Скачать 1.38 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 ГОРОДА СОЧИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Тема педагогического опыта «ИНТЕГРИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ» Автор: учитель физики, информатики, естествознания высшей категории МОБУ гимназии № 5 г. Сочи М.П. Бочкова 2012 год г. Сочи Содержание 1. Литературный обзор состояния вопроса. 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении. 1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании. 1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта. 2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта. 3. Педагогический опыт. 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. 3.2. Актуальность педагогического опыта. 3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте. 3.4. Результативность педагогического опыта. 3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта. 3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта. 3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта. 4. Выводы. 5. Библиографический список. 6. Приложения 1 Методическая разработка интегрированного урока для 8 класса по теме «Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии». Приложение 2 Проектная методическая работа «Модель организации исследовательской и проектной деятельности учителей и учащихся в рамках НОУ «Эврика». Приложение 3 Авторская программа элективного курса для учащихся информационно – коммуникационного профиля обучения (10 – 11 класс) «Решение задач по физике с использованием информационно – коммуникационных технологий». Приложение 4 Авторская статья «Информационно – коммуникационные технологии и интегрированная технология обучения на примере школьного курса физики».
Проблема реализации межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась в мировой педагогике. История образования описывает так называемые «межпредметные движения» педагогов, суть которых выражалось в выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех или иных понятий и явлений, в ликвидации их дублирования, снятии противоречий. Как только учебные дисциплины в образовательных учреждениях разного уровня достигали крайнего разрыва, а самих дисциплин при этом становилось больше, так в ответ на это с новой силой заявляли о себе «межпредметные движения». Так было и в нашей стране в 70-е годы XX столетия. В движение были вовлечены и ученые, и практики образования. В отечественной педагогике это движение было представлено ленинградской школой межпредметников, ведущим автором работ на эту тему профессором Максимовой В.Н., а так же свердловской школой, оформившейся в международную Таватуйскую школу педагогической интеграции. 70-80-е годы дали оригинальные работы по описанию межпредметных связей и технологий, реализации их на практике. Появились новые типы уроков, в частности, интегрированный урок, называемый также бинарным, синтетическим, совмещенным 2,3,4. Идею необходимости осуществления межпредметных связей в процессе обучения, которые могут быть интерпретированы как одна из форм интеграции, высказывал еще К.Д. Ушинский. Он считал, что весьма актуальной и перспективной является связь между предметами на основе ведущих идей и общих понятий 1. С 70-х г.г. межпредметные связи рассматриваются в качестве ведущего принципа дидактики и в настоящее время определяются как один из путей интеграции школьного образования. Исследования В.Н. Максимовой, Л.H. Федоровой, Н.А. Рыковой и др. убедительно показывают, что интеграция учебных дисциплин способствует повышению теоретического уровня изучаемых дисциплин и приобщению школьников к системному методу мышления, развивает способности учащихся к синтезу знаний из различных предметов, является их организующим звеном 4,7. Интеграция в современной школе осуществляется по нескольким направлениями и на разных уровнях: внутрипредметном и межпредметном. Обозначают и особенности отбора содержания при интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение нового для школы содержательного материала. При использовании этих подходов могут быть и разные результаты: а) рождение абсолютно новых предметов; б) рождение новых спец. курсов, обновляющих содержание предметов; в) рождение цикла уроков, объединяющих материал одного или нескольких предметов с сохранением независимого существования; г) разовые интегрированные уроки разного характера. В настоящее время используются различные способы интеграции. Это, прежде всего объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. В современной школе изучение узкопредметного материала недостаточно для нормального протекания учебного процесса, его необходимо дополнять знаниями практическими, пониманием условий и способов их применения. Это позволяет расширить диапазоны возможностей школьников и обогащает их личный опыт, делает теоретические знания востребованными не только в учебной ситуации в школе, но и в повседневной жизни. При подобном подходе к определению содержания школьного курса физики находит свое отражение и другое требование фундаментальности содержания учебного материала - интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания, вооружение школьников методами познания окружающего мира, методами добывания новых знаний, осознание учащимися методологии познавательной и практической преобразующей деятельности. Определение содержания методологического и прикладного модулей школьного курса физики служит основой для формирования системы мотивационно - ценностных и эмоционально-волевых отношений школьников к миру, деятельности, людям, которые вместе со знаниями и умениями являются условием формирования мировоззрения личности, которое представляет собой совокупность положений и идей, теоретических принципов и ценностных ориентаций, которыми человек сознательно руководствуется в истолковании явлений окружающей действительности и которые определяют содержание, направление и характер его преобразующей деятельности. В этом состоит социокультурный системный подход в обучении, при котором не возникает опасение утраты на отдельных ступенях обучения необходимой преемственности и содержательности, поскольку он предполагает выполнение целого ряда единых дидактических требований, среди которых одно из первых мест занимает обеспечение оптимального отбора содержания образования, построение и согласование учебных программ.
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец 6,7,10. Термин «педагогическая технология» появился в педагогической литературе относительно недавно. Наиболее активно данную терминологию отстаивает Г. К. Селевко. В своих изданиях он определяет это понятие и как совокупность методов и приемов, основанных на закономерностях, и как алгоритмичность педагогической деятельности, то есть определенным образом выстроенную систему действий педагога по организации самого процесса обучения. Это словосочетание используют и такие известные ученые-педагоги, как В. К. Гузеева, И. П. Иванов, Г. Л. Лозанов, А. Н. Тубельский, М. П. Щетинин и др.4,7,8 В интегрированном обучении более приемлемой терминологией являются, скорее, не методы обучения, а технологии, так как интеграция в образовании предполагает соблюдение комплекса требований как к организации занятий, так и к педагогу непосредственно, основана на обязательном деловом и заинтересованном сотрудничестве ряда педагогов и опирается на смысловое объединение занятий базового цикла с многоуровневым дополнительным обучением. В 70-е годы в педагогике назрел вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении. Педагогическую систему, отвечающую этим задачам, разработал академик Л.В.Занков вместе со своими учениками. Её цель – достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков. Общее развитие Л.В.Занков понимал как «целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает как следствие взаимодействия ума, воли, чувств ребёнка, его нравственных представлений в их нерасчленённом единстве». Л.В.Занков полагал, что такие знания содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве 1,3. На интегрированное построение учебного процесса ориентирует "Базисный учебный план", в котором указаны не предметы, а образовательные области. В том же направлении ориентируют и временные образовательные стандарты, а также другие нормативные документы по реформированию школы. Учебный план - важнейший показатель достоинств или недостатков учебного процесса. Учебные планы общеобразовательной школы страдают недостатками. Главный из них - многопредметность, т.е. в школе существуют предметы, на которые отводится малое количество часов. Возникают трудности в организации учебного процесса. Результатом чего является недостаточное качество обучения. Ликвидировать многопредметность можно за счёт интеграции учебных дисциплин. Создаются крупные учебные предметы или курсы с большим числом часов, что решает проблему нагрузки учителей, а также проблему учебного времени. Интегрирование даст экономию времени и рациональное его распределение. При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. Снимается проблема отношения учащихся к "второстепенному" предмету, облегчает контроль, способствует формированию научной картины мира. Интеграция учебных предметов перспективное средство совершенствования учебного плана и всей системы образования. Учителями гимназии традиционно проводятся межпредметные игры, внеклассные мероприятия, конференции, интегрированные уроки. Кабинеты гимназии оснащены компьютерами, подключенными к сети Интернет, что дает возможность каждому учителю активно применять информационно – комуникацилнные технологии, успешно осуществляя интеграцию с предметом информатика. Учителя и учащиеся гимназии вовлечены в работу над учебными проектами и исследовательскими работами, что предполагает использовать и расширять знания в различных предметных областях, использовать современные информационные технологии. В средней школе внедрены такие курсы как «Окружающий мир и ОБЖ», «Изобразительное искусство и художественный труд», «Физкультура и ОБЖ», в начальной школе «Математика и конструирование», в старшей - «Физика и астрономия», «Моделирование при решении задач по геометрии», «География и ОБЖ», «Биология и ОБЖ», где соединены знания из разных предметных областей. Ведется преподавание элективных интегрированных курсов: «Методы решения задач с использованием ИКТ», разработанный для класса информационно – коммуникационного профиля. С этого года ведется преподавание интегрированного курса «Естествознание 10-11 класс» для классов гуманитарного профиля. Целью выбора данного курса является развитие эрудиции, обновление существующей узкой специализации в обучении, направленный на соединение получаемых знаний в единую систему, что является актуальным для учащихся тех классов, где физика не является профильным предметом. Примеры открытых интегрированных уроков и мероприятий. Открытые уроки:
Проектные и исследовательские работы:
Внеурочные мероприятия:
Апробированы и внедрены интегрированные курсы:
1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач. Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое раннее разрозненных частей. Этот процесс может происходить как в рамках уже сложившейся системы, так и в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. |
Положение об обобщении инновационного и передового педагогического... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования... | Тема педагогического опыта на тему «Сквозь столетия в будущее», урок в форме деловой игры в 7 классе по теме | ||
3. критерии, этапы и задачи изучения и обобщения передового педагогического опыта ... | Инновационного педагогического опыта (ипо) Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» | ||
Представления опыта Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения... | Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в... Описание педагогического опыта психолога, раскрывающего сущность его методической системы | ||
Аннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей... Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6 | Тема обобщения и демонстрации педагогического опыта Инновационные методы в обучении учащихся истории и обществознания. Августовская конференция учителей истории и обществознания города... | ||
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным... Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная... | Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического... Ипм-5 Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического опыта 11 | ||
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта В первые годы начинающему педагогу подчас бывает трудно определиться с темой своей работы с учениками. Из своего 12-летнего опыта... | О проведении школьного тура городского конкурса Цель проведения конкурса: формирование позитивного опыта здорового образа жизни у детей, повышение культуры совместного досуга детей... | ||
Тема опыта Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки | Тема инновационного педагогического опыта «Защитные действия в волейболе... Сегодня спортивная отрасль испытывает острый дефицит передовых технологий в сфере управления, экономики, информатизации, пропаганды,... | ||
Тема опыта Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель методической работы: Оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении... |