Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна





Скачать 206.57 Kb.
НазваниеКонспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна
страница1/3
Дата публикации16.08.2013
Размер206.57 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > История > План-конспект
  1   2   3
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
История чисел и систем счисления

(Тема урока)





ФИО (полностью)

Демченко Татьяна Васильевна



Место работы

МБОУ «СОШ №18 г. Владивостока»



Должность

учитель



Предмет

информатика



Класс

9 класс



Тема и номер урока в теме

Урок 95. Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления.



Базовый учебник

«Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.


  1. Цель урока:

  • закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «История чисел и систем счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в системе счисления.

  • научить учащихся переводить числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.

  • научить учащихся переводить числа из десятичной СС в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную СС.



  1. Задачи:

образовательные:

    • актуализация знаний по теме «История чисел и систем счисления»;

    • дифференциация материала, изученного по теме «История чисел и систем счисления»;

    • стимулирование интереса к изучаемой теме;

развивающие:

    • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;

    • развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;

    • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;

    • развитие мышления учащихся при решении логических задач;

воспитательные:

    • повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;

    • формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

    • воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;

    • формирование навыков самоорганизации и инициативы.

  1. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

  2. Формы работы учащихся:

индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере.

  1. Необходимое техническое оборудование

проектор: показ презентации «Системы счисления»

демонстрационный экран;

ПК, электронный калькулятор, или просто калькулятор;

Наличие Интернет в классе, локальная сеть.

  1. Структура и ход урока

1.Оргмомент – 1 мин.

2.Вводное слово – 2 мин.

3.Систематизация теоретических знаний – 10 мин.

4.Решение задач – 10 мин.

5.Объяснение нового материала– 15 мин.

6. Закрепление изученного материала – 5 мин.

7.Задание на дом – 2 мин.

  1. Беседа с дежурным.

Здравствуйте.

Кто сегодня дежурный?

Кто из учащихся отсутствует на уроке?

  1. Вводное слово. Сегодня у нас урок по теме «История чисел и систем счисления». Мы изучим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данной теме. Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в системе счисления.

  2. Систематизация теоретических знаний. Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. Все задания данного этапа урока выполняются каждым учащимся индивидуально.

Учитель: Давайте вместе вспомним: Какие знания и умения приобрели мы на прошлом уроке?

Ученик: Мы познакомились с различными системами счисления, а именно, позиционными и непозиционными, научились выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления.
Проверка индивидуальных домашних заданий.

Учитель: Ребята, а современной жизни мы где-то используем различные СС. Может, они совсем нам не нужны?

Выслушиваются мнения ребят.

Ребята, давайте все вместе выйдем в Интернет по следующей ссылке и посмотрим историю систем счисления:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf
4.Проблемная задача
Учитель: Теперь у нас проблемная задача: Можно ли поразрядно выполнять арифметические операции в непозиционных системах счисления (например, в римской). Послушаем ответ, который сформулирует ученик (…). (одновременно просмотр видеоматериала)

(Вызывается ученик из класса.)

Ответ ученика:

Рассмотрим непозиционную систему счисления с алфавитом А= {I, V, X, L, C, D, M }. Запись числа в этой системе получается двусторонней конкатенацией, причем правая конкатенация ассоциируется с увеличением числа, а левая с его уменьшением (например, IV равно 4, а VI равно 6). Тогда поразрядное выполнение арифметических операций не имеет смысла.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжаем работу с позиционными системами счисления.

Определите, в каких системах счисления выполнены следующие сложения? Укажите основания каждой системы: ( Поочередно задания возникают на слайдах, друг за другом.)


а)


+

98




б)


+

1345




в)

+

10101




























89







2178







1111



















121










3523







1011











































20000




















(Ответы на слайдах возникают после того, как ученики называют правильное решение)

(Ответы: 16, 10, 3)
5. Объяснение нового материала.
Учитель: Молодцы! Вы правильно справились с заданиями. А теперь давайте вместе подумаем, если у нас число дано, например, или в двоичной, или восьмеричной, или в шестнадцатеричной системе счисления, можно ли перевести это число в привычную для нас систему десятеричную.

(Устная работа) Например, 102= 310 , 118=910 , 1016 = 1610 1002=410

Учитель: Хорошо.

Оказывается, преобразование чисел, представленных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, в десятичную довольно легко. Для этого надо записать в развернутой форме и вычислить его значение.

Перейдем по ссылке: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf (Позиционные системы счисления. Развернутая форма записи числа.)
Перевод числа из двоичной системы в десятичную. Возьмем любое двоичное число, например, 110,112= 1=4+2+0+=6,7510

Перевод числа из восьмеричной системы в десятичную. Возьмем любое восьмеричное число, например, 67,58. Запишем его в развернутой форме и произведем вычисления:

67,58 = 6=.

Перевод числа из шестнадцатеричной системы в десятичную. Возьмем любое шестнадцатеричное число, например, 19F16. Запишем его в развернутой форме ( при этом вспомним, что шестнадцатеричная цифра F соответствует десятичному числу 15) и произведем вычисления:

19F16 =1

Полностью все примеры с решениями в развернутом виде на слайдах

Задания для самостоятельного решения:
Перевести в десятичную систему следующее число: 1010,12 (ответ: 10,510)
Провести взаимопроверку выполнения этого задания.

Ребята меняются тетрадями и осуществляют проверку решения.

Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке.

Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, перейдем по ссылке:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a264912-eca9-4b45-8d77-c3655b199113/9_110.swf (Перевод недесятичных чисел в десятичную СС)

Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную более сложен и может осуществляться различными способами. Рассмотрим один из алгоритмов перевода чисел из десятичной системы в двоичную. При этом будем учитывать, что алгоритмы перевода целых чисел и правильных дробей будут различаться.
При переводе целого десятичного числа в систему с основанием q его необходимо последовательно делить на это основание q до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный q – 1 . Число в системе с основанием q записывается как последовательность остатков от деления, записанных в обратном порядке, начиная с последнего.
Пример: перевести число 7510 из десятичной в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную :

в двоичную: в восьмеричную:
75 | 2 75 | 8

1 37 | 2 3 9 | 8

1 18 | 2 1 1

0 9 | 2

1 4 | 2

0 2 | 2

0 1
Т. е., получим, 7510=10010112=1138
Исторический комментарий: На слайдах: портрет Лейбница. Работы посвященные системам счисления.

Комментирует учитель.

Учитель:

Задания для самостоятельного решения:
Перевести число 75 из десятичной СС в шестнадцатеричную. (ответ: 4В16)
Учитель: Провести взаимопроверку выполнения этого задания.

Ребята меняются тетрадями и осуществляют проверку решения.

Результаты фиксируются в карте рейтинга учеников на уроке

Учитель: До этого мы с вами переводили только целые числа. А как же перевести из десятичной системы счисления десятичную дробь? (выслушиваются ответы учащихся, их мнения)

При переводе правильной десятичной дроби в систему счисления с основанием q необходимо сначала саму дробь, а затем дробные части всех последующих произведений последовательно умножать на q, отделяя после каждого умножения, целую часть произведения. Число в новой СС записывается как последовательность полученных целых частей произведения.
Умножение производится до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равной нулю. Это значит, что сделан точный перевод. В противном случае перевод осуществляется до заданной точности. Достаточно того количества цифр в результате, которое поместиться в ячейку.



В двоичную




В восьмеричную




В шестнадцатеричную (самостоятельно)




0,

35

2







0,

35

8







0,

35

16




0

70

2




2

80

8




5

60

16




1

40

2




6

40

8




9

60




0

80

2




3

20
















1

60

2




























1

20





























Ответ : 0,3510= 0,010112=0,2638=0,5916 (ответ проверяется)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока (Тема урока) фио (полностью) Кудрова Светлана Васильевна
Цель урока: ознакомление обучающихся с двоичной системой счисления и её значимостью для кодирования информации
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока тема урока: Доли. Сравнение долей. Фио (полностью):...
Цель урока: 1) развитие представлений учащихся о равных частях предметов (чисел)
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока адресация в Интернете (Тема урока) фио (полностью) Шевченко Татьяна Алексеевна
Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию представления об ip-адресации компьютера и системе доменных имен
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока деление (Тема урока) фио (полностью) Владимирова Татьяна Владимировна
Обучение ведется по учебнику Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд «Математика 6»
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока равномерное движение тела по окружности (Тема урока)...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 г. Новотроицка Оренбургской области»
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока алфавит (Тема урока) фио (полностью) Шакина Ольга...
Цель урока: закрепить первоначальные знания детей об алфавите; дать представление о практическом применении знания алфавита
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока «носители информации» (т ема урока) фио (полностью) Демченко Елена Евгеньевна
Информатика и икт. Учебник для 5класса / Л. Л. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока тургенев И. С. «Стихотворения в прозе» (Тема урока)...
Мбоу «Солгинская средняя общеобразовательная школа №86» Вельского района Архангельской области
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока по информатике и икт на тему: "Представление числовой...
«Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно»
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока отечественная война 1812 г. (Тема урока) фио (полностью)...
...
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока длина окружности и площадь круга (Тема урока) фио...
Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /[Н. Я. Виленкин и др.] – 23-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008....
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока по математике с применением эор «число и цифра классификация.»...
Умк «Гармония», математика: учебник для 1 класса Н. Б. Истомина. Смоленск:-Ассоциация 21 век, 2011г
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока предлог как часть речи (Тема урока) фио (полностью) Тарасова Татьяна Афанасьевна
...
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока по физике Тема урока: Механические волны. Фио (полностью)...
Цель урока: сформировать понятие механических волн, раскрыть природу механических волн, познакомить обучающихся с закономерностями,...
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока «Времена года» (Тема урока) фио (полностью) Егорова Татьяна Альбертовна
Цель урока: сформировать знания о периодичности изменений (смена времён года), о календарном, астрономическом и природном начале...
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио (полностью) Демченко Татьяна Васильевна iconКонспект урока решение задач с помощью системы уравнений (Тема урока)...
Мордкович А. Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. — 13-е изд., испр....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск