Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки»
страница1/5
Дата публикации22.04.2015
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Оренбургский государственный педагогический университет»





Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Е.Г. Матвиевская/

__________ _____________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ»
Направление подготовки

050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки

История

Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Оренбург

2012 г.
Рецензенты:
ФИО, ученое звание, кафедра _Моргунова Н.Л., д.и.н., профессор кафедры российской истории __________________

(наименование кафедры)


Авторы/составители рабочей программы учебной дисциплины:
ФИО, ученое звание, кафедра Шмакова Н.Н., доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания

(наименование кафедры)

__________ ______________

(дата) (подпись)
ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________

(наименование кафедры)

__________ ______________

(дата) (подпись)

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профиль: История
Дисциплина: Новая и новейшая история стран Азии и Латинской Америки
Форма обучения: очная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРИНЯТА учебно-методическим советом Университета протокол №_4_от _27. 06. _2012 г.

РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания

протокол № 1___от 6. 09. 2012 г. .
Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания

_______________________ Хисамутдинова Р.Р. _____________________________

подпись расшифровка подписи дата

Исполнители

доцент___________________________________Н.Н. Шмакова____

должность подпись расшифровка подписи дата

____________________________ ___________ ___________________ _________

должность подпись расшифровка подписи дата


СОГЛАСОВАНО:

Декан исторического факультета_____________ Ахтямов_ К.Ш __________________________

наименование факультета личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой1 _______________________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ________Хисамутдинова Р.Р._____________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Председатель учебно-методической комиссии факультета по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» ___________________ Бадретдинова М.М. ___________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Специалист библиотеки ФГБОУ ВПО «ОГПУ»_________________Слугина Е. А. _________

личная подпись расшифровка подписи дата


Рабочая программа учебной дисциплины зарегистрирована в учебно-методическом управлении под учетным номером ________ ________________________ФИО.

Подпись лица, зарегистрировавшего РП

Начальник УМУ _________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Содержание

21. Завоевание Центральной и Южной Америки в эпоху Великих географических открытий. 17

22. Революционное движение в начале XIX в. в испанских колониях Нового света. 17

23. Жизнь и деятельность Симона Боливара. 17

24. Восстание Тупака Амару в Перу. 17

25. Деятельность католической церкви в ходе колонизации Южной Америки. 17

26. Аболиционистское движение в Бразилии во второй половине XIX в. 17


Пояснительная записка
Дисциплина «Новая и новейшая история стран Азии и Латинской Америки» относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного цикла Б.3.В.ДВ.1. Дисциплина преподается в течение двух семестров: 5-го, и 7-го. Курс рассчитан на 50 лекционных часов, 76 практических, 72 часа отводится для самостоятельной работы. Итоговый контроль в 5-ом и 7-ом семестрах предусмотрен в виде экзамена.

Преподавание дисциплины «Новая и новейшая история стран Азии и Латинской Америки» осуществляется с учетом знаний студентов по другим учебным курсам, таким, например, как «История древнего мира», «История средних веков», «Новая история стран Европы и Америки», «История России». Вместе с тем содержание учебной дисциплины должно быть включено в систему межпредметных связей социально-гуманитарного профиля и учитывать специфику будущей деятельности выпускников. Курс «Новая и новейшая история стран Азии и Латинской Америки» является одним из основополагающих для формирования профессиональных качеств будущего преподавателя истории. Он ориентирует на комплексное изу­чение социально-экономических, политических и духовных процессов, обозначивших магистральный путь развития азиатских и латиноамериканских обществ в XVII – начале XXI вв., а также специфики развития от­дельных стран и регионов в течение этого времени; позволяет наиболее эффективно отразить диалектику общего и осо­бенного, универсального и единичного в становлении и развитии индустриального общества, выявить историческую логику этого процесса, проанализировать причинно-следственные связи и ос­новные закономерности различных этапов модернизации.



  1. Цели и задачи освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины: формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров, посредством ознакомления студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии и Латинской Америки в новое и новейшее время в контексте мировой истории.

Задачи освоения дисциплины:

  • Стимулировать формирование общекультурных компетенций бакалавра через: развитие у него культуры мышления, умения анализировать проблемы разного уровня; овладение способами и технологиями взаимодействия, работой с исторической информацией.

  • Содействовать формированию общепрофессиональных компетенций бакалавра с помощью раскрытия взаимосвязи экономической, политической и культурной истории нового и новейшего периода; определения места стран Азии и Латинской Америки в мировом историческом процессе; анализа состояние источников по новой и новейшей истории зарубежных стран.

  • Способствовать формированию профессиональных компетенций бакалавра в области педагогической деятельности через актуализацию умений реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях, применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.



  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО


Дисциплина «Новая и новейшая история стран Азии и Латинской Америки» относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного цикла Б.3.В.ДВ.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц.

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, способы и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История древнего мира», «История средних веков», «Новая история стран Европы и Америки», «История России». Освоение курса «Новая и новейшая история стран Азии и Латинской Америки» необходимо для изучения дисциплин «Новейшая история зарубежных стран», «Историография зарубежной истории», «История России ХХ – нач. XXI вв.», курсов по выбору студентов.



  1. Требования к результатам освоения содержания
    дисциплины



Процесс изучения дисциплины «Новая и новейшая история стран Азии и Латинской Америки» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование:

а) общекультурных (ОК):

владеть культурой мышления, способностью к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, владения дискуссии и полемики (ОК-16) .

б) обще-профессиональных (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- базовый материал учебной дисциплины (понятия, имена, даты) по новой и новейшей истории стран Азии и Латинской Америки;

- содержание и характер процесса ломки старого социально-экономического уклада и его трансформации;

- основные формы и методы национально-освободительного движения на Востоке и в странах Латинской Америки;

- политику Коминтерна, СССР и западных держав на Востоке и в странах Латинской Америки;

- этапы разрушения колониальной системы и проблемы деколонизации;

- варианты политического, социально-экономического развития и модернизационного обновления развивающихся государств;

- основные приемы реконструкции исторической реальности с помощью исторических источников и результатов научных исследований;

- новейшие достижения исторической науки;

- дискуссионные и не решенные до конца проблемы новой и новейшей истории человечества и истории стран Азии и Латинской Америки.

Уметь:

- оценивать факты по новой и новейшей истории стран Азии и Латинской Америки и оперировать ими;

- работать с картой;

- характеризовать и оценивать деятельность субъектов новейшей истории Востока и Латинской Америки;

- формулировать независимые и взвешенные суждения на основе анализа имеющихся свидетельств и изучения широкого спектра точек зрения (понимание убеждений, ценностей и характерных взглядов людей соответствующей эпохи);

- давать оценку основным историографическим проблемам изучаемого курса;

- отбирать, анализировать и объективно интерпретировать материал для семинарских занятий, научно-исследовательской, образовательной и культурно-просветительской деятельности.

Владеть:

- знаниями теории и методов исторических исследований;

- навыками комплексной работы с различными типами исторических источников;

- способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую историческую информацию по новой и новейшей истории Азии и Латинской Америки.

Приобрести опыт деятельности:

- учебно-образовательной;

- аналитической;

- научно-исследовательской;

- практической и организационной.



  1. Содержание и структура дисциплины


В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы и формам текущего контроля отнесены лекции (Л), семинары (С), доклад на семинаре (Д), самостоятельные работы (СР), тестирование (Т), устный опрос (УО), коллоквиум (КЛ), реферат (Р), аннотирование и реферирование литературы (ОЛ), самостоятельное изучение вопросов (СВ).


    1. Содержание разделов дисциплины




№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Новая история стран Азии и Латинской Америки

Предмет и задачи курса. Особенности развития стран Азии в новое время.

Китай под властью маньчжурских завоевателей – сер. XVII – первая половина XIX в. «Открытие» Китая и его последствия.

Индия в середине XVII – начале ХХ в. Английское завоевание Индии. Национально-освободительное движения в 1905 - 1908 гг., его итоги.

Османская империя и Иран в сер. XVII – начале ХХ в. «Восточный вопрос». «Новые османы». Зулюм и превращение Турции в полуколонию. Англо-русское соперничество в Иране.

Япония в середине XVII – начале ХХ в. События Мэйдзи. Конституция 1889 г. «Вестернизация» и внешняя политика Японии до 1918 года.

Колониальные державы и освободительные движения на Востоке в середине XIX в.: общее и особенное (Иран, Китай, Индия). Восстания бабидов в Иране. Тайпинское движение в Китае. Восстание сипаев в Индии 1857 - 1859 гг.

Цинская империя во второй половине XIX – начале ХХ в.: от традиции к попыткам модернизации. Политика «самоусиления». Кан Ювэй и реформаторское движение. Восстание ихэтуаней. Революционная деятельность Сунь Ятсена.

«Пробуждение Азии» – нач. ХХ века. Революция в Турции в 1908 - 1909 гг. Политика младотурок. Иранская революция 1905 - 1911 гг. Англо-русская интервенция. Синьхайская революция в Китае в 1911 - 1913 гг.

Колониальный период (1492-1810 гг.) в странах Латинской Америки. Испанская и португальская колонизация, ее итоги.

Война за независимость в странах Латинской Америки (1810-1826 гг.). Война за независимость как вариант буржуазной революции. Историческое значение войны.

Латинская Америка после войны за независимость (1826-1870 гг.). Становление национальной государственности и хозяйственных систем.

Страны Латинской Америки в 1870-1918 гг. Трудности обеспечения политического и экономического единства молодых государств. Противоборство консерваторов и либералов. Федерализм и унитаризм в политической жизни стран Латинской Америки. Вовлечение в мировой рынок и формирование внутренних рынков.


устный опрос (УО),

«круглый стол» (КС), коллоквиум (КЛ), тестирование (Т),

контрольные работы (К), написание реферата (Р), рубежный контроль (РК)



2

Новейшая история стран Азии и Латинской Америки

Основные тенденции развития стран Азии в первой половине – середине XX века.

Подъем национально – освободительного движения в Китае в 1918 – 1924 годы. Образование Коммунистической партии Китая. Национально - освободительная война Китая против японской агрессии в 1937 - 1945 гг.

Япония в период 1918 – 1945 гг. От демократии к фашизму. Демократическое движение в Японии в 1918 - 1923 г.г. Создание Коммунистической партии Японии. Внутреннее и международное положение Японии в годы частичной стабилизации 1923 - 1929 г.г. Япония в период 1929 - 1937 г.г. Фашизация страны. Внешняя политика Японии в 1937 - 1941 г.г. Война в Китае. Япония в годы войны на Тихом океане. Хиросима и Нагасаки. Военный крах и безоговорочная капитуляция.

Образование турецкой республики 1918 - 1923 гг. Турция между мировыми войнами. Национально - буржуазная революция в Турции и образование Турецкой республики 1918 - 1923 г.г. Внутренняя и внешняя политика Турецкой республики в 1923 -1945 гг.

Китай в 1945-2011 гг. Народная революция в Китае 1946-1949 гг. и образование КНР. КНР в 1949 - 1976 гг. Политический кризис 1958-1976 гг. Внутренняя и внешняя политика КНР в 1976-2011 гг. Российско-китайские отношения. Современная политико-идеологическая ситуация в стране.

Корея и Вьетнам в XX – нач. XXI вв. Корея в 1945-1953 гг. Создание Корейской Народно - демократической республики (1948 г.). Отношения с Советским Союзом. Агрессия США в Южной Корее. Отношения КНДР с Южной Кореей. Вьетнам в 1945 - 1954 гг. Августовская революция 1945 г. и образование ДРВ. Война и сопротивление против французской агрессии 1946-1954 гг. Борьба вьетнамского народа против американской агрессии в 1954—1973 г.г. Образование СРВ. Российско-вьетнамские отношения.

Япония в 1945 - 2011 гг. Российско-японские отношения. Проблема северных территорий.

Израиль и Палестина в 1945-2011 гг. Решение ближневосточного кризиса.

Латинская Америка между I и II мировыми войнами (1918-1939 гг.). Последствия I мировой войны. Отход от политики фритредерства. Разрушительные последствия «Великой депрессии» 1929–1933 гг. и обострение обстановки в регионе.

Латинская Америка в период от рубежа 30-40-х гг. до второй половины 50-х гг. ХХ века. Начало стратегии импортозамещающей индустриализации. Латиноамериканские версии корпоративного государства, национал - реформизма и политики популизма. Участие стран Латинской Америки во II мировой войне и развитие межамериканского сотрудничества в 1939-1945 гг. Результаты II мировой войны. Революции в Гватемале и Боливии. Особенности национал-реформистской политики в Мексике, Аргентине и Бразилии. Чили и Куба в военные и послевоенные годы.

Латинская Америка от второй половины 50-х до середины 70-х гг. XX века. Госкапитализм в условиях периферийного экономического развития. Достижения и пределы импортозамещающей стратегии. Общество и политическая ситуация олигархического государства. Роль иностранного капитала, гегемония США в регионе. Левая альтернатива (идеология и практика). Кубинская революция. Активизация левых и демократических сил в остальных странах Латинской Америки. Реформистская альтернатива. "Союз ради прогресса". Перуанская революция 1968-1975 гг. Чилийская революция 1970-1973 гг.

Латинская Америка в последней четверти XX века. Новый неконсервативный вариант экономического развития. Финансово-экономический кризис 80-х годов. Военные режимы 70-80-х. Военно-террористическая диктатура А. Пиночета в Чили. Никарагуанская революция и Центральноамериканский конфликт. Панамский кризис и интервенция США в Панаме. Куба: обострение трудностей. Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и Чили в конце ХХ – начале XXI вв. Процесс демократизации в регионе.

Латинская Америка в конце XX – начале XXI вв. Смена экономической парадигмы. Критика неолиберального курса. «Левый дрейф» в политической жизни региона.


устный опрос (УО), контрольные работы (К), индивидуальное домашнее задание (ДЗ),

тестирование (Т),

коллоквиум (КЛ),

рубежный контроль (РК)


В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: устный опрос (УО), контрольные работы (К), индивидуальное домашнее задание (ДЗ), написание реферата (Р), коллоквиум (КЛ), «круглый стол» (КС), тестирование (Т), рубежный контроль (РК).


    1. Структура дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 часа).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии...
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран...
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconРабочая программа учебной дисциплины «Новая и новейшая история стран Азии и Африки»

Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф 4 новая и новейшая...
Голигузов д. В., к ф н., доцент, декан факультета иностранных языков и журналистики ноу впо мибо
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconПрограмма дисциплины дпп. 02. 1 Новая история стран востока цели...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить бакалавров с особенностями и основными тенденциями развития стран...
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и новейшая...
Порцель а. К., к и н., доцент кафедры истории и социологии Мурманского государственного технического университета
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине новая и новейшая история...
Новая история стран Азии и Африки (1500-1918): Программа курса. Семинарские занятия. Тематика курсовых и дипломных работ. Методические...
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconРабочая программа дисциплины история стран Азии и Африки (середина...
Азии к началу эпохи колониализма, реакции восточных стран на политику европейских государств, ранним буржуазным революциям в Иране,...
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconБ 11 Новая и новейшая история стран Востока
Цели освоения дисциплины. Дисциплина «новая и новейшая история стран Востока» является составной частью ооп бакалавриата по профильному...
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconРабочая программа дисциплины история Латинской Америки в 1918 2005 гг. (32 час.)
Цели курса – сформировать у студентов представления об особенностях развития стран третьего мира (на примере Латинской Америки) на...
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» iconПрограмма дисциплины фтд. 03 История стран америки цели и задачи...
Целью курса «История стран Америки» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Рабочая программа учебной дисциплины «новая и новейшая история стран азии и латинской америки» icon«История стран Азии и Африки»
И. Б. Бочкарева (раздел III «История стран Азии и Африки в новое время», раздел IV «Новейшая история стран Азии и Африки. Ч. 1»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск