Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Грудцино
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
__________/Л.А. Боркова/ Протокол № ___ от
«____»_________2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УР ___________ /Е.А. Мишина/ «____»____________2013 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ
с. Грудцино
_________ /И.И. Полякова/ Приказ № ___от «___»__2013 г.
|
Рабочая программа
по курсу Историческое краеведение
7 класс
Составил:
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Л.А. Боркова
2013-2014 учебный год Пояснительная записка
Программа составлена на основе закона РФ « Об образовании», авторской программы Гречухина Г.Б. Историческое краеведение. Учебная программа для общеобразовательных учреждений. - Нижний Новгород: НИРО, 2011 год, учебников Седова А.В, Филатова Н.В. Нижегородский край. Факты, события, люди. Н.Новгород: ЦГО, 1994г.; Наш край – Н.Новгород: НГЦ, 2006г. Программа рассчитана на 34 часов в год, 1 раз в неделю, изучается в 7 классе.
Цель курса: расширение и систематизация знаний учащихся по истории Нижегородского края, формирование в их сознании социально значимых, духовно-нравственных и патриотических ценностей.
Задачи курса:
Дать знания по истории родного края в контексте общероссийского федерального курса истории;
Научить учащихся самостоятельно анализировать. Оценивать факты и события родного края;
Способствовать воспитанию чувства гордости за дела и подвиги своих земляков. За любовь к Отечеству и их вклад в наследие Родины.
Формы и методы проведения занятий:
- Беседа.
- Экскурсия.
- Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.
- Рефераты, доклады и сообщения.
- Беседы – встречи.
- Конкурсы.
- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторина, олимпиада.
- Урок вопросов и ответов.
- Историко-литературные уроки.
- Презентации.
- Конференции.
Системный контроль осуществляется в форме заданий, творческих работ, эссе, докладов, презентаций, проектов и других видов текущего контроля.
Формы и средства контроля
контрольная работа;
самостоятельная работа;
тестовая работа;
презентация;
устный ответ;
внеурочные мероприятия
При оценивании устного ответа учащегося 7 класса оценка ставится:
за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке
за участие во внеурочных мероприятиях по предмету
за исправление ответов учащихся
за умение использовать в ответе различные источники знаний (текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы);
за работу с историческими источниками и их анализ;
за выполнение домашней работы;
за работу в группах по какой-либо теме;
за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;
за ролевую игру или викторину
за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;
При оценивании письменных ответов оценка ставится:
за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно
за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
за исторический диктант
за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
за тестовую работу
за письменное сообщение
Оценивание итогов обучения делится на:
текущее оценивание в течение учебного года;
итоговое оценивание (четвертное, полугодовое, годовое.)
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу года обучения обучающиеся должны достичь результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:
сформировать готовность учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
отвлечь учащихся от противоправных действий
заполнить свободное время подростка социально значимыми , интересными делами;
создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности;
знать историю Нижегородской области;
знать историю Павловского района;
знать выдающихся людей родного края;
уметь вести диалог со старожилами, людьми, несущими информацию о нашем крае;
уметь пользоваться краеведческой литературой, архивными источниками, научной литературой.
Календарно-тематическое планирование
№
| Название тем, уроков.
| Форма занятия
| Дата по плану
| Факт. дата
| 1
| Тема I. Наш край в древности Археологическое прошлое Нижегородского края.
| Лекция с элементами беседы
|
|
| 2
| Городец на Волге – Древнейший русский город.
| Комбинированный урок
«Сказание о граде Китеже»
|
|
| 3
| Основание Нижнего Новгорода
| Комбинированный урок
|
|
| 4
| У истоков Нижегородского Поволжья
| Урок-конференция(сообщения учащихся)
|
|
| 5
| Тема II. Великое Нижегородско-Суздальское княжество(1341-1392 гг)
Соперничество Москвы и Твери за Суздальское княжество.
|
Лекция с элементами беседы
|
|
| 6
| Основные периоды истории Великого
княжества Нижегородского.
| Лекция с элементами сообщений учащихся
|
|
| 7
| Тема III . Наш край в составе Московского государства.
Нижегородский край в XV веке.
| Комбинированный урок
|
|
| 8
| XVI в. под стягами Москвы.
| Комбинированный урок
|
|
| 9
| Нижегородский край в системе обороны Русского централизованного государства.
| Урок-экскурсия
|
|
| 10
| Нижегородский край в эпоху Ивана IV.
| Комбинированный урок, лекция.
|
|
| 11
| Тема IV. Нижегородский край в XVII веке.
Смута и Нижегородский край
| Комбинированный урок
|
|
| 12
| Великое дело Минина и Пожарского.
| Комбинированный урок
|
|
| 13
| Социально- экономическое развитие.
| Комбинированный урок
|
|
| 14
| Города и посады Нижегородского Поволжья.
| Урок-практикум
|
|
| 15
| Промышленная Балахна.
| Комбинированный урок
|
|
| 16
| Арзамас в XVII веке.
| Лекция с элементами беседы
|
|
| 17
| Макарьевская ярмарка.
| Комбинированный урок
|
|
| 18
| Раскол в Русской Православной Церкви.
| Комбинированный урок
|
|
| 19
| Повторительно- обобщающий урок на тему:
« Нижегородский край в XVII веке»
|
|
|
| 20
| Повторительно- обобщающий урок на тему : «Макарьевская ярмарка»
|
|
|
|
21
| Тема V. Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра 1 и преобразований Екатерины II.
Рождение Нижегородской губернии.
|
Комбинированный урок
|
|
| 22
| Петр 1 в Нижнем Новгороде.
| Урок-лекция
|
|
| 23
| Питирим и Нижегородское старообрядчество.
| Комбинированный урок
|
|
| 24
| Крестьянская война под предводительством Пугачева в Нижегородской губернии.
| Комбинированный урок
|
|
| 25
| Нижегородское наместничество (1779-1796).
| Урок-лекция
|
|
| 26
| Социально- экономическое развитие Нижегородского наместничества.
| Урок-лекция
|
|
| 27
| Города, промышленность, ремесла в Нижегородском Поволжье.
| Урок-лекция, сообщения учащихся
|
|
| 28
| Формирование Приокского горного округа.
| Комбинированный урок
|
|
| 29
| Культура Нижегородского края.
Нижегородская наука, образования.
| Урок- конференция
|
|
| 30
| Повторительно- обобщающий урок на тему: « Петр 1 в Нижнем Новгороде».
|
|
|
| 31
| Повторительно-обобщающий урок на тему: «Культура Нижегородского края».
|
|
|
| 32
| Повторительно- обобщающий урок на тему : «Нижегородская наука».
|
|
|
| 33
| Повторительно- обобщающий урок на тему : «Нижегородское образование».
|
|
|
| 34
| Повторение за курс краеведения.
|
|
|
|
Содержание программы
Раздел 1. Наш край в древности. Первые сведения из истории края.
Введение. Археологическое прошлое Нижегородского края. Основание Нижнего Новгорода. Походы русских князей против Волжской Булгарии. Князь Юрий Всеволодович у истоков Нижнего Новгорода.
Раздел 2. Основные периоды истории Нижегородского княжества.
Возвышение Нижегородской земли 1341-1365 гг. Приток русских поселенцев в нижегородское Поволжье. Дворцовое село Павлово. Нижегородский кремль. Павловские стрельцы в XVI – XVII вв. Изограф Никита Павловец.
Раздел 3. Нижегородский край и Павлово в 17 веке.
Смута и Нижегородский край. Павлово и его окрестности во время Великой Смуты. Великое дело Минина и Пожарского. Хозяйственная жизнь города Павлово. Род графов Шереметьевых. Макарьевская ярмарка. Раскол в Русской православной церкви.
Раздел 4. Нижегородская губерния и Павлово в 18 веке.
Старообрядчество. Питирим. Рождение Нижегородской губернии. Петр I в Н.Новгороде. Павловские оружейники. Города, промышленность, ремесла в Нижегородском Поволжье. Культура Нижегородского края XVIII в. Декабристы – нижегородцы. Церковное и гражданское зодчество с. Павлово. В.Г. Короленко в Н.Новгороде. «Павловские очерки» В.Короленко. проведение крестьянской реформы в с. Павлово. Ф.М. Варыпаев - крепостной графа Шереметьева. «Крепостная актриса» Шлыкова-Гранатова. Павловские меценаты.
Раздел 5. Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра 1 и преобразований Екатерина11 (XVIII в.)
Создание особой нижегородской губернии. Первые губернаторы. Ржевский Ю.А. восстание Кондрата Булавина. Посещение Н.Новогорода Петром !. Азовский поход 1695 г. Пильна. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева. Губернская реформа Ектерины11 1775 г. Секуляризация церковных земель. Генеральное межевание в Нижегородской губернии. Значение Нижегородского наместничества в истории края.
Города, промышленность, ремесла, торговля. «Малый Урал». Промышленники Баташевы.
Нижегородский театр. Нижегородская типография. Дамаскин-Руднев, Ананьев, Кулибин, Орлов, Лобачевский.
Питирим и нижегородское старообрядчество. Керженские и ветлужские скиты. Основные течения старообрядцев. Деятельность Питирима. Дискуссия в селе Пафнугове. Падение авторитета Питирима.
Учебно-методические средства обучения: Агафонов Г.Д. Нижегородский кремль. – Горький, 1976.
Богородицкая Н.А. Нижегородская ярмарка. – Н.Новгород, 1991.
Гречухин Г.Д. Программа по историческому краеведению для основной школы. – Н.Новгород, 2006.
Наш край: книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. 5-е издание. – Н.Новгород: НГЦ, 2008
Нижегородский край: факты, события, люди. – 2-е издание. – Н.Новгород: НГЦ, 1997
Филатов Н.Ф. Нижегородский край в русском летописании. – Н.Новгород, 2003
Филатов Н.Ф. Подвиг во имя России. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. – Н.Новгород. 1996 |