Скачать 149.72 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ №8» г.Новочебоксарска Чувашской Республики Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» Автор: учитель истории и обществознания Викторова Т.Н. 2008 год Введение.Поиск новых форм и приемов обучения истории и обществознания в наше время явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. На основе наблюдений, анкетирования, бесед с родителями я сделала вывод, что у учащихся, особенно 8-9 классов наблюдается снижение познавательного интереса к учебному процессу. Они мало читают дополнительной литературы, на уроках предпочитают больше слушать учителя. Тревожит то, что такая ситуация может привести к снижению качества знаний, сформирует у учеников потребность иметь всё в готовом виде, не прикладывая особых усилий. Допустить, чтобы ученики, окончив школу, стали только потребителями, безынициативными людьми, которых ничего не интересует, не волнует судьба своей семьи, города, страны невозможно. Ведь сегодня модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение школьниками определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащихся. Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе. Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Существует множество педагогических технологий (это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы), которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания.
Вариативность использования образовательных технологий дает положительную динамику участия обучающихся школы в различных мероприятиях. При безусловных достоинствах других развивающих методов особое внимание следует уделить интерактивным методам обучения, в основе которых лежит познавательная совместная деятельность учителя и учащегося. Методы группового взаимодействия принято назвать интерактивными. В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интреакции ( в переводе с англ. означает «взаимодействие, воздействие»). В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.Задача современного учителя в настоящее время – не преподносить знания школьникам, а более практичная и приземленная – создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить самого себя.Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.Основы технологии игровых форм обучения.В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Термин игра психологи определяют как «вид активности человека, в которой он демонстрирует одно или несколько следующих качеств: ведет себя нетипичным образом ( играет какую-либо роль), не принимает всерьез то, что делает, скрывает свои подлинные чувства и психологические качества, получает только развлечение от того, что делает». Важной особенностью игры является ее двуплановость:
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
Большинству игр присущи четыре главные черты: 1) свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); 2) творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности ( « поле творчества» ); 3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. ( чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); 4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития. В структуру игры как деятельности органично входит
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание)- область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
Игры могут быть самых разных видов:
Игровые формы урока позволяют сделать повторение материала достаточно занимательным и эффективным.Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Применяя игры, можно многого достичь. В ходе игр запоминаются не только даты, имена, названия местности, но и приобретается навык давать краткие, четкие ответы, закрепляются синхронные представления, лучше усваивается графический и иллюстративный материал учебника.Средства обучения и способы мотивации.В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:
Любая учебная деятельность школьника мотивирована. мотива, как потребность, побуждение, влечение. Важный показатель – быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач.Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.1Виды мотивации:
В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться.Старший школьный возраст.
Мотивы общения:
Моральные мотивы:
Игровые формы урока позволяют сделать повторение материала достаточно занимательным и эффективным.Способы организации учебно-познавательной деятельности.Тема игры: « Политические деятели второй половины XXвека»Разбивка на команды, группы.После предварительного самоопределения и формирования групп, который требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки, тестовыхзаданий, ответы на вопросы.Выберем вариант формирования групп: ответы на вопросы: по содержанию политического анекдота определить историческую эпоху и политического лидера, о котором идет речь в анекдоте. Количество групп: не более 5 : «Сталин», «Хрущев», «Брежнев», «Горбачев», «Ельцин». Ведущий следит за равномерным распределением участников по группам. Рефлексия участников игры: ведущий проверяет правильность распределения игроков по историческим эпохам, задействуя при этом всех участников игры. Работа в группе: Развитие игровой ситуации:Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры. В ходе работы внутри группы определяется лидер, который впоследствии будет представлять и защищать работу группы.По истечении времени коллажи вывешиваются на стене, при этом каждый из коллажей имеет только заглавие эпохи. Игровые элементы. Интерактивные стратегии (метод кругового взаимодействия): 1. 1. Участники других групп должны попытаться определить проблему, о которой идет речь в проекте. При возникновении трудностей, ведущий дает слово представителю группы, который называет проблему, отраженную в проекте. Каждая группа в двух-трех предложениях характеризует каждый из проектов. В заключении дается слово представителю группы, который раскрывает публично линию стратегии своей группы.
- в ходе игры не следует злоупотреблять выделением соревновательных моментов, необходимо осторожно подходить к выявлению победителей и проигравших, в большинстве случаев рационально отказаться от состязательности; - необязательна предварительная подготовка к игре, заучивание определенных ролей; - игра должна вызвать интерес;. - игра должна выполнять определенные образовательные задачи ( преподавателю следует ставить перед организацией игры вопрос о том, что нового приобретут участники в результате занятия и как это соотносится с целями образования). Что стоит запомнить при организации игры в процессе обучения: - всякая игра есть прежде всего свободная деятельность, любая игра по приказу или навязанная превращается в имитацию игры, свобода является ключевым признаком игры; - игра удовлетворяет идеалы коммуникации и общежития; - игра должна вестись по заранее выработанным правилам, любой отход от них разрушает саму игру. Список использованной литературы.
1 Маркова А.К. и другие «Формирование мотивации учения». М.Просвещение 1990г., стр. 9 |
Ролевые игры Ролевые игры одна из разновидностей деловых игр. Ролевые игры дают возможность ощутить себя в некой роли | Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания | ||
1 Теоретическая глава. Теоретические основы использования игровых технологий в учебном процессе «Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте», заключается в том, что в наше время всё больше внимания в научной... | Применение игровых технологий на урок Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся | ||
«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется... | Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий... Быть здоровым это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое... | ||
Методическая разработка на тему: Современный урок с позиции здоровье сберегающих технологий В ней рассматривается пути сохранения здоровья учащихся при помощи здоровье сберегающих технологий. Данная методическая разработка... | Моу «оош с. Холки» Повышение мотивации обучения учащихся через использование... Заключение | ||
Маоу сош№4, г. Тобольск формирование коммуникативной компетенции... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Доклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.» Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе | ||
Методическая разработка по теме «Использование краеведческого материала... Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка | Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской... Свою педагогическую деятельность, в качестве учителя истории и обществознания, я начала в 2005 году. Проблема, над которой сегодня... | ||
Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий... Своении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто,... | Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... «Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий» | ||
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | Т Деловые игры в библиотеке Деловые игры в библиотеке: сборник методических материалов / Областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской; нмо;... |