Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 152.19 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации24.12.2014
Размер152.19 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»



Факультет истории


Программа дисциплины
История Византии

для направления / специальности 030600.62 «история» подготовки бакалавра

Автор: к.и.н., доц. Андрей Юрьевич Виноградов (auvinogradov@hse.ru)


Одобрена на заседании кафедры социальной истории 14 апреля 2013 г.

Зав. кафедрой П. Ю. Уваров
Рекомендована секцией УМС

Председатель
Утверждена УС факультета истории

Ученый секретарь О. С. Воскобойников

Москва, 2013
1. Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600.62 «история» подготовки бакалавра, изучающих общую и историческую географию. Она разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.62 «история».
2. Целью освоения дисциплины «История Византии» являются: знакомство с историей Византии и ее основными проблемами, с византийской цивилизацией и культурой, с византинистикой и ее методами, их использование в изучении всемирной истории и в других областях общегуманитарного профиля.
3. В результате освоения истории искусства студент должен:

  • Знать основные этапы, даты и проблемы истории Византии;

  • Уметь характеризовать различные этапы и явления византийской истории и цивилизации в рамках истории человечества;

  • Иметь общие знания по справочной и специальной литературе на русском и иностранных языках, владеть базами данных по специальности;

Иметь навыки (приобрести опыт) определения жанров византийской литературы и датировки памятников византийской культуры, применения методологии византинистики в исторических исследованиях.

Студент осваивает следующие компетенции:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК-4);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ИК-6);

- способность работать с информацией из различных типов и видов источников (ИК-7);

- способность осваивать специальную литературу на нескольких языках (ИК-8)

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-9)

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ИК-12);

- способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого (СЛК-1);

- готовность и способность общаться с представителями других культур (СЛК-2);

- готовность к восприятию информации, заложенной в языках других культур (СЛК-3);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-6);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (СЛК-7);

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (СЛК-8)

- способность понимать, критически анализировать и использовать историческую информацию (ПК-6);

– способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-10);

– способность к разработке и научно-информационному обеспечению историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-18)
4. История Византии относится к гуманитарному циклу как одна из общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение базируется на следующих дисциплинах: иностранный язык, антиковедение, история Европы V–XVII вв., введение в историю человечества, специальные исторические дисциплины, история искусства и литературы, общая и историческая география. Основные положения и навыки, полученные в результате освоения истории Византии, должны быть использованы в дальнейшем при изучении Истории правовых и политических учений, философии истории, Европы V–XVII вв., представлений о мире в Древней Руси и т.д.

5. Тематический план









п/п



ТЕМЫ



Всего часов

Аудиторные часы


ЛЕКЦИИ

СЕМИНАРЫ

САМ-АЯ РАБОТА

1

Общие проблемы.

4

4




8

2

История Византии IV–V вв.

6

4




8

3

История Византии VI–VII вв.

6

4

2

8

4

«Темные века».

6

4

2

8

5.

Сер. IX – сер. XI в.

6

4

2

8

6.

Сер. XI – нач. XIIΙ в.

6

4

2

8

7.

XIII–XV вв.

6

4

2

8

8.

Византийская культура.

6

6




8


6. Формы контроля

Тип контроля

Форма контроля

Модуль, неделя

Параметры

Текущий

Контрольная работа

4 модуль, 3–8 недели

Реферат научной работы из списка литературы к курсу (в т.ч. на иностранном языке)

Итоговый

Экзамен

4 модуль, в конце

Устный ответ


6.1 Оценки выставляются в зависимости от качества усвоения материала. Уже в письменном реферате студент должен показать понимание проблем византийской истории, владение ее терминологией, умение правильно понять и изложить суть изучаемой проблемы и исследования по ней, правильно отразить все это на письме и в подборе иллюстраций и карт. Эти требования соотносятся с компетенциями ОНК-4, ИК-6, ИК-7, ИК-12, СЛК-1.
Экзамен представляет собой устную беседу между преподавателем и студентом по вопросам (см. список). Экзаменационная оценка по десятибалльной шкале учитывает также активность работы в семинаре и оценку за реферат.
7.

Лекция 1

История Византии, периодизация, проблема начала и конца Византии, ее географических границ. Поздняя античность и ранняя Византия, Byzance après Byzance, «Византийское содружество наций».

Лит.: Venning T., Harris J. A Chronology of the Byzantine Empire. N. Y., 2006; Gibbon E. The Decline and Fall of the Roman Empire. 2005; Jorga N. Byzance après Byzance. Bucarest, 1935.
Лекция 2.

Специфика византийской цивилизации: роль императора, Церкви, Константинополя. Византия как христианская империя. Византия между Востоком и Западом. Византийское наследие и его рецепция. История византинистики.

Лит.: Hunger H. Reich der neuen Mitte. Der christliche Geist der byzantinischen Kultur. Wien, 1965; Harris J. Constantinople: Capital of Byzantium. London, 2007; Freely J., Cakmak A. The Byzantine Monuments of Istanbul. Cambridge, 2004; Архивы русских византинистов. СПб., 1995.
Лекция 3

История ранней Византии IV–V вв. Феномен Константина. Христианство как religio licita. Константиновские реформы. Наследники Константина. Церковь, православие, ересь в IV–V вв. Вселенские Соборы. Юлиан Отступник и реставрация «отеческих нравов». Великое переселение народов и кризис империи во 2 пол. IV в.

Лит.: Буркхард Я. Век Константина Великого. М., 2003; Бейкер Д. Константин Великий. Первый христианский император. М., 2004; Бриллиантов А. И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года. Пг., 1916; Каждан А. П. От Христа к Константину. М., 1965; Alföldi A. The Conversion of Constantine and Pagan Rome. Oxford, 1948; Barnes T. D. The New Empire of Diocletian and Constantine. Cambridge, MA, 1982; Cameron A., Hall S. Life of Constantine. Oxford, 1999; Browning R. The Emperor Julian. London, 1975; Lenski N. E. Failure of Empire: Valens and the Roman State in the Fourth Century AD. London, 2003.
Лекция 4

Феодосий Великий — объединитель и разъединитель империи. Судьба Западной Римской империи. «Германский кризис». Династия Феодосия и сложение византийской цивилизации. Кризис престолонаследия и церковная легитимация власти.

Лит.: Brown P. The Rise of Western Christendom. 2003; Williams S., Friell G. Theodosius: The Empire at Bay. Yale, 1994; Theodosios I., römischer Kaiser (379-395) // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. 11. Sp. 989–994; Cameron A., Long J., Cameron A. Barbarians and politics at the Court of Arcadius. Berkeley, 1993; Demougeot E. De l’unité à la division de l’empire romain, 395—410: Essai sur la government impérial. Paris, 1951; Güldenpennig A. Geschichte des Oströmischen Reiches unter den Kaisern Arcadius und Theodosius II, Halle, 1885; Liebeschuetz J. H. W. G. Barbarians and Bishops: Army, Church and State in the Age of Arcadius and Chrysostom. Oxford, 1990.
Домашнее задание.

Чтение фрагментов из «Жизни Константина» Евсевия Кесарийского. Реферат работы по теме курса (3–4 чел.).

Лит.: Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. / Пер. СПбДА под ред. А. А. Калинина. М., 1998.
Семинар 1

Обсуждение фрагментов из «Жизни Константина» Евсевия Кесарийского: проблема византийской историографии и образ идеального императора.
Лекция 5

История ранней Византии VI–VII Юстиниан и renovation imperii. Юстиниан как политик, стратег, законодатель, строитель и богослов. Концепция «симфонии» и проблема цезаропапизма. Преемники Юстиниана и кризис кон. VI в.

Лит.: Диль Ш. Юстиниан и Византийская цивилизация в VI веке. СПб.,, 1908; Vasiliev A. A. Justin the First. An introduction to the Epoch of Justinian the Great. Harvard, 1950; Evans J. A. The Emperor Justinian and the Byzantine Empire. Westport, CT, 2005; Meier M. Justinian. Herrschaft, Reich, und Religion. Munich, 2004; Moorhead J. Justinian. London, 1994; Rubin B. Das Zeitalter Iustinians. Berlin, 1960; Sarris P. Economy and society in the age of Justinian. Cambridge, 2006; Bell P. N. Three Political Voices from the Age of Justinian. Liverpool, 2009; Shlosser F. E. The Reign of the Emperor Maurikios (582–602). A reassessment. Athens, 1994.
Лекция 6

Эра Ираклия: «христианская империя» и конец Римской империи. Победа над Персией и поражение от арабов. Кризис позднеантичной экономики. Конец христологических споров и распад христианской ойкумены.

Лит.: The reign of Heraclius (610-641): crisis and confrontation. Leuwen, 2002; Byzantium viewed by the Arabs / Ed. El-Cheikh N. M. Harvard, 2004; Heraclius: emperor of Byzantium / Ed. W. E. Kaegi. Cambridge, 2003; Haldon J. Byzantium in the Seventh Century: the Transformation of a Culture. Cambridge, 1997.
Домашнее задание

Чтение фрагментов из ранневизантийской агиографии. Реферат работы по теме курса (3–4 чел.).

Лит.: Византийские легенды / Пер. и комм. С. В. Поляковой. Л., 1972.
Семинар 2

Обсуждение прочитанных фрагментов из ранневизантийской агиографии: анализ жанровой специфики христианской литературы и проблемы агиографии как исторического источника.
Лекция 7

«Темные века» или переходный период? Кризис империи на Востоке и на Западе. Конец династии Ираклия и кризис нач. VIII в. Исаврийская династия и византийская «реконкиста». Административная реформа: фемы и епархии. Феномен иконоборчества: проблема иконопочитания, восточное влияния, император как глава Церкви. Восстановление иконопочитания и конец Исаврийской династии.

Лит.: Charanis P. Ethnic Changes in the Byzantine Empire in the Seventh Century // Dumbarton Oaks Papers 13. Р. 23–44; Grabar A. L'Iconoclasme Byzantin: le Dossier Archéologique. Paris, 1984; Баранов В. А. Иконоборчество // Православная энциклопедия. Том XXII. М., 2009; Brown P. A Dark-Age Crisis: Aspects of the Iconoclastic Controversy // English Historical Review 88/346 (1973). P. 1–33; Ivanovic F. Symbol and Icon: Dionysius the Areopagite and the Iconoclastic Crisis. L., 2010; Kitzinger E. The Cult of Images in the Age of Iconoclasm // Dumbarton Oaks Papers 8 (1954). P. 83–150.
Лекция 8

Византия, Болгария и славяне. Монашеская оппозиция. «Второе иконоборчество». Аморийская династия. Феофил — герой или антигерой? Византийская пропаганда и контрпропаганда. Победа иконопочитателей и конец Аморийской династии.

Лит.: Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь. М., 2000; Афиногенов Д. Е. Константинопольский Патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). Москва, 1997; Он же. Повесть о прощении императора Феофила и торжество православия. М., 2004; Bury J. B. History of the Eastern Empire from the Fall of Irene to the Accession of Basil: A.D. 802-867. L., 2008; Fine J. The Early Medieval Balkans: A Critical Survey from the Sixth to the Late Twelfth Century. Michigan, 1991; Runciman S. A history of the First Bulgarian Empire. London, 1930.
Домашнее задание

Чтение отрывков из средневизантийских текстов о рождественской аудиенции 814 г. Реферат работы по теме курса (3–4 чел.).

Лит.: Афиногенов Д. Е. Константинопольский Патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). Москва, 1997.
Семинар 3

Разбор отрывков из средневизантийских текстов о рождественской аудиенции 814 г.: сравнение версий и выявление идейной и другой позиции их авторов.
Лекция 9

Македонская династия. Василий I и создание новой династии. «Византийский ренессанс». «Исправление древних законов» и Василики. Новая «симфония». Лев VI и тетрагамический кризис. Роман Лекапин, Симеон и начало второй «византийской реконкисты». Начало феодализации, возникновение фамилий и «борьба за стратиота».
Лит.: Charanis P. The Armenians in the Byzantine Empire. Lisbon, 1963; Tobias N. Basil I, Founder of the Macedonian Dynasty: A Study of the Political and Military History of the Byzantine Empire in the Ninth Century. Lewiston, New York, 2007; Norwich J. J. Byzantium: The Apogee. London, 1993; Runciman S. The Emperor Romanus Lecapenus and his Reign. Cambridge, 1990.
Лекция 10

Интеллектуалы и воины у власти: от Константина Багрянородного до Иоанна Цимисхия. Василий II. Византия и Русь. Конец Македонской династии.

Лит.: Зернин А. П. Жизнь и литературные труды Константина Багрянородного. Харьков, 1858; Toynbee A. Constantine Porphyrogenitus and his world. Oxford, 1973; Norwich J. J. Byzantium: The Apogee. London, 1993; Holmes C. Basil II and the Governance of Empire (976–1025). New York, 2005;

Stephenson P. The Legend of Basil the Bulgar-Slayer. New York, 2003; Garland L. Byzantine Empresses: Women and Power in Byzantium AD 527–1204. Routledge, 1999; Magdalino P. Byzantium in the year 1000. Leyden, 2003.
Домашнее задание

Чтение отрывков из византийской историографии о нападениях россов. Реферат работы по теме курса (3–4 чел.).

Лит.: Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь. М., 2000.
Семинар 4

Чтение отрывков из византийской историографии о нападениях россов: характер войн и география боевых действий.
Лекция 11

Сер. XI – нач. XIΙ в. Аристократы у власти и начало кризиса. Катастрофа при Манцикерте и «сужение» империи. Богословские споры вовне и внутри. Алексей Комнин и начало новой династии. Крестоносцы и Византия: политика и культура.

Лит.: Норвич Д. Нормандцы в Сицилии. Второе нормандское завоевание. 1016—1130 / Перевод с английского Л. А. Игоревского. М., 2005; Garland L. Byzantine Empresses: Women and Power in Byzantium AD 527–1204. Routledge, 1999; Angold M. The Byzantine Empire, 1025-1204: a political history. London, New York, 1997; Polemis D. I. The Doukai: A Contribution to Byzantine Prosopography. London, 1968; Francopan P. The First Crusade: the Call from the East. 2011.
Лекция 12

Преемники Алексея. Катастрофа при Мириокефале и «начало конца». Эпоха «ок. 1200 г.». Падение Константинополя и итог средневизантйиского периода.

Лит.: Райс Т. Сельджуки. Кочевники - завоеватели Малой Азии. М., 2004; Harris J. Byzantium and the Crusades. Hambledon, London, 2003; Angold M. The Byzantine Empire, 1025-1204: a political history. London, New York, 1997; Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos 1143–1180. Cambridge, 1993; Church and Society in Byzantium Under the Comneni, 1081–1261. Cambridge, 1995; Heath I. Byzantine Armies 1118–1461 AD. Oxford, 1995; Lilie R.-J. Byzantium and the Crusader States, 1096–1204. Oxford, 1988.

Домашнее задание

Чтение параллельных фрагментов из произведений Михаила Пселла и Иоанна Скилицы. Реферат работы по теме курса (3–4 чел.).

Лит.: Михаил Пселл. Хронография. М., 1978.
Семинар 5

Обсуждение параллельных фрагментов из произведений Михаила Пселла и Иоанна Скилицы.

домашнего задания: анализ версий и сравнение авторских позиций.
Лекция 13

Поздневизантийский период и византийские «империи». Никея и удача Михаила VIII. Династия Палеологов. «Палеологовский ренессанс». Византия, латиняне и славяне. Приход турок-османов.

Лит.: Geanakoplos D. J. Emperor Michael Palaeologus and the West. Harvard, 1959; Heath I. Byzantine Armies, AD 1118–1461. Oxford, 1995; Nicol D. The Last Centuries of Byzantium, 1261–1453. Cambridge, 1993; Vannier J-F. Les premiers Paléologues (Etudes prosopographiques). P.,1989.
Лекция 14

Богословские споры и политический кризис. Византия между «чалмой и тиарой»: уния и унии. Тимур и «спасение» Византии. «Сжатие» до столицы. Мехмет II и конец тысячелетней империи. Политическое и культурное наследие Византии.

Лит.: Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997; Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. М., 1983; Heath I. Byzantine Armies, AD 1118–1461. Oxford, 1995; Nicol D. The Last Centuries of Byzantium, 1261–1453. Cambridge, 1993; Jorga N. Byzance après Byzance. Bucarest, 1935.
Лекция 15

Византийская культура и ее специфика. История византийской литературы: богословие, агиография, гимнография, гомилетика, светская проза и поэзия.

Лит.: Культура Византии. Т. 1–3. М., 1984; Каждан А. П. Византийская культура (X-XII вв.). СПб., 2006; Каждан А. П. История византийской литературы. Т. 1–2. СПб., 1996–2011; Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004; Герцман Е. В. Становление музыкальной культуры // Культура Византии. IV – первая половина VII в. М., 1984. С. 614-631.
Лекция 16

История византийской архитектуры: базилика, центрический храм, «купольная базилика», крестово-купольный храм, светское зодчество.

Лит.: Вельманс Т., Корач В., Шупут М. Византийский мир. Храмовая архитектура и живопись. М., 2006; Оустерхаут Р. Византийские строители. Киев – М., 2005; Freely J., Cakmak A. The Byzantine Monuments of Istanbul. Cambridge, 2004; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1975; Mango C. Byzantine Architecture. London, 1985.
Лекция 17

История византийской живописи: мозаики, фрески, иконы, миниатюры.

Лит.: Попова О. С. Искусство первых веков христианства. Искусство Византии // Очерки истории искусства. М., 1987. С. 211–303; Вельманс Т., Корач В., Шупут М. Византийский мир. Храмовая архитектура и живопись. М., 2006; Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. I–II. М., 1986.

8. Основной и обязательной технологической базой курса истории Византии является наличие качественной профессиональной проекционной техники (видеопроектор и компьютер), затемненной поточной аудитории, крупноформатного экрана и доступа в интернет. Все лекции и семинары сопровождаются показом изображений на электронных носителях, для полноценного восприятия их студентами и возможности описания необходимы все обозначенные выше условия.
9.2 Вопросы для зачета формируются на основе лекционного курса.

  1. Периодизация византийской истории.

  2. Конституирующие особенности византийской цивилизации.

  3. Проблема временных и географических границ византийской истории.

  4. История византинистики.

  5. IV в.: поздняя античность и ранняя Византия.

  6. 1 пол. V в.: династия Феодосиев.

  7. 2 пол. V – нач. VI в.: династия Льва (до Анастасия включительно).

  8. Военные походы и завоевания Юстиниана I.

  9. Культурная деятельность Юстиниана I: право, строительство, искусство.

  10. 2 пол. VI в. – нач. VII в.: ослабление империи (до Ираклия)

  11. Ираклий и войны с персами и арабами.

  12. 2 пол. VII в. – нач. VII в.: династия Ираклия (до Юстиниана II включительно).

  13. Кризис нач. VIII в. и Исаврийская династия.

  14. Иконоборчество как религиозно-политический феномен.

  15. Кон. VIII – нач. IX вв.: между двумя иконоборчествами.

  16. Второе иконоборчество и Аморийская династия.

  17. 3 треть IX – 1 пол. Х в.: Македонская династия до смерти Константина VII.

  18. 2 пол. Х – 1 пол. XI в.: конец Македонской династии (до 1056 г.).

  19. 2 пол. ХI – 1 пол. XII в.: императоры-аристократы и возвышение Комнинов.

  20. 2 пол. ХII – нач. XIII вв.: Комнины и Ангелы.

  21. 1 пол. XIII в.: падение Константинополя и Никейская империя.

  22. Государства – наследники Византии (кроме Никейской империи)

  23. 2 пол. XIII – 1 пол. XIV в.: расцвет Палеологов и эпоха исихастских споров.

  24. 2 пол. XIII – 1 пол. XIV в.: закат Византии.

  25. «Византия после Византии»: византийское наследие в Европе.

  26. Роль искусства в византийской цивилизации.

  27. История византийской литературы.

  28. История византийской архитектуры.

  29. История византийской живописи.


11.1 Базовые учебники:
Острогорский Г. История византийского государства. М., 2011.
11.3 Дополнительная литература.

Успенский Ф. И. История Византийской империи. М., 2001.

Васильев А. А. История Византийской империи. Т. I–II. СПб., 1998.

Диль Ш. История Византийской империи / Перев. с франц. А. Е. Рогинской. М., 1948.

Диль Ш. Основные проблемы византийской истории / Перев. с франц. Б. Т. Горянова. М., 1947.

Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. I–III. М., 2012.

Уайбру Х. Православная Литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2008³.

Культура Византии. Т. 1–3. М., 1984.

Bury J. B. History of the Later Roman Empire: From the Death of Theodosius I to the Death of Justinian. 1958.

Gibbon E. The Decline and Fall of the Roman Empire. 2005.

Harris J. Byzantium and the Crusades. Hambledon, London, 2003.

Herrin J. Byzantium: The Surprising Life of a Medieval Empire. Princeton, 2008.

Treadgold W. A History of the Byzantine State and Society. Stanford, 1997.

Harris J. Constantinople: Capital of Byzantium. London, 2007.
11.4 Справочники и энциклопедии.

Византийский словарь: в 2 т. / Сост., общ. ред. К. А. Филатова. СПб., 2011.

Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991.

Oxford Handbook of Byzantine Studies. Oxford, 2008.

Venning T., Harris J. A Chronology of the Byzantine Empire. N. Y., 2006.

12. Обязательным для курса истории искусства является наличие качественной профессиональной проекционной техники (видеопроектор и компьютер), затемненной поточной аудитории и крупноформатного экрана. Все лекции сопровождаются показом изображений на электронных носителях, для полноценного восприятия их студентами и возможности описания памятников необходимы все обозначенные выше условия.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск