Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка





Скачать 109.94 Kb.
НазваниеРабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка
Дата публикации11.12.2014
Размер109.94 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы

Пояснительная записка
Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С.Лихачев назвал «объединяющим началом всех наук».

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе

- придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь, в науку о природе и обществе.

Краеведение – важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии т экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей; помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.

Цели краеведческого образования

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодейство- вал с ним;

- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

- интересовался жизнью края;

- умел самостоятельно находить нужную информацию;

- участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.

Принцип вариативности предполагает право учителя вносить изменения в программу при определении часов, учитывать сложившиеся традиции своего района. не разрушая общей логики программы.

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает процесс знакомства с краеведческим материалом как глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать личностный потенциал ученика.

Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения. Кроме того в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.

Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной,преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной).

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей Родины. Пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края.

Задачи: Формирование знаний:

- об этапах развития наследия на примере конкретных объектов;

- о жизнедеятельности жителей края на конкретных примерах;

- об уникальности наследия края и его связи с отечественным и мировым наследием;

- о значимости объектов культурного наследия края для его жителей, для России.

Воспитание духовности и высокой нравственности на гуманистических идеалах:

- воспитание патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свой народ, свою культуру, свой язык;

- формирование активной гражданской позиции.

Развитие интеллектуальной, эмоциональной сферы учащихся:

- создание условий для реализации интересов подростков, направленных на развитие и саморазвитие;

- приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности.

Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся:

- ознакомление учащихся с историей Воронежского края и Богучарского края;

- обучение самостоятельным исследованиям, научно- исследовательской деятельности;

- применение на практике учащимися знаний и умений полученных на занятиях.

Культурно – просветительская деятельность:

- проведение экскурсий, лекций, выставок на базе школы и музея;

- участие в краеведческих олимпиадах и конференциях;

- помощь школьному музею.

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, формирует систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

В издании «Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 годы» подчеркивается, что повышение эффективности воспитательной работы в образовательных учреждениях во многом связано с созданием и организацией ее системы. Как объединяющее начало всех наук краеведение интегрирует в себе познание, труд и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию – системообразования. Обращаясь к истории своего края, своего народа, дети начинают осознавать величие своей Родины, в них растет потребность стать творцом, гражданином Отчизны. Поисково-исследовательская деятельность заставляет учащихся глубже познать истоки культуры, истории, духовности, патриотизма российского народа.

В результате изучения истории края ученик должен:

Знать (понимать):

- основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края; изученные виды исторических источников.

Уметь:

- соотносить даты событий истории края с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы. Решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

- показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;

- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и источника, знать факты, даты, термины, использовать знания при написании творческих работ. Рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты, объяснять смысл изученных понятий и терминов, выявлять общие черты и различия, определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Литература:

Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа.- Воронеж, 1994г.

Амелькин А.О.История создания русского флота. – Воронеж,1997г.

Воронеж – колыбель Российского военно-морского флота. – Воронеж. 1996г.

Воронеж в документах и материалах. – Воронеж,1987г.

Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города. – Воронеж. 1985г.

Воронежская историко-культурная энциклопедия. – Воронеж, 2007.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж. 1982 г.

Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края. Воронеж, 1973г.

Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле.

Исторический очерк.- Воронеж. 1996 г.

Историческая роль и место города Воронежа в разгроме фашистских войск в годы Великой Отечественной войны. – Воронеж. 2003г.

Инютин В.В. Долгий путь слова. – Воронеж, 2007г.

Историко-культурное наследие Воронежа. – Воронеж,2000г.

Край наш Воронежский. К 50-летию образования области. – Воронеж. 1985г.

Кретова О.К. Русский город Воронеж. – Воронеж. 1986г.

Люби и знай родной край: учебно-методическое пособие.- Воронеж. 2007г.

Кольцов А.В. Сочинения. – М., 1966г.

Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979г.

Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках литературы. – Воронеж. 1998г.

Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. – Воронеж, 2000г.

Навечно в памяти народной6 их именами названы воронежские улицы. – Воронеж, 1980г.

Панова В.И. История Воронежского края:учебно-методическое пособие. –Воронеж. 2004г.

Пыльнев Ю.В. Культура Воронежской области: хроника событий 1917-1991. –Воронеж.

Русская провинциальная усадьба. – Воронеж, 2003г.

Русская провинция: Записки краеведов. Вып. 1-2. – Воронеж 1992-1995г.

Топонимические предания Воронежской области. Составил Е.А.Орлова.- Воронеж. 2004.

Филоненко С.И. Крах фашистского порядка на Верхнем Дону. – Воронеж. 2003 г.

О С Н О В Н О Е С О Д Е Р Ж А Н И Е ТЕМ

8-й класс.
Тема 1. История Воронежского края в истории России. ( 2 час)

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники – хранилища исторической памяти. Ученые краеведы Воронежской области.
Тема 2. Воронежский край в древности. (2 час)

Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костенки – «жемчужина палеолита». Особенности степной зоны в Воронежской области. Памятники древностей истории в крае.
Тема 3. Воронежский край в составе Древнерусского государства. (3 час)

Расселение славян. Воронежский край – окраина Киевской Руси. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177). Монгольское нашествие.

Запустение края в 14-15 веках. «Белые пятна» в истории Воронежской земли.
Тема 4. Воронежский край в период укрепления Российского государства. (3 час)

Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Борьба России с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году. Царский указ об основании города Воронежа. Строители и первые жители Воронежской крепости.
Тема 5. Развитие Воронежского края в 17 веке. (3 часа)

Образование Воронежского уезда. Строительство Белгородской черты(1635-1658) Города-крепости на «черте», заселение земель « за чертой». «Богучарский ухожей».
Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре Первом. ( 6 часов)

Азовский поход Петра в 1695 году. Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Второй поход на Азов в 1696 году. Легенда о происхождении названия города Богучар. Суровые указы Петра об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Богучар). Роль русской православной церкви в создании флота. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Возникновение и развитие местной промышленности. Русские и иностранные мастера кораблестроители.»Работные люди».Первые учебные заведения. Воронежские заботы Петра перед Полтавской битвой.

Посещение Петром Острогожска, Коротояка. Павловска. Дивногорского монастыря и других. Памятные места и памятники петровской эпохи в крае, их состояние.
Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в 18 веке. (6 часов)

Образование Воронежской губернии (1725) Окончательное заселение края.

С 1716 года Богучар становится слободой. В 1723 году геодезисты впервые наносят Богучар на карту. 1779 год создан Богучарский уезд. 1781 год утвержден герб города.

Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета. Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий. Развитие торговли. Воронеж- центр губернии. Повседневная жизнь жителей края.

Развитие культуры и образования.

Тема 8. Социально-экономическая и общественно-политическая история Воронежского края в первой половине 19 века. (4 час.)

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 года Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки. Газета «Воронежские губерские ведомости» (1838)

Богучарский уезд в первой половине 19 века. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в крае. Улицы города. Застройка города Богучара по «регулярному плану» в 80-е годы 19 века. Памятники архитектуры нашего города. Учебные заведения города Богучара в 19 веке. Знаменитые люди нашего города.
Тема 9. Развитие культуры и образования в Воронежской губернии в первой половине 19 века. ( 5 часов)

Вклад воронежцев в культуры России.

Застройка Воронежа и других городов губернии. Развитие образования в губернии и учебные заведения. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.

Пребывание известных деятелей культуры России на воронежской земле.

Приезд А.С.Грибоедова в Воронеж. Улица Грибоедова в Воронеже. Памятные места в Воронеже, связанные с пребыванием Лермонтова.

Памятные места Воронежа и области.связанные с Кольцовым. Памятники А.В.Кольцову

Ф.Н.Глинка – гость Кольцова. Улица Кольцовская. Улица Белинского.

Воронеж в рисунках В.А.Жуковского.

Литературный музей в селе Новоживотинное Рамонского района (имение Веневитиновых).


9-й класс.
Тема 1. Воронежская губерния во второй половине 19 века.

Реформа 1861 года в губернии. Особенности ее проведения и последствия..Развитие капитализма и изменение структуры населения. Народническое движение в крае.»Наши».»Земля и воля». «Черный передел». Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций. Деятели культуры – уроженцы Воронежского края.
Тема 2. События начала 20 века в истории Воронежского края.

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих. Крестьян.

Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905-1907 годов в Воронеже и Воронежской губернии. Февральская стачка. Восстание солдат дисциплинарного батальона..Декабрьская политическая стачка. Крестьянские выступления зимой-весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае.

Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии.
Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 года.

События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии. Провозглашение Советской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь Декретов советской власти. Начало вооруженной борьбы на Дону. Гражданская война в губернии 1918-1919гг.Окончание Гражданской войны в крае в 1922 году. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях войны.
Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930-е годы.

Восстановление и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области в 1928 году. Ее преобразование в 1934 году в Воронежскую область. Индустриализация в крае. Трудовой энтузиазм. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, церковнослужителей.

Культурная жизнь в Воронежской губернии.

Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.

Начало мобилизации в армию. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части заводов. Начало налетов фашистской авиации на город.

Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 год) Образование Воронежского фронта (генерал Н.Ф.Ватутин). З 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение. Злодеяния гитлеровцев на Воронежской земле. Наступательная операция «Малый Сатурн» и ее значение. Боевые и трудовые подвиги наших земляков. Героизм, который запечатлен в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц. Героизм восстановления народного хозяйства после войны. Подростки-минеры

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945-1950)

Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950-1990-е годы.

Рост промышленного производства, строительство новых предприятий: Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов. Завод радиодеталей, Нововоронежская атомная электростанция, реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области ,ее концентрация и специализация. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство.

Достижения наших земляков в области культуры.
Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области.

Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе. Перспективы развития области. Система управления областью, местное самоуправление: их функции. Взаимодействие и эффективность.

Развитие образование и культуры в Воронежской области.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconРабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка
В основной школе «Краеведение» изучается с 5-го по 9-ой класс данной ступени обучения. Программа по краеведению направлена на реализацию...
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а
Примерная программа по краеведению для 9 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),...
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а
Примерная программа по краеведению для 6 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),...
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: а
Примерная программа по краеведению для 5 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.),...
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка предлагаемая рабочая программа по литературному...
Предлагаемая рабочая программа по литературному краеведению адресована 5-м классам основной школы гимназии №9
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по математике для 5-9 классов составлена на основе
Бурмистрова. Издательство «Просвещение», 2009г. «Математика 5-6 классы» автора –составителя В. И. Жохова. «Программа. Планирование...
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка Источник программы образовательных учреждений...
Рабочая учебная программа по искусству для 8-го класса разработана на основе учебной программы «Искусство 8-9 классы», авторов: Г....
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 5-9 классы (базовый уровень) I. Пояснительная записка
Охватывают внутреннюю структуру
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconРабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно — методических материалов по краеведению
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка Классы: 11
Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей редакцией А. Т. Смирнова, М., Просвещение, 2011
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка Классы: 10
Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей редакцией А. Т. Смирнова, М., Просвещение, 2011
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconПояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconРабочая программа по физической культуре 5 9 классы пояснительная записка
Физическая культура — обязательный учебный курс в обще­образовательных учреждениях
Рабочая программа по краеведению 8-9 классы Пояснительная записка iconРабочая программа Горбатенко Ольги Петровны по историческому краеведению, 7 класс «Согласовано»
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск