Скачать 416.75 Kb.
|
МИИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.А.Шолохова Программа государственного экзамена по специальности 070601 «Дизайн» Наименование дисциплины «Теория и история дизайна» Москва 2011 Утверждено советом факультета дизайна и визуальных искусств Протокол №___2____ от «__13_»__октября___________2011г. Автор-составитель: Сокольникова Н.М. доктор педагогических наук, профессор 1. Общие требования к государственному экзамену Согласно государственному образовательному стандарту (ГОС ВПО) образовательной программы подготовки специалистов 070601 «Дизайн», раздел 7.1.3. «Требования к государственному экзамену»: Государственный экзамен должен обеспечить возможность глубокой и многосторонней проверки знаний, усвоенных студентом во время обучения. Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы, имеющие междисциплинарный характер, находящиеся на стыке таких дисциплин, как «История» и «История искусств», «История искусств» и «История дизайна», «Философия» и «История искусств» и др. В программу государственного экзамена «Теория и история дизайна» на факультете дизайна МГГУ им. М.А. Шолохова вошли вопросы по следующим дисциплинам «Теория и методология проектирования в дизайне», «История дизайна», «История культуры и искусств». Содержание программы отражено в трех отдельных блоках, которые включают в себя вопросы вышеназванных дисциплин в объеме, необходимом для решения творческих и научно-методических задач, стоящих перед специалистами дизайна. Программа государственного экзамена по дизайну: полностью отвечает требованиям, предъявляемым к требованиям к выпускнику по образовательной программе (ГОС ВПО 070601 Дизайн). Требования к знаниям Специалист должен знать - основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения профессиональных задач; Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации. В области гуманитарного и социально-экономического знания: - выпускник должен обладать знаниями, полученными при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а так же уметь применять их в своей профессиональной деятельности; По общепрофессиональные дисциплинам: - ориентироваться в специальной литературе, как по виду творчества, так и смежных областях культуры и искусства; - обладать знаниями основных закономерностей развития искусства и культуры; - понимать специфику выразительных средств различных видов дизайна; - владеть практическими навыками; По специальным дисциплинам: - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии; - обладать основами теоретических знаний и практических навыков, необходимых дизайнеру; - уметь всесторонне анализировать конечные результаты деятельности дизайнера; - иметь опыт реализации художественного замысла в практической деятельности дизайнера; - иметь реальные представления о процессе художественно-промышленного производства; - обладать знаниями методов организации творческой и производственной деятельности коллектива, умениями преподавать собственный опыт и навыки по созданию дизайнерских проектов. 2. Порядок проведения государственного экзамена 2.1 Нормативные положения (допуск, пересдача и т.д.) Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (от 25.03.2003 №1155) «Положение о текущем контроле, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации обучающихся» 2.2 Форма проведения экзамена, продолжительность. Государственный экзамен проводится в сроки, предусмотренные учебным планом по специальности «Дизайн» и графиком учебного процесса. Итоговый государственный экзамен проводится в устной форме. Экзаменуемые получают экзаменационные билеты, содержащие три вопроса, составленные в соответствии с утвержденной программой экзамена. До проведения экзамена проводятся консультации по всем дисциплинам: «История дизайна», «История искусств», «Теория и методология проектирования в дизайне». 2.3 Критерии формирования оценки, сроки доведения оценок до студентов. Результаты государственного экзамена оцениваются по пятибалльной системе. Результаты экзамена объявляются в тот же день. Все решения государственной экзаменационной комиссии оформляются протоколами. 2.4 Возможность апелляции. Апелляции по экзамену принимаются в день объявления оценок. Апелляции, поданные после указанного срока, не принимаются. Ответ на апелляцию дается аттестационной комиссией не позднее 18 час следующего дня. 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Блок 1. Теория и методология проектирования в дизайне
Блок 2. История дизайна 1. Промышленная революция и ее роль в формировании дизайна как нового вида проектной деятельности во второй половине ХIХ века. Викторианский стиль в дизайне (Великобритания, Европа, США, Россия). 2. Первые теоретические и практические поиски новых концептуальных подходов к дизайну промышленных изделий и печатной графики. Движение искусств и ремесел в Великобритании и США. Деятельность Абрамцевского художественного кружка в России. 3. Модерн как новый синтетический стиль в дизайне интерьеров, предметов быта, графическом дизайне. Национальные особенности его проявления во Франции, Германии, Австрии, России и Испании. 4. Влияние авангардных течений в искусстве начала ХХ века на развитие графического дизайна. Итальянский и русский футуризм. Немецкий экспрессионизм и Дадаизм. 5. Идеи раннего модернизма в плакатной графике Германии и Великобритании. Неопластицизм и группа Де Стиль. 6. Школа русского конструктивизма. Эль Лисицкий, В.Татлин, А.Родченко, В.Маяковский, Л.Попова, В.Степанова, братья Стенберги. 7. Реформы художественного образования в Советской России: ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН. 8. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна. Три этапа в истории становления школы, основные преподаватели и их идеи. 9. Ар-деко – декоративное искусство новой буржуазии и его влияние на стилеобразующие принципы в дизайне между Первой и Второй мировыми войнами. Стримлайн в промышленном и графическом дизайне. 10. Дизайн в 1940-е годы. Агитационный плакат. Развитие инфографики (система Изотайп, журнал Форчун). Модернизм середины века (Алвин Люстиг, Герберт Мэттер). 11. Принципы функционализиа в промышленном дизайне послевоенных лет. Швейцарский интернациональный стиль в графическом дизайне (1950-е - начало 1960-х). 10. Наиболее яркие представители модернизма второй половины ХХ века: Вим Краувель, Массимо Виньелли, Пол Рэнд. 11. Первые альтернативы модернизму. Поп-арт, оп-арт и психоделия в дизайне 1960-х. 12. Концептуальная иллюстрация 1970-х. Студия Пуш-пин (Милтон Гластер и Сеймур Хваст). Герб Любалин и шрифтовой дизайн 1970-х. 13. Новые тенденции в промышленном дизайне 1970-х: антифункционализм, хай-тек. Стиль панк в графическом дизайне Великобритании и Швейцарии 1970-х: особенности и различия. 14. Постмодернизм и понятие деконструкции в дизайне 1980-х. Группа Мэмфис, Эприл Грейман, Вилли Кунц. 15. Графический дизайн новой волны и цифровая революция второй половины 1980-х – начала 1990-х. Невил Броуди, Девид Карсон, Зузанa Личко. 16. Развитие дизайна в 1990-е годы. Теория контролируемого хаоса, «Why not associates». Ретро элементы в дизайне Полы Шэр. Новые технологи в компьютерном дизайне и их влияние на графический дизайн. 17. Графический дизайн на современном этапе: ярке представители, характерные особенности, актуальные тенденции развития. 18. Национальные школы в дизайне на современном этапе (Япония, Иран, Латинская Америка, Китай и др.). 19. Исторические этапы становления дизайна в России: проблемы и перспективы развития. 20. Поиск новых концептуальных и технологических подходов к дизайну упаковки в ХХ в. Взаимозависимость технических и эстетических аспектов инновационного дизайна. 21. Основные вехи развития типографики в ХХ в. Эволюция средств шрифтового набора и их влияние на графический дизайн. 22. Этапы и перспективы развития рекламной графики в дизайне ХХ века. Художественный опыт и индивидуальные творческие методы в рекламе. 23. Эволюция концептуальных подходов к созданию фирменного стиля в графическом дизайне ХХ века. 24. Основные этапы развития промышленного дизайна в ХХ веке. Влияние уровня развития науки и техники на процессы формообразования. 25. Влияние основных стилевых течений и направлений в искусстве ХХ века на (графический) дизайн. 26. Развитие комиксной культуры и ее окончательная интеграция в графический дизайн. 28. Становление и основные этапы развития графического дизайна в контексте истории проектной культуры. Важнейшие направления, школы, имена и тенденции в графическом дизайне. Эволюция профессии и типология объектов графического дизайна. 29. Постсоветский дизайн: творческие направления, региональные школы, мастера. Блок 3. История культуры и искусств
Рекомендуемая литература Основная:
Дополнительная:
Журналы: «Арт-хроника», «Искусство», «Табурет», «Мир дизайна», «Ландшафтный дизайн», «Интерьер», «Интерьер дайджест», «Тара и упаковка». Ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы основная:
дополнительная: Шрифт (по 10-тилетиям и тегам) http://new.myfonts.com/search/tag%3A1910s/fonts/ История шрифтового дизайна до наших дней: http://tfaces.narod.ru/ http://www.paratype.ru/help/class/ дизайн: http://ffffound.com/ Тенденции в логотипах 2010 http://logolounge.com/article.asp?aid=dlW Лучший и худший ребрендинги 2010 http://www.underconsideration.com/brandnew/archives/the_best_and_worst_identities_of_2010_part_ii_the_best.php http://www.underconsideration.com/brandnew/archives/the_best_and_worst_identities_of_2010_part_i_the_worst.php Утверждено кафедрой дизайна, протокол № 7 от 14__февраля 2011 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 070601 «ДИЗАЙН» Авторы-составители: Сокольникова Н.М. доктор педагогических наук, профессор Гладилина И.П. доктор педагогических наук, доцент ВВЕДЕНИЕ Методические рекомендации по проведению итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений по специальности 070601 «Дизайн» разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в части требований к итоговой аттестации выпускников (п.7.2.) и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25.05.94г. №3. Целью итоговой государственной аттестации является определение соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям государственных образовательных стандартов (включая федеральный и национально-региональный (вузовский) компоненты). Задачей итоговой государственной аттестации является определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, соответствующих его квалификации. Итоговая государственная аттестация выпускников по специальности дизайн включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен. Высшее учебное заведение имеет право увеличивать количество государственных экзаменов до двух. Решение о количестве выпускных государственных экзаменов принимается Ученым советом высшего учебного заведения. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускников, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Общие требования к итоговой государственной аттестации выпускников по специальности дизайн изложены в п. 7.1 соответствующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Выполнение и защита выпускной квалификационной работы завершает подготовку специалиста (выпускника образовательного учреждения высшего профессионального образования) и призвана продемонстрировать его способность самостоятельно решать теоретические и практические задачи в рамках выбранной им специальности в соответствии с квалификационными требованиями. Данные методические указания призваны оказать помощь студентам-выпускникам факультета дизайна. Дипломник должен не только подготовить (в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования) и успешно защитить выпускную квалификационную работу, но и освоить этапы научного исследования. В этой связи, особое внимание следует обратить на специфику научного исследования и выполнения творческого задания. Общие принципы построения и основные этапы научного исследования отчасти уже знакомы студентам 5 курса, имеющим определенный опыт подготовки и защиты курсовых работ. Обращаем внимание студентов на основные особенности научного познания, логику построения и оформления научных исследований. Часть I. 1.1 Порядок выбора и закрепления тематики выпускных квалификационных работ. Работа по организации выбора тем выпускных квалификационных (дипломных) работ осуществляется кафедрой дизайна. К проведению дипломного исследования допускаются (по представлению деканата факультета дизайн) студенты, полностью прошедшие теоретическую и практическую подготовку по данной специальности в соответствии с Учебным планом, не имеющие академической задолженности и полностью выполнившие условия договора. Примерная тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается и утверждается кафедрой «Дизайна» и доводится до студентов 5 курса не позднее апреля текущего учебного года. Тема выпускной квалификационной работы выбирается студентом на основании собственных научных интересов, практического опыта и научного кругозора по предложенной тематике. Закрепление темы дипломной работы, согласованной с научным руководителем, производится на основании личного заявления студента 5 курса, представленного на имя заведующего кафедрой дизайна не позднее 30 апреля текущего учебного года. Заявления студентов рассматриваются на заседании кафедры. Решение кафедры оформляется протоколом заседания кафедры, где отражены:
Тематика выпускных квалификационных работ должна отражать актуальные проблемы развития науки на современном этапе. 1.2 Научное руководство и консультирование выпускной квалификационной работой. Непосредственное руководство выпускной квалификационной работой студента осуществляет научный руководитель. Он назначается из числа штатных сотрудников кафедры или совместителей, имеющих ученую степень, ученое звание и (или) достаточный педагогический и практический опыт в рамках выбранной тематики. Один руководитель может одновременно осуществлять руководство несколькими дипломниками. При необходимости, для подготовки выпускной квалификационной работы студенту кроме руководителя назначается один или несколько консультантов. Обязанности научного руководителя: - практическая помощь студенту в выборе темы выпускной квалификационной работы и разработке плана ее выполнения;
- оценка качества проведенного исследования в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями и оформление отзыва научного руководителя. - проведение предзащиты выпускной квалификационной работы с целью выявления готовности студента к защите. План – один из важнейших этапов при написании выпускной квалификационной работы. Это краткая запись, которая отражает последовательность изложения материала; прогнозирование структуры создаваемого текста. План не передает фактического содержания, а лишь указывает на схему его подачи. Студент-дипломник обязан не менее чем два раза в месяц отчитываться перед руководителем о ходе проводимого исследования. 1.3 Требования к содержанию выпускной квалификационной работы. Дипломная работа по одному из видов дизайна состоит из двух частей: творческой (практической) и теоретической (текстовой), в которой систематизируются, закрепляются и расширяются полученные во время теоретического и практического обучения знания и умения по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также дисциплинам специализации. В дипломной работе должно быть продемонстрировано применение этих знаний и умений при решении разрабатываемых вопросов и проблем. Дипломная работа направлена на выяснение степени подготовленности студента к выполнению самостоятельной практической работы. Выпускная квалификационная работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, а также навыков опытной работы. Содержание выпускной квалификационной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Работы могут выполняться: − по теоретическим дисциплинам, входящим в цикл дисциплин предметной подготовки; − по практическим специальным дисциплинам. Проведенное исследование может касаться чисто теоретической проблемы или ориентироваться на практические задачи, связанные с видами профессиональной деятельности выпускника. Дипломная работа выполняется по материалам, собранным в период преддипломной практики. Обязательные компоненты дипломной работы следующие: текстовая часть в виде сброшюрованного альбома, наглядная часть в виде планшетов (плакатов, баннеров, таблиц, количество и размер которых зависит от творческого замысла), моделей и макетов. Примерный размер планшетов и макетов, как правило, 60х80 см и более. Практическая часть дипломной работы – различные типы и виды плакатов (6-8 работ размером примерно 60х80 см отпечатанных на пенокартоне или баннерной ткани, обязательно с креплением в виде тубуса), раскрывающие содержание, оригинальный характер и графический стиль их оформления. Особенно важно подчеркнуть, что дипломник обязан продумать и осуществить дизайнерские способы крепления плакатов на защите. Теоретическая часть дипломной работы переплетается или вкладывается в папку с файлами, к ней обязательно прикладывается дискета или CD диск, содержащий весь текстовой и иллюстративный материал. Теоретическую часть желательно оформить с учетом выбранного художественно-образного решения для практической части. Защиту дипломных работ рекомендуется дополнить компьютерной презентацией проектов с демонстрацией видеоролика и рекламных материалов. Требования к творческой части дипломной работы. |
Программа итоговой государственной аттестации по специальности 070601.... Перечень вопросов к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 070601. 65 «Дизайн (дизайн среды)» 5 | Программа дисциплины "Моделирование костюма" для специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 070601. 65 "Дизайн",... | ||
Программа по дисциплине «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды» Предназначена студентам по специальностям 070601. 65 Дизайн, специализация 070601. 65 Дизайн среды | Основная образовательная программа 070601. 65 Специальность «Дизайн». Профиль «Дизайн среды» Рабочая программа учебной дисциплины «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями ооп:... | ||
Основная образовательная программа 070601. 65 Специальность «Дизайн». Профиль «Дизайн среды» Рабочая программа учебной дисциплины «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями ооп:... | Программа дисциплины «Социальные аспекты дизайна» для специальности 070601. 65 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Программа дисциплины «Живопись» для специальности 070601. 65 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Программа дисциплины «История религии» для специальности 070601. 65 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Учебная программа дисциплины «Дизайн в рекламе» предназначена для студентов специальности 070601. 65 «Дизайн» | Программа дисциплины "Техническое конструирование" для специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 070601. 62 "Дизайн",... | ||
Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы... И. И. Колосова, заведующий кафедрой «Дизайн архитектурной среды»тгасу, кандидат архитектуры, доцент | Программа дисциплины «Рисунок» для специальности 070601. 65 "Дизайн" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» Умк по дисциплине «философия» для студентов 2 курса по специальности: 070601. 65 «Дизайн» специализация Графический дизайн соответствует... | Валеология Гос впо РФ и предназначена студентам очной формы обучения специальностей 070601. 65 «Дизайн (специализации «дизайн среды», «дизайн... | ||
Программа дисциплины «Ландшафтный дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Программа дисциплины «Ландшафтный дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... |