Скачать 1.16 Mb.
|
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно – практической конференции «Организация целостной образовательной среды ученика как результат взаимодействие семьи и школы». В сборник включены доклады руководителей музеев образовательных учреждений города Новосибирска. Составители: Букарева Н.Н., методист отдела патриотического воспитания ДТД УМ «Юниор». Редакционная коллегия: Черкашина Л.А., начальник отдела воспитательной работы Главного управления образования мэрии; Шихваргер Г.А., заместитель директора по УВР ДТД УМ «Юниор»; Ерофеев А.И., руководитель отдела воспитательной работы ДТД УМ «Юниор». Компьютерная верстка: Букарева Н.Н., методист отдела патриотического воспитания ДТД УМ «Юниор». Психолого-педагогический потенциал средств гражданского воспитания Чеснокова Г. С., доцент кафедры педагогики СНИПКиПРО средство – приём, способ действия для достижения цели (С.И.Ожегов). В воспитании средством является деятельность воспитанника. Формирование качеств личности происходит в результате духовной деятельности, труда души, эмоционального восприятия, переработки в сознании, формулировании выводов, в итоге развитие ценностного отношения к миру. Социально-нравственная деятельность - наиболее значимая и актуальная на сегодняшний день в воспитании детей и подростков, реализация этого направления в образовательных учреждениях вылилась в создание программ, одна из которых - «Я – гражданин России». Гражданское воспитание – одна из составляющих общего воспитания, которое предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, к своему народу и Отечеству. Основная задача – сформировать и развить у ребенка чувство принадлежности к обществу, в котором он живет, что складывается из ряда элементов:
Традиции воспитания, сложившиеся в образовательном пространстве города позволяют содействовать:
Вместе с тем, обновление процесса воспитания в общеобразовательных учреждениях:
Решать поставленные задачи возможно в процессе организации общественно-значимой деятельности при соблюдении следующих условий:
Содержание работы по гражданскому воспитанию реализуются в процессе:
Важной организационно-педагогической формой гражданского и патриотического воспитания являются школьные музеи. Музей, созданный при школе № 18 (ст. Мочище) организован по всем правилам музейной педагогики. Богатые экспозиции с подлинными экспонатами, большое количество информационного материала, качественно и эстетично оформленные стенды, огромный интерес детей к музейному делу и в целом к истории станы – вот только основные достоинства музея. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине. Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной, творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно-краеведческая работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Актива школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями. К сожалению, патриотическая работа в образовательных учреждениях в большинстве своём сводится к чествованию ветеранов и проведению мероприятий к памятным датам, оставляя нетронутой всю сложность современной социально-политической и культурно-информационной среды становления подрастающего поколения. Эта проблема требует разработки методических основ патриотического воспитания, его социально-культурных параметров и духовно-нравственных аспектов. И, в заключении, о впечатлении которое на нас произвёл классный час «Живая память», проведенный в школе № 18 ст. Мочище и посвящённый открытию уголка Игоря Федоренко. Классный час явился своеобразным мастер - классом учителя. Хорошо продуманное содержание, методически выверенный сценарий, организационные моменты. Лиризм и глубина чувств противопоставлены пафосу и заорганизованности. Профессиональная подготовка выступающих - детей и ветеранов, учительницы героя свидетельствует о серьёзном отношении к этому событию самого классного руководителя Ольги Владимировны Козьминой. Очень трогательно и искренне говорили дети – ведущие. Все поэтические и музыкальные фрагменты были уместны. Отмечаем педагогически оправданную позицию учителя: на классном часе нет зрителей – все участники. В школе № 18 много поющих детей, имеющих награды высокого уровня, но Ольга Владимировна не пригласила школьных звёзд для придания «блеска» ситуации, пели дети класса, пели как умели, но, слушая их, мы – взрослые пели вместе с ними, ощущая биение детских сердец, понимая, что жизнь и подвиг обыкновенного мочищенского мальчишки Игоря Федоренко, который когда-то сидел за партой в этой классной комнате, такая короткая, но яркая жизнь на самом деле не закончилась и не закончится до тех пор, пока настоящие, живущие ныне мальчишки и девчонки помнят, говорят и поют о нём, берут с него пример. Школа и музей – единая учебно-воспитательная система (из опыта работы музеев образовательных учреждений Дзержинского района) Хрячкова М. В., начальник управления образования администрации Дзержинского района Дзержинский район в 2008 году отмечает своё 75-летие. На территории района расположено 57 образовательных учреждений различных типов и видов: 19 общеобразовательных учреждений, 24 дошкольных учреждения, специально-коррекционная школа, школа-интернат, межшкольный учебный комбинат, центр внешкольной работы «Галактика», детский дом, 4 начальных школы - детский сад, СОЛ КД «Берёзка», 2 ДЮСШ. Понятия «школа» и «музей» для детей нашего района неразделимы. Третья часть учреждений имеет музеи различных типов. Всего в районе 18 музеев – музеи Боевой Славы, Истории школы, Истории русской народной культуры, Археологический музей и Музей авиации и космонавтики. Архивные дела образовательных учреждений позволяют ежегодно открывать новые музеи. В нашем районе только за 2007 год открыто 4 музея и в этом году готовятся к открытию ещё 3. В последние голы школьные музеи стали базой для повышения профессионального мастерства руководителей музеев. Музеи, как и учреждения, проходят аттестацию. В 2008 году процент аттестованных музеев составил 61%. Деятельность активов музеев направлена на развитие образовательного и воспитательного пространства района, ориентированного на нравственное, гражданское и патриотическое воспитание школьников, формирование активной гражданской позиции. Сохранить историю школы – дело каждого педагога, учащегося и родителя. Приведу лишь опыт работы нескольких музеев. Музей школы № 7 работает по авторской программе руководителя Альбины Николаевны Пильноватых, деятельность которого неоднократно представлялась на страницах городских газет. На базе музея проводятся интегрированные уроки, встречи с ветеранами педагогического труда, выпускниками школы. Активисты музея успешно представляют свои исследовательские работы по истории школы на городских и районных научно-практических конференциях. За участие в городских конкурсах видеофильмов и исследовательской работы музей неоднократно отмечался Дипломами. Продолжением работы музея явилось открытие на базе школы классов «Спасатель» и кадетских классов. Ребята этих классов постигают начальные знания воинской службы, строевой подготовки на ряду с учебными предметами. С особой гордостью сегодня хотелось бы рассказать об опыте работы коллективов школ № 18 и № 169, где работают музеи Боевой Славы. «Музей Боевой Славы 32-й отдельной ордена Красной Звезды лыжной бригады» в МОУ СОШ № 169 долгие годы возглавляет руководитель Махова Милаида Даниловна. На базе музея проводится очень большая работа по поисковой деятельности, осуществляется тесное сотрудничество с районным Советом ветеранов. Ветеранская организация школы заняла первое место в смотре-конкурсе за лучшую работу по героико-патриотическому воспитанию молодежи в 2006 году. Наряду со школьными программами «Здоровье», «Лето» реализуется программа «Патриотическое воспитание». Еще один музей Боевой Славы расположен в школе № 18. Многие горожане Новосибирска были в этом музее. История «18-ой Гвардейской Инстербургской Краснознаменной Сибирской стрелковой дивизии» широко представлена в документальном фильме «Земля Сибирская», где ветераны дивизии рассказали о большой воспитательной работе с молодежью. Сегодня коллектив этой школы продолжает работу с детьми по воспитанию на русских традициях. Неделю назад распахнул свои двери новый этнографический музей «У истоков». Экспонаты данного музея собраны жителями района, родителями и выпускниками школы. Исходя из понимания того, что, сохраняя память о прошлом мы воспитываем духовность и патриотизм, в районе широко развивается деятельность активов музеев. Благодаря их работе сохраняется связь поколений. Так собран методический материал руководителем музея школы № 82 Неживых Людмилой Георгиевной. Благодаря работе школьных музеев сформирована учебно-воспитательная система. Музей - это сердце школы, важная воспитательная составляющая структура школы, где урок воспитывает, а внеклассное мероприятие обучает. Учебно-воспитательная система включает основные три составляющих: - интегрированные уроки, - экскурсионная деятельность, - внешкольная работа. Данные направления не будут работать, если со стороны образовательных учреждений и управления образования не будет методической поддержки, а накопленный опыт не будет распространяться среди учреждений. Основная опора этой системы – преемственность поколений. В районе благодаря музеям создана система мероприятий, направленная на патриотическое воспитание учащихся: походы, экспедиции и экскурсии; празднование дней воинской славы; встречи с ветеранами, уроки мужества; научно-практические конференции, литературно-исторические вечера, исторические викторины и конкурсы сочинений; поисково-исследовательская работа старшеклассников и т.д. Ежегодно учащимся, достигшим 14 летнего возраста, в торжественной обстановке первыми руководителями района совместно с управлением федеральной миграционной службы вручается паспорт гражданина России. Такие праздничные мероприятия проходят в учреждениях, где созданы исторические музеи. По результатам работы учреждений почётной миссией является для коллектива учреждений несение Вахты памяти на посту № 1 и в парке культуры и отдыха «Берёзовая роща» у памятника умершим от ран в госпиталях. Эти формы работы помогают поддерживать интерес к поиску, к музею, воспитывать патриотов. Есть твёрдоё убеждение: многолетняя работа педагогов Дзержинского района по формированию школьного музея как центра познания истории своей Родины и воспитания гражданина не пропала даром и с каждым годом получает своё развитие в учебно-воспитательном процессе школьников. |
33 4 Подготовка и издание сборника по материалам городской конференции... «Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий | О V городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения городской научно-практической конференции школьников... | ||
Положение о I х городской научно-практической конференции школьников Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок... | О XVI городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения XVI городской научно-практической конференции... | ||
Г. С. Сабирзянова в сборнике представлены тексты докладов участников... В сборнике представлены тексты докладов участников научно-практической конференции «Региональные энциклопедии: проблемы общего и... | Сборник научных работ по материалам конференции издается за счёт... Приглашаем Вас принять участие в Международной научно-практической конференции «В. И. Даль и мировая культура», которая состоится... | ||
Тезисы докладов Часть I секции 1−4 Москва − 2010 в части I сборника... В части I сборника представлены тезисы докладов VIII всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы развития нефтегазового... | Дополнитеная информация для участников К открытию конференции планируется издание сборника трудов, включающего доклады, а также предполагается публикация докладов в журнале... | ||
Программа ХIII городской научно-практической Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество» | Положение о IХ городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку» Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В сборник включены тексты докладов, сообщений, выступлений участников VIII научно-практической конференции, прошедшей на базе факультета... | О проведении V международной научно-практической конференции Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) дгту 6 октября 2014 г проводит V международную научно-практическую конференцию... | ||
О проведении V международной научно-практической конференции Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) дгту 6 октября 2014 г проводит V международную научно-практическую конференцию... | Конференции Всероссийская научно-практическая конференция «Лермонтов и Кавказ» Перед Вами – тридцать седьмой выпуск информационного сборника «Новости библиотек Ставропольского края» | ||
Тезисы к VI школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» Положение о проведении VI городской научной конференции молодых исследователей в рамках Всероссийской научно-социальной программы... | 1 Научно-практическая конференция учащихся образовательных учреждений... Настоящее Положение регулирует порядок организации и проведения городской научно-практической конференции (далее Конференции) |