МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра истории и социальных коммуникаций Тезисы докладов и выступлений II Всероссийская научно-теоретическая конференция
«PR в России: образование, тенденции,
международный опыт»
PR в России: образование, тенденции, международный опыт: тезисы докладов и выступлений II Всероссийской научно-практической конференции (4-8 октября). Краснодар, 2005, 190 с.
Организатор конференции:
Кафедра истории и социальных коммуникаций СГФ Кубанского государственного технологического университета.
Мнения авторов тезисов и докладов, представленных в рамках конференции «PR в России: образование, тенденции, международный опыт», могут не совпадать со взглядами организаторов данного мероприятия.
Уважаемые коллеги! Кубанский государственный технологический университет вновь объединил в своих стенах участников и гостей II Всероссийской научно-теоретической конференции «PR в России: образование, тенденции, международный опыт», которая проходила с 4 по 8 октября 2005 года.
Конструктивный диалог, развернувшийся в процессе обсуждения ключевых вопросах, позволил найти новые подходы к решению существующих проблем.
Обсуждался как профессионально-личностный подход в преподавании дисциплины «Связи с общественностью», проблемы качественной подготовки специалистов по связям с общественностью, роль курса «Теория и практика МИ» в процессе подготовки квалифицированного и востребованного пиарщика, так и роль связей с общественностью в инфраструктуре вуза, а также многое другое.
Надеемся, что наша встреча, коллеги, в стенах КубГТУ не последняя, а станет традиционной и будет проходить в начале каждого учебного года. Руководитель оргкомитета конференции,
зав. кафедрой истории и социальных коммуникаций,
доктор исторических наук, профессор Н.А. Чугунцова
Чугунцова Н.А., доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории и социальных коммуникаций, Кубанский государственный технологический университет.
Связи с общественностью КубГТУ в системе вузовского образования Кубани
В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. По подсчетам специалистов, в ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 миллионов работающих, подавляющая часть из этого числа – педагоги. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человеческой цивилизации.
Мир принимает свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высший, профессиональный его уровень, рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом, а также объектом капиталовложений современного общества является креативная личность – человек, способный к поиску и принятию нестандартных решений.
Как отмечают некоторые пиармены, мировая и отечественная практика показывает, что в связях с общественностью можно работать без специального диплома. И, тем не менее, наличие профессионального сертификата, полученного в стенах престижного вуза, само по себе предполагает фундаментальность и комплектность знаний будущего пиармена, что содействует в общении с потенциальными работодателями.
Эффективность политики, результативность деятельности любой организации, а тем более такого крупного гуманитарного центра, каким является высшее учебное заведение с эго традициями и многочисленным авторитетом, во многом зависят от того, как их понимает общественность: является ли вуз «коллективным» членом общества, приносит ли он общественную пользу. В связи с этим считаем, что деятельность специалистов, ответственных за осуществление связей с общественностью в вузе и за его пределами, включает в себя:
руководство формированием, реализацией и развитием политики университета в области связи с общественностью;
участие в подготовке комплексных программ, составлении перспективных и текущих планов деятельности университета;
внесение предложений по повышению эффективности деятельности университета на основе результатов изучения общественного мнения;
осуществление контроля за соблюдением норм российского законодательства и международных принципов профессионального поведения в области связей с общественностью в деятельности университета;
руководство и координацию работы структурных подразделений университета, обеспечивающих реализацию его политики в области связей с общественностью.
Российское высшее образование оперативно откликнулось на потребности, формирующиеся рыночной экономикой и демократическим обществом. Это происходило быстро, при отсутствии развитой структуры и инфраструктуры рынка PR и правового регулирования профессиональной деятельности.
PR-образование на первых порах базировалось на развитых зарубежных аналогах, на активном использовании знаний и навыков других наук и профессий – истории, социологии, политологии, психологии, журналистики. Совершенно справедливо бытующее в университетской среде утверждение, что в первые годы в вузах не было учеников и учителей, последние осваивали новую науку и практику одновременно с обучением студентов. Немногочисленная зарубежная литература адаптировалась к уровню осведомленности общественности о PR-специалистах и PR-кампаниях.
В Краснодаре несколько вузов предлагают своим студентам диплом специалиста по связям с общественностью. PR-специалистов готовят в государственных и коммерческих вузах: институтах и университетах. В этом процессе принимают участие как гуманитарные, так и технические (технологические) вузы. Несмотря на общность главной задачи, состоящей в подготовке высокопрофессионального специалиста по связям с общественностью, каждое из краснодарских высших учебных заведений обладает своей спецификой и имеют определенные различия.
Первое – если в гуманитарных (классических) университетах подготовка PR-специалистов началась на базе факультетов журналистики, филологии, то в технических – на базе кафедр общественных наук – истории, политологии, социологии, философии.
Второе – технические вузы, как правило, имеют более сильную техническую оснащенность учебного процесса.
Подготовку PR – специалистов в Краснодаре начали в 1998 году в Кубанском государственном университете. В 1999 году был объявлен прием на специальность – Связи с общественностью в Кубанском государственном технологическом университете и его филиале – Новороссийском политехническом институте. В 2003 году подготовку PR-специалистов начали в КубГУФКС (Кубанском государственном университете физкультуры и спорта).
В 1999 г. в КубГТУ было организована выпускающая кафедра Истории и социальных коммуникаций. Это был очень важный и ответственный шаг.
В процессе становления и развития PR-образования в нашей стране, как считают некоторые специалисты, уже сложились школы PR: петербургская, южноуральская.
Не претендуя на такое ко многому обязывающему утверждению, мы считаем, что вносим свой вклад в процесс формирования кубанской школы PR.
С самого начала существования кафедры Истории и социальных коммуникаций КубГТУ преподаватели и сотрудники поставили перед собой задачу построить собственную модель PR-образования, ориентированную на широкую гуманитарную подготовку, междисциплинарность и комплексность.
Эта модель возникла не сразу, для ее создания необходим не один год. Детальная отработка профессиональных курсов и учебных дисциплин еще потребует от нас совместных усилий, новаций, самообразования как студентов, так и педагогов.
PR-образование в КубГТУ направлено на формирование у студентов ценностных ориентаций, предполагающих профессиональную подготовленность в области связей с общественностью, их стремление к реализации поставленных целей и задач в пределах нравственно-правовой нормативной базы, регламентирующей практическую деятельность PR- профессионалистов.
Междисциплинарность и комплексность является необходимым условием подготовки полноценного специалиста по связям с общественностью.
Мы не относим себя к сторонникам узкой специализации в рамках PR, в современных условиях развития демократического общества, социальной модели рыночной экономики нужны не узкопрофессиональные специалисты, а, наоборот, специалисты широкого профиля в области управления общественными отношениями посредством коммуникации. Как показывает анализ мест практики студентов и последующего трудоустройства выпускников, а также обращений из различных организаций г. Краснодара и Краснодарского края, наши студенты и выпускники востребованы в самых разнообразных сферах профессиональной деятельности: в различного рода агентствах, в промышленности, бизнесе, в органах государственной службы и некоммерческих организациях. Они успешно адаптируются к условиям работы, в тех организациях, где нет PR-отделов и служб, но при этом существуют службы (отделы) маркетинга и рекламы. Конечно, во время прохождения практики и последующей профессиональной деятельности студенты и выпускники обязательно должны соответствовать требованиям, обусловленным спецификой организации и той отрасли, к которой она принадлежит.
Осмысливая пока еще небольшой опыт, накопленный за семь лет обучения специалистов по связям с общественностью в КубГТУ, мы работаем над актуальной для нас проблемой – совмещение теоретической подготовки студентов и получения ими практических навыков. Настолько правомерно и эффективно привлечение к процессу обучения практикующих специалистов? Ответ на данный вопрос не вызывает сомнений: практиков нужно привлекать обязательно. Причем необходимо постараться сделать так, чтобы все заинтересованные стороны получили взаимную пользу от установления партнерских отношений. Такой подход как раз и будет соответствовать принципам паблик рилейшнз. Это путь, по которому идут университетские кафедры во многих странах мира и нашей страны.
Еще одно направление – долгосрочное сотрудничество с практикующими специалистами, которых мы приглашаем для чтения курсов по специальности и которые становятся по совместительству преподавателями кафедры.
У нас началась складываться позитивная тенденция – приход на кафедру наших выпускников, получивших диплом специалистов по связям с общественностью и успевших приобрести некоторый профессиональный опыт. Прежде всего, это выпускники, старающиеся сохранить связь с кафедрой и поделиться со студентами недавно приобретенным опытом. Осуществив только два выпуска, мы приняли в аспирантуру пятерых выпускников, которых привлекаем для проведения семинарских занятий.
Таким образом, подтверждается вывод о том, что связь кафедры, готовящей PR-специалистов, с практиками жизненно необходима. Установление прочного взаимовыгодного сотрудничества – обязательное условие эффективной работы.
В качестве примера можно привести опыт организации практики студентов. В формировании баз практики у кафедры истории и социальных коммуникаций сложились прочные отношения с рядом организаций Краснодара.
Главная заинтересованная сторона – сами студенты – нашли ответ на вопрос, как совместить теорию с практикой, уже на третьем-четвертом курсе многие из них начинают работать, некоторые занимают позиции PR-менеджеров еще до получения диплома. Студенты младших курсов охотно откликаются на предложения, поступающие на кафедру истории и социальных коммуникаций от различных организаций, и участвуют в качестве практикантов и волонтеров в проведении различных опросов, маркетинговых исследований, организации специальных мероприятий и других видах профессиональной деятельности.
В условиях активно растущего регионального PR-рынка образовательных услуг вузы ищут новые подходы к своей деятельности. Идеология, мораль, мировоззрение молодежи XXI века претерпели существенные изменения. Стремясь воспитывать образованных, деятельных, креативных PR-специалистов КубГТУ прилагает усилия к тому, чтобы его выпускники, определив для себя достаточно высокую планку человеческих ценностей, заняли достойное место в обществе.
|