Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 237.2 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
страница1/2
Дата публикации20.02.2015
Размер237.2 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Факультет истории

Институт гуманитарных историко-теоретических исследований

имени А.В. Полетаева
Программа дисциплины «Социально-исторический анализ экономического знания»
для направления 030600.68 «История» подготовки магистра

Авторы программы:
Кирчик О.И., PhD okirchik@hse.ru

Юдин Г.Б., gregloko@yandex.ru
Одобрена на заседании кафедры истории идей и

методологии исторической науки «__»____________2011 г.

Зав. кафедрой И.Н. Данилевский
Одобрена на заседании кафедры экономической социологии

«__»____________2011 г.

Зав. кафедрой В.В. Радаев

Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2011 г.

Председатель Н.А. Проскурякова
Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников

Москва 2011
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Пояснительная записка
Курс «Социально-исторический анализ экономического знания» предназначен для студентов 1 курса магистратуры и относится к числу дисциплин по выбору студентов.

Социальные исследования экономического знания являются относительно новой областью исследований, в последние годы активно развивающейся на пересечении нескольких дисциплин – социологии, антропологии, истории, философии и политической науки. Это пространство международного и междисциплинарного диалога возникло в качестве реакции на все возрастающую роль и вездесущность экономики и экономического знания в современных обществах. Главной целью данного курса является формирование критического взгляда на хозяйственные практики и на экономическую науку посредством анализа философско-антропологических предпосылок современной экономической теории, экспликации политической и этической перспективы хозяйственных феноменов и науки о хозяйстве.

В результате изучения данного курса студенты должны иметь представление о социально-историческом контексте возникновения и развития науки о хозяйстве, о взаимосвязи экономического знания и экономических практик, о месте “экономического” в современном обществе. Курс призван сформировать у студентов целостный взгляд экономического знания, не ограниченный дисциплинарными рамками, и обучить их использовать разнообразный методологический и концептуальный аппарат для его исследования. По итогам курса студенты должны знать основные принципы распространения экономического знания, уметь определять роль экономического знания в структурировании социальных феноменов, оценивать возможные последствия его экспансии.

Курс состоит из лекций и семинаров. Семинары предполагают две основных формы работы: во-первых, обсуждение ключевых текстов на основании докладов студентов; во-вторых – разбор кейсов, предлагаемых самими студентами. Поскольку курс нацелен на формирование у магистрантов исследовательских компетенций, подготовка реферата является ключевой формой работы по данному курсу. Каждый студент должен подготовить по итогам курса реферат – кейс, в котором анализируется конкретный пример технологии, основанной на экономическом знании, и её влияние на хозяйственную практику и политику. В ходе курса предложенные студентами кейсы обсуждаются в аудитории и корректируются с целью довести их к окончанию курса до небольшого законченного исследования. Данная методика позволяет сопрягать учебную и исследовательскую работу студентов.
1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.68 «История», обучающихся по магистерской программе «История знания в сравнительной перспективе» и изучающих дисциплину «Социально-исторический анализ экономического знания» (дисциплина по выбору студентов).

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.68 «История».
2. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Социально-исторический анализ экономического знания» являются:

- Знакомство студентов с историей формирования и антропологическими предпосылками либеральной и неолиберальной и политики;

- Рассмотрение основных этапов формирования экономической науки, социально-историческим контекстом её возникновения и развития, её связью с экономическими практиками и социальной политикой

- Изучение основных теоретических подходов к анализу отношений между экономической жизнью, знанием и культурой;

- Предоставление аналитических инструментов для анализа современных проблем, включая глобальный экономический кризис, либеральную глобализацию и экономизацию социальных отношений.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины студент должен:

    • Знать основные предпосылки и этапы развития экономической науки в их связи с распространением экономического знания;

    • Понимать основные принципы распространения экономического знания;

    • Уметь определять роль экономического знания в структурировании социальных феноменов;

    • Оценивать возможные последствия его экспансии.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формиро-

ванию и развитию компе-

тенции

Готовность использовать данные и методы экономики, социологии и психологии в

профессиональной деятельности


ОНК-1

Применяет социологические методы анализа текстов и дискурса для изучения распространения знания; знает основные антропологические предпосылки экономической науки

Лекции, семинары

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения


ОНК-4

Дает определение понятиям «экономический», «укоренённость», «перформативность»; распознаёт формальное и содержательное значения термина «экономический»; использует первичные навыки анализа исторических, социологических, экономических и антропологических источников

Лекции, семинары

Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ИК-6

Умеет связывать эмпирические наблюдения в целостное изложение с помощью теоретических знаний из различных областей

Семинары, подготовка реферата

Способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого

СЛК-1

Представляет связи между современными формами экономического знания и социально-историческим контекстом возникновения экономической науки; знает основные каналы распространения экономического знания в прошлом и настоящем

Лекции, семинары

Способность понимать существо исторических процессов и явлений; роль человека в

историческом процессе, особенности социальной, политической и экономической организации

общества и развития культуры в различные исторические эпохи; способность применять в профессиональной деятельности знания о направлениях и

проблемах современной гуманитаристики; умение профессионально оформлять результаты научных исследований.

ПК5,

ПК7,

ПК16


Распознаёт основные формы экономического знания; обосновывает их связь с экономической наукой; оценивает значение экономического знания для политической организации современного обществах на разных стадиях его развития; выделяет естественнонаучные и гуманитарные элементы экономического знания; оценивает причины и последствия развития экономической науки и экономического знания; представляет основные этапы эмпирического исследования экономического знания; проводит небольшое исследование, корректно оформляет его результаты и представляет их в исследовательской среде



Подготовка реферата, написание итоговой зачётной работы



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к специальным дисциплинам магистерской программы и является факультативной дисциплиной.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Социология науки», «История наук о человеке», а также предполагает знакомство хотя бы с одной из следующих дисциплин: «Общая социология», «Экономическая теория», «Политическая философия».

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знать историю Нового времени на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • иметь общее представление об истории естествознания и гуманитарной науки;

  • обладать общими навыками разработки и проведения эмпирического социально-исторического исследования;

  • знать основные принципы и подходы к социологическому и историческому анализу знания;

  • владеть минимум одним иностранным языком на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении таких дисциплин, как «История естественнонаучных знаний в культуре и практической деятельности», «История массовых представлений Нового и Новейшего времени», «Политика знания в XIX-XX вв.»
5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Экономика и экономическое знание. Основные понятия

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

12

2

2

8

2

Реконструкция экономической мысли-1: К. Поланьи

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

12

2

2

8

3

Реконструкция экономической мысли-2: М. Фуко

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

12

2

2

8

4

Математизация как проблема: спор о методе наук об обществе

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

14

2

4

8

5

Проблема homo oeconomicus в антропологии

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

14

2

4

8

6

Экономическая наука и хозяйственная идеология

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

14

2

4

8

7

Перформативность экономической науки

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

16

4

4

8

8

Экономика как технология управления

истории идей и методологии исторической науки, экономической социологии

14

2

4

8




ВСЕГО




108

18

26

64


6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа













Эссе













Реферат




11




3-4 тыс. слов, сдаётся на зачётном занятии

Коллоквиум













Домашнее задание













Промежу­точный

Зачет













Экзамен













Итоговый

Зачет






*




Письменный зачёт 120 мин.


6.1 Критерии оценки знаний, навыков
Подготовка реферата строится вокруг выбранного студентом кейса – конкретной ситуации распространения экономического знания, подлежащей анализу. При подготовке реферата студент должен освоить основную литературу по данной теме, освоить теоретические источники, выделить основные понятия, необходимые для анализа кейса, сформулировать методологию, по которой проводится эмпирическое наблюдение. В рамках эмпирического наблюдения студент должен продемонстрировать базовые навыки использования социологических методов сбора и анализа информации. По итогам анализа студент должен дать объяснение распространению выбранной формы экономического знания и оценить его последствия.

Реферат оценивается из 10 баллов.
Итоговая зачётная работа предполагает ответы на два письменных вопроса. В рамках зачётной работы студент должен обнаружить знание основных понятий, с помощью которых можно исследовать экономическое знание, основные закономерности распространения этого знания; продемонстрировать знакомство с литературой и способность к критической оценке распространения экономического знания и альтернативных теорий, объясняющих соответствующие феномены.

Студенту предлагается четыре вопроса, из которых он должен выбрать для ответа два вопроса. Ответ на каждый вопрос оценивается из 5 баллов; баллы складываются, и работа оценивается из 10 баллов.
7. Содержание дисциплины

1. Раздел 1. Экономика и экономическое знание. Основные понятия
Представления об экономике в древнегреческой философии. Роль хозяйства в жизни граждан греческого полиса. Генезис знания об управлении хозяйством. Аристотель и современная экономическая теория. Спор между примитивистами и модернистами в исторической науке.

Хозяйство как сфера: гетерономия и автономия хозяйства. Основные принципы управления хозяйством. Экономика и хрематистика. Эволюция представлений о потребностях.

Экономическое знание и экономическая наука (Й. Шумпетер). Формы экономического знания.

Основные подходы к анализу экономической науки: от истории экономики к социологии научного знания и социологии профессий.
Литература по разделу:

Аристотель. Никомахова этика. 1129а-1138b (Аристотель. Никомахова этика // Сочинения. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 145-171.)

Аристотель. Политика. 1256a-1260b28 (Аристотель. Политика // Сочинения. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 387-402.) [английский перевод: Aristotle. Politics / Tr. by B. Jowett. IndoEuropeanPublishing.com, 2009 URL: http://classics.mit.edu/Aristotle/politics.1.one.html].

Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Сократические сочинения. М.: Ладомир, 2003. С.220-237.

Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Истоки: экономика в контексте истории и культуры. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 9-51. См. также: "Великая трансформация" Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. Р.М. Нуреева. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 99-137.

Шумпетер Й. История экономического анализа. СПб.: Экономическая школа, 2001. Ч. I, гл. 4; Ч. II, гл. 1.

Austin M., Vidal-Naquet P. Economic and social history of Ancient Greece: An introduction. Berkeley: University of California Press, 1977. P. 3-35.

Barth F. Economic spheres in Darfur // Themes in economic anthropology / Ed. by R. Firth. London: Routledge, 2004 [1967]. P. 149-174.

Cartledge P. The Greeks and anthropology // Anthropology Today. 1994. Vol. 10, No. 3. P. 3-6.

Coats A.W. The sociology of economics. Sections 6,7 // The Sociology and Professionalization of Economics. London; New York: Routledge, 1993.

Finley M. Aristotle and economic analysis // Past & Present. 1970. No. 47. P. 3-25.

Lowry S.T. Recent literature on Ancient Greek economic thought // Journal of Economic Literature. 1979. Vol. 17, No. 1. P. 65-86.

Lowry S.T. The economic and jurisprudential ideas of the Ancient Greeks: Our heritage form Hellenic thought // Ancient and medieval economic ideas and concepts of social justice. Leiden: Brill, 1998. P. 11-38.

McCloskey D. Thick and Thin Methodologies in the History of Economic Thought // The Popperian Legacy in Economics. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1988. P. 245-257.

Meikle S. Aristotle’s economic thought. New York: Oxford University Press, 1995.

Morris I. Gift and commodity in Ancient Greece // Man. New series. 1986. Vol. 21, No. 1. P. 1-17.

Pack S. Aristotle and modern economic theory // Foundations of Science. 2008. Vol. 13. P. 265-280.

Will E. Trois quarts de siècle de recherches sur l'économie grecque antique // Annales. Économies, Sociétés, Civilisations. 1954. Vol. 9, № 1. P. 7 – 22.
2. Раздел 2. Реконструкция экономической мысли-1: К. Поланьи
Социально-исторический контекст возникновения политической экономии. Рождение социальной политики и открытие общества. Понятие «укоренённости». Политика laissez-faire и роль государства.

Пионеры экономической мысли: А. Смит, И. Бентам, Р. Оуэн. Связь науки, практики и политики в XVII-XIX вв.

Рыночное мышление и экономический детерминизм. «Двойное движение» и «самозащита» общества. Тоталитаризм XX в. и его причины.
Литература по разделу:

Годелье М. Загадка дара. М.: Восточная литература, 2007. Гл. 1.

Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Западная эко-номическая социология: Хрестоматия современной классики / Под ред. В.В. Радаева. М.: РОССПЭН, 2004. С. 82-104. См. также: Экономическая социология. 2002. Том 3, № 2. С. 62-73. См. также: "Великая трансформация" Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. Р. Нуреева. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 55-90.

Block F. Karl Polanyi and the writing of ‘The Great Transformation’ // Theory and Society. 2003. Vol. 32, No. 3. P. 275-306.

Block F. Polanyi’s double movement and the reconstruction of critical theory // Interventions économiques. 2008. Vol. 38, No.2.

Cook S. The obsolete "anti-market" mentality: A critique of the substantive approach to economic anthropology // American Anthropologist, New Series, 1966. Vol. 68, No. 2, Part 1. P. 323-345.

Evans P. Is an alternative globalization possible? // Politics & Society. 2008. Vol. 36, No. 2. P. 271-305.

Gemici K. Karl Polanyi and the antinomies of embeddedness // Socio-Economic Review. 2008. Vol. 6, No. 1. P. 5-33.

Godbout J.T., Caillé A. The world of the gift. McGill-Queen's University Press, 2001. P. 23-100.

Godelier M. The mental and the material. Thetford: Verso, 1986.

Krippner G. The Elusive Market: Embeddedness and the Paradigm of Economic Sociology // Theory and Society. 2001. Vol. 30, No. 6.

Krippner G., Alvarez A. Embeddedness and the intellectual projects of economics sociology // Annual Review of Sociology. 2007. Vol. 33. P. 219-240.

Polanyi K. Our obsolete market mentality // Commentary. 1947. Vol. 3. P. 109-117.

Polanyi K. The great transformation: The political and economic origins of our time. Boston: Beacon Press, 1957.
3. Раздел 3. Реконструкция экономической мысли-2: М. Фуко
Власть, знание и практика в философии Фуко. Режимы управления в XVII-XIX вв. Raison d’État и полицейское государство. Трансформация gouvernementalité. Истина, эпистема и экономическое знание. Проблема государства. Паноптическая объективность и дисциплина. Биополитика. Человек как самопредприниматель.
Литература по разделу:

Горц А. Нематериальное: Знание, стоимость и капитал. М.: Издательский дом ВШЭ, 2010.

Фуко М. Надзирать и наказывать. М.: Ad Marginem, 1997.

Фуко М. Нужно защищать общество. СПб.: Наука, 2005.

Фуко М. Рождение биополитики. СПб: Наука, 2010.

Foucault M. Security, territory, population. New York: Palgrave Macmillan, 2007.

Foucault M. The Chomsky-Foucault debate on human nature. New York, London: The New Press, 2006.

Guala F. Michel Foucault on Neoliberal Governmentality. Economics and Philosophy . 2006. 22: 429-439.

Lemke T. The birth of bio-politics: Michael Foucault’s lectures at the College de France on neo-liberal governmentality // Economy and Society. 2001. Vol. 30, № 2. P. 190-207.

Read J. A Genealogy of Homo Economicus: Neoliberalism and the Production of Subjectivity // Foucault Studies. 2009. No 6, pp. 25-36.

Steiner P. Foucault, Weber and the history of the economic subject // European Journal of History of Economic Thought. 2008. 15:3 503–527.
4. Раздел 4. Математизация как проблема: спор о методе наук об обществе.
Спор о методе на рубеже XIX и XX веков: историческая школа (институционализм) versus маржинализм (неоклассика). Физическая метафора в экономике (экономика как социальная физика). Математизация дисциплины и аксиоматизация теории общего равновесия. Критика экономического “мейнстрима” с позиций социально-исторических исследований науки и философии науки.
Литература по разделу:

Blaug M. The formalist revolution of the 1950s. In: A companion to the history of economic thought. (Samuels W.J. als. eds.). Blackwell Publishing, 2003.

Breslau D. and Y. Yonay. Beyond Metaphor: Mathematical Models in Economics as Empirical Research // Science in Context. 1999. N 12. P. 317-332.

Hodgson G. How economics forgot history: The problem of historical specificity in social science. London, New York: Routledge, 2001.

Mirowski P. The effortless economy of science? Duke University Press, 2004. P. 1-50.

Weintraub E.R. How economics became a mathematical science. Duke University Press, 2002. P. 9-40.

Yonay Y. The struggle over the soul of economics: institutionalist and neoclassical economists in America between the wars. Princeton University Press, 1998. P. 77-114.
5. Раздел 5. Проблема homo oeconomicus в антропологии
“Человек экономический” как междисциплинарное понятие. Эволюция модели человека в экономической науке.

Формализм и субстантивизм. Проблема дара в экономической антропологии. Критика модели homo oeconomicus в экономической социологии.

Экономизация и трансформация человека.
Литература по разделу:

Автономов В. Модель человека в экономической науке. СПб.: «Экономическая школа», 1998.

Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укоренённости // Экономическая социология. 2002. Том 3, № 3. С. 44-58.

Лаваль К. Человек экономический: Эссе о происхождении неолиберализма. М.: Новое Литературное Обозрение, 2010. С. 84-164.

Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.: Восточная литература, РАН, 1996. С. 83-222.

Çalişkan K., Callon M. Economization // Economy and Society. 2009. Vol. 38, No. 3. P. 269-298. 2010. Vol. 39, No. 1. P. 1-32.

Dalton G. Theoretical issues in economic anthropology // Current Anthropology. 1969. Vol. 10, No. 1. P. 63-102.

Gouldner A. The norm of reciprocity: a preliminary statement // American Sociological Review. 1960. Vol. 25, No. 2. P. 161-178.

Hahn C. The gift and reciprocity: perspectives from economic anthropology // Handbook of the Economics of Giving, Altruism and Reciprocity. Amsterdam: Elsevier, 2006. Vol. 1. P. 207-223.

Hirschman A.O. The passions and the interests: political arguments for capitalism before its triumph. Princeton University Press, 1977.
6. Раздел 6. Экономическая наука и хозяйственная идеология
Роль современного государства в институционализации экономической науки; присутствие экономистов в государственных структурах и их роль в определении политики. Национальные стили в экономике и политическая культура. Экономическая наука в России и СССР.

Основные этапы развития неолиберализма: коллоквиум Уолтера Липпмана, общество «Мон-Пелерин», ордолиберализм. Трансформация элит и неолиберализм в странах Латинской Америки и Восточной Европы. Критика неолиберализма как критика экономической науки.
Литература по разделу:

Розанваллон П. Утопический капитализм. История идеи рынка. М.: Новое Литературное Обозрение, 2007. С. 24-108.

Фуко М. Рождение биополитики. СПб: Наука, 2010.

Цвайнерт Й. История экономической мысли в России 1805-1905. М.: ГУ-ВШЭ, 2008.

Biglaiser G. 2002. The Internationalization of Chicago’s Economics in Latin America // Economic Development and Cultural Change. Vol. 50, No. 2. P. 269-286.

Bockman J., Eyal G. Eastern Europe as a Laboratory for Economic Knowledge: The Transnational Roots of Neoliberalism // American Journal of Sociology. 2002. N 108 (2). P. 310-352.

Denord F. French neoliberalism and its divisions: From the colloque Walter Lippmann to the Fifth Republic // Mirowski P., Plehwe D. (eds.) The road from Mont Pèlerin: The making of neoliberal thought collective. Cambridge, MA; London, 2009. P. 45-68.

Fourcade M. Economists and Societies: Discipline and Profession in the United States, Britain, and France, 1890s to 1990s. New Jersey: Princeton University Press, 2009.

Fourcade-Gourinchas M. Politics, institutional structures, and the rise of economics: a comparative study // Theory and society. 2001. N 30. P. 397-447.

Furner M. O. and B. Supple. 1990. Ideas, institutions, and state in the United States and Britain: an introduction. In: The State and economic knowledge: the American and British experience. Cambridge; New York: Woodrow Wilson International Center for Scholars, Cambridge University Press.

Lazzarato M. Neoliberalism in action: Inequality, insecurity and the reconstitution of the social // Theory, Culture & Society. 2009. Vol. 26, No. 6. P. 109-133.

Mirowski P. Postface: Defining neoliberalism // Mirowski P., Plehwe D. (eds.) The road from Mont Pèlerin: The making of neoliberal thought collective. Cambridge, MA; London, 2009. P. 417-456.

Plehwe D., Walpen B. Introduction // Neoliberal hegemony: a global critique / Ed. by D. Plehwe, B. Walpen, G. Neunhöffer. Oxford; New York: Routledge, 2006. P. 1-24.

Wagner P., Wittrock B. and R. Whitley. Discourses on society: the shaping of the social science disciplines. Dordrecht; Boston; London: Kluwer Academic Publishers. P. 3-22, 273-330.
7. Раздел 7. Перформативность экономической науки
Понятие “перформативности” (Ч. Остин, прагматическая традиция, П. Бурдьё). Тезис о перформативности экономической науки. Методологические проблемы исследования перформативности. Теория инноваций: проблема соотношения между наукой и практикой.

Три типа перформативности экономического знания (Д. Маккензи). Каким образом экономическая теория “создает” рынки?

Экономическая наука как риторика (Д. Макклоски).
Литература по разделу:

Гарсия М.-Ф. Социальное конструирование совершенного рынка: голландский аукцион в Фонтен-ан-Солонь // Вопросы экономики. 2010. № 8. С. 72-89.

Callon M., Muniesa F. Economic markets as calculative collective devices // Organization Studies. 2005. Vol. 26. No. 8. P. 1229-1250.

Callon M. Introduction // The laws of the markets / Ed. by M. Callon. London: Blackwell, 1998. P. 1-57.

Espeland W., and M. Stevens. Commensuration as a Social Process // Annual Review of Sociology. 1998. Vol. 24. P. 313–343.

Guala F. Paradigmatic Experiments: The Ultimatum Game from Testing to Measurement Device // Philosophy of Science. 2008. Vol. 75. P. 658-669.

MacKenzie D. and Y. Millo. Constructing a Market, Performing Theory: The Historical Sociology of a Financial Derivatives Exchange // American Journal of Sociology. 2003. Vol. 109. P. 107-145.

MacKenzie D. Is economics performative? Option theory and the construction of derivatives markets // Journal of the History of Economic Thought. 2006. Vol. 28, No. 1. P. 29-55.

MacKenzie D., Munieasa F. and L. Siu. Introduction. In: Do economists make markets? On the Performativity of Economics. Princeton: Princeton University Press, 2007.

Mirowski P., Nik-Khah E. Markets Made Flesh: Callon, Performativity and a Problem in Science Studies, Augmented with Consideration of the FCC Auctions. In: MacKenzie et al. (eds.) Do Economists Make Markets? On the Performativity of Economics. Princeton: Princeton University Press, 2007.
8. Раздел 8. Экономика как технология управления
Экономические дисциплины и экономические технологии. Маркетинг, реклама, менеджмент.

«Эффект Фуко». Экономическое знание в образовании (человеческий капитал, тестовые системы). Экономические технологии в социальной политике.

Социальные технологии перформативности: квантификация и соизмеримость; рынки как “коллективные калькулятивные устройства”. Экономика качеств. Рациональность на финансовых рынках.
Литература по разделу:

Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход / Пер. М. Добряковой // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 431-444.

Каллон М., Меадель С., Рабехарисоа В. Экономика качеств // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т.11, № 4. С. 47-58.

Biglaiser G. 2002. The Internationalization of Chicago’s Economics in Latin America // Economic Development and Cultural Change. Vol. 50, No. 2. P. 269-286.

Bockman J., Eyal G. Eastern Europe as a Laboratory for Economic Knowledge: The Transnational Roots of Neoliberalism // American Journal of Sociology. 2002. N 108 (2). P. 310-352.

Cochoy F. Another discipline for the market economy: marketing as a performative knowledge and know-how for capitalism // The laws of the markets / Ed. by M. Callon. London: Blackwell, 1998. P. 194-221.

Fourcade-Gourinchas M. and S.L. Babb. The Rebirth of the Liberal Creed: Paths to Neoliberalism in Four Countries // American Journal of Sociology. 2002. Vol. 108, No. 3. P. 533-579.

Gordon C. et al. The Foucault effect. Studies in governmentality. Chicago: The University of Chicago Press, 1991.

Guala F. Michel Foucault on neoliberal governmentality // Economics and Philosophy. 2006. N 22. P. 429-439.

MacKenzie D. An engine, not a camera: How financial models shape markets. Massachusetts: MIT Press, 2006.

McFall L. Advertising: a cultural economy. London: Sage, 2004.

Peters M. et al. Governmentality studies in education. Rotterdam: Sense Publishers, 2009.
8. Образовательные технологии
Поскольку задачей курса является развитие исследовательских навыков, в ходе курса студенты готовят небольшие исследовательские кейсы Семинарские занятия предполагают обсуждение кейсов по мере их готовности. Такой интерактивный режим позволяет студентам получать критическую реакцию коллег и учитывать её в ходе дальнейшей работы, а также самим формировать навыки критического анализа.
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
9.1 Тематика задания текущего контроля

Примерные темы для рефератов:

1. Экономист как эксперт: анализ случаев привлечения учёных-экономистов к выработке экономической и социальной политики.

2. Учебный план и идеологический аппарат: анализ обстоятельств распространения экономического знания в учебных планах средних и высших учебных заведений.

3. Профессионализация экономики: анализ случаев становления экономических профессий в их связи с экономической наукой.

4. Генезис технологий контроля: анализ условий введения технологий регламентации повседневной жизни и стоящих за ними экономико-антропологических предпосылок.

5. Контекст советской экономической науки: сопоставление теоретических высказываний советских экономистов и институциональных условий их деятельности.

6. «Нужно ли защищать общество?»: анализ риторики «защиты общества» и примеров защиты в повседневной жизни.

7. Границы калькулятивности: анализ случаев внедрения калькулятивных устройств и их материальной среды.

8. История дара: генезис и трансформация практик дарения.

9. Автономизация хозяйства: анализ условий и следствий автономизации и гетерономизации отдельных хозяйственных практик.

10. Универсальность и специфика экономизации: сравнительный анализ экономизации сходных практик в разных культурах.
9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачёту:

1. В чём состоит различие между категориями «экономика» и «хрематистика» у Аристотеля?

2. Почему К. Поланьи считает Аристотеля первооткрывателем экономики?

3. Раскройте смысл понятий «укоренённость» и «двойное движение» по К. Поланьи.

4. Основные этические представления И. Бентама, контекст их возникновения и влияние на политическую экономию.

5. В чём, по мнению М. Фуко, состоят изменения эпистемы и режима управления в период зарождения политической экономии?

6. Кто, на Ваш взгляд, одержал победу в споре о методе в экономической науке? Почему?

7. Почему субстантивисты полагают, что формалистский подход в экономической антропологии в современных условиях успешен?

8. В чём состоят основные различия в моделях институционализации экономической науки в разных странах?

9. В чём состояло значение коллоквиума Уолтера Липпмана для распространения экономического знания?

10. Опишите на примерах различия между известными Вам типами перформативности экономической науки.
10. Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: доклады студентов, подготовленные по текстам, активность студентов в обсуждениях текстов, вопросы к докладчику, активность в обсуждениях собственных кейсов и кейсов других студентов. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = Ореф;
Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,4·Отекущий + 0,2· Оаудиторная
В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
11.1 Базовый учебник

Базовый учебник по дисциплине отсутствует.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Общие сведения о вто
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский филиал
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск