МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) КАФЕДРА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ Направление 140100 Теплоэнергетика и теплотехника
Профили подготовки:
Энергетика теплотехнологии
Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики
Атомные энергетические системы
Промышленная теплоэнергетика
Энергообеспечение предприятий
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
Цикл:
| Гуманитарный, социальный и экономический цикл
|
| Часть цикла:
| базовая
|
| № дисциплины по учебному плану:
| ИПЭЭФ 140100 Б.1б1
|
| Часов (всего) по учебному плану:
| 108
|
| Трудоемкость в зачетных единицах:
| 3
| 1 семестр
| Лекции
| 17 час.
| 1 семестр
| Практические занятия
| 17 час.
| 1 семестр
| Лабораторные работы
| нет
| 1 семестр
| Рефераты
| 20 час самостоят. работы
| 1 семестр
| Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)
| 74 час.
|
| Зачет
|
| 1 семестр
| Курсовые проекты (работы)
| нет
|
|
Москва - 2010
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является сформировать систематизированные знания о закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса на основе изучения основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.
По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:
к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
к письменной и устной коммуникации на государственном языке: умению логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни (ОК-5);
в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных средств и технологий обучения (ОК-6);
осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);
к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (ОК-9);
научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);
к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12);
понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК-13);
использовать навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знания, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
к осознанию гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, к стремлению своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;
Задачами дисциплины являются:
сформировать у студентов научные представления об основных этапах всемирной и отечественной истории;
познакомить их с ведущими тенденциями и особенностями всемирно-исторического процесса и исторического пути России, альтернативами развития;
на основании знаний о прошлом объяснить современные процессы развития мирового и российского сообщества и выявить возможные перспективы будущего;
способствовать формированию у студентов гуманистических ценностей и патриотических чувств, гордости и ответственности за судьбы Отечества.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикл Б.1б1 основной образовательной программы подготовки бакалавров направления 140100 Теплоэнергетика и теплотехника Дисциплина изучается в I семестре и базируется на следующих гуманитарных и социальных дисциплинах, изучаемых в средних учебных заведениях (в общеобразовательных школах, лицеях, колледжах) : всеобщей истории, истории России, обществознание, мировая художественная культура. Знания, полученные при изучении дисциплины, могут быть использованы
при изучении других гуманитарных и социальных дисциплин по программе подготовки бакалавра и программе магистерской подготовки;
для пониманию места и роли профессиональной деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;
движущие силы и закономерности исторического процесса и место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-5);
основные теоретические и методологические направления исторических знаний, различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития человечества.
Уметь:
самостоятельно анализировать социально- политическую и научную литературу;
планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни (ОК-5);
анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);
понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК-13);
осуществлять эффективный поиск информации и преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Владеть:
навыками аргументированного письменного изложения собственной точки зрения;
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа и логики различного рода рассуждений;
навыками критического восприятия информации;
представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе объективности и историзма;
навыками практического анализа логики развития истории человечества.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часа.
№
п/п
| Раздел дисциплины.
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Всего часов на раздел
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по разделам)
| лк
| пр
| лаб
| сам.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| История как наука. Основы методологии , историографии и методики исторической науки.
| 8
| 1
| 2
| 2
|
| 4
| Устный опрос.
Письменное задание.
| 2
| Особенности создания и развития Древнерусского государства: Западная Европа, Византия, Золотая Орда (IX–первая половина XV вв.)
| 14
| 1
| 2
| 4
|
| 8
| Устный опрос.
Письменное задание Тест 1.
| 3
| Московское государство второй половины XV-XVII веках : между Европой и Азией
| 26
| 1
| 4
| 4
|
| 18
| Письменное задание Тест 2.
Контрольная работа. №1
| 4
| Российская империя и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и сохранение национальной идентичности
| 16
| 1
| 4
| 4
|
| 8
| Письменное задание Тест 3: Российская империя.
| 5
| Российская империя-СССР-РФ и мировое сообщество в ХХ- начале XXI в.
| 42
| 1
| 4
| 4
|
| 34
| Тест 4.
Контрольная работа №2
Подготовка реферата
|
| Зачет
| 2
| 1
|
|
|
| 2
|
|
| Итого:
| 108
|
| 16
| 18
|
| 74
|
|
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения
4.2.1. Лекции Лекция 1. История как наука. Основы методологии ,
историографии и методики исторической науки.
История, ее предмет, сущность, социальные функции. Способы формирования исторического знания. Исторические источники, их классификация. Методология исторической науки: научность, объективность, историзм. Периодизация всемирно-исторического процесса. Специфика российского исторического процесса. Природно-климатические, демографические, геополитические факторы самобытности истории России.
Отечественная и зарубежная историография в прошлом и настоящем. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Ведущие направления современной исторической мысли (формационная, цивилизационная, социокультурная и другие теории).
Источниковедение. Типы и классификация исторических источников.
Великие археологические открытия всемирной и отечественной истории. Источники по истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Лекция 2. Особенности создания и развития Древнерусского государства: Западная Европа, Византия, Золотая Орда
(IX– первая половина XV вв.) Этнические процессы на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Зарождение Древнерусского государства. Варяжский фактор и норманнская теория. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Принятие Русью христианства. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Причины и направления монгольской экспансии. Империя Чингисидов.Улус Джучи. Монголо-татарское нашествие на Русь. Золотоордынское иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды.
Экспансия Запада и борьба русских земель с крестоносцами. Александр Невский.
Северо-Восточная Русь в условиях золотоордынского ига. Возникновение Московского княжества и политика первых московских князей. |