Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины





Скачать 104.44 Kb.
НазваниеПрограмма составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины
Дата публикации10.01.2015
Размер104.44 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
История дизайна науки и техники
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.
Дисциплина «История дизайна» занимает важное место в теоретическом курсе учебного процесса по специальности «Дизайн» в высших учебных заведениях. Лекционный курс рассчитан на достаточно детальное изучение условий зарождения и становления и развития во всех аспектах такой сферы художественной деятельности человека, как дизайн. Дисциплина играет важную роль в деле обучения студентов, получающих специальность дизайнера костюма», т.к. является необходимой составляющей того объема знаний, которыми должен обладать высокопрофессиональный специалист в области дизайна.

Целью изучения курса – получение знаний по истории не только важнейших открытий и изобретений человечества, но и по истории художественного формообразования изделий индустриального производства в крупнейших странах мира и, в том числе, в нашей стране.

Задачей дисциплины является понимание факторов, определивших развитие дизайна и связанных не только с хозяйственно-экономической жизнью общества, но и с явлениями культуры в целом и искусства в частности.

Значение дисциплины – изучение курса дает возможность студентам быть знающим и грамотным специалистом, что немаловажно для дальнейшей деятельности. Актуальность дисциплины заключается в том, что получаемые знания дают возможность больше узнать о своей будущей профессии. Курс построен таким образом, что студенты сначала изучают предысторию дизайна, а также весь комплекс причин и условий, сделавших возможным необходимость появление самого дизайна, а затем студенты узнают о первых шагах дизайна, как теоретических, так и практических. Следующая часть курса посвящена тому периоду, когда дизайн становится неотъемлемой частью жизни человеческого общества в любой стране мира, и в заключение даётся материал о тенденциях развития современного дизайна.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

иметь представление о том, что такое дизайн в современном понимании;

знать основные моменты исторического развития дизайна, классические образцы работ отечественных и зарубежных мастеров дизайна;

уметь ориентироваться во всех сферах и направлениях деятельности дизайнеров;

содержание дисциплины по темам
Тема 1. «Что такое дизайн? О сегодняшнем понимании предмета»

Основные виды дизайнерской деятельности. Современное понятие о такой сфере художественной деятельности как дизайн и её влиянии на жизнь человека.

Тема 2. «Из истории техники. На заре технических цивилизаций»

Основные изобретения древнего человека: каменные орудия, добывание огня, лук, колесо, плот и др.

Тема 3. «Из истории техники. На заре технических цивилизаций»

Изобретения древних человеческих культур: письменность, металлообработка, рычаг, парусное судно, мельница, повозка и др.

Тема 4. «Из истории техники. Ремесленное производство в средние века» Усовершенствование предшествующих изобретений и новые изобретения: бумага, часы, телескоп, микроскоп, очки и др.

Тема 5. «Из истории техники. Промышленная революция в конце XVII века и начале XIX века»

Изобретение парового двигателя и новых видов транспорта на его основе, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, электричество, радио, телефон, телеграф, фотография, кинематограф и др.

Тема 6. «Техника как искусство. Выставки конца XIX века»

Первые всемирные промышленные выставки в Европе (Лондон, Париж). Цели и результаты. Промышленные выставки в России.

Тема 7. «Первые теории дизайна»

Прерафаэлиты и Дж. Рескин. У. Моррис, его теория и практика. Г. Земпер и его книги. Ф. Рело.

Тема 8. ««Модерн» - новый стиль на рубеже XIX – XX веков»

Зарождение стиля, его источники, распространение по всей Европе. Характерные признаки модерна. Новый стиль в различных видах искусства.

Тема 9. «Русский «Модерн». Особенности развития»

Влияние европейского «Модерна»: «Мир искусства», графика и архитектура Петербурга. Национальные традиции: Абрамцево, Талашкино.

Тема 10. «Ранний американский функционализм»

Чикагская архитектурная школа. Новые принципы строительства. Луис Саливен. Френк Ллойд Райт.

Тема 11. Функционализм в Европе начала XX века

Михаэль Тонет. Адольф Лоос. Германский Веркбунд. Петер Беренс. Ле Корбюзье.

Тема 12. «Баухауз – первая школа дизайна в Германии»

История школы. Гропиус, Майер, Мис Ван дер Роэ. Педагогическая система, связь с промышленностью.

Тема 13. «Художественный авангард в Европе начала XX века»

Поиск новых путей и новые принципы в изобразительном искусстве, их применение в дизайне. Группа Dе Stile.
Тема 14. «Художественный авангард в России начала XX века»

Новое искусство. Художники-авангардисты в промышленности: текстиль, одежда, посуда. Выставки.

Тема 15. «Искусство первых лет революции»

Агитационное искусство, новая символика. Плакаты. «Окна Роста». Художественный образ нового мира.

Тема 16. «Производственное искусство в России в 20-ых – 30-ых годах»

Развитие теории опережает практику. Место художника на производстве и его новая роль в советской промышленности.

Тема 17. «Школы дизайна в России в 20-ых – 30-ых годах»

ВХУТЕМАС. ВХУТЕИН – разработка принципов нового образования для художников-инженеров. Ладовский, Родченко. Гинхук, декоративный институт.

Тема 18. «Американский дизайн 20-ых – 30-ых годов»

Источники возникновения и основы и основы развития дизайна в Америке. Первые дизайн–бюро. Гедес, Лоуи, Тииг. Американский стайлинг–дизайн для коммерческого успеха.

Тема 19. «Развитие дизайна в США середины XX века»

Развитие независимого дизайна и стафф – дизайн. Дж. Нельсон, Эшфорд – два взгляда на развитие дизайна в Америке. Нон – дизайн.

Тема 20. «Развитие дизайна в СССР в начале XX века»

Инженерное проектирование. Машиностроение и транспорт. Московское метро.

Тема 21. «Послевоенное развитие дизайна в Европе»

Неофункционализм. Ульмская школа дизайна. Макс Билл иТомас Мальдонадо. Стиль «Браун» Дитера Рамса.

Тема 22. «Скандинавский дизайн»

Традиционные материалы и новые технологии. Шведский модерн. Датский стиль. Финская культура дизайна. Алвар Аалто.

Тема 23. «Дизайн середины XX века в СССР»

Послевоенное развитие дизайна. СХКБ. Госдизайн ВНИИТЭ. Дизайн программы. Сенежская студия. Эксперименты и утопии.

Тема 24. «Итальянский дизайн»

Экономическое чудо. Стиль «Оливетти» Эторе Сотстаса. «Красивый дизайн». Джованни Понтии, Марко Ниццоли, Марио Беллини.

Тема 25. «Японский дизайн»

Промышленность и технологии в Японии. Национальные традиции и современный стиль. Дизайн определяет конкурентоспособность.

Тема 26. «Развитие европейского дизайна в середине ХХ века»

Поп-дизайн 60-х. Эксперименты и дизайн-утопии. Дж. Кристофер Джонс, Брюс Арчер, Кристофер Александер.

Тема 27. «Новые концепции американского дизайна в 70-е – 80-е годы»

Системный подход к проектированию. Комфорт и безопасность. Проектирование не объекта, а эффекта. Использование научных данных для проектирования.

Тема 28. «Отечественный дизайн 80-х – 90-х годов»

Новая теоретическая концепция системного дизайна. Союз дизайнеров СССР. Расширение сферы дизайн проектирования и деятельности дизайнеров.

Тема 29. «Европейский дизайн в 70-е – 80-е годы»

Радикальный дизайн и анти дизайн. Группы дизайнеров новых направлений - Архизум, Суперстудио, Штрум, Алхимия.

Тема 30. «Постмодерн в дизайне»

Новые стили в дизайне. Группа Мемфис. Новый европейский дизайн в Германии, Англии, Франции, Испании.

Тема 31. «Дизайн на рубеже тысячелетий»

Развитие высоких технологий и развитие дизайна. Стиль хай-тек. Бестелесный дизайн. Экология и дизайн. Маркетинг и менеджмент в дизайне.

Тема 32. «Основные тенденции развития современного дизайна»

Рынок «эмоциональных покупок» - новые подходы к дизайн – проектированию и рекламе. Создание «концепт-моделей» - новое в рекламе. Арт – дизайн и современное искусство.
рекомендации по самостоятельной работе студентов.

а. Обязательное изучение литературы рекомендованной педагогом по данной дисциплине.

б. Написание реферата в конце каждого семестра по любой из тем прослушанных в течение семестра или по теме согласованной с преподавателем.

в. Составление краткого резюме по каждой изученной теме для подготовки ответа на экзамене.

Реферат должен быть маленьким научным исследованием, содержащим больше информации, чем лекционный материал, и составляться на основании не менее трех источников из списка литературы или других книг аналогичной тематики.

Требования к реферату

  1. Правильное оформление титульного листа, который должен содержать: название ВУЗа, наименование дисциплины, тему реферата, Ф. И. О. студента – исполнителя, Ф.И.О. преподавателя, место и год написания.

  2. Реферат должен содержать: план, иллюстративный материал, список использованной литературы.

  3. Объем реферата не менее 20 печатных страниц.

  4. Реферат должен содержать точку зрения студента на выбранную тему.


вопросы для подготовки к зачету

        1. Основные виды дизайнерской деятельности

        2. Первые технологии обработки камня. Виды каменных орудий

        3. Изобретения древнего человека в области жизнеобеспечения

        4. Изобретения древнего человека в области транспорта

        5. Изобретения древних цивилизаций в области военной техники

        6. Изобретения древнего Китая

        7. Основные изобретения древних цивилизаций в земледелии

        8. Изобретения Средних веков в связи с усовершенствованием сельскохозяйственных орудий

        9. Изобретения Средних веков по усовершенствованию транспорта.

        10. Первые оптические приборы

        11. Механизация изготовления книг

        12. Первый механизм-автомат

        13. Изобретения на основе применения электричества в 19-м веке

        14. Изобретения на основе применения пара

        15. Изобретения на основе применения нефти

        16. Новые виды искусства появившиеся благодаря научным открытиям

        17. Первые теории дизайна

        18. Цели и результаты первых промышленных выставок в Европе

        19. Российские промышленные выставки

        20. Особенности русского модерна

        21. Художественные принципы стиля Модерн

        22. Что такое функционализм?

        23. Американский и европейский функционализм

        24. Как влиял авангард на развитие дизайна?

        25. Новые принципы в искусстве европейского авангарда

        26. Что Вы знаете о Баухауз?

        27. Группа Де Стейл

        28. Супрематизм

        29. Конструктивизм

        30. Советские художники-авангардисты


вопросы для подготовки к экзамену

  1. Что вы знаете о Баухауз?

  2. Художественные принципы стиля «Модерн»

  3. О всемирных выставках конца XIX века в Европе. Цели и выводы

  4. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН

  5. Функционализм в Европе 20-х годов

  6. Первые теории дизайна

  7. Основные виды дизайнерской деятельности

  8. Производственное искусство в России 20-х годов. Теория и практика

  9. Искусство первых лет революции

  10. Американский дизайн 30-х годов

  11. Ранний американский функционализм

  12. О художественном авангарде Европы начала ХХ века

  13. Важнейшие изобретения древних цивилизаций

  14. Конструктивизм

  15. Изобретения эпохи ремесленного производства

  16. Супрематизм

  17. Изобретения на основе открытия электричества

  18. Германский Веркбунд

  19. Инженерное конструирование 30-х годов

  20. Современный европейский дизайн

  21. Русский «Модерн»

  22. О развитии американского дизайна середины ХХ века

  23. Ульмская школа

  24. Отечественный дизайн 80-х – 90-х годов

  25. Дизайн в Европе середины ХХ века

  26. Американский дизайн 80-х – 90-х годов

  27. Советский послевоенный дизайн

  28. Современные тенденции развития дизайна

  29. О промышленных выставках конца XIX века в России

  30. Изобретения средних веков

  31. Первая разработка фирменного стиля

  32. Изобретения на основе энергии пара

  33. Английские теории дизайна начала ХХ века

  34. Изобретения в области механизации текстильной промышленности

  35. Скандинавский дизайн

  36. Стиль «Модерн» в декоративно-прикладном искусстве Европы

  37. Японский дизайн

  38. Сенежская студия

  39. Группа De Stile

  40. У. Морис – его теория и практика

  41. Открытия эпохи промышленной революции 19 века

  42. Постмодерн в итальянском дизайне

  43. Неорусский стиль

  44. Русский авангард начала ХХ века


темы рефератов

Баухауз.

Художественные принципы стиля «Модерн»

О всемирных выставках конца XIX века в Европе. Цели и выводы.

ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН

Функционализм в Европе 20-х годов

Первые теории дизайна

Основные виды дизайнерской деятельности

Производственное искусство в России 20-х годов. Теория и практика

Искусство первых лет революции

Американский дизайн 30-х годов

Ранний американский функционализм

О художественном авангарде Европы начала ХХ века

Важнейшие изобретения древних цивилизаций

Конструктивизм

Изобретения эпохи ремесленного производства

Супрематизм

Изобретения на основе открытия электричества

Германский Веркбунд

Инженерное конструирование 30-х годов

Современный европейский дизайн

Русский «Модерн»

О развитии американского дизайна середины ХХ века

Ульмская школа

Отечественный дизайн 80-х – 90-х годов

Дизайн в Европе середины ХХ века

Американский дизайн 80-х – 90-х годов

Советский послевоенный дизайн

Современные тенденции развития дизайна

О промышленных выставках конца XIX века в России

Изобретения средних веков

Первая разработка фирменного стиля

Изобретения на основе энергии пара

Английские теории дизайна начала ХХ века

Изобретения в области механизации текстильной промышленности

Скандинавский дизайн

Стиль «Модерн» в декоративно-прикладном искусстве Европы

Японский дизайн

Сенежская студия

Группа De Stile

У. Морис – его теория и практика

Открытия эпохи промышленной революции 19 века

Постмодерн в итальянском дизайне

Неорусский стиль

Русский авангард начала ХХ века

По согласованию с преподавателем студенты могут взять для реферата более узкую тему в пределах тематики изучаемого курса.

Например: «Развитие мебельного дизайна на примере различных форм стула».
список литературы.

Основной:

    1. Михайлов С. М., Кулеева Л. М. Основы дизайна. 1 том. – Казань, Новое издание. 1999 год.

    2. Михайлов С. М. История дизайна. 1 и 2 том. – Издательство Союза Дизайнеров России. 2003 год.

    3. Рыжов О. В. Сто великих открытий и изобретений. – Вече. 2000 год.

    4. Холмянский Л., Щипанов А. Д. Дизайн. – Москва. Просвещение. 1985 год.

    5. Хан-Магомедов С. Пионеры советского дизайна. – Галарт. 1995 год.

    6. Белов А. А., Гвоздев Е. М. История дизайна. – С-Петербург. Образование. 1993 год.

    7. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1930-х годов. – Галарт. 1993 год.

    8. Дизайн на Западе. – ВНИИТЭ. 1992 год.

    9. Курьерова Г. Г. Итальянская модель дизайна. – ВНИИТЭ. 1993 год.

    10. Лауфер К. М. Основные творческие концепции и перспективные направления современного дизайна. – ГаСБУ. 1994 год.

Дополнительной:

  1. Воронов Н. В. Очерки истории отечественного дизайна. 1и 2 части. – Москва, 1997-1998 годы.

  2. Кантор К. Правда о дизайне. – Москва, АНИР, 1996 год.

  3. Мери Холингворт . Искусство в истории человечества. – Искусство. 1995 год.

4) Борисова С. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. – Галарт. 1994 год.

5) Аронов В. Р., Иконников А. И. 100 дизайнеров Запада. – ВНИИТЭ. 1994 год.

6) Ковтун Е. Русский авангард 1920-х – 1930-х годов. – С-Петербург. Аврора. Паркстаун. 1996 год.

7) Тьелве Э. Краткий курс промышленного дизайна. – Машиностроение. 1984 год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconПрограмма составлена на основании требований государственного образовательного...
Дисциплина История культуры и искусств изучается во всех художественных вузах страны, в том числе и студентами, специализирующимися...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconКонфекционирование материалов для одежды
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа «Общая социология»
Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего образования к обязательному...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconЭлектрооборудование судов
Рабочая программа составлена доцентом М. Н. Романовым на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconАнатомия человека
Рабочая программа составлена доцентом, Гюнтер П. П. на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconРадиационная и химическая защита
Рабочая программа составлена доцентом Мазуриным Е. П. на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconПрограмма курса по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
Федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общепрофессиональные...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconМедико-биологические основы безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа составлена доцентом Гюнтером П. П. на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconСреднего общего образования
Образовательная программа разработана на основании фк государственного образовательного стандарта в части государственных требований...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент»
Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Теория и методика футбола» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины icon1. Характеристика образовательной программы
Образовательная программа разработана на основании фк государственного образовательного стандарта в части государственных требований...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconОрганизация и ведение спасательных работ
В. Н. Несмеяновым и доцентом, к т н. Ю. И. Пивоном на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требований к минимуму содержания и уровню...
Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальностям «Дизайн костюма». Цели и задачи дисциплины iconВысшего профессионального образования
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» спо (базовый уровень) с учетом требований Государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск