Календарно-тематическое планирование курса «История Древнего мира» 5 класс.
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Основные элементы содержания
| Характеристика основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий
| Формы и виды контроля
| Домашнее задание
| Дата
| План
| факт
| 1
| Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки.
| 1
| Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
| Личностные: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Познавательные: Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.
| Беседа
| c.6
|
|
|
2
| Раздел 1. Жизнь первобытных людей.
Глава 1.
Первобытные собиратели и охотники.
Древнейшие люди.
| 6 3
1
|
Древнейшие люди — наши далекие предки Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота. Первое великое открытие человека- овладение огнем.
|
П: Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудия труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Л: Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.
|
Фронтальный опрос
|
1
|
|
| 3
| Родовые общины охотников и собирателей.
| 1
| Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей.Распределение обязанностей в родовой общине.
| К: исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей, вступая в сотрудничество со сверстниками и взрослыми. П: называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты. Р: вносить необходимые коррективы в план работы по теме и действовать на основе результатов обсуждения. Л:проявляют интерес к новому учебному материалу.
| Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картой.
| 2
|
|
| 4
| Возникновение искусства и религиозных верований.
| 1
| Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
| Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. П: рассказать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников. Охарактеризовать первобытные верования людей. К: работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.
| Фронтальный опрос
| 3
|
|
|
5
| Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства.
| 2
1
| Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Освоение ремесел. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
| П: исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. К: Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.
|
| 4
|
|
| 6
| Появление неравенства и знати.
| 1
| Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины - к соседской. Возникновение неравенства. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
| П: раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделение в ней знати. К: составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Р: осуществлять пошаговый и итоговый контроль, воспринимать оценки учителя. Л: понимают значение знаний для человека и принимают его. Развивают способность к самооценке.
| Исторический понятийный диктант. Работа с картой.
| 5
|
|
| 7
| Повторительно-обобщающий урок «Жизнь первобытных людей».
| 1
| Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
| К: использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия, сотрудничая со сверстниками и взрослыми. П: решать проблемные и развивающие задачи по теме с использованием мультимедиаресурсов. Р: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Л: понимают значение знаний для человека и принимают его. Развивают способность к самооценке.
| Составление кроссвордов.
Итоговый тест «Жизнь первобытных людей».
| 1-5
|
|
| 8
| Глава 3. Счёт лет в истории.
| 1
| Счёт лет в истории. Хронология- наука об измерении времени. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени.
| П: решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. К: работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.
| Урок-игра в процессе обучения
| Стр. учеб.
|
|
|
| Раздел II. Древний Восток.
Глава 4. Древний Египет.
Государство на берегах Нила.
| 20
|
|
|
|
|
|
|
9
|
8 1
| Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
| П: самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. К: уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. Л: проявляют интерес к новому учебному материалу.
|
Работа с картой. Фронтальный опрос.
Тест.
| 6
|
|
| 10
| Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
| 1
| Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.
| Р: находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. К: работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. П : комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Л: оценивать достижения культуры.
| Составление плана по любому тексту из параграфа.
Исторический понятийный диктант.
| 7
|
|
| 11
| Жизнь египетского вельможи.
| 1
| О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.
| К: учиться работать в малой группе над общим заданием. Р: выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. П: выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Л:проявляют интерес к новому учебному материалу.
| Фронтальный опрос.
| 8
|
|
| 12
| Военные походы фараонов.
| 1
| Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наемного войска.
| К: работать с картой в малых группах по единому заданию. Л:исполняют роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. П:подготовить сообщение о военных походах ТутмосаIII. Р:вносить необходимые коррективы в план работы по теме и действовать на основе результатов обсуждения.
| Тест.
| 9
|
|
| 13
| Религия древних египтян.
| 1
| Боги и жрецы. Храмы- жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон- сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых».
| П: характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. К:творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа, сотрудничая со сверстниками и взрослыми. Л:проявляют интерес к новому учебному материалу. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.
| Творческие работы по теме.
| 10
|
|
| 14
| Искусство древних египтян.
| 1
| Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм-жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Образ Нефертити. Искусство древнееегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
| К: искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). П: рассказывать о внутреннем строении пирамиды. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. Р:комментировать иллюстрации на страницах учебника.
| Простейшие презентации по теме.
| 11
|
|
| |