-бытового танца в хореографических училищах рассчитана на четыре года обучения. С первого класса преподаватель стремится развить у учеников артистичность исполнения. Для этого ставятся определенные задачи и используются всевозможные средства:
Все перечисленное способствует формированию художественного исполнения всех элементов и танцев с необходимой координацией, артистичностью и музыкальностью. Тема 1. «Методика преподавания историко-бытового танца первого года обучения. Учебный материал первого года». Основной целью в этот период является ознакомление учащихся с элементами движений и постепенным объединением их в простые комбинации и танцевальные этюды. Для достижения этого перед педагогом ставятся следующие задачи:
Учебный материал первого года:
а) на месте; б) с небольшим продвижением вперед и назад; в) с поворотом на 90° и 180°.
а) pas полонеза; б) парами по кругу; в) элементарные рисунки танцевальных этюдов по заданиям педагога.
а) pas польки на месте вперед и назад; б) pas польки на месте и с поворотом на 90° и 180° (в правую и левую стороны); в) pas польки с продвижением вперед и назад; г) боковое pas польки; д) боковое pas польки с вращением по кругу соло; е) простейшие комбинации польки.
а) pas вальса вперед и назад по линиям; б) pas вальса вперед и назад в комбинации с pas balance; в) pas вальса вперед с применением port de bras; г) pas вальса с вращением по кругу соло; д) вальс с продвижением вперед и назад –– вальсовая дорожка; е) pas de basque; ж) простейшие комбинации вальса по заданию педагога.
а) русский переменный ход по кругу вперед и назад; б) боковой русский ход (припадание); в) русский pas de basque. Тема 2. «Методика преподавания историко-бытового танца второго года обучения. Учебный материал второго года». Основные задачи второго года:
Для этого педагогу необходимо: а) продолжить работу над развитием мягкости и эластичности; б) изучить вращения в левую сторону; в) включить освоение нового характера –– мазурки; г) начать постижение кадрили. Учебный материал второго года:
а) по линиям и по кругу соло; б) по кругу в паре в сочетании с pas balance; в) pas вальса на месте; г) контрольные усложненные вальсовые рисунки.
а) боковое pas польки с вращением в паре по кругу; б) усложненная композиция польки с использованием pas glisse, галопа, шагов, поклонов, различных port de bras.
а) основной женский ход –– pas couru; б) основной мужской ход –– pas gala; в) простое заключение (ключ); г) pas balance в характере мазурки; д) простейшие комбинации в стиле мазурки.
Тема 3. «Методика преподавания историко-бытового танца третьего года обучения. Учебный материал третьего года». Задачи данного периода:
Учебный материал третьего года:
а) поклоны; б) легкие шаги с остановкой в различных позах; в) pas de zephir; г) pas de bourree (название условное) с продвижением вперед; д) различные положения рук соло и в паре.
а) pas boiteux (хромое па) вперед и назад; б) pas coupe (режущий шаг); в) «голубец (coup de talon) с продвижением в сторону; г) открытый и закрытый повороты; д) pas de bourree –– balance; е) dos a dos с перекрещенными руками на уровне груди (движением вальса); ж) pas chasse. Усложненные комбинации мазурки по заданию педагога.
Тема 4. «Методика преподавания историко-бытового танца четвертого года обучения. Учебный материал четвертого года». Задачи данного периода:
Из каждого раздела (века) необходимо изучить два-три танца различного характера. Педагог имеет право на создание собственных композиций в рамках программы. Нужно использовать все возможные сценические формы исторических танцев. Учебный материал четвертого года: XVI век
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
Раздел 3. Историко-бытовой танец в репертуаре балетного театра. Тема 1. Историко-бытовой танец в балетах классического наследия. Сюита историко-бытовых танцев из балета «Спящая красавица» (постановка Ф.В.Лопухова). Романеска из балета «Раймонда» (постановка М.Петипа). «Танец с подушечками» (постановка Л. Лавровского). Полонез из балета «Бахчисарайский фонтан» (постановка Р. Захарова). Танцы на балу из балета «Пламя Парижа». Танцы из балета «Тарас Бульба». Танцы из балета «Медный всадник». Гросфатер из балета «Щелкунчик». Тема 2. Историко-бытовой танец в оперных постановках классических хореографов. Полонез, экосез, вальс, мазурка из оперы «Евгений Онегин». Пастораль из оперы «Пиковая дама». Мазурка, краковяк из оперы «Иван Сусанин». Менуэт из оперы «Дон-Жуан». Хореографическая сюита из оперы «Мазепа». Раздел 4. Современный бытовой и бальный танец. Тема 1. Современный бальный танец. Формы обучения бальному танцу. Методы и приемы обучения. Тренировочные упражнения. Танцы народов – русские, украинские, бурятские, казахские, грузинские, литовские, молдавские, армянские, болгарские, венгерские, польские, румынские, словацкие и др. Латиноамериканские танцы (квадратная румба, ча-ча-ча, кубинская румба, самба, пасодобль). Фокстроты. Танго. Шейк, Скейт. Твист. Рок-н-ролл. Буги-вуги. Блюз. Чарльстон. Квикстеп. Тема 2. Современный бытовой танец. Особенности современного бытового танца: танец, как отражение идейной парадигмы общества. Танец эпохи модернизма и постмодернизма. Бытовой и бальный танец ХХ века: их взаимовлияние, взаимодействие, взаимопроникновение. Раздел 5. Методическое наследие историко-бытового танца. Педагоги историко-бытового танца московской и петербургской балетных школ. Важнейшие методические труды по историко-бытовому танцу. Трактаты учителей танца эпохи Возрождения и др. Руководства к изучению бального танца. Исследования исторического народного танца. 3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Элементы историко-бытового танца в трудах учителей танца эпохи Возрождения. 2. Сочинения Туано Арбо. 3. Изучение и методический анализ книги Н.П. Ивановского «Бальный танец XVI-XIX веков». 4. Элементы историко-бытового танца в классическом танце. 5. Изучение и анализ книги М.С.Друскина «Очерки по истории танцевальной музыки» и анализ музыкальной основы исторических танцев. 6. Изучение и методический анализ книги М.В.Васильевой-Рождественской «Историко-бытовой танцев». 7. Изучение иконографических материалов по историко-бытовому танцу. 8. Изучение и анализ иностранной литературы по историко-бытовому танцу. 9. Ознакомление с разнообразными руководствами к изучению бальных танцев, изданными в России в XIX веке. Выявление методических основ. 10. Выявление исторических персон, внесших вклад в развитие и формирование школы историко-бытового танца в России. 4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ
5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.
III.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
IV.ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Экзамен.IV.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА1. Рекомендуемая литература (основная)1. Историко-бытовой танец. Программа для хореографических училищ. СПб., АРБ им.А.Я.Вагановой, 1995. 2. Бальные танцы / –– Мин. Культуры РСФСР. Центр. Дом народного творчества им. Н. К. Крупской. –– М., 1960.
2.Рекомендуемая литература (дополнительная)
Автор-составитель: Янанис Н.С. – заслуженная артистка России, профессор кафедры характерного, историко-бытового танца и актерского мастерства Академии Русского балета им.А.Я.Вагановой Рецензент: |
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» Подготовка преподавателей историко-бытового танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также... | Цель: Приобщение воспитанников к культурным ценностям средствами историко-бытового танца. Задачи ... | ||
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания... Диссертация выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная... | Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа» Европейская программа» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным... | ||
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» ... | Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» Изучение теории и методики преподавания народно-сценического танца, использование знаний в исполнении и создании композиций современной... | ||
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического танца» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего... | Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических... ... | ||
Примерная программа дисциплины «Современный танец» Освоение техник современного танца, импровизации и композиции, техник Release и Body awareness, а также теории и методики изучения... | Программа государственного квалификационного экзамена по методике... «Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология... | ||
Реферат на тему эссе на тему d. Дисциплина «Методика преподавания классического танца» Дисциплины: «Теория управления», «Исследование систем управления», «Теория организации», «Методология науки, системный подход и системный... | Образовательная программа хореографической народной студии «Веснушки» М.,1985. – 53с., ил.; Основы характерного танца А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров; Методика классического танца. В. Э. Мориц,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методика данной программы опирается на богатый опыт и систему преподавания классического танца разработанную | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания... Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной... | ||
Методика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества» | Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... Дисциплина Методика преподавания хантыйского языка, литературы название дисциплины |