Скачать 206.57 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА История чисел и систем счисления (Тема урока)
образовательные: развивающие:
воспитательные:
индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере.
проектор: показ презентации «Системы счисления» демонстрационный экран; ПК, электронный калькулятор, или просто калькулятор; Наличие Интернет в классе, локальная сеть.
1.Оргмомент – 1 мин. 2.Вводное слово – 2 мин. 3.Систематизация теоретических знаний – 10 мин. 4.Решение задач – 10 мин. 5.Объяснение нового материала– 15 мин. 6. Закрепление изученного материала – 5 мин. 7.Задание на дом – 2 мин.
Здравствуйте. Кто сегодня дежурный? Кто из учащихся отсутствует на уроке?
Учитель: Давайте вместе вспомним: Какие знания и умения приобрели мы на прошлом уроке? Ученик: Мы познакомились с различными системами счисления, а именно, позиционными и непозиционными, научились выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления. Проверка индивидуальных домашних заданий. Учитель: Ребята, а современной жизни мы где-то используем различные СС. Может, они совсем нам не нужны? Выслушиваются мнения ребят. Ребята, давайте все вместе выйдем в Интернет по следующей ссылке и посмотрим историю систем счисления: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf 4.Проблемная задача Учитель: Теперь у нас проблемная задача: Можно ли поразрядно выполнять арифметические операции в непозиционных системах счисления (например, в римской). Послушаем ответ, который сформулирует ученик (…). (одновременно просмотр видеоматериала) (Вызывается ученик из класса.) Ответ ученика: Рассмотрим непозиционную систему счисления с алфавитом А= {I, V, X, L, C, D, M }. Запись числа в этой системе получается двусторонней конкатенацией, причем правая конкатенация ассоциируется с увеличением числа, а левая с его уменьшением (например, IV равно 4, а VI равно 6). Тогда поразрядное выполнение арифметических операций не имеет смысла. Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжаем работу с позиционными системами счисления. Определите, в каких системах счисления выполнены следующие сложения? Укажите основания каждой системы: ( Поочередно задания возникают на слайдах, друг за другом.)
(Ответы на слайдах возникают после того, как ученики называют правильное решение) (Ответы: 16, 10, 3) 5. Объяснение нового материала. Учитель: Молодцы! Вы правильно справились с заданиями. А теперь давайте вместе подумаем, если у нас число дано, например, или в двоичной, или восьмеричной, или в шестнадцатеричной системе счисления, можно ли перевести это число в привычную для нас систему десятеричную. (Устная работа) Например, 102= 310 , 118=910 , 1016 = 1610 1002=410 Учитель: Хорошо. Оказывается, преобразование чисел, представленных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, в десятичную довольно легко. Для этого надо записать в развернутой форме и вычислить его значение. Перейдем по ссылке: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf (Позиционные системы счисления. Развернутая форма записи числа.) Перевод числа из двоичной системы в десятичную. Возьмем любое двоичное число, например, 110,112= 1=4+2+0+=6,7510 Перевод числа из восьмеричной системы в десятичную. Возьмем любое восьмеричное число, например, 67,58. Запишем его в развернутой форме и произведем вычисления: 67,58 = 6=. Перевод числа из шестнадцатеричной системы в десятичную. Возьмем любое шестнадцатеричное число, например, 19F16. Запишем его в развернутой форме ( при этом вспомним, что шестнадцатеричная цифра F соответствует десятичному числу 15) и произведем вычисления: 19F16 =1 Полностью все примеры с решениями в развернутом виде на слайдах Задания для самостоятельного решения: Перевести в десятичную систему следующее число: 1010,12 (ответ: 10,510) Провести взаимопроверку выполнения этого задания. Ребята меняются тетрадями и осуществляют проверку решения. Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке. Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, перейдем по ссылке: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a264912-eca9-4b45-8d77-c3655b199113/9_110.swf (Перевод недесятичных чисел в десятичную СС) Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную более сложен и может осуществляться различными способами. Рассмотрим один из алгоритмов перевода чисел из десятичной системы в двоичную. При этом будем учитывать, что алгоритмы перевода целых чисел и правильных дробей будут различаться. При переводе целого десятичного числа в систему с основанием q его необходимо последовательно делить на это основание q до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный q – 1 . Число в системе с основанием q записывается как последовательность остатков от деления, записанных в обратном порядке, начиная с последнего. Пример: перевести число 7510 из десятичной в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную : в двоичную: в восьмеричную: 75 | 2 75 | 8 1 37 | 2 3 9 | 8 1 18 | 2 1 1 0 9 | 2 1 4 | 2 0 2 | 2 0 1 Т. е., получим, 7510=10010112=1138 Исторический комментарий: На слайдах: портрет Лейбница. Работы посвященные системам счисления. Комментирует учитель. Учитель: Задания для самостоятельного решения: Перевести число 75 из десятичной СС в шестнадцатеричную. (ответ: 4В16) Учитель: Провести взаимопроверку выполнения этого задания. Ребята меняются тетрадями и осуществляют проверку решения. Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке Учитель: До этого мы с вами переводили только целые числа. А как же перевести из десятичной системы счисления десятичную дробь? (выслушиваются ответы учащихся, их мнения) При переводе правильной десятичной дроби в систему счисления с основанием q необходимо сначала саму дробь, а затем дробные части всех последующих произведений последовательно умножать на q, отделяя после каждого умножения, целую часть произведения. Число в новой СС записывается как последовательность полученных целых частей произведения. Умножение производится до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равной нулю. Это значит, что сделан точный перевод. В противном случае перевод осуществляется до заданной точности. Достаточно того количества цифр в результате, которое поместиться в ячейку.
Ответ : 0,3510= 0,010112=0,2638=0,5916 (ответ проверяется) |
Конспект урока (Тема урока) фио (полностью) Кудрова Светлана Васильевна Цель урока: ознакомление обучающихся с двоичной системой счисления и её значимостью для кодирования информации | Конспект урока тема урока: Доли. Сравнение долей. Фио (полностью):... Цель урока: 1) развитие представлений учащихся о равных частях предметов (чисел) | ||
Конспект урока адресация в Интернете (Тема урока) фио (полностью) Шевченко Татьяна Алексеевна Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию представления об ip-адресации компьютера и системе доменных имен | Конспект урока деление (Тема урока) фио (полностью) Владимирова Татьяна Владимировна Обучение ведется по учебнику Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд «Математика 6» | ||
Конспект урока равномерное движение тела по окружности (Тема урока)... Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 г. Новотроицка Оренбургской области» | Конспект урока алфавит (Тема урока) фио (полностью) Шакина Ольга... Цель урока: закрепить первоначальные знания детей об алфавите; дать представление о практическом применении знания алфавита | ||
Конспект урока «носители информации» (т ема урока) фио (полностью) Демченко Елена Евгеньевна Информатика и икт. Учебник для 5класса / Л. Л. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 | Конспект урока тургенев И. С. «Стихотворения в прозе» (Тема урока)... Мбоу «Солгинская средняя общеобразовательная школа №86» Вельского района Архангельской области | ||
Конспект урока по информатике и икт на тему: "Представление числовой... «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно» | Конспект урока отечественная война 1812 г. (Тема урока) фио (полностью)... ... | ||
Конспект урока длина окружности и площадь круга (Тема урока) фио... Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /[Н. Я. Виленкин и др.] – 23-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008.... | Конспект урока по математике с применением эор «число и цифра классификация.»... Умк «Гармония», математика: учебник для 1 класса Н. Б. Истомина. Смоленск:-Ассоциация 21 век, 2011г | ||
Конспект урока предлог как часть речи (Тема урока) фио (полностью) Тарасова Татьяна Афанасьевна ... | Конспект урока по физике Тема урока: Механические волны. Фио (полностью)... Цель урока: сформировать понятие механических волн, раскрыть природу механических волн, познакомить обучающихся с закономерностями,... | ||
Конспект урока «Времена года» (Тема урока) фио (полностью) Егорова Татьяна Альбертовна Цель урока: сформировать знания о периодичности изменений (смена времён года), о календарном, астрономическом и природном начале... | Конспект урока решение задач с помощью системы уравнений (Тема урока)... Мордкович А. Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. — 13-е изд., испр.... |