Скачать 198 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сахалинский государственный университет» Программа вступительных испытаний по специальной дисциплине ПЕДАГОГИКА для поступления на программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» направленность (профиль): Общая педагогика, история педагогики и образования Теория и методика профессионального образования Южно-Сахалинск, 2014 Структура вступительного испытания Цель и задачи вступительного испытания Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования. Задачами является выявление:
Основные требования к уровню подготовкиАбитуриент:
Основное содержаниеВступительный экзамен в аспирантуру по кафедре педагогики предполагает:
К ответу на экзаменах предъявляются следующие требования: -научность, предполагающая рассмотрение вопросов в теоретико - педагогическом, психологическом и социально-историческом аспектах; - подтверждение теоретических положений, сформулированных в ответах, примерами и иллюстрациями из современной практики образовательно-воспитательного процесса. Ответы должны свидетельствовать о профессиональной компетентности в важнейших вопросах педагогики, об опыте работы в современных образовательных учреждений, о готовности осуществлять воспитательные функции. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ Педагогика как наука. Предмет, функции и задачи педагогической науки. Категории педагогики. Структура педагогической науки, ее отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Методология педагогической науки Методология педагогический науки. Фундаментальные положения философии, физиологии, психологии, социологии и других наук как часть методологии педагогики; системный, личностный, деятельностный подходы. Методы и логика педагогического исследования. Общая характеристика методов научно-педагогического исследования педагогические, психологические, социологические, математические методы. Педагогическая деятельность. Сущность педагогической деятельности. Непрофессиональная и профессиональная педагогическая деятельность. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Характеристики педагогической деятельности. Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Понятие личности. Развитие личности, движущие силы и закономерности развития. Роль деятельности и общения в развитии личности. Факторы развития личности. Теории развития и формирования личности в истории педагогической мысли. Современная наука о роли отдельных факторов. Воспитание как ведущий фактор развития и формирования личности. Роль наследственности и среды в развитии и формировании личности. Личность ребенка как объект и субъект воспитания и обучения. Роль активности личности в ее формировании и развитии. Самовоспитание, самообразование, обучение и развитие. Педагогический процесс как целостное явление Понятие «педагогический процесс». Педагогический процесс в истории российской и советской педагогики. Проблема единства учебного и воспитательного процесса и возвращение к понятию «педагогический процесс» в 70-80-е годы. Основные компоненты педагогического процесса; движущие силы педагогического процесса. Функции педагогического процесса: образование, развитие, социализация личности. Целостность педагогического процесса. Специфика и взаимосвязь задач, содержания, форм и методов воспитания и обучения. Понятие принципов (законов) и закономерностей педагогического процесса. Характеристика принципов педагогического процесса: целенаправленность; связь воспитания и обучения с жизнью; доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; системность и последовательность; сознательность, активность, самодеятельность учащихся; наглядность; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; прочность, осознанность и действенность результатов образования, воспитания и развития. Единство и взаимосвязь принципов целостного педагогического процесса. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ Воспитание как общественное явление и как педагогический процесс. Историческая обусловленность воспитания в различных общественно-экономических формациях. Сущность процесса воспитания, его основные характеристики. Диалектика воспитательного процесса, его противоречия и движущие силы. Методы воспитания. Объективный и закономерный характер цели воспитания. Развитие представлений о цели воспитания в истории философской и педагогической мысли. Всестороннее, гармоничное развитие личности как одна из идей в истории отечественной и зарубежной педагогики. Взаимосвязь общечеловеческих, национальных и индивидуально личностных ценностей. Цель и задачи воспитания школьников. Реализм целей воспитания в современной школе. Закономерности и принципы воспитания. Понятие закономерностей воспитания. Закономерности воспитания: обусловленность воспитания общественными потребностями условиями; взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; определяющая роль деятельности и общения в воспитании личности; обусловленность воспитания активностью формируемой личностью в организуемой деятельности; зависимость воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; взаимосвязь коллектива и личности в воспитании; взаимозависимость задач, содержания, методов и форм воспитания. Понятие принципов воспитания. Характеристика принципов воспитания: природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация; единство сознания и поведения, воспитание в труде, комплексный подход к воспитанию, сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, уважение к личности воспитуемого в сочетании с разумной требовательностью к нему, единство педагогических требований школы, семьи и общественности. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе. Цели и задачи воспитания. Место цели воспитания в воспитательной системе. Объективный и закономерный характер цели воспитания; историческая обусловленность цели и характера воспитания в различных общественно-экономических формациях. Развитие представлений о цели воспитания в истории философской и педагогической мысли. Краткая характеристика различных подходов к цели воспитания (гуманистический, анархистский, гедонистический, авторитарный и т.д.). Всестороннее, гармоническое развитие личности как одна из ведущих идей в истории отечественной и зарубежной педагогики, ее разработка в советской педагогике. Взаимосвязь общественных, национальных и индивидуально-личностных ценностей. Цель и задачи воспитания школьников. Реализм цели и задач воспитания в современной школе. Содержание воспитания. Традиционный подход к содержанию воспитания. Формирование основ научного мировоззрения учащихся.Умственное воспитание (развитие умственных сил и способностей; вооружение системой знаний, умений и навыков; формирование потребности в знаниях, культуры умственного труда). Система умственного воспитания в современной школе. Нравственное воспитание как воспитание отношения к общечеловеческим моральным ценностям, правовое, половое, патриотическое воспитание, интернациональное воспитание, воспитание культуры межнационального общения. Система нравственного воспитания в современной школе. Трудовое воспитание и профориентационная работа, экономическое просвещение учащихся. Система трудового воспитания в современной школе. Физическое воспитание, его роль во всестороннем развитии личности учащихся. Пропаганда здорового образа жизни, борьба с вредными привычками учащихся. Система физического воспитания в современной школе. Сущность эстетического воспитания и его влияние на духовное развитие личности. Психологические основы эстетического воспитания. Система эстетического воспитания в современной школе. Коллектив как объект т субъект воспитания Понятие и сущность ученического коллектива как социально-педагогического явления. Теория коллектива А.С. Макаренко (типы детских коллективов, воспитательные функции, динамика и этапы развития, система перспективных линий, традиции, методика формирования и развития коллектива). Развитие теории коллектива видными советскими учеными А.В. Петровским, В.Н. Коротовым, Л.Ю., Гординым, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.Н. Лутошкиным, В.А. Караковским и др. Методика коллективного творческого воспитания. Психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности. Современные подходы к проблеме коллектива и личности. Критика авторитарных аспектов влияния коллектива на личность с позиции гуманистического подхода к воспитанию ребенка. Система методов воспитания. Понятие о методах воспитания. Зависимость воспитания от цели, содержания, условий воспитания. Различные подходы к классификации методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Лекции, беседы, диспуты. Роль примера в воспитании. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Приучение. Упражнение. Поручение. Создание воспитывающих ситуаций. Игра. Методы стимулирования деятельности и поведения. Педагогическое требование. Общественное мнение как форма коллективного требования. Соревнование. Поощрение. Наказание. Методы самовоспитания: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самоконтроль. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Педагогическая техника. Воспитательная система школы. Понятие «воспитательной системы школы». Воспитательная система как целостный социальный организм в теории и практике зарубежной и отечественной педагогики и школы. Характерные признаки и принципы функционирования воспитательной системы школы. Воспитательная система школы как педагогическое явление современности. Опыт учителей - новаторов, характеристика авторских воспитательных систем. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ Дидактика. Обучение в целостном педагогическом процессе. Понятие о дидактике. Основные категории дидактики. Понятие о процессе обучения и его месте в целостном педагогическом процессе. Двусторонний характер процесса обучения. Методологическая основа дидактики. Движущие силы учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая. Основные компоненты процесса обучения: цель, задачи, содержание, методы, средства, форма организации и результаты. Современные дидактические концепции и правила. Закономерности и принципы обучения Понятие закономерностей обучения. Закономерности обучения: обусловленность обучения общественными потребностями; зависимость обучения от условий, в которых оно протекает; взаимозависимость обучения и реальных учебных возможностей учащихся; единство преподавания и учения; взаимозависимость задач, содержания, методов и форм обучения в целостном процессе обучения. Понятие принципов обучения. Характеристика основных принципов обучения. Принцип научности обучения. Принцип связи обучения с жизнью. Принцип воспитывающего обучения. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Принцип доступности обучения. Принцип наглядности обучения. Соотношение принципов и правил обучения. Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил обучения. Содержание образования. Понятие о содержании образования. Структура содержания образования; информационный, операционный, аксеологический компоненты содержания (знания, умения, навыки). Факторы, влияющие на содержание образования. Научные основы определения содержания образования; критерии отбора основ наук. Виды образования: общее, политехническое, профессиональное, их взаимосвязь. Документы, определяющие содержание образования. Нормативные документы, определяющие содержание образования. Государственный образовательный стандарт. Учебные программы, их виды. Учебники и учебные пособия. Методы и средства обучения. Общее понятие о методах обучения. Функции методов обучения. Метод и прием. Методы и средства обучения. Многообразие методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике. Традиционная классификация методов обучения по способам передачи информации (источникам знаний, умений, навыков ): словесные (рассказ, беседа, лекция, объяснение, учебная дискуссия), наглядные (демонстрация, наблюдение), практические (управление, практикум, лабораторная работа), работа с книгой. Активные и интенсивные методы обучения. Основные средства обучения (учебники и учебные пособия, наглядность, ТСО, ПЭВМ и др.). Применение компьютеров в учебном процессе. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Формы организации обучения Понятие о формах организации обучения. Урок - основная форма организации учебного процесса. Связь урока с другими формами обучения. Развитие классно-урочной системы обучения в истории школы. Типология и структура уроков. Гибкость структуры урока в зависимости от его цели, содержания и места в учебном процессе. Фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной деятельности школьников на уроке. Коллективный способ обучения. Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование, анализ урока. Пути повышения эффективности урока в современной школе. Другие формы организации обучения: факультатив, учебная экскурсия, консультация, собеседование, семинар, домашняя работа учащихся. Технологии обучения Технология обучения - направление в педагогической науке, занимающееся конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Причины возникновения и практического использования педагогических технологий. Специфические черты технологии обучения: наличие диагностично поставленных целей обучения; ориентация всех учебных процедур на гарантированные достижения учебных целей; оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов; воспроизводимость обучающих процедур. Достоинства и недостатки концепции «технологизации» процесса обучения. Основные технологии обучения. Новые информационные технологии. Диагностика и контроль учебной деятельности учащихся. Функции диагностики и контроля. Психолого-педагогические требования к организации контроля и оценки. Виды контроля (диагностический, текущий, тематический, итоговый). Методы контроля. Формы контроля. Взаимосвязь результатов обучения и их оценки. Система оценки знаний учащихся. Критерии оценки знаний, умений и навыков. Психолого-педагогические проблемы оценивания знаний учащихся. Творческий подход к контролю и оценке в практике учителей –новаторов. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. Причины зарождения воспитания как общественного явления. Условия воспитания в период первобытного общества. Программа испытаний при переходе их одного возрастного периода в другой. Система воспитания и особенности школ в античном мире. Развитие педагогической мысли в странах древнего востока. Воспитание и образование в эпоху средневековья. Система учебных заведений в период средневековья. Внецерковные союзы ученых. Практика воспитания рыцарей и женщин. Развитие педагогической мысли. Система школ, программа воспитания и обучения в странах Древнего Востока. Развитие гуманистических идей в воспитании в период Нового и Новейшего времени. Дидактическая теория Я.А. Коменского. Теория естественного и свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. Гуманистические основы в практике обучения и воспитания, выделенные Л. Н. Толстым. Педагог – гуманист В.А. Сухомлинский. Развитие педагогических теорий в Западной Европе в 19 веке и их влияние на развитие педагогики. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци. Основные идеи в педагогических воззрениях И.Ф. Гербарта, А.В. Дистервега. Теория воспитания личности в коллективе А.С. Макаренко. Новаторство Макаренко: воспитание личности в коллективе. Понятие о коллективе. Виды коллектива, законы жизнедеятельности. Становление советской школы в 20-е годы. Становление и развитие школьной системы в России в 20-е гг. Методы, формы обучения (метод проектов, бригадно-лабораторный метод). Развитие педагогических теорий ( С.Т.Шацкий, П.П.Блонский Н.К.Крупская) Дидактическая теория К.Д.Ушинского. Этапы педагогической деятельности К.Д.Ушинского. Основные дидактические принципы. Классно-урочная система. Основные идеи о воспитании. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ Педагогическое мастерство учителя. Педагогическое творчество, его основные характеристики и специфика. Уровни педагогического творчества (педагогические открытия, изобретения, усовершенствования). Педагогическое творчество как результат и проявление педагогического мастерства. Критерии педагогического мастерства. Основные элементы педагогического мастерства (гуманистическая направленность личности учителя, профессиональное знание, педагогические способности, педагогическая техника). Понятие «педагогическая техника». Элементарный уровень педагогической техники (речевые, мимические, пластические и пантомимические навыки). Педагогическая техника и педагогические технологии; педагогическое общение в школе. Демократизация и гуманизация образовательно - воспитательного процесса. Демократизация школы - объективная потребность развития общества. Проблема демократизации и формирование личности школьника, способной к самостоятельным, творческим действиям. Демократизация организации учебно-воспитательного процесса и управления образовательным учреждением. Самоуправление учащихся Демократизация и учитель: право на самостоятельность, составление своих вариантов программ, выбор форм обучения, методов, средств. Демократизация отношений между руководителями, учителями, учащимися и родителями. Гуманная педагогика как основа гуманизации обучения и воспитания учащихся. Понятие гуманизации, основные направления ее реализации в образовательно-воспитательном процессе. Проблема всестороннего изучения личности учащихся. Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания. Идея разноуровнего обучения и ее воплощение в современной школе. Понятие о системе образования. Сравнительная характеристика' ее основных звеньев в Российской Федерации и за рубежом (управление и финансирование, дошкольное образование, элементарная школа, средняя школа, профессиональная школа, образование взрослых). (Основные принципы и тенденции развития образования в Российской Федерации). Управление образовательными системами. Понятие управления государственного образовательного учреждения и его принципы: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Понятие «педагогическая техника». Элементарный уровень педагогической техники (речевые, мимические, пластические и пантомимические навыки). Педагогическая техника и педагогические технологии; педагогическое общение. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Учебники и учебные пособия:
Монографии
Кафедра рекомендует также всем поступающим познакомиться с публикациями в научных журналах, раскрывающими проблемы современного образования, а также с публикациями профессоров кафедры. 1 Требования к реферату: подготовка текста объемом 10-15 страниц 14 кеглем через 1,5 интервала, содержащего характеристику предполагаемой проблемы исследования, аналитический обзор степени научной разработанности проблемы, список научных источников. |
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)» | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания» разработана профессорско-преподавательским... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория и методика профессионального образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры информатики и информационных... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики... | ||
Отражает актуальность научных исследований и собственные научные... Требования к оформлению и содержанию реферата для поступления на обучение по программам высшего профессионального образования подготовки... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития» |