Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие»





Скачать 380.96 Kb.
НазваниеСергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие»
страница1/3
Дата публикации10.03.2015
Размер380.96 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи
Священник Сергий Третьяков

«ВАЛААМСКОЕ СТАРЧЕСТВО В ХХ ВЕКЕ

(1900-1940 гг.):

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПОДВИЖНИКОВ

И ИХ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ»


Специальность: история Русской Церкви


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата богословия

Сергиев Посад

2012

Работа выполнена на кафедре Церковной истории

Московской духовной академии


Научный руководитель: доктор Церковной истории,

профессор

протоиерей Владислав Цыпин
Официальные оппоненты: кандидат богословия, доцент

игумен Всеволод (Варющенко)
кандидат богословия, кандидат исторических наук; научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ

Шевченко Татьяна Ивановна


Защита состоится 27 июня 2012 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета в Московской духовной академии по адресу: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Лавра, Академия, Большой актовый зал.

С диссертацией можно ознакомиться в секретариате Ученого Совета.

Автореферат разослан 29 мая 2012 г.

Ученый секретарь игумен Адриан (Пашин)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность настоящего исследования объясняется отсутствием в настоящее время системного аналитического научного труда, посвященного истории старчества валаамских подвижников в ХХ в., который бы не только внес вклад в развитие современной богословской науки, но и стал практическим пособием духовной мудрости на пути к христианскому совершенству – спасению. Интерес к рассматриваемой теме возник в связи с посещением Валаамской обители, изучением её трагических страниц истории в минувшем столетии и ознакомлением с подвижническим служением её старцев.

К началу ХХ в. Валаамский монастырь в Финляндском Княжестве был одним из самых крупнейших и известных северных монастырей в Российской Империи, имел образцовое хозяйство и состояние территории, тринадцать скитов на островах Ладожского озера, богатейшую ризницу, небольшой корабельный флот, множество мастерских, в которых трудились насельники монастыря, прекрасный сад, огороды, ферму… Это было маленькое монашеское государство, которое населяло более тысячи человек. «Главное же его богатство составляли сами живые наследники древних монашеских традиций – старцы-молитвенники с их бесценным опытом»1.

Паломничества на Валаам совершали представители всех сословий – от крестьян до монархов; Валаам вдохновил многих бывавших здесь художников: М.К. Клодта, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.И. Куинджи; композиторов П.И. Чайковского и А.К. Глазунова; писателей и поэтов Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.Н. Апухтина, Н.С. Лескова, В.И. Немировича-Данченко, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева… Не случайно «не так уж много можно назвать монастырей на Руси, о которых написано столько книг и статей, сколько о Валааме»2.

Заметим, что при знакомстве с литературой для написания кандидатской диссертации мы, действительно, обнаружили множество трудов, посвященных Валааму, но большинство из них в малой степени касаются истории валаамского старчества в 1900–1940 гг. Таким образом, настоящая диссертация призвана восполнить существующий пробел в русской церковно-исторической науке.

Цель диссертационного исследования

Целью настоящей работы является всестороннее, комплексное исследование истории жизни, старческого служения и наследия валаамских подвижников в ХХ в. (1900–1940 гг.).

Основные задачи, определяемые целью диссертации

  1. Систематизация всего доступного на данный момент материала, касающегося темы диссертационного исследования.

  2. Составление жизнеописаний, характеристика личностей, анализ старческого служения и наследия валаамских подвижников исследуемого периода.

  3. Рассмотрение и оценка феномена валаамского старчества указанного периода через призму нескольких научных дисциплин: истории, пастырского богословия, аскетики, патрологии.

Объектом исследования являются данные различных архивных документов и иных опубликованных и неопубликованных материалов об истории валаамского старчества в ХХ в.

Предметом исследования является история валаамского старчества в ХХ в. (1900–1940 гг.).

Хронологические рамки диссертации обозначены в названии темы 1900–1940 гг. Однако, время жизни и служения некоторых подвижников простиралось за обозначенные исторические рамки работы, что, на наш взгляд, не противоречит исследованию их деятельности в настоящем труде, как уже совершающих подвиг старчества ещё на Старом Валааме до 1940 г.

Географические рамки работы определяются местонахождением Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (о. Валаам, Карелия, РФ), Ново-Валаамской обители (Хейнявеси, Финляндия) и Псково-Печерского монастыря (г. Печоры, Псковская область, РФ).

Методология диссертационного исследования

Основной теоретической парадигмой диссертации является комплексный анализ, исходящий из принципов междисциплинарного подхода. В связи с этим в работе тесно переплетаются несколько дисциплин: история, пастырское богословие, патрология, аскетика и др. Использованы также источниковедческий, историко-критический, сравнительно-сопоставительный методы исследования. Качественный анализ опубликованных сведений позволил привлечь метод реконструкции для воссоздания единой историографической картины из массы разрозненных, но дополняющих друг друга фактов, а также прояснить спорные вопросы и выявить новые факты с привлечением новой источниковой базы.

Источники

Основным источником для написания настоящей кандидатской диссертации стали архивные материалы Финляндского Ново-Валаамского монастыря. Очень важно, что «валаамский архив хранит не только материалы по монастырской истории, но и духовный опыт многовекового монашеского подвижничества»3.

Использованы также материалы архива Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (по преимуществу копии, сделанные в архиве Нового Валаама в Финляндии), а также опубликованные и неопубликованные источники из других архивных и библиотечных фондов. Работа с источниками основывалась на принципах критического анализа, а также целостности и комплексности.

Историография вопроса

Относящиеся к проблематике нашего исследования работы по характеру методологических подходов и специфике научных оценок мы условно классифицируем на несколько категорий и определим значимость в написании настоящей диссертации.

Дореволюционная литература

В основном все дореволюционные издания о Валаамском монастыре, изданные иждивением самого монастыря, были выпущены при игумене Дамаскине (Кононове) (1795-1881). Он лично рассылал запросы в Кирилло-Белозерский монастырь, Казанскую Духовную Академию; вел переписку с профессорами С.В. Соловьевым и А.Х. Востоковым. Однако, серьезных научных работ выпустить так и не удалось4. Издавались произведения «Валаамского иеромонаха5 по благословению Валаамского настоятеля, о. игумена Дамаскина»6 о пустыньках, некоторых подвижниках7, внутреннем укладе жизни и традиционной истории обители. Для нас все эти работы имеют косвенное значение, помогая лишь частично сформировать представление о подвижничестве на Валааме в предшествующую нашему периоду эпоху.

Среди научных работ этого периода можно выделить труды И. Шляпкина8 и Н.П. Паялина9, которые сделали первые попытки источниковедческого анализа известных в их время валаамских рукописей. Комплексное исследование библиотеки Валаама начала XX в. было написано М.Б. Виднесом. Труд знакомит с печатными и рукописными (архивными) фондами, сформированными архивариусами Валаамского монастыря к началу XX в.10 Внимание истории жизни и старчества валаамских подвижников в этих работах не уделяется.

Чтобы понять исторический процесс преемства валаамского старчества, необходимо знать, как оно зарождалось и сохранялось на протяжении двух столетий. В решении этого вопроса нам помогли труды иеромонаха Авеля о Саровской пустыни11, иеромонаха Серафима об общежительном монастырском уставе12, жизнеописания иеросхимонаха Антипы Афонского13, Агапия (Молодяшина)14, брошюры «Валаамское слово о Валаамском монастыре, исторический очерк»15, «Ильинский скит на Валааме»16 и др.

Духовное наследие валаамских подвижников первой половины ХХ столетия мы старались рассматривать через призму классического святоотеческого учения, применяя сравнительный анализ, для чего были привлечены творения17 следующих Отцов Церкви: святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, преподобных Антония Великого, Макария Египетского, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Иоанна Кассиана Римлянина, Нила Синайского, Марка Подвижника, Иоанна Синайского, аввы Дорофея, Никодима Святогорца, Петра Дамаскина, Амвросия Оптинского, блаженного Феодорита Кирского, праведного Иоанна Кронштадтского. Также использовались «Древний патерик»18, «Добротолюбие»19, «Отечник»20, составленный свт. Игнатием (Брянчаниновым), «Митерикон»21.

Образы некоторых старцев и вообще старчества в целом помогают воссоздать паломнические очерки священника А. Ваучского22, студента В. Федченкова23, будущего митрополита Вениамина, Н. Рункевича24 и др.

Завершая обзор литературы касаемо нашей темы, констатируем, что выше перечисленные труды и сочинения имеют вспомогательное значение при написании диссертационного исследования, научных же дореволюционных работ по истории валаамского старчества в начале ХХ столетия не было25.

Литература советского периода

После революции в России в декабре 1917 г. Финляндия провозгласила свою независимость, и Валаам вместе с островами Ладожского озера перешел к новому государству. Монастырю было позволено остаться в прежнем статусе православной обители. В 1921 г. Финляндская Православная Церковь (далее – ФПЦ) получила автономию от Святейшего патриарха Тихона. Впоследствии, в 1923 г. ФПЦ под давлением правительства Финляндии переходит в каноническую юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Начинается насильственное введение в православных приходах Финляндии и монастырях нового григорианского стиля, вследствие чего на Валааме произошел раскол. А в 1939–1940 гг., уже после «зимней» советско-финской войны, в результате которой граница между двумя государствами была отодвинута с Карельского перешейка на запад, монахи с монастырским имуществом26 эвакуировались вглубь Финляндии, где основали Новый Валаам27.

В СССР о Валааме писали в соответствии с идеологическими требованиями. Так, доктор филологических наук, член Союза писателей СССР Л.Я. Резников в своем труде «Валаам: кризис аскетизма», настаивает, что «история обители на Валааме – это конкретное и выразительное проявление общехристианского кризиса аскетизма в ХХ в…, когда в 20-ых годах в связи с календарным расколом произошла духовная кончина монастыря, а зимой 1939–1940 гг. в связи с эвакуацией в Финляндию – физическая»28. Очень жаль, что автор этих строк не может познакомиться с нашим исследованием, которое свидетельствует, что подвижничество и старчество процветало среди братии даже после их переселения на Новый Валаам, а трудности и искушения не расхолаживали, а духовно укрепляли насельников монастыря. Подобно Резникову рассуждают в своих очерках Е.Н. Стромилова и Ю.В. Родионов29, С. Миляев30.

Особую ценность представляют для нас труды, написанные о Валаамском старчестве за границей: работы М. Янсона «Валаамские старцы»31 и С. Большакова «На высотах духа»32. Первая содержит хороший биографический материал, вторая раскрывает понимание некоторыми старцами фундаментальных вопросов православной аскетики. Важно отметить также воспоминания33 архимандрита Афанасия (Нечаева) (1886-1943), во многом благодаря которым стало возможным воссоздание образа того или иного подвижника, с которыми ещё будучи послушником на Валааме общался о. Афанасий.

В это же время были опубликованы работы игумена Харитона (Дунаева)34, используемые нами в качестве дополнительного материала.

В 1926–1939 гг. при поддержке Валаамского монастыря в Финляндии выходила церковная газета «Утренняя заря»35, в которой иногда печатались жизнеописания некоторых старцев или воспоминания паломников о валаамских духовниках.

Особого внимания заслуживают литературные произведения писателей А.Н. Муравьева36, И.С. Шмелева37, Б.К. Зайцева38, И. Савина39, К.Е. Аренского40, которые, конечно же, не являются научными, но помогают более верно сформировать образы тех подвижников, с которыми они лично встречались.

Современные работы

В последние годы появилось достаточно много трудов, посвященных Валаамской обители, которые в большей или меньшей степени можно назвать научными. К ним относятся монография Охотиной-Линд41, посвященная раннему периоду истории монастыря; книга иеродиакона Онуфрия (Маханова)42, в которой сделана попытка изложить историю обители от её основания до наших дней на основании архивных источников; исследования Х. Киркинена43, где автор преимущественно рассматривает вопрос истории основания Валаамского монастыря; труды О.А. Ярового и И.А. Смирновой44, посвященные истории Православной Церкви в Финляндии в 1880–1930 гг. и выявлению «большого значения конфессионального фактора в общественном развитии страны и русско-финских отношениях»45, где особое место отводится Валаамской обители; а также публикации М.В. Шкаровского46, В.В. Антонова47 и др. Следует заметить, что данные работы имеют обширную источниковедческую базу, отличаются аналитическим подходом к исследуемому материалу, но содержат минимум информации по истории старчества в 1900–1940 гг. Множество исследовательских работ посвящены архитектуре, природе, произведениям художественной литературы и живописи о Валааме, среди которых известны труды Б.Е. Казанкова48, С.Е. Большаковой49, А.А. Медведевой50. Непосредственно истории старчества интересующего нас периода посвящены некоторые сочинения митрополита Пантелеимона (Сарко)51, работа Н.В. Корниловой52 и публикации Т.И. Шевченко53.

В 2010 г. вышел труд «Любовь покрывает всё: жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца валаамского и псково-печерского»54, который, хотя и нельзя, на наш взгляд, назвать серьезной научной работой, по причине тенденциозности взгляда в вопросах «календарной смуты» в монастыре, имеет хорошую источниковедческую базу, позволившую достаточно полно реконструировать жизнь и служение старца Михаила.

Особо следует отметить работу Т.И. Шевченко, посвященную жизненному пути схиигумена Харитона (Дунаева), изданную в 2011 г.55 Автор исследует сложный период истории Валаамского монастыря, оказавшегося за пределами России после революции 1917 г. В книге использованы архивные материалы Ново-Валаамского и Валаамского монастырей, Государственного архива Российской Федерации, Национального архива Республики Карелия, большая часть из которых опубликована впервые. Труд Шевченко помог четко сформировать историческую картину событий в монастыре в период жизни схиигумена Харитона, а также исследовать личность подвижника.

Труды «Валаам Христовой Руси»56, «Валаамский патерик»57, «У “пещер Богом зданных”»58, многочисленные публикации в журнале Валаамского общества Америки «Русский паломник»59 представляют нам жизнеописания старцев, подвизающихся на Валааме в исследуемый нами период. Однако, материалы, представленные в указанных трудах, во многом нуждаются в исправлении и переработке на основании архивных документов Ново-Валаамского монастыря. Кроме этого, все перечисленные издания лишены критического и аналитического подхода к описанию личностей, тех или иных событий и носят повествовательный характер60.

В 1995 г. Валаамский монастырь издал книгу трудов архивариуса монаха Иувиана (Краснопёрова) «Валаамский летописец»61. О. Иувиан был ревностным собирателем сведений о валаамских подвижниках. Однако в сборник вошли уже ранее опубликованные рукописи, из которых для нас представляет ценность статья «Пустыньки и пещеры Валаамских подвижников и их жизнеописания»62.

Одним из наиболее полных описаний Валаамского монастыря на сегодняшний день является книга «Валаамский монастырь и его подвижники», вышедшая в 2005 г63, а затем в 2011 г.64 со значительными исправлениями и дополнениями65. В основу труда легло последнее дореволюционное описание монастыря в 1903 г.66, подвергнутое значительной переработке. История монастыря в ХХ в. воссоздана на основании архивных источников. О старчестве же первой половины интересующего нас столетия материала представлено очень мало, хотя и сделаны попытки составления жизнеописаний некоторых подвижников67 интересующего нас периода.

Интерес представляет сборник, изданный в 2006 г. «Старый Валаам: воспоминания о монастыре 1914–1943 гг.»68, содержащий подборку воспоминаний паломников и насельников, летописные повествования, очерки, ряд из которых были опубликованы впервые.

Следует отметить ещё одну работу – кандидатскую диссертацию Д. Шатова, защищённую в МДА в 2008 г., на тему: «Старчество Валаамских подвижников в XVIII–XIX вв.»69. Труд отличается новизной материала, почерпнутого в изобилии в архиве Финляндского Ново-Валаамского монастыря и аналитическо-критическим подходом в методах исследования. Труд Шатова позволил отчетливо понять процесс формирования и утверждения традиций подвижничества и старческого служения в Валаамском монастыре, продолжившийся и в первой половине ХХ в. Однако, на наш взгляд, используя имеющиеся у автора архивные материалы, полезно было бы более подробно исследовать не только старчество валаамских подвижников, но и историю их жизни, которая неразрывно связана с их старческим служением.

Завершая обзор русскоязычной литературы, отметим, что к исследованию также привлечены многочисленные энциклопедии, словари, справочники, периодические издания, как дореволюционные, так и изданные в советское и настоящее время.

Литература на иностранных языках

При подготовке к написанию нашего исследования мы не нашли научных работ на иностранных языках, которые могли бы стать важными источниками. Однако в Ново-Валаамском монастыре Финляндии мы познакомились с брошюрой «Новый Валаам» на английском языке70, в которой представлены не только немногие исторические данные об обители, но также описана духовная связь Старого и Нового Валаама, отмечена аскетическая традиция, которая и сегодня существует в Финляндском монастыре благодаря трудам валаамского старца схиигумена Харитона (Дунаева).

Для исследования интерес представляют воспоминания архиепископа Финляндского Павла (Олмари-Гусева)71 «О последних днях Валаама в 1939–1940 гг.»72, переведенные с финского на русский язык для издания Спасо-Преображенского Валаамского монастыря «Старый Валаам: воспоминания о монастыре 1914–1943 гг.», в которых особое место отводится описанию образов валаамских подвижников.

Произведение на финском языке «Валаамская хроника»73 кратко излагает основные события истории Валаамского монастыря с комментариями и биографическими сведениями о валаамских подвижниках XIX в., поэтому нами использоваться не будет.

На финский язык переведены и изданы многие письма схиигумена Иоанна (Алексеева), а также труды схиигумена Харитона (Дунаева), известные нам на русском языке.

В заключение обзорного рассмотрения литературы, касающейся в разной степени нашей диссертации, отметим, что тема истории валаамского старчества в ХХ в. изучена мало, серьезные научные исследования в этой области на сегодняшний день отсутствуют. Таким образом, своевременность нашего исследования очевидна.



Научная новизна исследования

  1. Работа основана на источниках архива Финляндского Валаамского монастыря, большая часть из которых не была опубликована.

  2. Жизнеописания валаамских старцев дополнены новыми историческими фактами, многие биографические ошибки исправлены, некоторые жизнеописания составлены вообще впервые (например, монаха Иосифа (Шорина), инока Василия (Печенкина)).

  3. В научный оборот введены ранее неопубликованные материалы: часть эпистолярного наследия, келейные записки схиигумена Иоанна (Алексеева), монаха Иосифа (Шорина), иеромонаха Иоиля (Волынина), иеромонаха Иустиниана (Серебрякова), иеромонаха Памвы (Игнатьева), а также других интересующих нас валаамских старцев.

  4. В научный оборот также введены ряд неизвестных архивных документов и неопубликованных источников (фонды РГИА, ЦГИА СПб, НА РК, АВМ; материалы из архива Свято-Казанского скита в Калифорнии (Our Lady of Kazan Skete, Santa Rosa, California, USA), а также личных архивов протоиерея Олега Тэора (Псков) и Елены Матвеевой (Таллин, Эстония)).

Положения, выносимые на защиту

  1. Несмотря на сложные для монастыря времена, когда «нелегкая историческая судьба была уготована Промыслом Божиим Валаамской обители»74, старчество в 1900–1940 гг. на Валааме не только не угасло, но продолжало процветать.

  2. Характерной чертой старческого служения на Валааме в 1900–1940 гг. является афонская традиция «умного делания», зародившаяся в данной обители в XIX в.75

  3. Традиция старчества, зародившаяся на Валааме с приходом преподобного Назария76 и сформированная под влиянием старчества преподобного Паисия (Величковского) и его учеников, продолжалась в обители и в первой половине ХХ столетия.

Научно-практическая значимость исследования

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в качестве пособия по истории русского православного монашества первой половины XX в., истории русской культуры, пастырскому богословию, патрологии, аскетике. Рассматриваемое нами письменное наследие валаамских подвижников, их поучения и наставления целесообразно использовать для составления проповедей, а также как непосредственное руководство к духовной жизни. Кроме этого, выводы настоящей работы могут стать началом для будущих исследований по истории и духовному наследию Валаамского монастыря.

Апробация результатов исследования

Результаты исследования были представлены в ряде докладов и выступлений автора на различных конференциях: Санкт-Петербург, 20-21 апреля 2010 г. (II Научно-богословская конференция в Санкт-Петербургской Духовной Академии, доклад «Жизнь и духовное наследие подвижника Валаамского монастыря монаха Иосифа (Шорина)»); Калуга, 9 октября 2010 г. (акт в день престольного праздника Калужской духовной семинарии, доклад «Схиигумен Иоанн (Алексеев) как учитель исихазма»); Ярославль, 6 марта 2011 (доклад на торжественном акте, посвященном Дню рождения Ярославской духовной семинарии «Слава Ярославской земли: валаамские старцы схиигумен Маврикий (Баранов), схиигумен Лука (Земсков), схиигумен Феодор (Пошехов), схимонах Сисой (Тепленев)». Автор также выступал с лекциями о жизни и служении валаамских подвижников в Калужском Государственном Университете им. К.Э. Циолковского; на Оптинском форуме в г. Калуге 21 мая 2011 г. (доклад «История Валаамского старчества в ХХ вв.»). Материалы по теме диссертации были опубликованы в статье в студенческом сборнике научных работ Московской Духовной Академии, журнале Калужской епархии «Православный христианин», а также на православном научном портале «Богослов. Ру»77.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех разделов основной части, заключения и библиографического списка, насчитывающего 281 наименование и 190 архивных источников. Каждый из разделов делится на главы, последние в свою очередь – на параграфы.

В каждом разделе главы расположены в хронологическом порядке, согласно датам кончины подвижников78.

Диссертация имеет 20 приложений, в которых представлены как текстовые, так и фотоматериалы79, дополняющие основную тему исследования.

Объем работы без приложений составляет 252 страницы (более 612 тысяч печатных знаков).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность и своевременность исследуемой темы, выявляется степень её разработанности, формулируются цели, задачи, методы исследования. Указывается его научная новизна и положения, выносимые на защиту. Там же дана краткая характеристика старчества в целом, старчества валаамского и проведён сравнительный анализ последнего с афонской традицией старчества, которая оказала существенное влияние на формирование таковой традиции на Валааме.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Ценности Православия – детям и молодежи: духовное наследие подвижников Глинской пустыни в современной педагогике»
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconПрограмма по курсу «Новая история» (1640 1900 гг.) для студентов специальности «история»
Программа курса «Новая история» предусматривает изучение важнейших этапов развития отдельных государств и морового сообщества в целом...
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconУчебная программа по курсу «Новая история» (1640 1900 гг.) для студентов специальности «История»
Программа курса «Новая история» предусматривает изучение важнейших этапов развития отдельных государств и морового сообщества в целом...
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconПрограмма муниципальных образовательных чтений «Преподобный Сергий....
Приветственное слово Управляющего Костромской епархией епископа Костромского и Галичского Ферапонта
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconТема Новейшая история. Первая половина ХХ в.(18 ч.)
Х — начало XXI в. Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация. Мир в 1900—1914 гг. Страны Европы и США в 1900—1914...
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconРабочая программа по истории в 8 классе, составленная на основе авторской...
А. Я. Юдовской, Л. М. Ванюшкиной «Новая история, 1800-1900», М. «Просвещение»,2008г и авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной...
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconРабочая программа по истории России 6 класс Пояснительная записка
Познание развивается посредством многих наук и искусств. Но более всего украшает человека и направляет его в гражданской жизни история....
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Духовное наследие Л. Н. Толстого»
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconРабочая программа фд. А. 01. История формирования нефтегазового комплекса...
ФД. А. 01. История формирования нефтегазового комплекса Тюменской области в ХХ веке
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconРабочая программа. История. 8 класс. Пояснительная записка
История России, XLX век: учеб для 8 кл общеобразоват учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: Просвещение, 2009.; Юдовская...
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. В. Ревякин. «Всеобщая история. История Нового времени 1800-1900», М.: Оао «Московские учебники» 2010
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема Страны Европы и США в 1900-1918 гг. Первая мировая война. Россия в начале 20 в.(1900-1916)
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconПрограмма дисциплины Античное наследие в европейской культуре для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconПрограмма дисциплины «Античное наследие в европейской культуре» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconПрограмма дисциплины «Античное наследие в европейской культуре» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Сергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.): История жизни подвижников и их духовное наследие» iconУтверждено
«История» 6-9 классы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.; Просвещение,2008, учебника А, В. Ревякина под редакцией А. О. Чубарьяна История...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск