Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана»





Скачать 312.29 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана»
страница1/3
Дата публикации27.02.2015
Размер312.29 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику

«День единства народов Дагестана»


Введение
«В целях единения и консолидации многонационального народа Республики Дагестан установить республиканский праздник- День единства народов Дагестана и отмечать его ежегодно 15 сентября», так гласит Указ Президента Республики Дагестан от 12 июня 2011 г.

«Единство народов Дагестана – основа политической стабильности, социально-экономического и культурного развития республики», такие высказывания мы часто слышим от всех слоев населения Дагестана: ученых, чиновников, студентов, пенсионеров и т.д.

Единство народов Дагестана доказано исторически, дагестанцы сообща строили свою экономику, культуру, защищали свой край от нашествий, но в последние годы нанесен огромный ущерб единству и дружбе всех народов России. Этой обстановкой стали пользоваться различного рода социальные силы и личности, стремящиеся к власти, инспирируя национальные движения и конфликты. Мы должны учитывать последствия этого периода и проводить работу по укреплению дружбы и братства народов Дагестана.

Методические рекомендации
В связи с «Днем единства народов Дагестана» есть необходимость отметить, что народы Дагестана имеют родственную основу, восходящую к глубокой древности, о чем свидетельствуют разнообразные материалы: археологические, лингвистические, этнографические и др. Поэтому можно провести беседу на тему:

«Исторические сведения о происхождении народов Дагестана»

по плану:

1.Археология о древнем дагестанском населении.

2.Антропологические и языковые данные о происхождении народов Дагестана.
Кроме того в итоге могут быть заданы вопросы:

1.Чем подтверждается вывод о том, что Дагестан был одним из очагов древней культуры?

2.Каковы данные антропологии и языкознания подтверждающие вывод об исторической общности дагестанских народов?

3.Какие языки Дагестана входят в нахско-дагестанскую языковую группу?

Занятие может быть проведено в классе, в краеведческом музее, в виде экскурсий к археологическим памятникам.
Может быть рассмотрена тема: «Численность и расселение народов Дагестана»

по плану:

1.Исторические сведения о народах Дагестана.

2.Национальный состав, численность, расселение народов в современном Дагестане.

3.Терпимость и добрососедство как основополагающие принципы отношений между народами Дагестана.

Занятие может быть проведено в форме беседы, конференции, урока - путешествия, проектной деятельности учащихся.
Вопросы по теме:

1.Перечислите этносы Дагестана, упоминаемые древними историками.

2.Покажите на карте район, село, откуда вы родом.

3.Сколько сельских районов и городов в Дагестане?

4.Дайте характеристику особенностей расселения народов в современном Дагестане, в вашем районе.
«Роль России в сохранении и упрочении единства народов Дагестана»

План:

1.Дагестан в составе России.

2.Конституция - символ единства народов Дагестана.

3.Роль русского народа в культурном строительстве Дагестана.
Формы проведения: беседа, урок-путешествие в прошлое, конференция, экскурсия, проектная деятельность, урок-«аукцион знаний».
Следующая тема: «Историко-культурное единство Дагестана. Общие черты в культуре и традициях его народов».

План:

1.Общность происхождения народов Дагестана.

2.Общие черты в материальной культуре и духовной культуры народов Дагестана.

3.Общие черты в общественном быту.

Вопросы и задания:

1.В какое государственное объединение входили дагестанские народы в начале нашей эры.

2.Перечислите древние народы Дагестана

3.Какие общие черты в материальной культуре народов Дагестана вы можете перечислить?

4.Общность дагестанских народов проявлялась и в общественном быту. Докажите это.

5.Приведите примеры, говорящие об общности духовной культуры дагестанских народов.
Формы проведения: беседа, «живая картина (сценическое творчество)», урок-путешествие в прошлое, конференция, проектная деятельность, проблемный урок, урок «мозговая атака».
Единство народов Дагестана прослеживается в богатом духовном наследии, особенно ценны труды ученых-просветителей 18 и 19 веков: Абубакара Аймакинского, Саида Араканского, Мирза-Али Казим-Бека, Магомеда Яракского, Джамалутдина Казикумухского и многих других.
Можно провести занятия, посвященные дагестанской литературе 19 века, через поэзию Махмуда, Батырая, Ирчи Казака и др., раскрыть стремление к единству дагестанских народов.

Большое место в укреплении дружбы народов занимает борьба против внешних врагов:

арабов, монголо-татар, Надыр-шаха, царской России.


Великая Отечественная война стала настоящим испытанием прочности единства народов Дагестана.
Эти темы могут быть предметами обсуждения на занятиях, посвященных Дню Единства народов Дагестана.

Все занятия, в какой бы форме не проводились, должны проходить на эмоциональном подъеме, привлекая наглядный материал, активно используя знания самих учащихся.

Тема: «Народы – братья»
Бывало, что дагестанские народы разделяла принадлежность к разным религиям, бывали междуусобные столкновения разных княжеств, но история не знает ни одного случая борьбы и выступления одной дагестанской народности против другой, не было случаев розни по национальному признаку. Очень важно, чтобы ученики твердо усвоили, что явление это весьма примечательное. Оно выделяет Дагестан из общего фона событий древности и средневековья на Кавказе.

И не только в те времена. Еще свежа память о «горячих точках» бывшего Союза, о столкновениях людей на межнациональной почве. Дагестан был и есть островком мира и согласия, не смотря на то, что здесь проживает более 30-ти наций и народностей. Необходимо раскрыть перед учащимися, что такая особенность нашего края не случайна. Это тысячелетняя история его развития. С эпохи ранней бронзы, а это около пяти тысяч лет назад, можно говорить о существовании здесь этнической и культурной общности. История и этнография свидетельствуют о постоянном сотрудничестве наших народов, их непрерывном многостороннем обмене, а также способах разрешения больших и малых конфликтов. Именно поэтому ни междуусобицы, ни кровомщения, ни другие исторические ужасы не смогли разделить Дагестан - это уникальное историко-культурное единство, бытовавшее тысячелетиями без какой-либо централизованной власти. Ученикам очень полезно будет узнать, что контакты между разноязычными обществами , были непрерывными. И если у крупных народов целые поколения могли прожить жизнь, не повидав человека другой национальности, как например на великой китайской равнине или в Японии, то большинство жителей Дагестана на протяжении веков находились в постоянном соприкосновении с иноязычными соседями, имевшими свои особенности и традиции. Это была настоящая школа взаимной терпимости, разумного приспособления, разностороннего сотрудничества - словом все, что так глубоко, почти неосознанно вошло в психологию дагестанцев и составляет их отличительную и сильную черту.

История свидетельствует: цивилизации гибли, когда разрушался их духовный фундамент, когда обрывались духовные связи между поколениями, разделенными искусственными социальными барьерами. Изучая историю, культуру и быт горских народов тысячекратно убеждаешься в том, сколько полезного и мудрого можно взять из прошлого. Сколько светлого в наших традициях, сколько истин, сколько простых и очень полезных советов. И что обидно - стали забываться нравственные ценности предков. Забвение мудрых заповедей и морали привело наше общество к опасной черте, когда в нем широкое распространение получили тяжкие недуги духовного порядка - это и историческое беспамятство, жестокость, бессердечие, наркомания, алкоголизм и разгул преступности. Поэтому очень важно возродить все прекрасное и ценное, что есть в нашей культуре, в наших традициях, укрепить связи и объединить научную и народную педагогику, что несомненно, будет содействовать обогащению содержания воспитательного процесса.
За истекшие 8 тысяч лет оформилась главная особенность Дагестана - это наличие на его территории историко-культурного единства родственных народностей. Один корень происхождения, одна мусульманская вера и одна историческая судьба явились прочным фундаментом сплоченности и единства дагестанских народов и их политического сознания. Необходимо довести до учащихся то, что это единство подкреплялось несколькими факторами. Среди них:

  1. Все дагестанские народы находились в собственной этнической среде. Они ничьей земли не захватили, жили на своей среди сородичей и поэтому не было причин для распрей и конфликтов.

  2. Все дагестанские народы являются носителями одной национальной идеи- идеи дагестанского национального единства. К этой идее их привела сама жизнь. Дагестан ни в какие времена не знал централизованного государственного строя.

  3. История Дагестана не знает, чтобы какой-либо его народ стоял на позиции сепаратизма или этнического экстремизма.

  4. В Дагестане укоренилась традиция смешанного проживания населения среди всех дагестанских народностей.



Прошло уже тринадцать лет со дня трагических событий 1999 года, когда вооруженные до зубом банды террористов вторглись на территорию мирных населенных пунктов высокогорного Дагестана. Раны, нанесенные бандформированиями, свежи и до сегодняшнего дня, особенно в тех семьях, которые потеряли своих родных и близких людей. Наш долг не забыть их имена, подвиги.

Эта сегодня особенно актуально. Сегодня обстановка в родном Дагестане

достаточно непростая. Кому-то очень хочется втянуть неокрепшую молодежь в свои авантюристические игры. Надо быть бдительным каждому из нас для того что бы уберечь нашу молодежь от опрометчивых шагов.

Если мы сегодня не будем, учится на таких примерах, славных сынов и дочерей Дагестана, то получится то, что добиваются наши внутренние и внешние враги. Мы обязаны увековечить память дагестанцев, проявивших мужество и героизм.

Все дальше уходят от нас события 1999 года. Но каждый раз, возвращаясь памятью к тому времени, мы думаем о тех, кто остался на полях сражений.
С чувством гордости за свой народ наша республика отмечает 13 - летие разгрома бандформировании, вторгшиеся в Дагестан в конце лета 1999года.

В той войне дагестанцы еще раз продемонстрировали перед всем миром свою любовь к родной земле, готовность любой ценой защищать честь и достоинство, дружбу и единство наших народов, отстоят не только территориальную целостность своей родной земли, но и целостность всей России.

В результате террористического вторжения в Дагестане погибло 226 военнослужащих, 53 сотрудника органов внутренних дел, 25 ополченцев и 108 мирных жителей, более 40 тысяч человек стали беженцами.

Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина за отвагу и самоотверженность, проявлений при исполнении гражданского долга по защите конституционного строя Республики Дагестан, укреплении дружбы и сотрудничества между народами орденами и медалями были награждены 43 человека.

После завершения операции 8 человек удостоены высокого звания Героя России, 106 добровольцев награждены орденом Мужества, 42- медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, 16 - медалью «За отвагу», несколько сот человек получили республиканские награды.* Разгром и выдворение бандформирований из Дагестана, поддерживаемых международными террористическими центрами, получили высокую оценку Президента страны В.В.Путина, На приеме в Кремле 29 декабря 2000 года, устроенном для дагестанской делегации, В.В.Путин отметил: «Начало возвращения государственности, авторитета страны пошло из Дагестана. Дагестанцы проявили истинный патриотизм. В крови дагестанцев - мудрость жизни. Ваши действия в целом помогли сплотить общество республике и в стране».*

Дагестан всегда славился своими веками сложившимися традициями гостеприимства, куначества, простоты и доброжелательности. Вместе с этими чертами дагестанцам присущи и другие качества горцев - насмерть стоять против непрошеных гостей, встречать их мечом, не щадя ни сил, ни жизни. Для дагестанцев честь и достоинство превыше всего. Вся история Дагестана свидетельствует, что кто сюда приходил с мечом здесь находил свою погибель.

А еще нам присуща преемственность, чувство гражданского патриотизма, как мужчинам, так и женщинам. Говорят, что не бывает фронта без тыла. В Дагестане в основном тыловиками были женщины

История той войны писали и женщины. На их долю выпали большие испытания. Их оружием стали лопаты, они рыли окопы. Никогда не думали, что станут землекопами. В любую минуту готовы были сменить лопаты на винтовки, говорили об этом вслух. Сменили бы, если разрешили мужчины. Малозаметные в обычной жизни эти горянки своей скромностью и эмоциональностью завоевали симпатии не только ополченцев, милиции, но и солдат, офицеров, генералов Российской армии. Они совершали чудо! Высоко в горах появились и российские солдаты. Защитники нашего родного края. К совсем еще молодым, безусым ребятам наши женщины - горянки отнеслись вниманием, симпатией и любовью, как к своим собственным детям.

«То, что пережили, тяжело вспоминать,- говорит секретарь Шодродинской администрации Айшат Ахмедова. Наши женщины тогда русскими парнями звались мамашами».

Типичная картина: одна женщина из Анди, провожая трёх сыновей на войну, прилюдно, глядя им в глаза, обронила одну лишь фразу: «Если отступите хоть на шаг, моё материнское молоко сделаю вам «харам». Сколько добрых дел совершили эти обаятельные, крепкие духом женщины. Они делились снами не только военными эпизодами, но и душевными переживаниями.

Женщины Ботлихского района из Ансалта, Рахата, Тандо, Шодрода, Годобери решили организовать для российских солдат «полевую кухню». Первым делом собрали кто, сколько может денег, сложили их, купили продукты. Солдаты сначала отнеслись было с недоверием, - рассказывали нам женщины из Ботлиха. А потом установились дружеские, доверительные отношения, они поняли, что «здесь не стреляют в спину».

Они так и говорили: «В Чечне бандиты в спину стреляли, а здесь нас хлебом и солью встречают». Таких примеров можно привести много. Вскоре из всех регионов Дагестана стали поступать продукты, привезли защитникам картофель, муку, рис, фрукты, овощи.

С особой теплотой говорили Ботлихцы о Нупайсат Магомедтагировой. Это удивительная женщина, сказали они. Она проработала всю жизнь звеньевой в колхозе с. Годобери Ботлихского района, вырастила шестерых детей.

Когда над Дагестаном нависла опасность, два ее сына как работники милиции находились на переднем крае борьбы с врагом. Третий пошел в ополчение. Нупайсат потеряла двоих сыновей, они погибли смертью храбрых. Третий получил ранение. Все они стали кавалерами ордена мужества. Двое - посмертно. Несмотря на горечь утраты, безмерное материнское горе, ее дух не сломлен, и она вносит свой неоценимый вклад в патриотическое воспитание молодежи. Пока у нас есть такие люди, нам ничего не страшно,- подчеркнул Президент Муху Алиев, в своем вступлении о Нупайсат вручая ей государственную награду.
Герои живы, пока мы их помним.

Август 1999 года. Ботлих, Цумада, Новолакское, Карамахи в огне.

Создаются ополченские отряды, 25 тысяч человек добровольно вышли защитить свой край и конституционный порядок вместе с российской армией. А пока они добирались, сами жители населенных пунктов оборонялись. Андийцы, к примеру, дали отпор и не допустили бандформирования в свой аул.

Силу свою в отпоре агрессорам показали и гатлинцы. В те тяжелые дни они стояли непоколебимо. Сражались и не думали, что, выполняя гражданский долг, совершают подвиги.

Из рассказа гагатлинца Хайбулы Хайбулаева - начальника районного отдела по управлению муниципальным имуществом и землепользованию: Знали, что боевики пойдут на нас, вызвали всех гагатлинцов, проживающих за пределами района и республики. Односельчане приехали сразу. На подступах к селу строили дзоты, укрепления.

Кругом рвутся снаряды. С нами связались боевики: «Мы вам ничего не сделаем, нам нужен Мунинский мост». Их продвижение в другие регионы во многом зависело от этого стратегически важного пункта. Мы ответили: «Ни когда вы туда не попадете, только через наши трупы». После войны Хайбулаев лично занимался наградами для односельчан. Составили списки. Гигатлинцы отказались от них: «о какой награде имеет речь, когда защищаешь свою землю?».

Все мужчины сел андийского округа посчитали своим долгом быть в рядах защитников. Всего записалось в ополчение 485 человек. Руководил ими начальник ГУВД Хасавюрта, полковник милиции Умахан Умаханов. Отряду пришлось оборонять перевал Харами. 13 августа завязался бой за высоту у села Риквани. В этом бою первым поднялся в атаку и повел за собой товарищей Муртузали Казаналипов. Враг, потеряв десятки бандитов,

вынужден был отступить, и ополченцы заняли перевал. Путь для переброски подкреплений воюющим в Ансалтинской зоне боевиками был перерезан. За мужество и героизм 21 августа 1999 года Муртузали Казаналипов Указом Президента Российской Федерации был удостоен звания Героя России (посмертно).

Вдохновляющим примером мужества стал поступок ансалтинского парня.

11 августа 1999 года совершил героический подвиг 17-летный парень из селения Ансалта Хаджимурад Нурахмаев, прикинувшись простаком, он завладел оружием врага и упор убил четырех бандитов, и сам погиб от рук бандитов. За этот подвиг 30 августа 1999 года в Кремле состоялся вручение Золотой Звезды Героя России его матери и отцу. Хаджимурад защищал свой дом, который он очень любил, ведь в нем он родился и вырос. А защитил от врага не только отцовский дом, но и весь Дагестан, всю Россию - Родину свою. Погиб и сам. Государство высоко оценило отчаянный шаг сельского паренька - он стал Героем России, яркий и вдохновляющий пример для соотечественников.

В боях в Ботлихском районе прославился Дибиргаджи Магомедов. За мужество и героизм, проявленные при защите конституционного строя Российской Федерации и территориальной целости Республики Дагестан прапорщик милиции Магомедов Дибиргаджи Гасанович Указом Президента Российской Федерации удостоен высокого звания Героя России.

5 сентября в 6 часов утра со стороны Чечни боевики вторглись в Новолакский район. Отрядам Хаттаба и Шамиля Басаева удалось захватить селения Шушия, Ахар, Гамиях, Тухчар и рейцентр Новолакское. Ожесточенные бои шли у подножия высоты «Телевышка». Ее обороняли всего шесть милиционеров против отряда Хаттаба и Басаева. И они выстояли, несмотря на беспощадный огонь минометных, ракетных и зенитных установок оружейно-пулеметный «свинцовый град». Высота 713,5 «Телевышка» стала стратегически важным объектом, имевшим особое

значение. Среди оборонявших высоту был лейтенант милиции Халид Мурачуев. Бои были жестокие. 31 января X. Мурачуеву из селения Кули Кулинского района и его товарищу Мутею Исаеву из селения Новолакское за мужество и героизм, проявленные в борьбе с бандформированиями в сентябре 1999 года, Указом Президента России посмертно присвоили звание Героя России.

Победа ярко и убедительно подтвердила единство Дагестана в составе России. И наш долг, как сказал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов, в том, «чтобы ты, живущий, не забывал ни их имен, ни их святых могил».

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconМетодические рекомендации к уроку, посвящённому «Дню единства народов Дагестана» Введение
«В целях единства и консолидации многонационального народа Республики Дагестан установить республиканский праздник – День единства...
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconРеспублики Дагестан «Развитие языков народов Дагестана на 2014-2016 годы»
Цель программы: создание благоприятных условий для развития и сохранения родных языков, культур и традиций народов Дагестана, а также...
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconМетодические рекомендации классным руководителям для проведения единого...
Международный день толерантности, взаимопонимания и культурного многообразия народов. В 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила...
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconДень народного единства
С 30 по 2 ноября в маоу сош №39 проведены следующие мероприятия, посвященные Дню единства
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconКлассный час в 5 классе на тему «День народного единства: история праздника»
Классный час в 5 классе на тему «День народного единства: история праздника» (с использованием мультимедийной презентации)
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уже несколько лет как в нашем государстве появился очень значимый для всех россиян день – День народного единства. Государственный...
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconБиблиографический указатель махачкала 2013 г
И 90 Историческая этнография народов Дагестана: Библиогр указ. / Сост. П. М. Асадулаева. – Махачкала, 2013. с
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconБиблиографический указатель Махачкала, 2013 ббк 91 л 52 удк 01 Летопись...
Это издание рассчитано на широкий круг пользователей, интересующихся историей, экономикой и культурой Дагестана
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconБиблиографический указатель Махачкала, 2012 ббк 91 л 52 удк 01 Летопись...
Это издание рассчитано на широкий круг пользователей, интересующихся историей, экономикой и культурой Дагестана
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconКонспект комплексного занятия к празднику День Матери в подготовительной...
Календарно-тематическое планирование по основным направлениям воспитательной работы
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconРабочая программа учебной дисциплины лекарственные растения дагестана
...
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconМатериалы для самостоятельной работы по дисциплине
Введение Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. Государственная...
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconМатериалы для самостоятельной работы по дисциплине
Введение Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. Государственная...
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 11
Одобрен (рекомендован) кафедрой административного и финансового права Российского университета дружбы народов (Протокол № от.)
Методические рекомендации к урокам и мероприятиям, посвященным республиканскому празднику «День единства народов Дагестана» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск