Скачать 258.04 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ____________ Л.М. Волосникова ______ ________________2011 г. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗНАНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030600.62 «История». Профиль «Историко-культурный туризм» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» Автор работы: ___________ З.Н. Сокова «___» ___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений «___»__________2011 г. Протокол №___ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ» Объем ____ стр. Зав. кафедрой ___________ Г.И. Баязитова «___»__________2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук «___»__________2011 г., протокол № ___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК ___________ Е.В. Тумакова «___»_________2011 г. «СОГЛАСОВАНО» Зав. методическим отделом УМУ ____________ С.А. Федорова «___»__________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наук Кафедра новой истории и международных отношений СОКОВА З.Н. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗНАНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления 030600.62 «История». Профиль «Историко-культурный туризм» Тюменский государственный университет 2011 Сокова З.Н. Актуальные проблемы историко-культурного знания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030600.62 «История» очной формы обучения. Профиль «Историко-культурный туризм». - Тюмень, 2011. – 10 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Учебно-методический комплекс «Актуальные проблемы историко-культурного знания» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой новой истории и международных отношений. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Баязитова Г.И., заведующий кафедрой новой истории и международных отношений, кандидат исторических наук, доцент © Тюменский государственный университет, 2011 © Сокова З.Н., 2011 1. Пояснительная записка
Цель курса – дать характеристику историко-культурных явлений и процессов в Тропической Африке в доколониальный период Задачи курса:
Б3 Профессиональный цикл. Дисциплина «Актуальные приемы историко-культурного знания» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла и базируется на таких дисциплинах как «История средних веков», «Новая история», «Когнитивные приемы историко-культурного знания», «История мировой культуры» и др. 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6); осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12). В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в научно-исследовательской деятельности: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1); способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7); способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: особенности историко-культурного процесса в Тропической Африке в доколониальный период. Уметь: работать с источниками и литературой для выявления информации. Владеть: методами анализа информации, содержащейся в исторических источниках.
Семестр 7. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 0.5 зачетных единиц 16 часов.
Таблица 1. 7 семестр
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля 7 семестр
7 семестр
7 семестр Модуль 1. Общая характеристика историко-культурных процессов
Традиционные хозяйственные системы. Особенности африканского земледелия. Основные сельскохозяйственные культуры. Сельскохозяйственные работы в зависимости от сезона. Орудия труда. Оседлые земледельцы и скотоводы. Значение скотоводства. Отгонное скотоводство. Традиционная культура ведения скотоводческого хозяйства. Земледелие, скотоводство и традиционный образ жизни. Роль охоты, рыболовства и собирательства в жизнедеятельности народов региона. Традиционные ремесла. Торговля. Половозрастное разделение труда. Характер традиционной власти. Геронтократия и аристократия.Традиционные вожди и верховные правители. Культ «священного царя-жреца». Ритуалы и обычаи, связанные с правителями. Институт соправительниц. Совет знати. Символы власти. Тайные союзы и их роль в традиционной системе управления Понятие «тайный союз, общество». Классификация тайных обществ. Функции. Роль в социально-экономической и политической жизни. 1.2. Социально-культурные процессы Комплекс религиозных представлений африканских народов. Связь с традиционными институтами управления и власти, тайными обществами. Локальные культы. Значение культа предков. Культ природы и стихий. Пантеон богов. Политеизм. Отправление культов. Завоевание арабами Северной Африки и начало торговых контактов с жителями Судана. Направления торговых путей. Организация торговли. Караванная торговля. Участие жителей Сахары в торговле. Обмен товарами. Роль западноафриканского золота в развитии торговли. Транссахарская торговля и складывание раннегосударственных образований в Судане. Легенды и мифы, связанные с происхождением африканских народов. Миграции населения внутри африканского континента. «Этническая карта» доколониальной Африки. Этносоциальная стратификация населения. Проникновение ислама в Тропическую Африку. Сочетание преимущественно мирного и военного способов распространения ислама. Роль арабских торговцев в распространении ислама. Религиозные войны под флагом ислама. Мусульманские тарикаты и проникновение ислама в регион. Ислам в Гане. Ислам как господствующая религия в государствах Мали, Сонгайская держава, Борну и др. Создание мусульманских религиозных центров. Влияние ислама на развитие культуры африканских народов. Модуль 2. Государства Суданского пояса 2.1. Историко-культурного развитие Западного Судана Складывание раннегосударственных образований в Западном Судане. Государства Гана и Мали. Этносоциальная основа. Роль транссахарской торговли и ислама в данном процессе. Властно-управленческие структуры. Внутренняя и внешняя политика. Изменение направления торговых путей в XV-XVI вв. Образование Снгайской державы. Сонни. Аския. Складывание государства. Активная внешняя политика. Роль ислама во внутренней и внешней политике. Социальная структура общества. Военная организация. 2.2. Историко-культурного развитие Центрального Судана Образование городов-государств хауса. Легендарная и реальная история. «Семь хауса». Влияние торговли с арабами на социально-экономическое, политическое, культурное развитие. Причины возникновения религиозно-обновленческого движения. Хауса и фульбе. Осман дан Фодио. Джихад. Создание халифата Сокото. Реформы. Социальная структура общества. Складывание государственности у йоруба в форме городов-государств. Роль Иле-Ифе как религиозно-культурного центра. Идиле. Особенности организации традиционной власти. Религиозные представления. Основные занятия. Развитие культуры у йоруба. Взаимосвязь религиозных представлений и культовых обрядов с искусством. Скульптура Ифе как наиболее яркое достижение культуры народа. Модуль 3. Государства Восточной и Центральной Африки 3.1. История и культура Эфиопии и народов бассейна Великих африканских озер Складывание государственности в Северо-Восточной Африке. Аксум. Роль внешней торговли. Основные занятия жителей. Городская культура. Царская власть. Христианство. Факторы, способствовавшие упадку государства. Основные этапы развития средневековой Эфиопии. Организация власти. Негус. Взаимоотношения центральной и местных властей. Формы собственности на землю. Социальная структура общества. Внешняя политика. Складывание раннегосударственных образований в районе Межозерья. Внутренние и внешние факторы государствообразования. Этническая основа. Основные занятия населения. Организация власти. Кабака. Социальная структура общества. Религиозные представления. 3.2. Государства в бассейне р. Конго Складывание государственности в бассейне реки Конго. Влияние европейской работорговли и католичества на политические процессы. Организация власти. Социальная структура общества. Внешняя политика. Антонианская ересь. Государства Конго, Куба, Луба и Лунда. 7.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля) Темы контрольных работ 7 семестр
Вопросы для подготовки к зачету (7 семестр)
10. Восстание под руководством Османа дан Фодио. Халифат Сокото. 11. Города-государства йоруба. 12. Аксум. 13. Эфиопия в XIII-XVI вв. 14. Государство Буганда. 15. Государство Конго. Темы рефератов7 семестр Арабские хронисты о Тропической Африке. Эфиопские хроники как источник по истории средневековой Эфиопии. Государства-йоруба в работах Н.Б. Кочаковой. История Аксума в освящении Ю.М. Кобищанова. Культура народов Западного Судана. Города Дженне и Томбукту как центры мусульманской учености. Культура суахили. Влияние христианства на историко-культурное развитие народов Гвинейского побережья. Влияние христианства на историко-культурное развитие народов Юго-Западной Африки. Культура населения Западной Сахары. 8. Образовательные технологии В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: IT-технологии, решение аналитических задач, проведение дискуссий. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7 семестр 9.1. Основная литература: Древние и средневековые источники по этнографии и истории народов Африки южнее Сахары. Т.1-2. М.-Л.,1960-1965. История Африки. Хрестоматия. М.,1979. История Африки в древних и средневековых источниках. М.,1983. 9.2. Дополнительная литература: Африка: взаимодействие культур. М., 1989. Африка: встречи цивилизаций. М., 1970. Бартницкий А., Мантель-Нечко И. История Эфиопии. М., 1976. Бейлис В.А. Ислам и традиционные религии в Тропической Африке. М., 1983. Бочаров В.В. Власть. Традиции. Управление. М.,1992. Ваккури Ю. Цивилизации долины Нигера: легенды и золото. М., 1988. Винокуров Ю.Н., Орлова А.С., Субботин В.А. История Заира в новое и новейшее время. М., 1982. Гаудио А. Цивилизации Сахары. М.,1985. Годинер Э.С. Возникновение и эволюция государства в Буганде. М.. 1982. Григорович Н. Скульптура Ифе// Сокровища искусства стран Азии и Африки. Вып.1. М.,1975. Громыко Ан.А. Маски и скульптура Тропической Африки. М., 1983. Дэвидсон Б. Африканцы. М.,1975. Зотова Ю.Н. Традиционные политические институты Нигерии (первая половина XX в.). М.,1979. Искусство народов Африки. М., 1975. Ислам в Западной Африке. М., 1988. Ислам в Восточной, Центральной и Южной Африке. М., 1991. История Ганы в новое и новейшее время. М., 1985. История национально-освободительной борьбы народов Африки в новое время. М., 1976. История Нигерии в новое и новейшее время. М., 1981. История Тропической Африки. М., 1984. Киселев Г.С. Хауса. Очерки этнической, социальной и политической истории ( до XIX столетия). М., 1981. Козлов С.Я. Тайные ритуальные общества в Западной Африке (к характеристике социальных функций)//Религии мира.1983. М.,1983. Кочакова Н.Б. Тайные общества Западной Африки в прошлом и настоящем //Восток. 1993. № 3. Кочакова Н.Б. Традиционные институты управления и власти. М.,1993. Кочакова Н.Б. Города-государства йорубов. М.,1968. Кочакова Н.Б. Рождение африканской цивилизации. М., 1986. Куббель Л.Е. Страна золота. М.,1966. Куббель Л.Е. Сонгайская держава. М.,1974. Куббель Л.Е. Очерки потестарной и политической этнографии. М.,1988. Киселев Г.С. Хауса. Очерки этнической, социальной и политической истории ( до XIX столетия). М., 1981. Кобищанов Ю.М. Аксум. М.,1966. Кобищанов Ю.М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире. М., 1980. Ксенофонтова Н.А. и др. История Уганды в новое и новейшее время. М., 1984. Львова Э.С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденции развития. М., 1996. Львова Э.С. Этнография Африки. М., 1984. Мириманов В.Б. Африка. Искусство. М., 1967. Ольдерогге Д.А. Западный Судан в XV-XIX вв. Очерки по истории и истории культуры. М.-Л., 1960. Оля Б. Боги Тропической Африки. М.,1976. Орлова А.С. История государства Конго ( XVI-XVII вв.). М., 1963. Орлова А.С., Львова Э.С. Страницы истории Великой Саванны. М., 1978. Попов В.А. Ашантийцы в XIX в. Опыт этносоциологического исследования. М., 1982. Саватеев А.Д. Мусульманские духовные ордены в Тропической Африке. М., 1999. Следзевский И.В. Хаусанские эмираты Северной Нигерии. Хозяйство и общественно-политический строй. М., 1974. Тарвердова Е.А. Распространение ислама в Западной Африке ( XI-XVI вв.). М., 1967. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 1976. Традиционные и синкретические религии Африки. М.,1986. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986. Чернецов С.Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. Эфиопские хроники XVI-XVII вв. М., 1984. Шаревская Б.И. Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М., 1964. Шпажников Г.А. Религии стран Африки. Справочник. М.,1981. Этническая история Африки. Доколониальный период. М., 1977. 9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
http:// www.worldhist.ru - Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство http:// www.iaas.msu.ru – сайт Института стран Азии и Африки при МГУ http:// www.ivran.ru – сайт Института востоковедения РАН http:// www.inafran.ru – сайт Института Африки РАН 10.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Для поведения лекционных занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для работы в программе PowerPoint. |
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Сокова З. Н., Цыганкова С. П. Историко-культурные регионы стран Азии Африки: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. История архитектуры: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Сокова З. Н. Всемирная история: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031900. 62 «Международные... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов очной и заочной... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Технология разработки туристских маршрутов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Туристское ресурсоведение: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Р. Ю. Сабитов. Основы санитарии и гигиены на предприятиях сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... О. Р. Чомоян. Коммуникативные технологии в сервисе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Е. А. Вакорина. Основы бизнес-планирования в сервисе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. Основы искусствоведения в экскурсионном деле: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Алексеева. Судебно-психологическая экспертиза. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... О. Р. Чомоян. Коммуникативные технологии в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. Технология въездного туризма: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Активный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» очной... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения Н. Г. Осипова. Базы пространственных геоданных. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300.... |