Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды





НазваниеВыпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды
страница1/8
Дата публикации08.04.2015
Размер1.16 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > История > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно – практической конференции «Организация целостной образовательной среды ученика как результат взаимодействие семьи и школы».

В сборник включены доклады руководителей музеев образовательных учреждений города Новосибирска.

Составители:

Букарева Н.Н., методист отдела патриотического воспитания ДТД УМ «Юниор».
Редакционная коллегия:

Черкашина Л.А., начальник отдела воспитательной работы Главного управления образования мэрии;

Шихваргер Г.А., заместитель директора по УВР ДТД УМ «Юниор»;

Ерофеев А.И., руководитель отдела воспитательной работы ДТД УМ «Юниор».
Компьютерная верстка:

Букарева Н.Н., методист отдела патриотического воспитания ДТД УМ «Юниор».


Психолого-педагогический потенциал средств

гражданского воспитания

Чеснокова Г. С.,

доцент кафедры педагогики

СНИПКиПРО
средство – приём, способ действия для достижения цели (С.И.Ожегов). В воспитании средством является деятельность воспитанника. Формирование качеств личности происходит в результате духовной деятельности, труда души, эмоционального восприятия, переработки в сознании, формулировании выводов, в итоге развитие ценностного отношения к миру.

Социально-нравственная деятельность - наиболее значимая и актуальная на сегодняшний день в воспитании детей и подростков, реализация этого направления в образовательных учреждениях вылилась в создание программ, одна из которых - «Я – гражданин России».

Гражданское воспитание – одна из составляющих общего воспитания, которое предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, к своему народу и Отечеству. Основная задача – сформировать и развить у ребенка чувство принадлежности к обществу, в котором он живет, что складывается из ряда элементов:

  1. знание и понимание морали и законов общества;

  2. осознание своих прав и обязанностей;

  3. формирование умений отстаивать свои интересы и интересы других через знание законов;

  4. формирование навыков действия и взаимодействия, устойчивой привычки поступать нравственно.

Традиции воспитания, сложившиеся в образовательном пространстве города позволяют содействовать:

    • защите ребенка и семьи от пропаганды вседозволенности и насилия;

    • созданию дружественной социальной среды для детей и подростков;

    • подготовке их к жизни в изменяющемся мире.

Вместе с тем, обновление процесса воспитания в общеобразовательных учреждениях:

  • осуществляется на основе качественного нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-религиозных традиций и особенностей, достижений современного быта;

  • включает формирование системы воспитательной работы, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, установление и поддержания баланса государственного, семейного и общественного воспитания.

Решать поставленные задачи возможно в процессе организации общественно-значимой деятельности при соблюдении следующих условий:

  • сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этно - специфических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоуправления, образующих основу воспитания;

  • воспитание гражданина России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающих личностей;

  • достижение сочетания социально значимого и индивидуально приемлемого компонента содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей знание и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности;

  • развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих влияний;

  • усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности;

  • создание условий для развития педагогики сотрудничества;

  • разработка и реализация программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка, целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс;

  • преодоление затруднений в социальной адаптации детей, формирование у них коммуникативных навыков.

Содержание работы по гражданскому воспитанию реализуются в процессе:

  • учебной и внеклассной деятельности;

  • дополнительного образования;

  • внеклассных досуговых мероприятий и коллективных творческих дел;

  • активного взаимодействия участников воспитательного процесса школы с культурной средой города.

Важной организационно-педагогической формой гражданского и патриотического воспитания являются школьные музеи.

Музей, созданный при школе № 18 (ст. Мочище) организован по всем правилам музейной педагогики. Богатые экспозиции с подлинными экспонатами, большое количество информационного материала, качественно и эстетично оформленные стенды, огромный интерес детей к музейному делу и в целом к истории станы – вот только основные достоинства музея.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.

Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной, творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно-краеведческая работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Актива школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

К сожалению, патриотическая работа в образовательных учреждениях в большинстве своём сводится к чествованию ветеранов и проведению мероприятий к памятным датам, оставляя нетронутой всю сложность современной социально-политической и культурно-информационной среды становления подрастающего поколения. Эта проблема требует разработки методических основ патриотического воспитания, его социально-культурных параметров и духовно-нравственных аспектов.

И, в заключении, о впечатлении которое на нас произвёл классный час «Живая память», проведенный в школе № 18 ст. Мочище и посвящённый открытию уголка Игоря Федоренко.

Классный час явился своеобразным мастер - классом учителя. Хорошо продуманное содержание, методически выверенный сценарий, организационные моменты. Лиризм и глубина чувств противопоставлены пафосу и заорганизованности. Профессиональная подготовка выступающих - детей и ветеранов, учительницы героя свидетельствует о серьёзном отношении к этому событию самого классного руководителя Ольги Владимировны Козьминой. Очень трогательно и искренне говорили дети – ведущие. Все поэтические и музыкальные фрагменты были уместны. Отмечаем педагогически оправданную позицию учителя: на классном часе нет зрителей – все участники. В школе № 18 много поющих детей, имеющих награды высокого уровня, но Ольга Владимировна не пригласила школьных звёзд для придания «блеска» ситуации, пели дети класса, пели как умели, но, слушая их, мы – взрослые пели вместе с ними, ощущая биение детских сердец, понимая, что жизнь и подвиг обыкновенного мочищенского мальчишки Игоря Федоренко, который когда-то сидел за партой в этой классной комнате, такая короткая, но яркая жизнь на самом деле не закончилась и не закончится до тех пор, пока настоящие, живущие ныне мальчишки и девчонки помнят, говорят и поют о нём, берут с него пример.
Школа и музей – единая учебно-воспитательная система

(из опыта работы музеев образовательных учреждений Дзержинского района)

Хрячкова М. В.,

начальник управления образования администрации Дзержинского района
Дзержинский район в 2008 году отмечает своё 75-летие.

На территории района расположено 57 образовательных учреждений различных типов и видов: 19 общеобразовательных учреждений, 24 дошкольных учреждения, специально-коррекционная школа, школа-интернат, межшкольный учебный комбинат, центр внешкольной работы «Галактика», детский дом, 4 начальных школы - детский сад, СОЛ КД «Берёзка», 2 ДЮСШ.

Понятия «школа» и «музей» для детей нашего района неразделимы. Третья часть учреждений имеет музеи различных типов. Всего в районе 18 музеев – музеи Боевой Славы, Истории школы, Истории русской народной культуры, Археологический музей и Музей авиации и космонавтики. Архивные дела образовательных учреждений позволяют ежегодно открывать новые музеи. В нашем районе только за 2007 год открыто 4 музея и в этом году готовятся к открытию ещё 3. В последние голы школьные музеи стали базой для повышения профессионального мастерства руководителей музеев.

Музеи, как и учреждения, проходят аттестацию. В 2008 году процент аттестованных музеев составил 61%. Деятельность активов музеев направлена на развитие образовательного и воспитательного пространства района, ориентированного на нравственное, гражданское и патриотическое воспитание школьников, формирование активной гражданской позиции. Сохранить историю школы – дело каждого педагога, учащегося и родителя. Приведу лишь опыт работы нескольких музеев.

Музей школы № 7 работает по авторской программе руководителя Альбины Николаевны Пильноватых, деятельность которого неоднократно представлялась на страницах городских газет. На базе музея проводятся интегрированные уроки, встречи с ветеранами педагогического труда, выпускниками школы. Активисты музея успешно представляют свои исследовательские работы по истории школы на городских и районных научно-практических конференциях. За участие в городских конкурсах видеофильмов и исследовательской работы музей неоднократно отмечался Дипломами. Продолжением работы музея явилось открытие на базе школы классов «Спасатель» и кадетских классов. Ребята этих классов постигают начальные знания воинской службы, строевой подготовки на ряду с учебными предметами.

С особой гордостью сегодня хотелось бы рассказать об опыте работы коллективов школ № 18 и № 169, где работают музеи Боевой Славы.

«Музей Боевой Славы 32-й отдельной ордена Красной Звезды лыжной бригады» в МОУ СОШ № 169 долгие годы возглавляет руководитель Махова Милаида Даниловна. На базе музея проводится очень большая работа по поисковой деятельности, осуществляется тесное сотрудничество с районным Советом ветеранов. Ветеранская организация школы заняла первое место в смотре-конкурсе за лучшую работу по героико-патриотическому воспитанию молодежи в 2006 году. Наряду со школьными программами «Здоровье», «Лето» реализуется программа «Патриотическое воспитание».

Еще один музей Боевой Славы расположен в школе № 18. Многие горожане Новосибирска были в этом музее. История «18-ой Гвардейской Инстербургской Краснознаменной Сибирской стрелковой дивизии» широко представлена в документальном фильме «Земля Сибирская», где ветераны дивизии рассказали о большой воспитательной работе с молодежью.

Сегодня коллектив этой школы продолжает работу с детьми по воспитанию на русских традициях. Неделю назад распахнул свои двери новый этнографический музей «У истоков». Экспонаты данного музея собраны жителями района, родителями и выпускниками школы.

Исходя из понимания того, что, сохраняя память о прошлом мы воспитываем духовность и патриотизм, в районе широко развивается деятельность активов музеев. Благодаря их работе сохраняется связь поколений.

Так собран методический материал руководителем музея школы № 82 Неживых Людмилой Георгиевной.

Благодаря работе школьных музеев сформирована учебно-воспитательная система.

Музей - это сердце школы, важная воспитательная составляющая структура школы, где урок воспитывает, а внеклассное мероприятие обучает. Учебно-воспитательная система включает основные три составляющих:

- интегрированные уроки,

- экскурсионная деятельность,

- внешкольная работа.

Данные направления не будут работать, если со стороны образовательных учреждений и управления образования не будет методической поддержки, а накопленный опыт не будет распространяться среди учреждений. Основная опора этой системы – преемственность поколений.

В районе благодаря музеям создана система мероприятий, направленная на патриотическое воспитание учащихся: походы, экспедиции и экскурсии; празднование дней воинской славы; встречи с ветеранами, уроки мужества; научно-практические конференции, литературно-исторические вечера, исторические викторины и конкурсы сочинений; поисково-исследовательская работа старшеклассников и т.д. Ежегодно учащимся, достигшим 14 летнего возраста, в торжественной обстановке первыми руководителями района совместно с управлением федеральной миграционной службы вручается паспорт гражданина России. Такие праздничные мероприятия проходят в учреждениях, где созданы исторические музеи.

По результатам работы учреждений почётной миссией является для коллектива учреждений несение Вахты памяти на посту № 1 и в парке культуры и отдыха «Берёзовая роща» у памятника умершим от ран в госпиталях. Эти формы работы помогают поддерживать интерес к поиску, к музею, воспитывать патриотов.

Есть твёрдоё убеждение: многолетняя работа педагогов Дзержинского района по формированию школьного музея как центра познания истории своей Родины и воспитания гражданина не пропала даром и с каждым годом получает своё развитие в учебно-воспитательном процессе школьников.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды icon33 4 Подготовка и издание сборника по материалам городской конференции...
«Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды iconО V городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске
Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения городской научно-практической конференции школьников...
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды iconПоложение о I х городской научно-практической конференции школьников
Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок...
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды iconО XVI городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске
Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения XVI городской научно-практической конференции...
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды iconГ. С. Сабирзянова в сборнике представлены тексты докладов участников...
В сборнике представлены тексты докладов участников научно-практической конференции «Региональные энциклопедии: проблемы общего и...
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды iconСборник научных работ по материалам конференции издается за счёт...
Приглашаем Вас принять участие в Международной научно-практической конференции «В. И. Даль и мировая культура», которая состоится...
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды iconТезисы докладов Часть I секции 1−4 Москва − 2010 в части I сборника...
В части I сборника представлены тезисы докладов VIII всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы развития нефтегазового...
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды iconДополнитеная информация для участников
К открытию конференции планируется издание сборника трудов, включающего доклады, а также предполагается публикация докладов в журнале...
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды iconПрограмма ХIII городской научно-практической
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды iconПоложение о IХ городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»
Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок...
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В сборник включены тексты докладов, сообщений, выступлений участников VIII научно-практической конференции, прошедшей на базе факультета...
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды iconО проведении V международной научно-практической конференции
Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) дгту 6 октября 2014 г проводит V международную научно-практическую конференцию...
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды iconО проведении V международной научно-практической конференции
Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) дгту 6 октября 2014 г проводит V международную научно-практическую конференцию...
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды iconКонференции Всероссийская научно-практическая конференция «Лермонтов и Кавказ»
Перед Вами – тридцать седьмой выпуск информационного сборника «Новости библиотек Ставропольского края»
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды iconТезисы к VI школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
Положение о проведении VI городской научной конференции молодых исследователей в рамках Всероссийской научно-социальной программы...
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно практической конференции Организация целостной образовательной среды icon1 Научно-практическая конференция учащихся образовательных учреждений...
Настоящее Положение регулирует порядок организации и проведения городской научно-практической конференции (далее Конференции)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск