«Утверждаю»
директор лицея__________В.М.Федосеева
15.09.2008г. Одобрено Советом НОУ
лицея
Протокол №... от...
Председатель НОУ
Положение
о научном обществе учащихся
МОУ «Лицей» г. Лесосибирска Общие положения
Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора школы по научно-методической работе.
Собрание — это высший орган НОУ. Собрание проводится в начале учебного года (примерно в октябре) и только после того, как в школе изучены научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности. На общем собрании утверждается совет НОУ, в который входит не менее 5—10 человек, определяется состав каждой секции, утверждается название школьного НОУ, план его работы на год, принимаются эмблема и девиз.
Общее собрание НОУ проходит два раза в год. Заседания совета НОУ — 1 раз в месяц. Занятия в секциях проходят один раз в две недели. Научно-исследовательская конференция школы проходит 1 раз в год в феврале или в марте.
Структура научного общества учащихся Общее собрание НОУ
Руководитель НОУ
Руководитель НОУ (ученик 10—11 класса)
Цели и задачи научного общества учащихся
Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Основные направления работы
Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
Редактирование и издание ученических научных сборников.
Научно-практическая конференция Конференция проводится административным и научно-методическим советом школы с целью:
развития познавательных интересов и творчества учащихся, развития кругозора в различных областях знаний, привития навыков самостоятельной работы;
вовлечения учащихся в научный поиск, стимулирования активного участия в научно-исследовательской жизни своей страны;
профессионального самоопределения и ранней профессиональной ориентации.
Участники конференции К участию в конференции допускаются учащиеся 9-11 классов, активно участвующие в работе научных секций и получившие разрешение научного руководителя и консультанта на участие в школьной научной конференции. Общие требования к работам На конференцию могут быть представлены работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе в форме доклада или отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, рисунками, чертежами, схемами.
Научная работа должна быть:
исследовательской;
актуальной;
иметь практическую значимость.
В работе должны быть следующие составляющие:
поставлены задачи;
намечены пути их решения;
работа должна быть отпечатана на стандартных листах, иметь список используемой литературы, титульный лист;
работа, представленная на конференцию, сопровождается тезисами и рецензией научного руководителя.
Устав НОУ Эффективность деятельности научного общества учащихся определяется правами и обязанностями его членов.
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника. Возраст вступления в НОУ - 14 лет. Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
выбрать форму выполнения научной работы (реферат, исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа.);
получить необходимую консультацию у своего руководителя;
иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в своем учебном заведении;
представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и городе;
опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
на получение удостоверения участника НОУ.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы. Педагог — руководитель научной работы учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение. Ученик, участвующий в НОУ, обязан:
регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;
периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
строго выполнять требования к оформлению научной работы.
Атрибутика НОУ О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель… .
А.С.Пушкин
Запись в научное общество учащихся Запись в научное общество определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников. Записываясь в научное общество учащихся, ученик пишет заявление примерно следующей формы: Руководителю НОУ лицея
от ученика... класса Заявка на участие в конкурсе научных работ учащихся
Тема будущей работы___________________________
Секция ________________________________________ Дата и подпись Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.
После того, как ребята определились с тематикой своих научных работ и секцией, в которой они будут работать, составляется четкое расписание занятий и консультаций по каждой секции НОУ и определяется место и время их проведения.
Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, которые будут проводить занятия и консультации. В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой научной работы, и познавательные занятия.
Примерная тематика научных работ учащихся (по секциям)
Лингвистическая секция
Иностранный язык
Самая яркая личность прошедшего тысячелетия, ее влияние на ход истории.
Самое светлое событие прошедшего тысячелетия.
Самое страшное событие прошедшего тысячелетия и его влияние на ход истории.
Один год прошедшего тысячелетия в жизни Земли.
Чернобыльский прогноз: надежды и опасения. 40
Моя страна в конце третьего тысячелетия. Какой я ее представляю.
Роль знания языка в жизни человека.
Люди страны, язык которой я изучаю.
Маленькие истории жизни людей моей большой страны.
Самое яркое событие страны, язык которой я изучаю.
Самая яркая личность страны изучаемого языка.
Сокровенные уголки страны изучаемого языка, которые мне хотелось бы посетить.
Любимый писатель страны изучаемого языка.
Моя будущая профессия.
Люди страны изучаемого языка, с которыми мне хотелось бы встретиться.
Лингвистическая секция
Русский язык и литература
Сравнительный анализ поэтических приемов в творчестве А. С. Пушкина, И. В. Гете, Дж. Байрдца.
Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
Заслуженно ли забыт писатель (поэт)? (по выбору).
Настольная книга XXI века. Кто ее автор?
Влияние поэзии Серебряного века на современную рок-поэзию.
Особенности современной русской литературы. В. Пелевин, Н. Перумов.
Л. Лиходеев и В. Гроссман. Их роль в современной журналистике.
Современные средства массовой информации и их роль в формировании нравственного облика современного человека.
Русский писатель (поэт), с которым мне хотелось бы встретиться.
Бардовское творчество и его роль в литературе.
Гротеск в произведениях М. Зощенко и А. Аверченко.
Современная русская пьеса. Какая она?
Игорь Губерман и его творчество.
Фантастические произведения — результат человеческого провидения?
Добро и зло в произведениях русской литературы.
Историческая секция
Белые пятна в истории России.
Факт из истории моей страны, потрясший меня.
История меценатства в России.
Неизвестные традиции и обычаи на Руси.
Самая яркая историческая личность России второго тысячелетия
Неизвестные герои Великой Отечественной войны.
История русской эмиграции.
Трагедии еврейских гетто.
Нюрнбергский процесс. Как это было,
Генерал Власов и его армия.
Полководцы Великой Отечественной войны и их судьбы
Психолого-педагогическая секция
Великие психологи мира (по выбору).
Л. С. Выготский и его вклад в мировую психологию.
Джанни Родари и его роль в педагогике.
Конфликты и пути их разрешения.
Психолого-педагогическая значимость игры на уроке.
Проблема личности в психологии. Теория и практика.
Зигмунд Фрейд. Малоизвестные факты из жизни известного психолога.
Характер: наследственность или воспитание.
Методы психологии: теория и практика.
Чернобыль: проблемы изменения в психике.
Сравнительная характеристика психологических портретов Элизы Ду-литл в произведении Б. Шоу «Пигмалион» и людоедки Эллочки в романе «Золотой теленок» Ильфа и Петрова.
Одаренный ребенок. Какой он?
Психологический портрет учителя глазами ученика и родителей.
Влияние семьи на развитие интеллекта ребенка.
Роль отца в семейном воспитании.
Секция музыки и искусства
Марк Шагал — классик искусства России и мира.
Великие художники России (по выбору).
Художники моей страны (по выбору).
История страны в картинах художников России.
Художники страны изучаемого языка.
Малоизвестные факты из жизни великих композиторов мира (по выбору).
Композиторы России. Судьба и музыка (по выбору).
Особенности русской национальной музыки.
Музыка страны изучаемого языка.
Музыканты страны изучаемого языка. Судьба и творчество (по выбору).
Театры России: от рождения до современности.
Театры Москвы.
Современный мировой кинематограф.
Эко-биологическая секция
Результаты загрязнения окружающей среды (на примере России).
Реакции экосистем на загрязнение и разрушение.
Здоровье человека и окружающая среда: за и против.
Водные ресурсы и их охрана.
Глобальный характер экологических проблем.
Влияние последствий аварии на Чернобыльской АЭС на рост онкологических заболеваний.
Экологические проблемы Москвы.
Космос и здоровье человека.
Озоновые дыры и их влияние на биосферу.
Экономическая секция
Факты и уникальные события в жизни знаменитых экономистов мира (по выбору).
Деньги древности и современности. История эволюции.
Человек — феномен современной компьютерной индустрии (по выбору).
Роль и значение рекламы в экономике.
Ноу-хау в экономике: примеры для подражания.
Аукционы мира. Их роль в экономике.
Сертификация товаров: за и против.
Бизнес-планирование. Его роль в успешности предприятия.
Ведущие предприятия России. Условия их успеха.
Люди — создатели автомобильных империй мира (по выбору).
Религиоведение
Факты и события жизни (на выбор).
а) Преподобный Сергий Радонежский.
б) Преподобный Серафим Саровский.
в) Преподобная Ефросинья Полоцкая.
История становления религии в России
Православные храмы России. Их роль в жизни людей.
История костелов России.
Религии России. История сосуществования.
Математическая секция
Транспортная задача.
Динамическое программирование.
Моделирование работы систолического процессора для умножения матриц.
Теория массового обслуживания.
Методы решения алгебраических задач.
Игры с платежными матрицами.
Применение математических моделей и методов в экономике и управлении.
Динамические свойства окружности.
Задача о двух автомобилях.
Об одном виде функциональных уравнений.
Преобразование с циклическим свойством и функциональные уравнения.
Динамизация геометрических объектов.
Применение скалярного произведения для доказательства некоторых неравенств, решения уравнений и их систем.
Применение кривых второго порядка в геометрии, физике, технике.
О движении конических фигур.
Тайны пятого постулата.
Использование математики в биологии.
Геометрия счастливых билетов.
Старая японская теория.
Геометрия Н. И. Лобачевского.
Основная теорема алгебры.
Теорема Пифагора.
Несколько задач по теории вероятностей.
Алгебраические уравнения и неравенства с параметрами.
О геометрии Лобачевского.
Красочная комбинаторика.
Бариоцентрические координаты и их применение в различных областях знания.
Секция физики
Исследование процесса образования кластеров углерода в лазерной плазме.
Преобразование частоты излучения в процессе взаимодействия лазерного пучка с поверхностью твердого тела.
Измерение концентрации заряженных частиц в лазерной плазме.
Запись динамических голограмм в резонансных средах.
Измерение размеров микрообъектов лазерным лучом.
Объектное демонстрирование эффекта Доплера для звуковых волн.
Об опытном определении удельной теплоты парообразования воды.
Исследование сегнетоэлектрических способностей материалов.
Исследование полета тела, брошенного под углом к горизонту.
Исследование эффекта Доплера в изменении скорости.
Сигнализатор механических колебаний.
Наблюдение частичного солнечного затмения 21 мая 1993 года.
Электродинамика.
Применение графиков при изучении тепловых явлений.
Удивительный трехчлен в физике.
Новые типы космических двигателей.
Прибор для демонстрации газовых разрядов.
Использование поляризационного метода для оценки напряжения, состояния деталей и элементов конструкций.
Кристаллы. Их выращивание и применение.
Применение методов плазмо-химического плавления в производстве интегральных микросхем.
Химическая секция
Исследование процессов термического разложения коллоидных растворов оксидов железа.
Сравнительный анализ жесткости воды в водоемах Москвы и Московской области.
Динамика содержания хлорид-ионов в водных системах Москвы и Московской области.
Летающие металлы.
Выращивание кристаллов.
Прибор для определения в воздухе паров кислот.
Определение ионов цинка, кобальта в сточных водах химической промышленности.
Электролиз.
Роль химии в лечении онкологических заболеваний.
Химия и химическая технология в решении проблем человечества.
Механизм разрыва С—О связей при радиолизе спиртов в присутствии формальдегида.
Определение степени извлечения свинца из почв методом абсорбционной спектроскопии.
Определение содержания кадмия в почвах методом атомно-абсорбционной спектроскопии.
Изучение методом атомно-абсорбционной спектроскопии экстрагирования Zn, Cd, Сu и Pl с помощью четвертичных аммониевых солей из водных растворов малой концентрации.
Применение люминесценции для химического анализа.
Некоторые аспекты проблемы охраны природы.
Вода — источник жизни и оздоровления людей.
Определение концентрации углекислого газа в воздухе.
Химия Земли и Космоса.
История создания и развития периодической системы элементов Менделеева.
Личность Д. И. Менделеева.
Извлечение никеля из сточных вод гальванического производства.
Адсорбционная очистка сточных вод.
|