Скачать 444.32 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Липецкий институт управления” Кафедра дизайна Орлов И.И., Половинкина М.Л. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПЛАНЫ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ По курсу «История культуры и искусств» для студентов Липецкого Института Управления, обучающихся по специальности 070600.62 «Дизайн» Липецк 2010 УДК – 008+7.03 ББК 71 г +85.03 О-66 Печатается по решению кафедры дизайна. Протокол № 1 от 27 августа 2010 г. Резензент: Андренов Николай Бадмаевич Доктор философских наук, профессор кафедры философии Липецкого государственного технического университета Орлов И.И., Половинкина М.Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств» для студентов Липецкого Института Управления, обучающихся по специальности 070600.62 «Дизайн». – 38 с. © Липецкий Институт Управления, 2010 ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ «Методические рекомендации по «Истории культуры и искусства» включают в себя: - Разделтический план лекционных занятий; - Разделтический план семинарских занятий в полном варианте (2 часа еженедельно); - список рекомендуемой литературы (основной и дополнительный); - разработки семинарских занятий; - контрольные вопросы по курсу «Истории культуры и искусства» Основная задача курса – научить «уметь видеть» и интерпретировать произведения искусства. Семинар представляет собой практическое занятие, проводимое с целью более глубокого освоения студентами изучаемой дисциплины. Для надлежащей подготовки к семинару наряду с конспектами лекций необходимо использовать рекомендуемую учебную литературу (см. прилагаемый список учебников и учебных пособий), а также монографии, научные и научно – публицистические статьи, словари, справочники и энциклопедии. На лекциях по Культурологии и Теории и истории искусства преподаватель, прежде всего, излагает теоретический материал курса: дает определения основных понятий, раскрывает сущность важнейших культурно-исторических процессов, формулирует их причинно-следственную связь, выделяет типологические особенности явлений и событий, дает временную периодизацию. Однако из-за ограниченности во времени преподаватель не может в рамках лекций охватить весь фактический материал. На практических и семинарских занятиях у студентов имеется возможность подробнее ознакомиться с изучаемой темой и более полно освоить ее. Для того чтобы данное освоение было более интересным, полезным и творческим, студентам необходимо при подготовке к семинару самостоятельно изучить дополнительный материал, взятый из других источников. Данное методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебными планами специальности «Дизайн». Методическое пособие отражает направленность образования на фундаментальный характер подготовки студентов и включает в себя дисциплины обязательные для студентов обучающихся по специальностям дизайн. Семинары по истории и теории искусства составлены в соответствии с общепринятой периодизацией всеобщей истории искусства. Список семинарских занятий начинается с пропедевтического лекционного курса «Теория культуры», знакомящего студентов с основами изучаемой дисциплины. Далее семинарские и практические занятия изложены системными блоками, структурированными как по хронологическому, так и по Разделтическому принципу. Необходимо подчеркнуть, что планы семинарских занятий – авторские, отражающие оригинальные концепции квалифицированных преподавателей имеющих научные степени и продолжающие лучшие традиции отечественных научных школ. К планам каждого занятия прилагается рекомендуемый список научной литературы в несколько расширенном виде. На семинарах преподавателям рекомендуется сопровождать занятия демонстрацией иллюстративного ряда памятников архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства (диапозитивы, мультимедийные материалы и т. д.). Одной из обязательных форм подготовки студентов к семинарским занятиям по вышеуказанным курсам является конспектирование научных монографий и статей. Данная работа необходима по двум причинам. С одной стороны, она дает студенту возможность самостоятельно осваивать материал научных трудов при подготовке к семинарским занятиям. С другой, - знакомит студентов с современными направлениями научной мысли, формируя у них систему базовых знаний, необходимых в дальнейшей практической деятельности. В течение семестра каждый студент должен подготовить не менее трех конспектов по определенным научным трудам. Задания для конспектирования преподаватель выдает с учетом их соответствия Разделм семинарских и практических занятий, что позволяет более полно разобрать изучаемый материал. Конспект – является кратким изложением основного содержания книги или статьи. Прежде, чем приступать к конспектированию научной работы, следует ознакомиться с планом семинарского или практического занятия, повторить записи конспектов лекций по данной теме, прочитать соответствующий раздел учебника. Все это должно значительно облегчить работу с научной статьей или монографией. Конспект статьи рекомендуется составлять лишь после того, как содержание прочитанного будет хорошо усвоено. Работая над конспектом, необходимо соблюдать логику и последовательность изложения событий и явлений, их общепринятую периодизацию, избегать неточных записей, формулировок и сокращений. В конспекте следует широко применять подчеркивания и выделения основных выводов. Не рекомендуется излагать материал сплошным текстом, а следует разбивать его на абзацы. В начале конспекта необходимо указывать название статьи или монографии, фамилию автора, а также выходные данные научного журнала в котором статья опубликована. Студентам следует подходить к подготовке семинарских занятий очень ответственно, поскольку оценка их работы на этих занятиях существенно влияет на сдачу зачетов или экзаменов. Содержание Раздел 1. Теория культуры. Культура и искусство Древнего мира. Древний Восток Раздел 2. Культура и искусство Древней Греции и Древнего Рима Раздел 3. Раннехристианская культура и искусство. Культура Византийской цивилизации Раздел 4. Средневековая культура и искусство Западной Европы Раздел 5. Древнерусская культура и искусство Раздел 6. Культура и искусство эпохи Возрождения Раздел 7. Культура и искусство Нового времени. Западноевропейская и русская культура и искусство XVII – XVIII вв. Раздел 8. Западноевропейская и русская культура и искусство XIX в. Раздел 9. Западноевропейская культура и искусство XX в. Раздел 10. Отечественная культура и искусство XX в. Учебники и учебные пособия Вопросы для повторения Темы рефератов Раздел 1. Теория культуры. Культура и искусство Древнего мира. Древний Восток 1. Теория культуры
Искусство и искусствознание.
2. Культура и искусство Древнего мира. Древний Восток
Истоки и особенности.
Периодизация. Особенности. 3. Искусство Древнего Междуречья. 4. Искусство Древней Индии. 5. Искусство Древнего Китая. 6. Особенности культуры и искусства цивилизаций Древнего Востока. Основные понятия Наука и искусство – две сферы познания жизни. Идея и образ. Символ и знак. Понятие художественный образ. Мир идей и мир форм. Пластические и зрительные искусства. Стиль (индивидуальный, направления, эпохи). Манера. Структура зрительного восприятия. Скульптура. Пластика. Статуя, Рельеф. Пять пар понятий Вельфлина (линейность и живописность, плоскость и глубина, тектоничность и атектоничность, множественность и единство, ясность и неясность). Темы докладов и сообщений 1. Утилитарная и эстетическая функции архитектуры (строительная деятельность и художественное творчество). 2. Скульптура как трехмерное пластическое тело в пространственной среде. 3. Живопись как искусство организации объемного изображения на двухмерной поверхности. 4. Особенности искусства Древнего Египта. 5. Особенности искусства Древнего Вавилона. 6. Особенности искусства Древнего Китая. 7. Особенности искусства Древней Индии. Библиографический список Общие работы
История искусства
Раздел 2. Культура и искусство Древней Греции и Древнего Рима 1. Общие понятия об Античной цивилизации Средиземноморья. Возникновение и особенности. 2. Искусство Ахейской Греции (XX – XXII века до н. э.) 3. Культура и искусство «Гомеровской Греции». Время «Темных веков», искусство Геометрического стиля (конец XII – последние десятилетия. VIII века до н. э.) 4. Искусство классического периода (V – VI вв. до н. э.) 5 Искусство эпохи эллинизма (посл. четверть IV – I вв. до н. э.) 6. Общие проблемы искусства Древнего Рима. Периодизация. 7. Искусство и культура древних этрусков. 8. Искусство Древнего Рима периода Республики. 9. Искусство Древнего Рима эпохи Империи. 10. Искусство Римских провинций эпохи Империи. 11. Кризис античного искусства. Причины и пути выхода. Основные понятия Античный полис. Полисная идеология. Античная рабовладельческая демократия. Миф и мифопоэтическое восприятие эллинов. Архаика и архаическое искусство. Гуманистическая направленность античной культуры («логос» и «космос»). Принципы «античного реализма». Понятия «техне», «мимесис» и «катарсис». «Канон Поликлета» и другие каноны античности. Эллинизм и его роль в европейской культуре. Темы докладов и сообщений
Библиографический список
Раздел 3. Раннехристианская культура и искусство. Культура Византийской цивилизации 1. Кризис античной культуры и раннехристианское искусство. 2. Раннехристианское искусство после Миланского эдикта 313 г. н. э. Особенности становления христианской культуры и искусства на рубеже IV – V вв. н. э. 3. Культура и искусство Византийской империи V – VII вв. н. э. 4. Культура и искусство Византии VII – VIII вв. н. э. (до иконоборчества) Искусство эпохи иконоборчества (726-842) и средневизантийского периода IX – XII вв. 5. Искусство Комниновского периода (сер. XI – XIII вв.). Византийское искусство в Италии XI – XIII вв. 6. Палеологовское «возрождение» XIV – XV вв. и его роль в становлении Поствизантийской итало-критской школы. Основные понятия Евангелие. Литургика. Догматика. Искусство Катакомб. Аллегория и символ. «Христианская античность». Базиликальный, центрический и купольный типы христианских храмов. Вселенские соборы. Икона (энкаустик и темпера). Иконография. Изводы. Крестово-купольный тип храма. Мозаика и фрески. Монастырская культура и искусство. Темы докладов и сообщений
Библиографический список
|
Курс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | История экономических учений методические указания к семинарским занятиям Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,... | ||
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с | Библиография Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов... История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским... | Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» Русский язык и культура речи: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Т. В. Латкина; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,... | ||
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология» Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию | Планы семинарских и практических занятий методические рекомендации Целесообразно готовиться к семинарским и практическим занятиям за 1-2 недели до их начала: на основе изучения рекомендованной литературы... | ||
Методические указания к семинарским занятиям Часть II И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с | Ииаэ днц ран за 2011 год Важнейшие итоги Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» | Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» | ||
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и... Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История... История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение... | ||
Методические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник» Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос... | Тема Предмет и задачи дисциплины (2час, занятия 1) Занятие проводится в виде конференции Методические указания к практическим (семинарским) занятиям (дневная форма обучения) |