МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ п.г.т.КУЙБЫШЕВСКИЙ ЗАТОН»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор школы
______ _______ (Семагина Н.Г.) _______ (Ильин А.Н..)
Протокол № ___ от Приказ № ___ от
« __ » ____________ 2013 г. « __ » _____________ 2013 г. « __ » ___________ 2013 г.
Рабочая программа учебного курса
по истории в 6 классе
учителя истории
Губайдуллина Ирека Ильясовича II категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _________ от
« ____ » ____________ 2013 г.
2013-2014 учебный год Пояснительная записка к рабочей программе по истории в 6 классе.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента основного общего образования по истории;
Примерной программы основного общего образования по истории, Министерства науки и образования Российской Федерации, 2004
г.;
Программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание.//А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Программа: история Отечества с древности до конца XVI в. - М.: Просвещение, 2007 г.;
Общими целями и задачами исторического образования на ступени общего среднего образования являются следующие:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно- национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликуль- турном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Учебный курс истории в 6 классе включает в себя два модуля, первый модуль - II часть всеобщей истории, история Средних веков, второй модуль - история России с древности до конца XVI в.
В цели курса истории в 6 классе входит:
-сформировать у учащихся целостное представление об отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие мира и России, показать их общие черты и различия;
охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре мира и России;
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий - христианства и ислама.
Рабочая программа в основном базируется на учебных программах авторского коллектива под руководством доктора исторических наук А. А. Данилова издательства «Просвещение», переиздана в 2007 году (история России) и Примерной программе Минобрнауки Российской Федерации,2004 г. (история Средних веков). Настоящим программа допущена к использованию в учебнообразовательном процессе. Ряд тем дополнены материалом регионального компонента, в календарно-тематическом планировании данные уроки имеют пометку (РК)
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:
умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
умения полемизировать и отстаивать свою точку зрения;
умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
умения работать с исторической картой;
умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Согласно учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Из них на историю Средних веков отводится 34 часа, на изучение истории России 34 час. Для проведения повторительно-обобщающих контрольных уроков отведено 8 часов. В настоящей рабочей программе запланированы входящий, промежуточный и исходящий контроль знаний, навыков и умений.
Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная форма. Для достижение целей и задач при изучении истории в 6 классе используются как классические, так и нетрадиционные виды и формы уроков. К классическим видам и формам уроков относятся: комбинированный урок, урок самостоятельной работы, повторительно-обобщающий урок, урок закрепления знаний, умений, навыков. Нетрадиционные типы уроков: урок соревнование, урок открытых мыслей, урок-турнир, урок-эврика, урок-зачет, интегрированный урок,
В ходе реализации настоящей программы используются следующие технологии обучения: технология критического мышления, технология проблемного обучения.
Для отслеживания динамики усвоения учебного материала запланированы входящий, промежуточный и исходящий контроль в виде тестирования по темам изученного материала. Кроме того, на уроках используются такие виды контроля тестирование, исторический диктант, беседа, самостоятельная работа, решение познавательных заданий, разгадывание кроссвордов.
Литература и средства обучения:
М.А.Бойцов,Р.М.Шукуров
История Средних веков: 6 класс.М. -Русское слово, 2007 Данилов А. А., Косулина Л. Г.
История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. М. - просвещение, 208.
Данилов А. А., Косулина Л. Г.
История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь. М. - Просвещение, 2010 Данилов А. А., Косулина Л. Г.
История России: 6 класс: Поурочные разработки. М. - Просвещение, 2009.
Фадеева Д.А. Тороп В.В., Бондарь С.В. Контрольные работы по истрии:5-9 классы.
Ворожейкина Н.И.
«Изучение отечественной истории в 6-7 классах: Пособие для учителя.
Абдуллаев Э. Н. и др.
Современные информационные технологии в преподавании истории и общественных дисциплин.
Атласы по истории Средних веков и истории России с древнейших времен до конца XVI в. Учебные таблицы по истории Средних веков и истории России. М. - «Спектор», 2009. В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностьям истории России и всеобщей истории,достижениям отечественной мировой культуры;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимании исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Календарно-тематическое планирование курса ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.
№ п./п.
| Дата
| педагогические средства
|
Тема урока
|
Основные вопросы
| Форма контроля
| Термины,
персоналии
| Национально-регион.
компон
| Оборудование
| Домашнее задание
| планируемая
| проведения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| Часть 1. От императоров до конунгов. (9 часов) Глава 1. В центре ойкумены. (2 часа)
| 1
|
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Введение. Второй Рим.
| «Средние века», запад и восток, Христианская империя, римляне, ромеи, византийцы
| опрос
| Исторические источники, церковные соборы, монастыри, приходские церкви, священники
|
| Учебник, наглядный материал, карта «Византийская империя»
| §1
| 2
|
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Век Византии.
| Кодификация римского права, Византия после Юстиниана
| Индивидуальная работа, по вопросам учебника
| Кодификация, право, вердикт, иконоборцы, иконопочитатели, мозаика, алтарь, базилик, иконы
|
| Учебник, наглядный материал, карта «Византийская империя»
| §2
| Глава 2. Бури на окраинах (3 часа)
| 3
|
|
| Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
| Завоеватели – германцы.
| Великое переселение народов, падение города Рима, судьба Италии
| опрос
| Саксы, англы, юты, бургуны, свевы, аламаны, готы, остготы, великое переселение народов
|
| Учебник, наглядный материал, карта «Великое переселение народов»
| §3вопросы к параг.
| 4
|
|
| Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся
| Рождение новой силы.
| Территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе
| Индивидуальная работа, опрос, работа с атласами по истории Средних веков
| Бедуины, арабы, Арабский халифат, Кааба, Мекка, Медина
|
| Историческая карта «Арабы в VII-IXвв.», учебник, наглядный материал
| §4 вопросы документ на стр.44, вопросы к документу
| 5
|
|
| Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа
| Мир ислама.
| Арабские завоевания, последователи Мухаммеда
| Индивидуальная работа, опрос, работа с атласами по истории Средних веков
| Монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат, Мухаммед
|
| Историческая карта «Арабы в VII-IXвв.», учебник, наглядный материал
| §5 работа с контурными картами
| Глава 3. Держава франков. (2 часа)
| 6
|
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| От Хлодвига к Пипину.
| Образование государства Каролингов, первые Каролинги
| Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы
| Хлодвиг, Пипин, «Салическая правда», майордом,
|
| Историческая карта «Образование и распад Империи Карла Великого», учебник, наглядный материал
| §6стр. 62 работа с документом
| 7
|
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Император Карл.
| Завоевание Карла великого, Образование империи, управление империей
| Групповая форма работы, опрос
| Карл Великий, империя, графства, граф, Академия, скриптории
|
| Историческая карта «Образование и распад Империи Карла Великого», учебник, наглядный материал
| §7 док. Работа с контурными картами
| Глава 4. Северные ветры. (2 часа)
| 8
|
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| На развалинах империи.
| Распад Державы Карла Великого, Норвежские завоевания
| Групповая форма работы, опрос
| Норманны, конунг, викинги, Нормандия
|
| учебник, наглядный материал
| §8 вопросы к парагр
| 9
|
|
| Комплексное применение ЗУН
| Сколько раз завоевывали Англию?
| Римляне в Британии, Альфред Великий, завоевание Вильгельма
| Групповая форма работы, опрос
| Бритты, англы, Бретань, англосаксы, Вильгельм Завоеватель
|
| учебник, наглядный материал
| §9
| Часть 2. Европейский мир. (15 часов) Глава 5. Крестьяне и рыцари (3 часа)
| 10
|
|
| Комбинированный урок
| Земля и власть.
| Феодальная лестница, сеньоры и вассалы, церковная собственность
| Групповая форма работы, опрос
| Феодальная лестница, феод, сеньор, вассал,
|
| учебник, наглядный материал
| §10 вопр к параг
| 11
|
|
| Комбинированный урок
| Вечные труженики.
| Сословный строй, зависимые крестьяне, крестьянские повинности, крестьянская община, быт и культура крестьян
| Опрос по вопросам параграфа
| Барщина, оброк, десятина, повинность, сословие, община, натуральное хозяйство
|
| учебник, наглядный материал
| §11 работа с документами
| 12
|
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| За стенами замков.
| Вооружение и боевая тактика рыцарей, воспитание, занятия, образ жизни рыцарей, кодекс рыцарской чести.
| Групповая форма работы, опрос
| Феодалы, феодализм, рыцарь замок, турнир, жонглеры
|
| учебник, наглядный материал
| §12
| Глава 6. Так хочет Бог! (3 часа)
| 13
|
|
| Комплексное применение ЗУН
| Наследие Каролингов.
| Образование новых государств на развалинах империи Карла Великого
| Составление таблицы, индивидуальная работа
| Франция, Королевский домен, династия
|
| Учебник, атласы по истории Средних веков
| §13 задание 2 (п)
| 15-14
|
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| К Гробу
Господню!
| Призывы Римского папы, цели крестовых походов, взятие Иерусалима, государства крестоносцев. Церковный раскол
| Составление схемы, опрос
| Святая земля, обет, Гроб Господин, крест, крестоносец, Духовно- рыцарские ордены. Римско-католическая, Греко-православная церковь
|
| Учебник, атласы по истории Средних веков, Историческая карта «Крестовые походы в XI-XII»
| §14-15 работа с контурными картами
| Глава 7. Лики города. (3 часа)
| 16
|
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Возвращение городов.
| Судьба античных городов, борьба городов с сеньорами, торговые пути, ремесло в средневековом городе
| Групповая форма работы, работа с документами
| Коммуна, привилегии, ярмарки, ремесленники
|
| Учебник, атласы по истории Средних веков
| §16 вопр. к парагр.
| 17
|
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Рынок, ратуша, собор.
| Сердце города, дом властей, городской собор, романские и готические соборы
| Групповая форма работы, работа с документами
| Городской совет, ратуша, гильдии, готический, романский стиль
|
| учебник, наглядный материал
| §17 вопр. к парагр.
| 18
|
|
| Комплексное применение ЗУН
| В поисках знаний.
|
| Групповая форма работы, опрос
|
|
| учебник, наглядный материал
| §18 вопр. к парагр.
| Глава 8. Вершина Средневековья. (4 часов)
| 19
|
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Во главе христианского мира.
| Основы могущества церкви, ереси , борьба церкви с еретиками
| Групповая форма работы, опрос
| Индульгенция, отлучение от церкви, анафема, еретик, ересь, инквизиция
|
| учебник, наглядный материал
| §19 работа с документами
| 20
|
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Страны и государи.
| Слабость и сила королевской власти. Создание централизованных государств в Англии и Франции. Возникновение парламента
| Групповая форма работы, опрос
| Филипп II Август, Филипп VI Красивый, Ричард Львиное Сердце, Иоан Безземельный, Священная хартия, парламент
|
| учебник, наглядный материал
| §20 работа с документами
| 21-22
|
|
| Комплексное применение ЗУН
| Тяжкие времена.
| Ухудшение условий жизни европейцев в XIV веке, обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Столетняя война. Ян Гус
| Групповая форма работы, опрос
| Уот Тайлер, Ян Гус, столетняя война, Жакерия, гуситы, Жанна Д*Арк, товарное хозяйство
|
| учебник, наглядный материал
| §21-22 работа с документами
| Часть 3. Иные миры. (8 часов) Глава 9. Где был и где не был Марко Поло. (8 часов)
| 23
|
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Во владениях Великого хана.
| Чингисхан и его земли, власть монголов, распад державы Чингисхана
| Групповая форма работы, работа с документами
| Чингисхан, Тимур Тамерлан, Батый
|
| учебник, наглядный материал
| §24 работа с документами
| 24
|
|
| Комплексное применение ЗУН
| Индия: раджи и султаны.
| Индия во времена Гуптов, делийский султанат, религии в Индии
| Групповая форма работы, работа с документами
| Держава Гуптов, раджи, махараджи, Делийский султанат, индуизм, буддизм, нирвана
|
| учебник, наглядный материал, атласы
| §25 работа с документами
| 25
|
|
| Комплексное применение ЗУН
| Поднебесная империя.
| Империя Тан, Великий шелковый путь, Китай под властью монголов, Империя Мин
| Групповая форма работы, работа с документами
| Фарфор, Великий шелковый путь
|
| учебник, наглядный материал, атласы
| §26 вопр. к парагр.
| 26
|
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| В стране Сипаго.
| Япония- обычаи, династии, управление страной
| Групповая форма работы, опрос
| Самураи, сегун, синтоизм
|
| учебник, наглядный материал, атласы
| §27 вопр. к парагр.
| 27
|
|
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Мир совсем неизвестный.
| Первые американцы, государства Майя, Ацтеков, Инков
| Индивидуальная работа, опрос, работа с атласами по истории Средних веков
| Майя, Ацтеки, Инки
|
| учебник, наглядный материал, атласы
| §29 вопр. к парагр.
| 28
|
|
| Комплексное применение ЗУН
| Повторение: Средние века.
|
| Групповая форма работы, опрос, тесты
|
|
| учебник, наглядный материал, атласы
| §24-29
| 29-30
|
|
| Резервные уроки
|
|
|
|
|
|
|
| |