Скачать 231.2 Kb.
|
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине научной подготовки включает содержание профилирующих учебных дисциплин, «Теоретическая грамматика», «История немецкого языка», «Теоретическая фонетика», «Лексикология», «Стилистика», входящих в Основную образовательную программу высшего профессионального образования, по которой осуществляется подготовка студентов, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (уровень специалиста или магистра). Поступающий в аспирантуру должен продемонстрировать высокий уровень практического и теоретического владения немецкого языка в объеме вузовского курса. Настоящая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012г., приказом Минобрнауки от 12. 09.2013 №1061 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования», приказом Минобрнауки от 19.11. 2013 № 1259 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре», приказом Минобрнауки от 26.03. 2014 № 233 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре». Cоставители программы: д.филол.н., профессор кафедры немецкой филологии В.Б. Меркурьева, д.филол.н., профессор кафедры немецкой филологии В.А. Степаненко к.филол.н., доцент, зав. кафедрой немецкой филологии Е.М. Кутянина 1. Требования к уровню подготовки поступающего в аспирантуру Абитуриент, поступающий в аспирантуру по профилю подготовки 10.02.04 «Германские языки», должен: - понимать исторические изменения в способе существования основного иностранного языка на протяжении его истории (V-XVIII вв.); - понимать взаимосвязь и взаимозависимость исторических изменений на различных уровнях языковой системы; - обладать фактическим знанием наиболее важных изменений в фонологии, лексике, грамматике немецкого языка и их относительной хронологии; - разбираться в современном состоянии зарубежного историко-типологического языкознания, знать важнейшие школы и направления исследований; Поступающий в аспирантуру должен продемонстрировать глубокие знания программного содержания теоретических дисциплин, иметь представление о фундаментальных работах и публикациях периодической печати в избранной области, ориентироваться в проблематике дискуссий и критических взглядов ведущих ученых по затрагиваемым вопросам, уметь логично излагать материал, показать навыки владения понятийно-исследовательским аппаратом применительно к области специализации и критической сфере деятельности, продемонстрировать свободное владение материалом, изложенным в реферате. Цели проведения экзамена: определение уровня профессиональной подготовки поступающего, его компетенции в области актуальных проблем изучения основного иностранного языка. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ 1. История языка и введение в спецфилологию
Литература
Вопросы для вступительного экзамена
2. Теоретическая фонетика
Литература
Вопросы для вступительного экзамена
3. Лексикология
Литература
Вопросы для вступительного экзамена 1.Семантика лексических единиц. Типы лексических значений. Методы разграничения значений и выявления компонентов значения. Историческая изменчивость смысловой структуры слова: причины, природа и результаты изменений значений. Проблемы полисемии. Разграничение полисемии и омонимии. Источники омонимии. 2.Морфологическая структура слова. Типы морфем (семантическая и структурная классификации). Принципы и методы морфемного и словообразовательного анализа структуры слова в языке. Трудности морфемного анализа. Историческая изменчивость морфемного состава слова. 3.Словообразование. Понятие словообразовательной модели. Проблема продуктивности и частности словообразовательных моделей. Способы словообразования, основные структуры – семантические модели. Национально-культурная специфика словообразования. 4.Системная организация словарного состава английского языка. Лексико-семантические группировки словарных единиц. Лексические особенности основных вариантов немецкого языка. 5.Сочетаемость лексических единиц. Понятие валентности. Свободные и устойчивые словосочетания. Фразеологические единицы. Классификация фразеологических единиц. 6. Основы лексикологии. Основные типы словарей немецкого языка. Характеристика крупнейших словарей. Проблемы учений лексикографии. Словари и энциклопедии новых типов. 4. Теоретическая грамматика
Литература
Вопросы для вступительного экзамена
5. Стилистика
Литература
Вопросы для вступительного экзамена
6. Теория межкультурной коммуникации 1. Понятие коммуникации, теория деятельности как методологическая основа теории коммуникации. Модели коммуникации. 2. Понятие межкультурной коммуникации. Актуальность проблем межкультурной коммуникации в современных условиях. Демографическая ситуация и изменение в языке. Категории межкультурной коммуникации. Стереотипы. Ценности. 3. Язык как зеркало культуры. Картина мира, созданная языком и культурой: эквивалентность слов, понятий, реалий. Язык как хранитель культуры. 4. Этническая, национальная, территориальная, социальная принадлежность коммуникантов, личностные характеристики: пол, возраст, уровень образования, характер. 5. Определение национального характера. Источники информации о нем. Культурологический аспект лексики современного немецкого языка. Немцы: какими их видят другие. 6. Культурно-национальная специфика единиц фразеологического состава языка. Языковые единицы литературного происхождения. Некоторые формы и жанры немецкой литературы: литературные знания, представленные в фоновых знаниях носителей немецкого языка. 7. Язык и идеология. Политическая корректность или языковой такт. Конфликт культур. Культурный шок. Пути преодоления культурного шока. 8. Функциональная общность культур. Вторичная адаптация/ социализация, инкультурация. Межкультурная компетенция. Место межкультурной коммуникации в процессе преподавания иностранных языков. Межкультурное сознание. Литература
Вопросы для вступительного экзамена
III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ Вступительное испытание по специальной дисциплине, соответствующей профилю направления подготовки 10.02.04- Германские языки, проводится в устной форме по билетам. В структуру билета входит два теоретических вопроса по теории немецкого языка, предусмотренных программой вступительного испытания, и собеседование по содержанию вступительного реферата. В случае наличия у поступающего научных публикаций объемом не менее 1-го печатного листа, собеседование проходит по содержанию публикаций. IV. ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ РЕФЕРАТ У Вступительный реферат носит исследовательский характер, он должен содержать развернутое обоснование темы; обзор литературы по предмету с соответствующим обобщением и постановкой исследовательской задачи; исследовательскую часть – анализ фактического материала; заключение, суммирующее результаты анализа правильно оформленный научный аппарат. Названия параграфов должны отражать исследование той или иной составляющей или аспекта рассматриваемой проблемы. В конце каждой главы должны быть краткие выводы. Тематику реферата поступающий определяет самостоятельно, либо совместно с научным руководителем, руководствуясь при этом предполагаемой темой своего диссертационного исследования. При выборе темы реферата необходимо исходить, прежде всего, из ее актуальности, а также собственных научных интересов по выбранной для обучения в аспирантуре специальности. 1. Структура и содержание реферата По структуре реферат состоит из 3-х частей:
Приложения призваны облегчить восприятие содержание работы, они могут включать материалы, дополняющие текст: таблицы, схемы, графики. Реферат должен включать титульный лист, содержание, список литературы, использованной в ходе работы над выбранной темой. В реферате автор должен обнаружить четкое понимание проблемы, знание дискуссионных вопросов, связанных с ней; умение подбирать и анализировать фактический материал, умение сделать на основе анализа материала обоснованные выводы, наметить перспективу дальнейшего исследования. При этом текст реферата должен свидетельствовать об овладении автором всеми источниками, приведенными в списке литературы. Это должно подтверждаться наличием связи между текстом реферата и списком литературы, выраженной в форме библиографических ссылок. 2.Рекомендации по написанию реферата Во введении вступительного реферата необходимо раскрыть актуальность выбранной темы исследования и дать аргументированные ответы на следующие вопросы:
Необходимо сосредоточиться на конкретных научных задачах. Обоснуйте, решались ли выбранные Вами задачи ранее. Если решались, то кем и какими научными школами, в рамках каких научных парадигм, какие результаты были получены. Вы должны продемонстрировать умение обобщать разрозненные научные сведения и делать научные выводы. В основной части реферата раскрывается суть исследуемой проблемы, оценка существующих в литературе основных теоретических подходов к ее решению, изложение собственного взгляда на проблему и пути ее решения и т.д., названия параграфов при этом должны отражать исследование той или иной составляющей рассматриваемой проблемы. В заключительной части реферата необходимо обозначить ожидаемые результаты исследования и их практическую и теоретическую значимость, наметить перспективу дальнейшего исследования. Полезным для будущих аспирантов будет знакомство с электронным каталогом диссертационных исследований различных вузов, в частности с электронным каталогом авторефератов диссертаций, защищенных в диссовете ИГЛУ http://library.islu.ru/, российской науки в целом (сайт Российской государственной библиотеки http://rsl.ru. Сделав выборку по соответствующим научным специальностям, поступающий в аспирантуру может составить представление о существующих современных направлениях в научных исследованиях, об уровне разработанности темы, о проблемном характере научной темы. 3.Оформление текста реферата Текст реферата должен быть выполнен машинописным способом объемом 30-40 страниц. Текст размещается на одной стороне листа бумаги формата А4 с соблюдением следующих размеров: интервал – 1,5; кегель –14; поля: левое – 3 см , правое – 1,5 см , верхнее и нижнее – 2 см , абзацный отступ – 5 знаков. Страницы текста нумеруются арабскими цифрами, номер проставляется посередине листа вверху. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Нумерация страниц начинается с нечетной цифры. Разделы (главы), подразделы (параграфы), нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1. Все таблицы должны иметь название и нумерацию. Номер располагается в середине строки над заголовком таблицы, после слова «Таблица». На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Введение, разделы (главы) основной части, заключение, список литературы, приложения должны иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Заголовки следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовком и текстом должно быть не менее 2 интервалов. Титульный лист оформляется по образцу, данному в Приложении. Приложения не входят в объем вступительного реферата, но нумеруются по порядку. В тексте реферата должны быть ссылки на каждое приложение. Реферат оформляется в специальную папку-скоросшиватель с прозрачной верхней частью или переплетается. 4.Оформление библиографического списка Список литературы должен включать преимущественно научные публикации, не рекомендуется включать популярную литературу (газетно-журнальную), учебную. Включение учебной литературы должно быть обоснованно (ценность, отсутствие других источников и т.п.). Список литературы должен содержать 40-50 теоретических источников, представленных в алфавитном порядке. Библиографическое описание теоретических источников оформляется в соответствии с ГОСТом Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка», размещённом на сайте университета (www.islu.ru) в разделе «Библиотека». V. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ 1.Критерии оценки устного ответа Ответ оценивается на «отлично», если экзаменующийся дает полный развернутый ответ на два вопроса из различных тематических разделов, при этом:
Ответ оценивается на «хорошо», если экзаменующийся дает полный развернутый ответ на два вопроса из различных тематических разделов:
Ответ оценивается на «удовлетворительно», если экзаменующийся дает правильный ответ, хотя бы на один из вопросов, при этом:
Ответ оценивается «неудовлетворительно», если экзаменующийся дает неправильный ответ на вопросы, при этом:
2.Критерии оценки вступительного реферата 1. Содержание оценивается по следующим критериям: - объем и качество проработки изученного материала; - логичность и связность изложения; - владение методикой научного исследования; - самостоятельное обобщение изученного материала; - язык изложения (соответствие научному стилю, владение метаязыком описания ). 2. Оформление оценивается по следующим критериям: - объем выполненной работы; - структура работы; - наличие технических недочетов (орфография и пунктуация, форматирование текста, опечатки, оформление библиографии, цитат). 3. Членами комиссии оцениваются также: - общая лингвистическая и научно-методическая эрудиция соискателя; - степень ориентации в теме исследования; - реакция на задаваемые вопросы и замечания по содержанию реферата и глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время беседы; - ясность изложения материала; - полнота изложения. Приложение ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА вступительного РЕФЕРАТА
|
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине научной... Основную образовательную программу высшего профессионального образования, по которой осуществляется подготовка студентов, в соответствии... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39. 06. 01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований фгос, предъявляемых... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 Теоретическая грамматика цели... Цель преподавания курса «Теоретическая грамматика» дать основополагающие знания грамматического строя немецкого языка, способствовать... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине «Социология» Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы... | ||
Протокол № от 2013г. Программа вступительного испытания по дисциплине Рап и имеет своей целью выявление и объективную оценку уровня специальной подготовки поступающих в магистратуру относительно общих... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Федерального государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российской Федерации Федерального государственное бюджетное образовательное... Вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей направленности программы аспирантуры | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Теория искусства как научное знание, искусство как функциональная саморазвивающаяся система | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... ... | ||
Л. Н. Балаганина Теоретическая грамматика Балаганина Л. Н. Теоретическая грамматика. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Теория... | Учебно-методический комплекс Направление подготовки: «Юриспруденция» Гражданское процессуальное право относится к числу фундаментальных областей правовых знаний и является одной из профилирующих учебных... | ||
Программа вступительного испытания "Юриспруденция" ПРОГРАММА вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки Юриспруденция | Программа вступительного испытания по дисциплине «Основы государства... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... |