ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ Рекомендуется для направления подготовки специальности:
060101 Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника: «специалист»
1. Цели и задачи изучения дисциплины:
Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
Задачи:
обучить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;
показать общие закономерности всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;
раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;
показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;
ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;
прививать этические принципы врачебной деятельности; показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;
воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;
расширить общий научный и культурный кругозор учащихся.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «История медицины» относится к циклу Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, является базовой (обязательной) в медицинском образовании по соответствующему циклу дисциплин.
Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.
Является предшествующей для изучения дисциплин: цикл Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: психология и педагогика, дисциплин математического, естественнонаучного цикла, в том числе: медицинская информатика, топографическая анатомия и оперативная хирургия, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия, патофизиология, клиническая патофизиология. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способности и готовности к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);
способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);
способности и готовности овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);
способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;
отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая история);
достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;
вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и деятельности в истории человечества;
Уметь:
анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;
понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;
постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности;
стремиться к повышению своего культурного уровня;
достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.
Владеть:
навыками ведения научной дискуссии по важнейшим вопросам общей истории медицины;
навыками использования в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов /
зачетных единиц
| Семестр
II
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
| Реферат
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
|
| Общая трудоемкость
| часы
|
|
| зачетные единицы
| 3.0
|
|
5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование
раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
1
| 2
| 3
|
| Введение. Врачевание в первобытном обществе.
| История, культура и медицина. Периодизация и хронология истории медицины. Источники изучения. Медицина и искусство.
Становление первобытного общества и первобытного врачевания (Становление человека и человеческого общества. Праобщина и зачатки врачевания).
Врачевание в период зрелости первобытного общества (Общественные отношения и духовная культура. Врачевание и зарождение культов и верований. Трепанация черепа).
Врачевание в период разложения первобытного общества (Общественные отношения и духовная культура. Врачевание и врачеватели).
Медицина — народная, традиционная, научная.
|
| Врачевание в странах Древнего Востока.
| Врачевание в Древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия)
Врачевание в Шумере (История. Мифология и врачевание. Развитие врачевания).
Врачевание в Вавилонии и Ассирии (История. Мифология и врачевание. Развитие врачевания).
Врачевание в Древнем Египте (История. Мифология и врачевание. Развитие медицинских знаний).
Врачевание в Древней Индии (История. Санитарное дело периода Индской цивилизации. Врачевание в ведийский период. Врачевание классического периода).
Врачевание в Древнем Китае (История. Философские основы китайской медицины. Традиционная китайская медицина).
|
| Врачевание и медицина античного Средиземноморья.
| Врачевание и медицина в Древней Греции (История. Мифология и врачевание).
Врачевание крито–ахейского периода.
Врачевание предполисного периода.
Врачевание полисного периода.
Медицина классического периода (Философские основы древнегреческой медицины. Врачебные школы. Гиппократ. "Гиппократов сборник". Врачебная этика в Древней Греции).
Медицина эллинистического периода (История. Философские основы. Александрийский Мусейон и медицина).
Медицина в Древнем Риме
Врачевание в царский период
Медицина периода Республики (Санитарное дело. Начала организации медицинского дела. Философские основы медицины древнего Рима).
Медицина периода Империи (Становление военной медицины. Развитие медицинского дела. Развитие медицинских знаний. Гален: его учение и галенизм. Становление христианства и медицина).
|
| Медицина Раннего (V-Х вв.) и Классического (ХI-ХV вв.) Средневековья.
| Медицина в Византийской империи (395-1453) (История. Санитарно–технические сооружения. Византийская наука и религия. Развитие медицинских знаний. Образование и медицина).
Медицина Древней Руси (IХ-ХV вв.) (Врачевание в Древнерусском государстве. История. Развитие врачевания. Нашествие Золотой Орды).
Медицина народов средневекового Востока (VII-ХVII вв.)
Медицина в халифатах (VII-ХI вв.) (История. Арабоязычная культура и медицина. Больничное дело).
Медицина народов Средней Азии (Х-ХV вв.) (История. Ибн Сина).
Медицина Юго-Восточной Азии (IV-ХVII вв.). Китай. Тибет.
Медицина в Западной Европе в периоды Раннего и Развитого средневековья (V–ХV вв.) (История. Больничное дело. Образование и медицина. Схоластика и медицина. Эпидемии повальных болезней).
|
| Медицина Позднего Средневековья (ХV-ХVII вв.).
| Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения (ХV–ХVII вв.) (История. Становление анатомии как науки. Становление физиологии как науки. Ятрофизика. Ятрохимия и медицина. Эпидемии и учение о контагии. Развитие хирургии. Больничное дело и монастыри).
Медицина народов Американского континента до и после конкисты (История. Развитие медицинских знаний. Организация медицинского дела.
Медицина в Московском государстве (ХV–ХVII вв.) (Народная медицина. Эпидемии. Первые аптеки и Аптекарский приказ. Доктора медицины и лекари).
|
| Медико-биологическое направление в медицине Нового времени.
| Общая биология и генетика (Теория эволюции органического мира. Учение о наследственности и изменчивости).
Анатомия.
Гистология (Эмпирический период. Микроскопический период).
Эмбриология.
Общая патология (патологическая анатомия и патологическая физиология).
Микробиология (Эмпирический период. Физиология и экспериментальная медицина (Эмпирический период. Экспериментальный период).
|
| Клиническая медицина Нового времени.
| Внутренние болезни (Утверждение клинического метода. Медицинское дело и медицинское образование в России в ХVIII в. Первые методы и приборы физического обследования. Развитие медицины и медицинского образования в России в ХIХ в.).
Инфекционные болезни и эпидемиология.
Педиатрия.
Психиатрия.
Хирургия (Техника операций. Создание топографической анатомии. Открытие и введение наркоза. Н.И.Пирогов – основоположник военно–полевой хирургии. Антисептика и асептика. Учение о переливании крови).
Акушерство и гинекология.
Зубоврачевание и стоматология.
Общественное здоровье в Новой истории (Общественная медицина. Земская медицина. Экспериментальная гигиена).
|
| Медицина ХХ столетия
| Становление советской медицины. Создание Наркомздрава РСФСР. Принципы советской медицины. И.П.Павлов — "старейшина физиологов мира". Медицина в годы Великой Отечественной войны. Основные достижения медицины в ХХ столетии. Нобелевские премии в области медицины или физиологии. Тенденции развития медицины и здравоохранения. Международное сотрудничество в области медицины (Международный Красный Крест. Лига Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Всемирная организация здравоохранения. Движение "Врачи мира за предотвращение ядерной войны".
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
№
п/п
| Наименование
обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
| №№ разделов данной дисциплины, необходимых
для изучения обеспечиваемых (последующих)
дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1.
| психология и педагогика
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| медицинская информатика,
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| топографическая анатомия и оперативная хирургия
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| нормальная физиология
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| микробиология, вирусология, иммунология
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| патофизиология, клиническая патофизиология
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| ПЗ
|
ЛЗ
| Сем
| СРС
| Всего часов
| 1.
| Введение. Врачевание в первобытном обществе.
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Врачевание в странах Древнего Востока.
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Врачевание и медицина античного Средиземноморья.
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Медицина Раннего (V-Х вв.) и Классического (ХI-ХV вв.) Средневековья.
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Медицина Позднего Средневековья (ХV-ХVII вв.).
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Медико-биологическое направление в медицине Нового времени.
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Клиническая медицина Нового времени.
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Медицина ХХ столетия.
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
6. Лабораторный практикум:
Лабораторные работы не предусмотрены. 7. Практические занятия (семинары – не предусмотрены):
№
п/п
| № раздела
дисциплины
| Тематика практических занятий
| Трудоемкость
(час)
| 1.
|
| Введение: история, культура, медицина. Периодизация и хронология истории медицины. Источники изучения. Медицина и искусство.
Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание
|
| 2.
|
| Врачевание в странах Древнего Востока (страны Месопотамии, Древний Египет)
|
| 3.
|
| Врачевание в странах Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай)
|
| 4.
|
| Медицина Древней Греции
|
| 5.
|
| Медицина Древнего Рима
|
| 6.
|
| Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) Средневековья (Византийская империя, Киевская Русь, Арабские халифаты, средневековый Восток)
|
| 7.
|
| Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) в Западной Европе
|
| 8.
|
| Медицина Позднего Средневековья (XV–XVII вв.): эпоха Возрождения в Западной Европе; Московское государство
|
| 9.
|
| Медицина Позднего Средневековья (XV–XVII вв.): доколумбовая Америка (майя, ацтеки, инки)
|
| 10.
|
| Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): медико–биологическое направление (великие естественнонаучные открытия, анатомия, общая патология, микробиология, физиология)
|
| 11.
|
| Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): медико-биологическое направление (великие естественнонаучные открытия, анатомия, общая патология, микробиология, физиология)
|
| 12.
|
| Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): клиническая медицина (терапевтическое направление); гигиена и общественное здоровье.
|
| 13.
|
| Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): клиническая медицина (хирургическое направление).
|
| 14.
|
| Медицина Новейшего времени (ХХ столетие): Здравоохранение и медицина в России
|
| 15.
|
| Медицина ХХ столетия: основные достижения и международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения
|
|
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрено. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / 9-е изд., стереотип. (гриф Минобразования РФ). — М.: Издательский центр "Академия", 2009. —560 с..
б) дополнительная литература:
Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие. — М.: Медицина, 2008. – 180 с.
Гладких П.Ф., Локтев А.Е. Очерки истории отечественной военной медицины. Служба здоровья в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / Под ред Б.Г.Гайдара. – СПб., 2005. – 720 с.
Григорьян Н.А. Иван Петрович Павлов. 1849–1936. Ученый. Гражданин. Гуманист. К 150-летию со дня рождения. — М.: Наука, 1999. — 312 с.
Григорьян Н.А. Иван Михайлович Сеченов, 1829-1905. – М.: Наука, 2004. – 362 с.
Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела: Учебное пособие. – М.: ГОУ ВНУМЦ МЗ РФ, 2003. – 320 с.
Кэмбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учебное пособие / Под ред. Ю.М.Лопухина, Б.Г.Юдина. – М.: ГЕОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.
Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии: Лекции. – СПб., СПбПМА, 1998. – 156 с.
Мирский М.Б. Медицина России X-XX веков. — М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОСПЭН), 2005. — 632 с.
Мирский М.Б. История медицины и хирургии: Учебное пособие для студ.. высш. мед. учеб. заведений – М.: Гэотар-Медиа, 2010. – 528 с.
Пашков К.А., Белолапоткова А.В. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины : Для студентов стоматологического факультета. – М.: Вече, 2004. – 248 с.
Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в России IX-XX вв. Основные направления развития. – М.: МГМСУ, 2008. – 320 с.
Сорокина Т.С. Программа дисциплины История медицины. Для специальностей: 040100 — «Лечебное дело», 040200 — «Педиатрия», 040300 — «Медико–профилактическое дело», 040400 — «Стоматология» / 2-е изд., переработ. и дополн. — М.: Изд-во РУДН, 2003. — 44 с.
Сорокина Т.С. Медицинские профессии: Учеб пособие. – М. Издательский центр "Академия", 2009. —368 с.
Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в реформах просвещения первой трети XIX века. 2-е изд., доп. — М.: Шико, 2001. — 338 с.
Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Разработка и внедрение этапности клинического преподавания в Московском университете.— М.: Медицина, 2002. — 175 с.
Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. — М.: Вече, 2004. — 168 с.
в) программное обеспечение: общесистемное и прикладное программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Классы для занятий историей медицины оснащаются компьютерами и проекционной аппаратурой для демонстрации презентаций, учебных видео- и кинофильмов, а также для использования компьютерных программ контроля знаний студентов. 11. Методические рекомендации пол организации изучения дисциплины:
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных разработок, деловых и ролевых игр и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с видными российскими и зарубежными учеными и специалистами, общественными деятелями, работниками культуры и образования.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 10% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС ВПО с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа не могут составлять более 30% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС ВПО).
Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
Философские основы и история врачевания и медицины одной их цивилизаций Древнего мира (например, Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Индии, античной Греции, Древнего Рима и др.).
Вклад выдающихся ученых-медиков прошлого в развитие медицины (например, Галена, Ибн Сины, Парацельса и др.).
Религия и медицина (например, в Западной Европе в период классического Средневековья, в Византийской империи, Халифате и т.п.).
Медицина эпохи Возрождения (одного из направлений развития).
Медицина доколумбовых цивилизаций Америки.
История борьбы с особо опасными инфекциями (например, оспой, чумой или холерой) или современными инфекционными заболеваниями (гепатиты, СПИД и др.).
История развития отечественной медицины в определенный период (например, в Древнерусском государстве, Московском государстве, в эпоху Петра I, при Екатерине II и др.).
Земская медицина – приоритет России.
Становление и развитие медицинского образования в России (на различных этапах истории).
Становление медицинского образования в Западной Европе (история университетского образования).
История развития одной из медико-биологических наук (например, анатомии, физиологии, патологии, микробиологии, генетики и др. или их выдающихся представителей).
Развитие методов обследования и лечения больного (например, термометрии, аускультации и др., а также современных методов – биохимических, УЗИ, КТ, МРТ и др.).
История развития одного из направлений медицины (например, акушерства и гинекологии, педиатрии, внутренних болезней, инфекционных болезней, психиатрии, сестринского дела, анестезиологии, отдельных направлений хирургии, трансплантологии и многих других).
История жизни и деятельности одного из выдающихся деятелей медицины (например, И.М.Сеченова, Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, И.П.Павлова, других отечественных и зарубежных ученых).
История педиатрии (например, отдельных ее направлений или выдающихся представителей).
Становление и развитие гигиены (или одного из ее направлений).
История зубоврачевания и стоматологии (или вклад выдающихся ученых в их развитие).
История военной медицины. Героизм военных медиков.
Не врачи – в медицине (одна из биографий).
Опыты врачей на себе (героизм врачей, изучение определенных болезней).
Нобелевские премии по физиологии или медицине (история одного открытия).
Международный Красный Крест: история становления и деятельность.
История Всемирной организации здравоохранения и ее роль в современном мире.
История развития медицины и здравоохранения Вашего города, региона, края (или вклад известных ученых, врачей, организаторов здравоохранения).
История Вашего высшего учебного заведения или факультета (или его, профессоров, преподавателей и выпускников) в развитие медицины.
Разработчик:
Место работы
| Занимаемая
должность
| Инициалы,
фамилия
| РУДН
| Профессор, зав курсом истории медицины
| Т.С.Сорокина
|
Редактирование примерной программы дисциплины проведено Федеральным государственным образовательным учреждением «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Эксперты:
Место работы
| Занимаемая
должность
| Инициалы,
фамилия
|
|
|
|
|
|
|
|