2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии





Название2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии
страница1/4
Дата публикации23.02.2015
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4




1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «История социологии часть I» являются следующие:

  • освоение и уточнение основных понятий и закономерностей социологии, умение работать с первоисточниками по социологии;

  • понимание законов развития и функционирования общества;

  • понимание и теоретическое овладение основными социологическими концепциями, умение идентифицировать эти концепции;

  • освоение процедур социологического исследования;

  • личностное развитие студента на основе рефлексии и самооценки;

  • придание выпускнику комплекса знаний и компетенций в соответствии с требованиями работодателей по профилю социологических исследований, согласно ООП вуза реализующего ГОС ВПО на основе компетентностного подхода.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по социологии

Подготовка дипломированного бакалавра социолога невозможна без качественного знания предмета своей науки истории ее развития и современного состояние научных теорий. Равно как невозможно развитие навыков практического социолога без усвоенной теоретико-методологической базы.

Дисциплина располагается в Профессиональном цикле Б.3 Базовая общепрофессиональная часть - Б.3.Б.2. «История социологии» изучается после освоения студентами курса «Основы социологии». Навыки и владения полученные в осваиваемом курсе используются и в курсе «Современные социологические теории», читаемом бакалаврам в 8-м семестре.

История социологии в своей первой части выступает начальным модулем объемлющего курса «История социологии». В дальнейшем рассматриваются еще один блока истории социологии посвященный истории развития отечественной социологической мысли и современной российской социологии. Вместе эти дисциплины составляют учебный курс, последовательно рассматривающий историю социологической науки. Знания и владение учебным материалом по истории социологии позволяют формировать у бакалавров-социологов систематизированное представление о содержании социологической науки в целом, а также более подробно ориентирует студентов на изучение традиционных и современных институтов и социальных организаций.

Устойчивое владение материалом курса способствует последовательному формированию специалиста – социолога для работы с конкретным исследовательским материалом, анализа литературы, формирования исследовательских гипотез и проведения социологических исследований студентами-выпускниками на высоком практическом уровне, с учетом компетентностной модели подготовки. К числу смежных дисциплин ООП подготовки бакалавра по социологии можно отнести: социологию организаций, социологию управления, политическую социологию, методологию и методику социологических исследований, социологию личности, социологию повседневной жизни и др.

Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии и рассмотреть базовые социологические понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом на начальном уровне. Необходимые знания студенты осваивают при изучении таких учебных дисциплин как «Введение в социологию» и «Общая социология».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «История социологии часть I».

В результате освоения дисциплины преимущественно формируются следующие компетенции:

профессиональные (ПК-1) Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования.

У студентов формируются знания и умения представления проектов научно-исследовательских разработок социологических направлений и научных школ. Курс помогает сформировать в представлении студентов динамичную картину развития социологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основные классические и современные социологические теории и школы.




  • Уметь: производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях.




  • Владеть: способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «История социологии часть I»

Общая трудоемкость дисциплины составляет __4___ зачетные единицы _110___ часов.


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость базового модуля дисциплины

110

Аудиторные занятия (всего)

55

В том числе:




Лекции

55

Семинары

17

Самостоятельная работа

55

Вид промежуточного контроля

Опрос, проверка конспектов и рефератов

Вид итогового контроля

Экзамен


4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)





п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекц.

семин.

актив. формы обуч

срс

1

История социологии: предмет и основные задачи курса. Периодизация

2

1

2

2




3

конспект первоисточника (см. табл. 1, 1)

2

Предсоциология: предыстория западной социологии

2

2

2







4

работа с лекционным материалом

3

Становление и развитие западной социологии. О. Конт основатель позитивной социологии

2

3

2

2




3

конспект первоисточника (см. табл. 1, 2)

4

Социология Г. Спенсера. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма. Неопозитивизм

2

4

4

2




3

сравнить и описать общие и отличительные черты позитивизма и неопозитивизма; конспект первоисточника (см. табл. 1, 3)

5

«Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс)

2

5

2

2




4

выделить основные свойства, характеризующие марксистское учение (письменно); конспект первоисточника (см. табл. 1, 4)

6

Понимающая социология М. Вебера

2

6

2

2

2

4

конспект первоисточника (см. табл. 1, 5)

7

«Историческая социология» (О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби)

2

7

2







4

понятие «время» в социологии (сообщения)

8

Структурный функционализм Т. Парсонса

2

8

2

2




3

ознакомиться с теорией социального действия; конспект первоисточника (см. табл. 1, 6)

9

Психосоциологическое направление. Символический интеракционизм

2

9

2




2

3

схема «Шкала желаемых и допустимых средств» (по Роберту Мертону)

10

Американская социологическая школа. Этнометодология

2

10

2

2




4

конспект первоисточника (см. табл. 1, 7)

11

Феноменологическая социология

2

11

2

1

1

4

обзор социологических исследований Альфреда Щюца

12

Системный подход в социологии. Социология нового (глобального) общества (Н. Луман)

2

12

4

2

1

4

конспект первоисточника (см. табл. 1, 8)

13

Социальный бихевиоризм в истории социологии

2

13

2







4

схема «Структура оперантного обмена»

14

Модернистский период в истории социологии. М. Фуко и Т. Лукман

2

14

2







4

перечень современных социологических направлений

15

Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии

2

15-16

4

2

1

4

конспект первоисточника (см. табл. 1, 9)

Итого:







36

19

7

55

Экзамен


4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины




Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

Результат обучения, формируемые компетенции

1

История социологии: предмет и основные задачи курса. Периодизация

Специфика социологического подхода к изучению общественной жизни. История социологии как науки. Предмет истории социологии: основные подходы и трактовки. Теоретические и практические задачи, решаемые в рамках истории социологии. Цели и задачи курса. Основные понятия, используемые в изучении курса.

Социологическое сознание современного человека. Познаваемость социальных процессов и роль истории социологии в изучении социума.

ПК-1

2

Предсоциология: предыстория западной социологии

Основные этапы истории западной социологии, периодизация. Различные трактовки периодизации истории становления социологии.

Социологические идеи античного мира. Софисты: интеллектуальная аномия. Сократ: диалогическая форма социальной коммуникации. Творчество Платона: социальная статика, диалогический дискурс. Модель идеального государства. Аристотель – рационалист социального порядка. Цицерон: человек, закон и общество.

Социологические идеи в период становления христианской цивилизации. А. Августин: христианская картина социальной истории. Ф. Аквинский о христианском социальном опыте.

Социологические концепции нового времени в работах и деятельности: Н. Макиавелли, Дж. Вико, Т. Гоббса, Ж. Бодена, Дж. Локка, Д. Дидро, Ф. Вольтера, Ч. Беккариа, Ж. Ж. Руссо, Т. Мальтуса, Р. Оуэна, Г. В. Гегеля, К. А. де Сен-Симона и др.

ПК-1

3

Становление и развитие западной социологии. О. Конт основатель позитивной социологии

    Рождение социологии. Социальные предпосылки возникновения социологической науки. Позитивный метод и принципы социологии О. Конта. Основные принципы социологии как науки. Социальная статика и динамика. Принципы социального порядка и законы существования устойчивых социальных систем и структур, локализованных в пространстве и времени. Закон трех стадий. Нормы права как результат непосредственного социального опыта. Критика позитивной социологии О. Конта.

ПК-1

4

Социология Г. Спенсера. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма. Неопозитивизм

Органический подход Г. Спенсера. Общество как организм сходства и различия социальных систем с живыми организмами. Функции и системы жизнеобеспечения социального организма. Типология общественно-государственных форм. Социальная интеграция: динамика интегративных процессов.

Позитивизм Э. Дюркгейма. Надындивидуальность социологии. Социологический метод Э. Дюркгейма и его правила. Роль социальных фактов в изучении закономерностей социального развития. Социология морали. Социология религии. Суицидология. Критика социологических подходов Э. Дюркгейма.

ПК-1

5

«Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс)

Социализм и социология в XIX веке. Предшественники марксизма. Социальные идеи и утопии в истории общества. Условия возникновения и формирования новой общественно-политической концепции в Европе.

Методологические принципы марксистского направления. Социальная история, социальная философия и экономическая социология в работах Маркса. Законы общественного развития. Материалистическая диалектика. Теория социальных общностей на примере классов и классовых антагонизмов. История общества в зеркале общественно-экономических формаций (ОЭФ). Смена ОЭФ – закономерный этап социально-экономического развития общества. История и государство.

ПК-1

6

Понимающая социология М. Вебера

Теория социального действия: типы социальных действий и их интерпретация. Рациональное и иррациональное в социальном поведении и мотивации. Социологические методы у М. Вебера. Социальные нормы и типы господства. Соотношение правовых (организационных) и моральных норм. Концепция легитимной власти в государстве. Понятие «идеального типа» как теоретическая модель распространенного социального явления. Социология религии М. Вебера. Политическая социология в работах Вебера. Почему социологию М. Вебера называют «понимающей социологией»? Продолжатели идей М. Вебера.

ПК-1

7

«Историческая социология» (О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби)

Историческая социология: направление в социологической науке. Историческая макросоциология: культуры, цивилизации (О. Шпенглер). Историческая социология «осевого времени» в концепции К. Ясперса. Социология цивилизаций А. Тойнби. Социальное развитие локальных цивилизаций. Роль религии в существовании цивилизации. Социология присутствия «я» в мире «Цивилизации третьего поколения» (А. Тойнби): есть ли будущее? Гюстав Лебон: работы идеи и творчество. Определение понятий «цивилизация» и «история» в работах О. Шпенглера, К. Ясперса и А. Тойнби.

Локальная культура в современном открытом обществе: степени свободы и объемы зависимости. Современные подходы в определении роли исторической социологии. О роли истории общества в формировании новых социальных практик.

ПК-1

8

Структурный функционализм Т. Парсонса

Теория социального действия: мотивация, структура, внешние и внутренние факторы. Структурно-функциональный подход в социологии.

Динамичная самоорганизующаяся система: механизмы действия и свойства. Социальная система: структура, функции. Общая теория социальной системы. Социальные системы современного типа. Нормативное регулирование и социальный порядок. Критика структурного функционализма Т. Парсонса.

ПК-1

9

Психосоциологическое направление. Символический интеракционизм

Зигмунд Фрейд: психоанализ социального поведения личности. Сущность психоаналитического метода. Бессознательные влечения как формы противодействия цивилизованной социальности. Двойственность социального контроля. Психоанализ и социология литературы.

Дж. Морено создатель концепции психодрамы как метода групповой психотерапии. Р. Мертон: теория личностной аномии. Психосоциология коллективного бессознательного (К. Г. Юнг). Страсти и социальное поведении. Психосоциология садизма (Э. Фромм). О. Ранк: психосоциология неврозов. Критика психологического направления в социологии. Использование психосоциологических концепций в прикладной социологии.

ПК-1

10

Американская социологическая школа. Этнометодология

Особенности и предпосылки становления американской социологии. Предмет и методы социологических исследований. О роли эмпирических исследований в становлении социологического направления. Этноцентризм. Отцы-основатели американской социологии. Американская социология в трудах и научных концепциях: У. Г. Самнера, Ч. Х. Кули, Д. Г. Мида, Т. Веблена, Р. Парка и др. Основные методологические ориентации Чикагской школы социологии. Э. Берджесс – представитель Чикагской школы. Индустриальная социология (Хоторнский эксперимент). «Позитивный» прагматизм американской социологии. Направления развития американской социологии.

ПК-1

11

Феноменологическая социология

Основания феноменологического познания реальности. Проблемы выделения и исследования социальных феноменов. Феноменология А. Щютца. Типизированное воспроизводство реальности. Социология повседневности. Ю. Хабермас – представитель Франкфуртской школы. Феноменология: особенности межсубъектных коммуникаций. Приоритеты в коммуникациях: проблемы насилия. Десимволизация мира и априорные основания в феноменологической социологии М. Шелера.

Современные феноменологические концепции (Дж. Корбин, А. Страус). «Открытая интерпретация» и «обоснованная теория» в теории А. Страуса. Критика феноменологического подхода в социологии.

ПК-1

12

Системный подход в социологии. Социология нового (глобального) общества (Н. Луман)

Предпосылки формирования системного видения мира. Системный подход в науке: естественнонаучные и гуманитарные исследования. Общество как сложная саморазвивающаяся система. Социальные системы: функции, свойства, типология. Системный подход в социологии: история развития учения («органицизм», «позитивизм», «марксизм» и пр.).

Никлас Луман – теоретик сложных социальных систем. Сложная самоорганизующаяся социальная система: признаки функциональной дифференциации. Глобальное общество: границы и перспективы развития. Внешнее и внутреннее по отношению к системе. Системный метод в социологии. Системное описание. Социология организаций Н. Лумана. Критика системного подхода в социологии.

ПК-1

13

Социальный бихевиоризм в истории социологии

Предшественники бихевиористского направления в социологии (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, У. Мак-Дугалл, Г. Тард, Ч. Кули, А. Смолл). Психологическое направление в изучении социологии.

Дж. Б. Уотсон, Э. Торндайк − разработка понятия и схемы воздействия в бихевиоризме. Социальный бихевиоризм: теории и схемы. Ранний бихевиоризм в работах Э. Толмена, К. Халма, Дж. К. Хоманса, А. Бандура, Ч. Осгуда. Теория «оперантного поведения» Б. Скиннера. Необихевиоризм: механизмы контроля за социальным и политическим поведением, манипулирование общественным мнением. Социальный бихевиоризм П. А. Сорокина.

Критические замечания бихевиористских концепций в социологии, их современное развитие.

ПК-1

14

Модернистский период в истории социологии. М. Фуко и Т. Лукман

Социологический анализ М. Фуко. Предпосылки междисциплинарного подхода в науке. «Археология» насилия и власти. Роль социальных институтов в формировании дисциплинарного общества. Система правосудия. Социология преступности. Социология проституции. Функционалистские концепции и феминизм. История общества. Проблемы объективного (достоверного) изучения социальной жизни.

Томас Лукман: социология религиозной жизни. Социальное конструирование реальности. «Житейские формы» восприятия жизни. Социальная религиозность. Организационно-церковная религиозность. Роль института церкви в легитимации социально-одобряемой деятельности индивидов. Секуляризация общественной жизни. Религия и свобода: границы и возможности самореализации личности.

Социология знания П. Бергера. Проблемы модернизации и социального развития современного общества. Общество и религия. Критика социологических воззрений.

ПК-1

15

Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии

Элементы политической науки в работах Г. Моска, В. Парето, Ч. Миллса. Теория полей в учении Пьера Бурдье. «Социальное поле» и «поле политики». Теория габитуса. Социология политики. Схемы взаимодействия власти и общества. П. Бурдье: символическое взаимодействие. Символическое насилие. «Незнание» во благо общества.

Постмодерновый этап в развитии мировой социологии. Социальные эксклюзии. Мультипарадигмальная социология. Социология качественного исследования Сетевое общество и вопросы его изучения (М. Кастельс). Метаморфозы социальных учений. Социальная сфера симулякров Ж. Бодрийяра. О перспективах социологии, по мнению П. Бурдье. Несоизмеримость социологических теорий (Т. Бранте). Современная социальная теория Э. Гидденса. Современные социологические школы и научные сообщества. Кризис современной западной социологии как отражение общенаучного конфликта. Социология социальных изменений П. Штомпки. Критика современного постмодернистского общества в работах М. Валлерстайна. «Конец знакомого мира» и социология XXI в.

ПК-1


В течение учебного года студенты выполняют и защищают курсовую работу по общей социологии, в перечень включены темы по истории социологии. Основная тематика курсовых студенческих работ по отечественной и зарубежной истории социологии выполняется на втором курсе.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии iconМетодические рекомендации для бакалавриата по направлению 030900...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп) бакалавриата
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла, оп о6
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии iconМесто дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии icon2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Для достижения поставленной цели в рамках учебной дисциплины решаются следующие задачи
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии iconРабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 030300 Психология
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп) бакалавриата
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социология»
Место дисциплины в структуре основной образовательной программе (ооп) бакалавриата
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии icon2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История»
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп) бакалавриата
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии iconРабочая программа дисциплины «Социология» по направлению подготовки...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп) бакалавриата
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии iconФгбоу впо орловский государаственный аграрный университет
Место дисциплины История мировой агрономии в структуре ооп бакалавриата
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп) бакалавриата
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии icon2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Целями освоения дисциплины (модуля) «Технология растениеводства» являются приобретение теоретических и практических знаний в области...
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии icon2. место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
...
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии icon2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Целью освоения дисциплины «Банковское законодательство» для студента иметь представление о тенденциях развития банковского законодательства,...
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии icon1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Дисциплина «История» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ооп
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии icon2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Целями освоения дисциплины (модуля) «Основы сельскохозяйственного производства» являются приобретение теоретических и практических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск