Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры»





Скачать 149.72 Kb.
НазваниеМетодическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры»
Дата публикации08.04.2015
Размер149.72 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > История > Методическая разработка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОШ №8» г.Новочебоксарска Чувашской Республики

Методическая разработка
На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры»


Автор:

учитель истории

и обществознания Викторова Т.Н.

2008 год

Введение.


Поиск новых форм и приемов обучения истории и обществознания в наше время явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свобод­ной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен ра­ботать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной лич­ности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способ­ной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

На основе наблюдений, анкетирования, бесед с родителями я сделала вывод, что у учащихся, особенно 8-9 классов наблюдается снижение познавательного интереса к учебному процессу. Они мало читают дополнительной литературы, на уроках предпочитают больше слушать учителя. Тревожит то, что такая ситуация может привести к снижению качества знаний, сформирует у учеников потребность иметь всё в готовом виде, не прикладывая особых усилий. Допустить, чтобы ученики, окончив школу, стали только потребителями, безынициативными людьми, которых ничего не интересует, не волнует судьба своей семьи, города, страны невозможно.

Ведь сегодня модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение школьниками определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащихся.

Использование современных образовательных технологий

в образовательном процессе.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Существует множество педагогических технологий (это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы), которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания.


Технология

Результат использования технологии

Развивающее обучение

Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, подготовка образовательной базы для общего образования

Проблемное обучение

Разноуровневое обучение

Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов.

Отработка образовательных стандартов. Предупреждение неуспеваемости

Развитие исследовательских навыков

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада и т.д.

Проектные методы обучения

Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов.

Технология «Дебаты»

Развитие навыков публичных выступлений

Технология модульного и блочно-модульного обучения

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Лекционно-семинарско-зачетная система


Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения

Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

Коллективная система обучения (КСО)

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала.

Информационно-коммуникационные технологии

Использование обучающих программ

Здоровьесберегающие технологии

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Система инновационной оценки «портфолио»

Получили инстумент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности в соответствии с предметным обучением



Вариативность использования образовательных технологий дает положительную динамику участия обучающихся школы в различных мероприятиях.

При безусловных достоинствах других развивающих методов особое внимание следует уделить интерактивным методам обучения, в основе которых лежит познавательная совместная деятельность учителя и учащегося. Методы группового взаимодействия принято назвать интерактивными. В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интреакции ( в переводе с англ. означает «взаимодействие, воздействие»).




В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Задача современного учителя в настоящее время – не преподносить знания школьникам, а более практичная и приземленная – создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить самого себя.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Основы технологии игровых форм обучения.


В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже целого раздела;

  • в качестве урока или его части

( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технология внеклассной работы и др.

Термин игра психологи определяют как «вид активности человека, в которой он демонстрирует одно или несколько следующих качеств: ведет себя нетипичным образом ( играет какую-либо роль), не принимает всерьез то, что делает, скрывает свои подлинные чувства и психологические качества, получает только развлечение от того, что делает». Важной особенностью игры является ее двуплановость:

  1. Играющий выполняет вполне реальную деятельность, осуществление коей требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач;

  2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость обеспечивает развивающий характер игры..

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную ( это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально- культурных ценностей;

  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1) свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

2) творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности ( « поле творчества» );

3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. ( чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности органично входит

  • целеполагание,

  • планирование,

  • реализация цели,

  • анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект..

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание)- область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры могут быть самых разных видов:




  1. долговременные и кратковременные,

  2. деловые и ролевые

  3. сценарные ( с расписанными ролями и инструкциями).

  4. такие виды исторических игр, как кроссворды, чайнворды, криптограммы и головоломки, стали весьма распространённой формой для выполнения домашнего задания. Конкурсы знатоков истории, ролевые театрализованные игры на уроке (на пример, тема «Культура Древней Греции 5-4 века до н.э.) или урок – викторина по теме « Древнее Двуречье и Передняя Азия» и другие вызывают особый интерес у пятиклассников.

Игровые формы урока позволяют сделать повторение материала достаточно занимательным и эффективным.

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Применяя игры, можно многого достичь. В ходе игр запоминаются не только даты, имена, названия местности, но и приобретается навык давать краткие, четкие ответы, закрепляются синхронные представления, лучше усваивается графический и иллюстративный материал учебника.

Средства обучения и способы мотивации.

В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:

  • Работа с учебником.

  • Использование аппарата учебника.

  • Иллюстрации учебного пособия.

  • Исторические карты.

  • Учебные исторические картины.

  • Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.

  • Тексты художественных произведений.

  • Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.

Любая учебная деятельность школьника мотивирована. мотива, как потребность, побуждение, влечение. Важный показатель – быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач.

Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.1

Виды мотивации:

  • Познавательные:

  1. Широкие мотивы (овладевание знаниями).

  2. Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).

  • Социальные:

  1. Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной значимости учения).

  2. Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).

  3. Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком).

В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться.

Старший школьный возраст.

  1. Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.

  2. Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).

  3. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.

Мотивы общения:

  • Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

  • В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

  • Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

Моральные мотивы:

  • В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

Игровые формы урока позволяют сделать повторение материала достаточно занимательным и эффективным.




Способы организации учебно-познавательной деятельности.

Тема игры: « Политические деятели второй половины XXвека»




Разбивка на команды, группы.

После предварительного самоопределения и формирования групп, который требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки, тестовых

заданий, ответы на вопросы.



Выберем вариант формирования групп: ответы на вопросы: по содержанию политического анекдота определить историческую эпоху и политического лидера, о котором идет речь в анекдоте.
Количество групп: не более 5 : «Сталин», «Хрущев», «Брежнев», «Горбачев», «Ельцин».

Ведущий следит за равномерным распределением участников по группам.
Рефлексия участников игры: ведущий проверяет правильность распределения игроков по историческим эпохам, задействуя при этом всех участников игры.
Работа в группе:


Развитие игровой ситуации:

Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры. В ходе работы внутри группы определяется лидер, который впоследствии будет представлять и защищать работу группы.


По истечении времени коллажи вывешиваются на стене, при этом каждый из коллажей имеет только заглавие эпохи.


Игровые элементы. Интерактивные стратегии (метод кругового взаимодействия): 1. 1. Участники других групп должны попытаться определить проблему, о которой идет речь в проекте. При возникновении трудностей, ведущий дает слово представителю группы, который называет проблему, отраженную в проекте. Каждая группа в двух-трех предложениях характеризует каждый из проектов. В заключении дается слово представителю группы, который раскрывает публично линию стратегии своей группы.





Рефлексия: Коллективный анализ работы каждой их групп. Рефлексия- определить лучший ( по мнению каждой из групп) «Политический коллаж». Критерием оценки рефлексивного обсуждения является умение:


  1. Создание образного представления о исторической эпохе..

  2. Получение конкретных знаний через личное ощущение.

5. Умение ориентироваться в исторических знаниях, с целью подобрать нужный исторический факт, иллюстрирующий определенный исторический момент или факт.

6. Отбор нужной информации.

7. Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.

8. Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.

9. Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.


Заключение

Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам.

У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, о главное – знать сам предмет.

Технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов. Что касается сюжетных, ролевых игр, то, используя способы и принципы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и правила подготовки таких уроков, описанные ранее, учитель способен воспроизвести и их. Тем более что творческие сюжетно-ролевые игры не просто копия сделанной работы одного учителя другим, они являются проявлением свободной деятельности любого учителя, школьников, их свободной фантазией.


Любой учитель может с помощью своих помощников-учеников получить хороший комплект игрового материала по предмету, который всегда можно использовать как в учебной, так и во внеучебной деятельности.





Рекомендации преподавателю:

- в ходе игры не следует злоупотреблять выделением соревновательных моментов, необходимо осторожно подходить к выявлению победителей и проигравших, в большинстве случаев рационально отказаться от состязательности;

- необязательна предварительная подготовка к игре, заучивание определенных ролей;

- игра должна вызвать интерес;.

- игра должна выполнять определенные образовательные задачи ( преподавателю следует ставить перед организацией игры вопрос о том, что нового приобретут участники в результате занятия и как это соотносится с целями образования).

Что стоит запомнить при организации игры в процессе обучения:

- всякая игра есть прежде всего свободная деятельность, любая игра по приказу или навязанная превращается в имитацию игры, свобода является ключевым признаком игры;

- игра удовлетворяет идеалы коммуникации и общежития;

- игра должна вестись по заранее выработанным правилам, любой отход от них разрушает саму игру.


Список использованной литературы.

  1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.

  2. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г.


  3. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учеб.пособие для вузов/ Н.АП.Морева.-М.Просвещение, 2006.

  4. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.- М.:ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2008.

  5. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла.- М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2007.
  6. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.

  7. Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М. – 1987г.

  8. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр/ авт.-сост. В.В.Гордеева.- Волгоград: Учитель, 2007.





1 Маркова А.К. и другие «Формирование мотивации учения». М.Просвещение 1990г., стр. 9


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» iconРолевые игры
Ролевые игры одна из разновидностей деловых игр. Ролевые игры дают возможность ощутить себя в некой роли
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» icon1 Теоретическая глава. Теоретические основы использования игровых технологий в учебном процессе
«Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте», заключается в том, что в наше время всё больше внимания в научной...
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» iconПрименение игровых технологий на урок
Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» iconМетодическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий...
Быть здоровым это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое...
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» iconМетодическая разработка на тему: Современный урок с позиции здоровье сберегающих технологий
В ней рассматривается пути сохранения здоровья учащихся при помощи здоровье сберегающих технологий. Данная методическая разработка...
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» iconМоу «оош с. Холки» Повышение мотивации обучения учащихся через использование...
Заключение
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» iconМаоу сош№4, г. Тобольск формирование коммуникативной компетенции...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» iconМетодическая разработка по теме «Использование краеведческого материала...
Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» iconОписание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской...
Свою педагогическую деятельность, в качестве учителя истории и обществознания, я начала в 2005 году. Проблема, над которой сегодня...
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» iconМетодические рекомендации "Использование элементов игровых технологий...
Своении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто,...
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий»
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» iconТ Деловые игры в библиотеке
Деловые игры в библиотеке: сборник методических материалов / Областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской; нмо;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск