1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) «История социологии часть I» являются следующие:
освоение и уточнение основных понятий и закономерностей социологии, умение работать с первоисточниками по социологии;
понимание законов развития и функционирования общества;
понимание и теоретическое овладение основными социологическими концепциями, умение идентифицировать эти концепции;
освоение процедур социологического исследования;
личностное развитие студента на основе рефлексии и самооценки;
придание выпускнику комплекса знаний и компетенций в соответствии с требованиями работодателей по профилю социологических исследований, согласно ООП вуза реализующего ГОС ВПО на основе компетентностного подхода.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по социологии
Подготовка дипломированного бакалавра социолога невозможна без качественного знания предмета своей науки истории ее развития и современного состояние научных теорий. Равно как невозможно развитие навыков практического социолога без усвоенной теоретико-методологической базы.
Дисциплина располагается в Профессиональном цикле Б.3 Базовая общепрофессиональная часть - Б.3.Б.2. «История социологии» изучается после освоения студентами курса «Основы социологии». Навыки и владения полученные в осваиваемом курсе используются и в курсе «Современные социологические теории», читаемом бакалаврам в 8-м семестре.
История социологии в своей первой части выступает начальным модулем объемлющего курса «История социологии». В дальнейшем рассматриваются еще один блока истории социологии посвященный истории развития отечественной социологической мысли и современной российской социологии. Вместе эти дисциплины составляют учебный курс, последовательно рассматривающий историю социологической науки. Знания и владение учебным материалом по истории социологии позволяют формировать у бакалавров-социологов систематизированное представление о содержании социологической науки в целом, а также более подробно ориентирует студентов на изучение традиционных и современных институтов и социальных организаций.
Устойчивое владение материалом курса способствует последовательному формированию специалиста – социолога для работы с конкретным исследовательским материалом, анализа литературы, формирования исследовательских гипотез и проведения социологических исследований студентами-выпускниками на высоком практическом уровне, с учетом компетентностной модели подготовки. К числу смежных дисциплин ООП подготовки бакалавра по социологии можно отнести: социологию организаций, социологию управления, политическую социологию, методологию и методику социологических исследований, социологию личности, социологию повседневной жизни и др.
Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии и рассмотреть базовые социологические понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом на начальном уровне. Необходимые знания студенты осваивают при изучении таких учебных дисциплин как «Введение в социологию» и «Общая социология». 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «История социологии часть I».
В результате освоения дисциплины преимущественно формируются следующие компетенции:
профессиональные (ПК-1) Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования.
У студентов формируются знания и умения представления проектов научно-исследовательских разработок социологических направлений и научных школ. Курс помогает сформировать в представлении студентов динамичную картину развития социологии. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные классические и современные социологические теории и школы.
Уметь: производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях.
Владеть: способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «История социологии часть I»
Общая трудоемкость дисциплины составляет __4___ зачетные единицы _110___ часов.
Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
Вид учебной работы
| Всего часов
| Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
| 110
| Аудиторные занятия (всего)
| 55
| В том числе:
|
| Лекции
| 55
| Семинары
| 17
| Самостоятельная работа
| 55
| Вид промежуточного контроля
| Опрос, проверка конспектов и рефератов
| Вид итогового контроля
| Экзамен
|
4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| лекц.
| семин.
| актив. формы обуч
| срс
| 1
| История социологии: предмет и основные задачи курса. Периодизация
| 2
| 1
| 2
| 2
|
| 3
| конспект первоисточника (см. табл. 1, 1)
| 2
| Предсоциология: предыстория западной социологии
| 2
| 2
| 2
|
|
| 4
| работа с лекционным материалом
| 3
| Становление и развитие западной социологии. О. Конт основатель позитивной социологии
| 2
| 3
| 2
| 2
|
| 3
| конспект первоисточника (см. табл. 1, 2)
| 4
| Социология Г. Спенсера. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма. Неопозитивизм
| 2
| 4
| 4
| 2
|
| 3
| сравнить и описать общие и отличительные черты позитивизма и неопозитивизма; конспект первоисточника (см. табл. 1, 3)
| 5
| «Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс)
| 2
| 5
| 2
| 2
|
| 4
| выделить основные свойства, характеризующие марксистское учение (письменно); конспект первоисточника (см. табл. 1, 4)
| 6
| Понимающая социология М. Вебера
| 2
| 6
| 2
| 2
| 2
| 4
| конспект первоисточника (см. табл. 1, 5)
| 7
| «Историческая социология» (О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби)
| 2
| 7
| 2
|
|
| 4
| понятие «время» в социологии (сообщения)
| 8
| Структурный функционализм Т. Парсонса
| 2
| 8
| 2
| 2
|
| 3
| ознакомиться с теорией социального действия; конспект первоисточника (см. табл. 1, 6)
| 9
| Психосоциологическое направление. Символический интеракционизм
| 2
| 9
| 2
|
| 2
| 3
| схема «Шкала желаемых и допустимых средств» (по Роберту Мертону)
| 10
| Американская социологическая школа. Этнометодология
| 2
| 10
| 2
| 2
|
| 4
| конспект первоисточника (см. табл. 1, 7)
| 11
| Феноменологическая социология
| 2
| 11
| 2
| 1
| 1
| 4
| обзор социологических исследований Альфреда Щюца
| 12
| Системный подход в социологии. Социология нового (глобального) общества (Н. Луман)
| 2
| 12
| 4
| 2
| 1
| 4
| конспект первоисточника (см. табл. 1, 8)
| 13
| Социальный бихевиоризм в истории социологии
| 2
| 13
| 2
|
|
| 4
| схема «Структура оперантного обмена»
| 14
| Модернистский период в истории социологии. М. Фуко и Т. Лукман
| 2
| 14
| 2
|
|
| 4
| перечень современных социологических направлений
| 15
| Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии
| 2
| 15-16
| 4
| 2
| 1
| 4
| конспект первоисточника (см. табл. 1, 9)
| Итого:
|
|
| 36
| 19
| 7
| 55
| Экзамен
|
4.2 Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
№
| Наименование
раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| Результат обучения, формируемые компетенции
| 1
| История социологии: предмет и основные задачи курса. Периодизация
| Специфика социологического подхода к изучению общественной жизни. История социологии как науки. Предмет истории социологии: основные подходы и трактовки. Теоретические и практические задачи, решаемые в рамках истории социологии. Цели и задачи курса. Основные понятия, используемые в изучении курса.
Социологическое сознание современного человека. Познаваемость социальных процессов и роль истории социологии в изучении социума.
| ПК-1
| 2
| Предсоциология: предыстория западной социологии
| Основные этапы истории западной социологии, периодизация. Различные трактовки периодизации истории становления социологии.
Социологические идеи античного мира. Софисты: интеллектуальная аномия. Сократ: диалогическая форма социальной коммуникации. Творчество Платона: социальная статика, диалогический дискурс. Модель идеального государства. Аристотель – рационалист социального порядка. Цицерон: человек, закон и общество.
Социологические идеи в период становления христианской цивилизации. А. Августин: христианская картина социальной истории. Ф. Аквинский о христианском социальном опыте.
Социологические концепции нового времени в работах и деятельности: Н. Макиавелли, Дж. Вико, Т. Гоббса, Ж. Бодена, Дж. Локка, Д. Дидро, Ф. Вольтера, Ч. Беккариа, Ж. Ж. Руссо, Т. Мальтуса, Р. Оуэна, Г. В. Гегеля, К. А. де Сен-Симона и др.
| ПК-1
| 3
| Становление и развитие западной социологии. О. Конт основатель позитивной социологии
| Рождение социологии. Социальные предпосылки возникновения социологической науки. Позитивный метод и принципы социологии О. Конта. Основные принципы социологии как науки. Социальная статика и динамика. Принципы социального порядка и законы существования устойчивых социальных систем и структур, локализованных в пространстве и времени. Закон трех стадий. Нормы права как результат непосредственного социального опыта. Критика позитивной социологии О. Конта.
| ПК-1
| 4
| Социология Г. Спенсера. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма. Неопозитивизм
| Органический подход Г. Спенсера. Общество как организм сходства и различия социальных систем с живыми организмами. Функции и системы жизнеобеспечения социального организма. Типология общественно-государственных форм. Социальная интеграция: динамика интегративных процессов.
Позитивизм Э. Дюркгейма. Надындивидуальность социологии. Социологический метод Э. Дюркгейма и его правила. Роль социальных фактов в изучении закономерностей социального развития. Социология морали. Социология религии. Суицидология. Критика социологических подходов Э. Дюркгейма.
| ПК-1
| 5
| «Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс)
| Социализм и социология в XIX веке. Предшественники марксизма. Социальные идеи и утопии в истории общества. Условия возникновения и формирования новой общественно-политической концепции в Европе.
Методологические принципы марксистского направления. Социальная история, социальная философия и экономическая социология в работах Маркса. Законы общественного развития. Материалистическая диалектика. Теория социальных общностей на примере классов и классовых антагонизмов. История общества в зеркале общественно-экономических формаций (ОЭФ). Смена ОЭФ – закономерный этап социально-экономического развития общества. История и государство.
| ПК-1
| 6
| Понимающая социология М. Вебера
| Теория социального действия: типы социальных действий и их интерпретация. Рациональное и иррациональное в социальном поведении и мотивации. Социологические методы у М. Вебера. Социальные нормы и типы господства. Соотношение правовых (организационных) и моральных норм. Концепция легитимной власти в государстве. Понятие «идеального типа» как теоретическая модель распространенного социального явления. Социология религии М. Вебера. Политическая социология в работах Вебера. Почему социологию М. Вебера называют «понимающей социологией»? Продолжатели идей М. Вебера.
| ПК-1
| 7
| «Историческая социология» (О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби)
| Историческая социология: направление в социологической науке. Историческая макросоциология: культуры, цивилизации (О. Шпенглер). Историческая социология «осевого времени» в концепции К. Ясперса. Социология цивилизаций А. Тойнби. Социальное развитие локальных цивилизаций. Роль религии в существовании цивилизации. Социология присутствия «я» в мире «Цивилизации третьего поколения» (А. Тойнби): есть ли будущее? Гюстав Лебон: работы идеи и творчество. Определение понятий «цивилизация» и «история» в работах О. Шпенглера, К. Ясперса и А. Тойнби.
Локальная культура в современном открытом обществе: степени свободы и объемы зависимости. Современные подходы в определении роли исторической социологии. О роли истории общества в формировании новых социальных практик.
| ПК-1
| 8
| Структурный функционализм Т. Парсонса
| Теория социального действия: мотивация, структура, внешние и внутренние факторы. Структурно-функциональный подход в социологии.
Динамичная самоорганизующаяся система: механизмы действия и свойства. Социальная система: структура, функции. Общая теория социальной системы. Социальные системы современного типа. Нормативное регулирование и социальный порядок. Критика структурного функционализма Т. Парсонса.
| ПК-1
| 9
| Психосоциологическое направление. Символический интеракционизм
| Зигмунд Фрейд: психоанализ социального поведения личности. Сущность психоаналитического метода. Бессознательные влечения как формы противодействия цивилизованной социальности. Двойственность социального контроля. Психоанализ и социология литературы.
Дж. Морено создатель концепции психодрамы как метода групповой психотерапии. Р. Мертон: теория личностной аномии. Психосоциология коллективного бессознательного (К. Г. Юнг). Страсти и социальное поведении. Психосоциология садизма (Э. Фромм). О. Ранк: психосоциология неврозов. Критика психологического направления в социологии. Использование психосоциологических концепций в прикладной социологии.
| ПК-1
| 10
| Американская социологическая школа. Этнометодология
| Особенности и предпосылки становления американской социологии. Предмет и методы социологических исследований. О роли эмпирических исследований в становлении социологического направления. Этноцентризм. Отцы-основатели американской социологии. Американская социология в трудах и научных концепциях: У. Г. Самнера, Ч. Х. Кули, Д. Г. Мида, Т. Веблена, Р. Парка и др. Основные методологические ориентации Чикагской школы социологии. Э. Берджесс – представитель Чикагской школы. Индустриальная социология (Хоторнский эксперимент). «Позитивный» прагматизм американской социологии. Направления развития американской социологии.
| ПК-1
| 11
| Феноменологическая социология
| Основания феноменологического познания реальности. Проблемы выделения и исследования социальных феноменов. Феноменология А. Щютца. Типизированное воспроизводство реальности. Социология повседневности. Ю. Хабермас – представитель Франкфуртской школы. Феноменология: особенности межсубъектных коммуникаций. Приоритеты в коммуникациях: проблемы насилия. Десимволизация мира и априорные основания в феноменологической социологии М. Шелера.
Современные феноменологические концепции (Дж. Корбин, А. Страус). «Открытая интерпретация» и «обоснованная теория» в теории А. Страуса. Критика феноменологического подхода в социологии.
| ПК-1
| 12
| Системный подход в социологии. Социология нового (глобального) общества (Н. Луман)
| Предпосылки формирования системного видения мира. Системный подход в науке: естественнонаучные и гуманитарные исследования. Общество как сложная саморазвивающаяся система. Социальные системы: функции, свойства, типология. Системный подход в социологии: история развития учения («органицизм», «позитивизм», «марксизм» и пр.).
Никлас Луман – теоретик сложных социальных систем. Сложная самоорганизующаяся социальная система: признаки функциональной дифференциации. Глобальное общество: границы и перспективы развития. Внешнее и внутреннее по отношению к системе. Системный метод в социологии. Системное описание. Социология организаций Н. Лумана. Критика системного подхода в социологии.
| ПК-1
| 13
| Социальный бихевиоризм в истории социологии
| Предшественники бихевиористского направления в социологии (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, У. Мак-Дугалл, Г. Тард, Ч. Кули, А. Смолл). Психологическое направление в изучении социологии.
Дж. Б. Уотсон, Э. Торндайк − разработка понятия и схемы воздействия в бихевиоризме. Социальный бихевиоризм: теории и схемы. Ранний бихевиоризм в работах Э. Толмена, К. Халма, Дж. К. Хоманса, А. Бандура, Ч. Осгуда. Теория «оперантного поведения» Б. Скиннера. Необихевиоризм: механизмы контроля за социальным и политическим поведением, манипулирование общественным мнением. Социальный бихевиоризм П. А. Сорокина.
Критические замечания бихевиористских концепций в социологии, их современное развитие.
| ПК-1
| 14
| Модернистский период в истории социологии. М. Фуко и Т. Лукман
| Социологический анализ М. Фуко. Предпосылки междисциплинарного подхода в науке. «Археология» насилия и власти. Роль социальных институтов в формировании дисциплинарного общества. Система правосудия. Социология преступности. Социология проституции. Функционалистские концепции и феминизм. История общества. Проблемы объективного (достоверного) изучения социальной жизни.
Томас Лукман: социология религиозной жизни. Социальное конструирование реальности. «Житейские формы» восприятия жизни. Социальная религиозность. Организационно-церковная религиозность. Роль института церкви в легитимации социально-одобряемой деятельности индивидов. Секуляризация общественной жизни. Религия и свобода: границы и возможности самореализации личности.
Социология знания П. Бергера. Проблемы модернизации и социального развития современного общества. Общество и религия. Критика социологических воззрений.
| ПК-1
| 15
| Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии
| Элементы политической науки в работах Г. Моска, В. Парето, Ч. Миллса. Теория полей в учении Пьера Бурдье. «Социальное поле» и «поле политики». Теория габитуса. Социология политики. Схемы взаимодействия власти и общества. П. Бурдье: символическое взаимодействие. Символическое насилие. «Незнание» во благо общества.
Постмодерновый этап в развитии мировой социологии. Социальные эксклюзии. Мультипарадигмальная социология. Социология качественного исследования Сетевое общество и вопросы его изучения (М. Кастельс). Метаморфозы социальных учений. Социальная сфера симулякров Ж. Бодрийяра. О перспективах социологии, по мнению П. Бурдье. Несоизмеримость социологических теорий (Т. Бранте). Современная социальная теория Э. Гидденса. Современные социологические школы и научные сообщества. Кризис современной западной социологии как отражение общенаучного конфликта. Социология социальных изменений П. Штомпки. Критика современного постмодернистского общества в работах М. Валлерстайна. «Конец знакомого мира» и социология XXI в.
| ПК-1
|
В течение учебного года студенты выполняют и защищают курсовую работу по общей социологии, в перечень включены темы по истории социологии. Основная тематика курсовых студенческих работ по отечественной и зарубежной истории социологии выполняется на втором курсе. |