Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития»





НазваниеУрок по теме: «Пути возникновения, становления и развития»
страница1/4
Дата публикации23.04.2015
Размер0.82 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2   3   4
МОУ «Хабарская средняя общеобразовательная школа №2»


ОБОБЩАЮЩИЕ уроки


  1. Краеведение 5-9 классы (60 часов)

  2. Древняя история Хабарского района (16 часов)

  3. XX век и современность. Алтайский край и Хабарский район (16 часов) и урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития». (Посвящается 70-летию Алтайского края)

  4. Авторская программа по воспитательной работе «Красота спасет мир»

  5. Открытый урок: «Мы в ответе за всё!»

  6. Элективный курс: «Элементарная экономика»


Выполнила: Судос Галина Ивановна, учитель истории и обществознания МОУ «Хабарская средняя общеобразовательная школа №2»

с. Хабары Хабарского района Алтайского края
Программа краеведческого кружка 5-9 кл.(60 часов).
: Вводное занятие-4 часа. ТЕМА

Знакомство с темой краеведения: История возникновения села Хабары.

Изучение методики руководства краеведческим материалом.

Определение последовательности в изучении краеведческого объекта: . 1. Выбор темы, определение целей и задач исследования.

2 Разработка и принятие общего плана работы: цель, знакомство с краеведческой литературой по избранной теме, знакомство с экспозицией краеведческого музея, работа с архивными материалами, распределение обязанностей между кружковцами, организация и проведение экскурсий, анализ и обобщение собранного материала, оформление материала, подведение итогов работы.

3. Распределение тем и видов работы, определение сроков их выполнения.

  1. Определение форм, методов и приемов работы.

  2. Определение итога работы по каждому разделу плана.

  3. Выявление участников исторических событий, их очевидцев и ветеранов, старожилов.

  4. Проведение консультаций.

  5. Описание и изучение предметов материальной культуры.

  6. Проверка достоверности собранного материала.

  7. Обработка, систематизация и оформление собранного материала

  8. Выполнение практической работы. Организация трудовых дел.

  9. Приобщение к природе.

Организация практической работы: для примера, использование дидактического материала: орудий труда, иллюстраций, предметов быта, изготовление орудий труда, лепка из пластилина.

Приобщение к природе: посадка комнатных растений, уход за комнатными растениями. Проводить с учащимися консультации.

Организация творческой работы: рисование на заданную тему, разучивание песен, танцев, фольклора, составление стихов, чтение стихов о природе, в которой живет человек, проявление себя в своих поступках.

ЦЕЛЬ: Познакомить уч-ся с краеведческой темой, готовить и к проведению исследовательской работы: личные наблюдения за жизнью и трудом, бытом населения, показать на примерах, что краеведение поможет школьникам самостоятельно мыслить, осуществлять поиск. Работать творчески. Воспитание активности, инициативы, духовное обогащение

На этих занятиях ведущая роль принадлежит учителю, который рассуждает вслух, привлекая для собеседования учеников, решая проблемы по вводному курсу. В данном случае ученики вместе с учителем обсуждают краеведческую тему.

На этих занятиях проявляется творческая самостоятельность, приобщение к труду, к природе. Процесс поиска и творчества проявляется в изготовлении орудий труда, предметов быта из пластилина.

Работа по изучению своей родословной, которая была начата на уроках, продолжается на занятиях кружка.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ: объяснение, рассуждение, конкретизация.

ТЕМА: История освоения села «Хабары» 4 часа.

Результаты археологических исследований, проводимых в районе.

Посещение местного музея, знакомство с экспозицией по данной проблеме.

Отбор собранного материала/газетного/, анализ, описание, его оформление.
ЦЕЛЬ: Научить учеников четко организовать свою деятельность и планирование работы: выбор темы, ее актуальность, цель исследования, анализ и обобщение собранного материала, его оформление, подведение итога.

Воспитывать уважение к исторической памяти, вырабатывать ответственность за сохранность собранного материала.

На этих занятиях ученики должны получать представление о человеке, его занятиях; обогащение словарного запаса.

При реализации цели обучение воспитание и развитие школьников сольются в один процесс.

Организация самостоятельной работы направлена на решение посильных задач. Ученики включаются в процесс поиска, т.е. применяется частично-поисковый метод.

Продолжать изучение своей родословной.

Основные приемы: предположение, сравнение, доказательство.

Формы работы: посещение музея, работа с газетным материалом/ « Вестник целины»/, снятие фотокопий, начать составлять викторины о своем родном крае, отбор материала для оформления.

Предлагается групповой метод для изучения темы

/учитывается интерес, психология учеников, доступность исследования/.

ЗАДАНИЕ: Высказать мнение: - « Если климат влияет на формирование человека, то как?»

- У меня такой характер. Можно ли его изменить? Подготовиться к дискуссии. Тема: Познай самого себя. Знаешь ли ты себя? Для чего это нужно?

Практическая работа: изготовление юрт киргизов-кочевников.

ТЕМА: Мы – не ясачные люди. 6 часов

Заселение нашей местности после отмены крепостного права.

Изучение воспоминаний жителей села/встречи/

Практическая работа: изготовление стенда орудий труда, отбор материала для его оформления, продолжить составлять викторины/ученики формулируют вопросы/

Собеседование по заданию, т.е. проверка выполненного задания.
ЦЕЛЬ: Проследить жизнь человека в нашем районе после отмены крепостного права, чем он занимался, выяснить круг его повседневных забот, развитие мыслительной деятельности на основе анализа газетного материала, воспоминаний, анализа орудий труда, увиденных в музее, формирование собственной оценки.

На основе этих занятий больше проявится воспроизводящий вид деятельности, использовать творческий частично-поисковый метод.

Готовить детей к дискуссии. Проблемы:- профессии наших родителей, что мы о них знаем?

- Твое место в жизни. Как его найти?

- Твое будущее…от чего оно зависит: от способности? Активности? Удачи?

Предложить школьникам памятку для развития элементов ораторского искусства.

ПАМЯТКА:

  1. Не бойся ошибаться, иди на риск. Без этого нет нового знания. Твоя позиция может быть оспорена, но в благожелательной форме, однако не настаивай на своем мнении, если оно признано ошибочным.

  2. Цель дискуссии – сообща искать истину. Эта форма коллективного поискового труда, поэтому стремись, во что бы то ни стало, опровергать оппонента, доказать свою правоту. В споре есть только одна победа – новые знания.

  3. Вступай в разговор, если твоя мысль не совпадает с мнением других.

  4. Ничего не принимай на веру без достаточного обоснования. Любую мысль рассматривай только как допущение, подлежащее проверке, исследованию. Только в результате критического анализа приходи к тому или иному убеждению.



ТЕМА: Столыпинская аграрная реформа. 6 часов

Переселение в Сибирь в т.ч. в с. Хабары с Украины и Центральной России с 1900-1912 гг.

Посещение музея с целью приобретения знаний по данному вопросу, снятия копий/фото/ о пребывании П.А.Столыпина в нашем крае.

Жизнь людей, быт, их занятия.

Дискуссия по поставленным проблемам. Групповой метод.

Итоговое занятие: проведение устного журнала.
ЦЕЛЬ: Через различные формы работы способствовать познанию материала по данной теме, формирование гражданских позиций, воспитание на примерах служения делу, глубокой веры в правоту своей точки зрения, идеалов, идей, помочь учащимся увидеть за этой исторической вехой судьбу каждого человека, жизнь людей в целом.

ФОРМЫ работы: организация встречи с директором музея, сообщение по теме учителем и ученикам - проведение устного журнала, снятие фотокопий, отбор материала для оформления стенда, изучение документов. Индивидуальная форма - подготовка лекторов.
У С Т Н Ы Й Ж У Р Н А Л - 7 страниц.

1. Личность П.А.Столыпина

2. Развитие сельского хозяйства в России после революции 1905-1907гг.

3. Аграрная реформа Столыпина.

4. Как крестьяне отреагировали на проведение аграрной реформы.

5. Трудности претворения реформы в жизнь

6. Итог реформы.

7. Значение аграрной реформы.

Вид деятельности: воспроизводящий, частично-исследовательский. Будут преобладать методы наблюдения, сравнительно-исторический.
ТЕМА: Гражданская война. 6 часов.

Сентябрь 1919 г.- наши села в числе 18 уездов Сибири были объявлены Колчаком на военном положении. Изучение этого вопроса.

ЦЕЛЬ: Через поисковый метод познание данной темы, анализ писем, воспоминаний, фотографий, документов; воспитание личности со своими суждениями, способствовать, чтобы каждый ученик понял, что любая война – боль, страдание, чтобы каждый школьник своими поступками проявлял негативное отношение к любой войне.
На этих занятиях будут переплетаться все три вида деятельности: воспроизводящий, поисковый, исследовательский.

ФОРМЫ работы: посещение музея, подбор материала из художественной литературы о гражданской войне, работа с периодической печатью, анализ воспоминаний участников гражданской войны.

Эти занятия должны помочь ученикам самостоятельно вести исследовательскую работу.

Предлагается итоговое занятие провести в форме пресс-конференции. Учащиеся сами формулируют вопросы.

- как вы понимаете подвиг?

- обязателен ли подвиг с риском?

- каждый ли смелый поступок, связанный с риском, можно назвать подвигом?

- можно ли сознательно стремиться к подвигу и славе?

- быть человеком, достойным своего народа, своего времени, как вы это понимаете?
ТЕМА: Праздник «Наш край родной» - 2 часа.
ПРОГРАММА:

- подготовка оркестровой музыки о Родине,

- подготовка песен о Родине,

- частушки на местном материале,

- стихи по теме, конкурс стихов,

- танцы,

- композиция по теме,

- игра по проверке словарного запаса по теме.

Правильные ответы дети приветствуют дружными хлопками, неправильный ответ – тишина.

Использование материала из истории 5 класса, глава « В мире прекрасного». Привлечение при подготовке к празднику ансамбля школы искусств, танцевальной группы.

ПЛАН композиции:

- история возникновения села, расположение, год основания, климат, занятия, быт.

- культура: внешний вид, культура речи в общении между людьми, проведение досуга.

- предложить программу для проведения месячника по краеведческой теме.
ПРОГРАММА проведения месячника по краеведческой теме:

  1. Проведение малых олимпиад. Проверка знаний, умений и навыков, приобретенных детьми по краеведческой теме/составляет учитель/.

  2. Проведение викторины по классам/составляет учитель/

  3. Конкурс рисунков по теме: « Мой край родной».

  4. Посещение музея с целью изучения природы: птиц, животных Алтая.

  5. Размышления по следующим вопросам:

- Какого человека вы считаете красивым? Прекрасным? Сопоставьте понятия «красивый» и «прекрасный».

- Может ли быть небрежно одетый/неряшливый/ человек красивым, прекрасным?

- Связана ли красота человека с целью жизни?

- Может ли человек низкой культуры говорить красиво и, наоборот, человек высокой культуры говорить плохо?

- Совместимы ли понятия: « равнодушие», «плохая работа», «красота человека»?
ТЕМА: Наше село в 20-30 годы XX века. /8 часов/

- 1925 год - село Хабары – районный центр.

- 1926 год – раскулачивание и выселение кулаков.

- Основные занятия населения.

- 30-е годы – период интенсивной коллективизации сельского хозяйства.
ЦЕЛЬ: восстановить историю этого времени на территории нашего района, показать человека труда, судьбу человека, его беды, невзгоды, которые испытывает человек в разные периоды истории; формирование личности человека, которая должна выработать способность контролировать свое поведение, преодолевать трудности, быть разумной и способной разрешить проблемы, не допускать ошибок в жизни.

ФОРМЫ работы: сообщения учащихся, учителя, организация переписки с музеем, снятие фотокопий, копий документов, оформление альбомов по собранному материалу, оформление гербария, изучения стихов о людях труда, встречи с людьми, посещение местного музея, выполнение зарисовок.
Поисковая и исследовательская деятельность. Ученики должны высказать свое мнение о результативности раскулачивания.

ТЕМА: «Народные умельцы» - 6 часов.

ЦЕЛЬ: Приобщение к народному искусству, вызвать уважение к людям, создающим все прекрасное.

ФОРМЫ работы: посещение музея-выставки народных умельцев с целью познания прекрасного, созданного трудом человека, сбор, отбор и оформление материала, лепка из пластилина, вязание, вышивание, изготовление поделок из дерева, организация выставки, организация интересных встреч, конкурс мод старины.

Дискуссионные вопросы: Почему проблема выбора профессии является очень важной?

Какую вы видите взаимосвязь между понятиями «кем быть» и «каким быть»?

Являются ли современными понятия «выбиться в люди», «успешно сделать карьеру»?

В чем смысл и цель жизни? Равнозначны ли эти понятия?

Определили ли вы свои жизненные склонности? Выбрали ли профессию? Какую? Почему?

ТЕМА: Старые напевы. 6часов.

ЦЕЛЬ: Продолжить знакомство с искусством: музыкой, наиболее

близкой человеку, которая возвышает, облагораживает душу, развивает в ней бесконечный внутренний мир.

Духовное развитие личности.

- Сбор фольклорного материала.

- Сбор песен о своем селе, разучивание песен.

- Быт и культура населения.

- Практическая работа: сделать зарисовки.

- Дискуссионные вопросы:

Можно ли спорить о музыкальных вкусах? Какая музыка вам больше нравится и почему? Можно ли одновременно любить серьезную и легкую музыку?

Почему порой приобретают популярность песни-однодневки?

Требуется ли умение слушать музыку? Нужно ли учиться понимать музыку?

Какую музыку мы называем настоящей, хорошей музыкой? Дело ли это личного вкуса?

Можно ли считать человека культурным, если он не слушает музыку, не понимает ее?

Как вы повышаете свою музыкальную культуру? Кто и как вам помогает в этом?
ТЕМА: Чалдонский экзамен. 4 часа.

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с коренными жителями населения,

жизнью, занятиями, обычаями, культурой.

Трудовое воспитание школьников.

- Чалдоны – коренное население села.

- Занятия, обычаи, культура.

- Что больше всего в человеке ценили чалдоны?

- Дискуссионные вопросы:

Какой смысл вы вкладываете в понятия «честь», «достоинство», «совесть»? В каком соотношении находятся эти понятия?

Как вы понимаете трудовую честь?

Согласны ли вы с утверждением А.П.Чехова о том, что «праздничная жизнь не может быть чистой»? Как эти слова нужно понимать?

Что такое честь ученическая?

Видите ли, связь между честью ученической и честью рабочего, «хлебороба»?

Может ли школьник, учившийся спустя рукава, «вдруг» стать после окончания школы отличным тружеником?

Встречаются ли факты личного понимания чести и достоинства? В чем это конкретно проявляется в ученической среде? Приведите примеры и проанализируйте их.
ТЕМА: 1937 год – разгул репрессий. 4 часа.

В районе нет таких данных – сколько односельчан было арестовано и не вернулось из мест заключения. Изучение темы в течение второго года обучения продолжить.

Поисковый и исследовательский методы, организация переписки с краевым музеем.
На этих занятиях будет преобладать воспроизводящий вид деятельности.

- Сообщение истории этого периода учителем.

- Организация поиска, определение заданий.

- Дискуссионные вопросы:

Что такое характер, воля, мужество? А что такое бесхарактерность?

Почему мы говорим, что счастье больших дорог принадлежит людям, обладающим сильным характером?

Назовите важнейшие черты характера, которыми должен обладать человек: убежденность, целенаправленность, принципиальность, самокритичность, настойчивость, упорство, решительность, выдержка, смелость и др.

Каждый ли человек может научиться властвовать собой? Правильно ли утверждение: «Он родился бесхарактерным»?

Приведите примеры, как преодолевали свои недостатки и воспитывали у себя сильный, волевой характер известные вам ученые, литературные герои.

Воспитываете ли вы свой характер? Как?

Знаете ли вы основные пути самовоспитания? /Самопознание. Выбор идеала, определение цели в жизни, установление режима, самоанализ, самоприказ, критическое отношение к себе, к своим поступкам, самоконтроль/.
ТЕМА: 1941 – 1945 гг. Великая Отечественная война.

282 воина – хабарца погибло на полях сражений.4 часа.

ЦЕЛЬ: анализ исторического материала по данной теме, воспитание

Гражданина, способного в любой момент защитить свою Родину.
На этих занятиях реализуются три вида деятельности. Предлагается групповой метод изучения темы.

- Работа фронта и тыла.

- Встреча с интересными людьми. Воспоминания очевидцев.

- Посещение музея, знакомство с экспозицией по данной теме.

- Отбор материала по теме, его оформление, конкурс стихов, подбор иллюстраций о войне, обсуждение прочитанной книги.
В итоге первого года обучения по краеведческой теме предлагается проведение праздника. /программу, ход праздника составляет учитель с учениками/.
С чего начинается Родина? Задумывается ли наш школьник об этом?

Правильным ответом прозвучит следующее: « Отечество-земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца». Песков сказал так: « Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей… и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом». М. Ломоносов: «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг», знать свой край необходимо. Поэтому на заседаниях кружка начали изучать происхождение села Хабары, почему так названо, объяснение названия улиц, на которых дети проживают и, конечно, шел разговор непосредственно о людях труда, которые жили раньше и живут сейчас рядом с нами. Нужно сказать, что эта работа началась на уроках, а на кружке идет углубленное изучение краеведческого материала. Особенно школьники любят заниматься практической работой, которая даёт возможность развить инициативу, творчество, смекалку. Они делают крепости, орудия труда / сделали стенд /, изготавливают дидактический материал, лепят из пластилина, рисуют и т. п.

Большую работу провели ученики по изучению своей родословной, эта работа продолжается. Учащиеся узнают имена своих предков, прабабушек и прадедушек, какой след оставила семья в истории, в прошлом страны, края, села. Каждый ученик узнал судьбу своей семьи, а это частичка истории отчизны, с которой начинается истинный патриотизм, личное чувство ответственности за судьбы Родины. Семейные родословные – богатейший материал формирования гражданской позиции ученика.

О многом рассказали ученикам их фамилии. Многие могут объяснить происхождение своей фамилии, многие не смогли это сделать, но всё, однозначно, поняли, что каждый человек должен дорожить и гордиться своей фамилией.

Есть высказывание Екатерины II, что « весьма худая та политика, которая переделывает то законами, что надлежит переменять обычаями.» Стоит согласиться. В некоторых странах обычаи, традиции закреплены законами. Стоит вспомнить Россию при Петре I. Он стремился привить господам хорошие манеры. С немецкого языка по его указу перевели книгу «Юности честное зерцало». А там говорится об уважении к старшим, правилах поведения в обществе, умении вести себя на людях.

И когда об этом шёл разговор на уроках и заседании кружка, ученики единодушно говорят, что эта книга полезна. Пётр I понял, что изменить многовековые привычки народа указами невозможно. Поэтому изучение культурных, исторических, религиозных и других традиций необходимо. На заседаниях кружка говорим о культуре, о традициях, обычаях. Знание о них помогут формировать личность.

С учащимися собираем фольклорный материал, небольшие результаты есть.

Собран газетный материал, он распределяется по папкам. Оформлен частично материал о городе Славгороде.

При изучении темы « Аграрная Столыпинская реформа» приглашали директора нашего музея для встречи с десятиклассниками, Сейчас готовим материал о П.А.Столыпине. Сделали фотографию того времени, когда он посетил наши сёла, в настоящее время перефотографировали участников гражданской войны.

Словарный запас школьников пополнился за счет изученных понятий: «палаты», «горница», «светёлки», «постав», «скобкари» и др.

В настоящее время ребята готовят рисунки. Они воспроизводят на рисунках посуду, архитектурные постройки, сундуки и т.п.

Готовим выставку на тему «Народные умельцы». Идея эта возникла после того, как мы 18 декабря посетили музей с целью знакомства с выставкой народных умельцев Хабарского района. Работа проведена за 4 месяца 2004 года огромная. Декабрь месяц стал закреплением и обобщением знаний, полученных детьми. Месячник был посвящен краеведческой работе. По классам провели олимпиады, затем между классами, проведены викторины, а в заключение 23 декабря был проведен праздник /прилагается/.
Праздник «Я люблю, тебя, мой, край родной!»
Что такое Алтай? Вы спросите об этом геолога. И геолог расскажет, геолог расскажет про золото. С давних – давних времен, с незапамятных пор это- край золотых, край невиданной щедрости гор.

Что такое Алтай? Вы спросите о том зверолова. Вы услышите: «золото» – то же услышите слово. Это белки, лисицы, горностай, и соболя. Это мягкое золото, то, что таежная дарит земля. Но спросите о том же рубцовской степи чабана. « Это – золото – скажет он,- край золотого руна». Хлебороба спросите, комбайнера, тракториста. «Это-золото, - скажут, - золото во поле чистом».
М. Юдалевич.
Горы алтайские гордо стоят, степи собой защищая,

И над тайгой золотою горят зори родного Алтая.
Есть ли на свете такой уголок, где бы я ни был, - не знаю

Только, пожалуй, найти я не мог лучше Алтайского края.
Волны пшеницы, как моря прибой, плещут от края до края…

Ясных озёр здесь простор голубой – будто бы небо Алтая.
К. Далекий.
Для тебя, страна родная, богатырь – Алтай послал

Лес Алтая хлеб Алтая, ткани, трактора, металл.

Н.Лоткин.

Село Хабары основано в 1743 году. Статус Хабарского района был установлен с 10 января 1925 года. Наша Родина – Хабары. Слово «хабар» в переводе с казахского обозначает «сообщение», «известие», «опасность». Киргизы – кочевники, услышав про новые богатые земли, перегнали свои стада. Протекающая речка, наличие озёр, богатые пастбища способствовало развитию скотоводства и земледелия.

Река Бурла получила название «волчье место» от киргизов, т.к. в колках около Буры водилось очень много волков.

Хабары расположены в северо-западной части Алтайского края. Хабары находятся на 50 метров ниже уровня океана.

В глубокой старине по Хабарам бродили мамонты. Подтверждали это найденные бивни в бывшей Кайгородке, в селе Плесо – Курье.

В Хабарах провели раскопки дважды. Захоронения показали, что хабарские земли осваивались людьми уже в бронзовый век. В то время жители Хабаров занимались животноводством.

На берегу реки Бурлы старожилы-чалдоны строили дома, бани, скотные сибирские временные загоны-лабазы. В период лета и зимой, как на окраине, как и в окрестностях Хабаров стояли юрты киргизов-кочевников.

Летом и зимой по селам шла бойкая торговля китайских и корейских коробейников. А до революции и в первые годы советской власти хабарские крестьяне ездили в Монголию и оттуда привозили выносливых монгольских низкорослых лошадей. Хабарцы торговали зерном, мукой, мясом, салом, коноплей.

В Хабарах жили коренные сибирские народы, которых назвали чалдонами. Сибирская легенда рассказывает нам, кто такие чалдоны. «Молодой красавец-юноша по имени Дон в поисках счастья прибыл в Сибирь. Среди степей, полей, гор, лесов, бурных рек встретил местную красавицу девушку Чалую. Увидели они друг друга и полюбили. Юноша Дон женился на Чалой»

Сейчас вы, друзья, прослушаете шуточные частушки, которые в шуточной форме дают некоторое представление о жизни в Хабарах.

Паря по сено поехал, паря за угол задел. Передовка порвалася, паря с возу улетел.

Сибиряк с печи бряк, растянулся как червяк, растянулся, потянулся и пошел плясать вот так.

Паря по сено поехал, паря вилы поломал? Неумело работал.

Мой приятель в Хабарах, недавно его видели, платочком утирается, в Утянку собирается.

Скоро я уеду, в Утянку смотаюся, заберу свои лохмотья, в Хабары отправляюся.

Картошка кипит, рассыпается, а хабарские ребята не умываются.

Не пойду я на тот бок, на тот бок за утками, напугал меня чалдон красными обутками.

В Хабарах проживали и ссыльные, которые ходили из села в село, а кормили их крестьяне. Переселялись украинцы, белорусы, русские. Они несли старожилам свою культуру. /Оркестр исполняет два музыкальных произведения из украинской и русской музыки/ « Русский вальс» «Украинскую плясовую».

Местные старожилы – чалдоны строго соблюдала свои обычаи и нравы. Если принимали на работу, то за неё платили неплохо. Если принимали на работу, то только по статности, красоте, человеческим достоинствам: трудолюбию, умению, усердию. Работника любезно хозяин приглашал за стол и говорил: «Но к чо, паря, чай швыркать будем?», т.е. чай пить будем. Работник соглашался, не подозревая того, что за ним наблюдает вся семья во время застольной трапезы. В основу данного экзамена была положена народная мудрость: «Как ест, так и работает». Если за столом чавкает и чавкает, то и работать будет некогда. Если жадно поглощает пищу, то он неуравновешенный. Если человек ест быстро и с понятием, то он и работает быстро. А если к еде не притрагивается, интерес не имеет, копается, то он не работящий человек.

С 1847 г. все земли Алтайского округа составляли собственность царской семьи. Хабарские крестьяне были крепостными царя. В течение 170 лет Российские цари получали доход с хабарских крестьян. Уплата ясака была одним из выражений подданства царя. / Ясак вносился в казну пушниной, иногда скотом, позже деньгами /. Ясачными людьми считались мужчины с 18-50 лет, которых записывали в домовые книги. Крестьяне несли сельскую повинность по количеству мужских душ. За работой следил волостной староста. Крестьяне должны были садить деревья, кустарники, осуществлять уход за кладбищем. До 1861 года крестьяне поставляли рекрутов в армию.

Местным жителям и прибывшим переселенцам давалась земля в пользование. За пользование землёй, независимо от величины пахотного участка, население обязано платить оброк в размере 6 рублей.

Но хотя время было тяжелое, люди общались между собой. Местным общением в зимний период была изба. В неё собирались 8-15 человек, сами наводили порядок. Запрещалось курить и ссориться. Посиделки назывались по- разному. Украинцы называли их «вечерницы», русские «вечёрками». На посиделки девушки никогда не бездельничали: многие из них пряли, вязали, вышивали, пели песни. Парни рассказывали забавные истории, играли на музыкальных инструментах. Любимыми музыкальными инструментами были гармонь, балалайка, рожок. Дополнением им порой служили ложки, пила, рубель с каталкой.

В исполнении детей звучат песни, исполняют танцы.

Песня «Уголок России»

«Русский танец»

песня «Подай балалайку»

«Украинский танец»

«Занялася заря расписная» - песня.

Игра по краеведению. Использование материала из учебника 5 класса, раздел

«В мире прекрасного»
Викторина для 5-6 классов.
1. Назовите дату образования Алтайского края

2. Когда было образовано село Хабары?

3. Почему оно так названо?

4. Что положило начало возникновения города Барнаула?

5. Назовите реки Алтая, вашего села.

6. Почему река Бурла носит такое название?

7. Назовите озера Хабарского района.

8. Назовите ценные виды рыб, которые водятся в реках и озёрах края, села.

9. Какую ценность для медицинской промышленности представляет марал.

10. Какие грызуны – разбойники живут в нашем селе?

11. Какие лекарственные травы растут в наших лесах?

12. Какую ценность представляют ягоды облепихи?

13. Кто из грызунов запасает сено на зиму?
Рекомендации – задания: продолжай собирать фольклорный материал на территории своего села, подробней изучи свою родословную, умей объяснить название своего села, происхождение своей фамилии, улицы.
Викторина для 7-8 классов


  1. Назовите дату образования Алтайского края.

  2. Какие полезные ископаемые добываются в Алтайском крае?

  3. Назовите реки Алтая.

  4. Что послужило началу возникновения г. Барнаула?

  5. Назовите известных изобретателей, живших на Алтае.

  6. Кто был первым главнокомандующим на Алтае?

  7. Кто из земляков – Алтайцев носит звание дважды героя Советского Союза?

  8. Назовите героев – панфиловцев Алтая.

  9. Назовите поэтов Алтая.

  10. Назовите известных кинорежиссёров, актёров, уроженцев Алтая.

  11. Назовите первое высшее заведение на Алтае

  12. Какой механик – самоучка жил и работал в г. Барнауле? Чем он прославился?

  13. Назовите вечнозелёный кустарник, растущий в горах Алтая.

  14. Назовите старейшую фабрику Алтая, вырабатывающую произведения искусства.


Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Хабарская средняя общеобразовательная школа №2»

Хабарского района

Направление: Профильное обучение.


Авторская программа и урок по теме

«Древняя история Хабарского района»

Выполнила: Судос Галина Ивановна, учитель истории и обществознания МОУ «Хабарская средняя общеобразовательная школа №2»

с. Хабары

.История Алтая

Региональный компонент в преподавании истории.

Программа.10 класс, первый год обучения.
Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данной дисциплины – 16 часов.

Она включает изучение истории Алтая и Хабарского района. В ней отобраны объекты изучения и их последовательность.

Используются письменные источники, которые находятся в музее и в местном архиве, т.е. используются национально – региональные материалы.

Основная задача - показать роль человека в центре изучения истории Алтая и Хабарского района, его взаимодействие с природой и социумом, проникновение во внутренний мир человека прошлого; рассмотреть особенности ведения хозяйства, обычаи, традиции, религиозные верования, взгляды людей на окружающий мир; формировать внимание учащихся к духовному наследию народа.

Решение задач при изучении истории Алтая взаимосвязано с историей Хабарского района.
Основные понятия курса.

Палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век, андроновская культура, ирменская культура, корчажкинская культура, сросткинская культура, кыпчакская культура, письменные и вещественные источники, кочевое скотоводство, неолитическая революция, промышленный переворот, модернизация, правовое государство, гражданское общество, реформа.

Основные умения.

Хронологические умения: формировать длительность исторического процесса.

Картографические умения: показать объект на карте, схеме.

Оценка исторического факта: умение вычленять основное, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, проявлять гражданские позиции.

Работа с учебником: навыки работы с текстом, иллюстрациями, находить выводы.

Работа с письменными и вещественными источниками.

Письменная и устная речь: умение описывать отдельные объекты, пересказывать, умение давать оценку, делать сообщения, доклады, рефераты, устное рецензирование, составление плана, конспекта, умения и навыки оформительской работы.

Исследовательская деятельность: сбор краеведческого материала, социологические исследования.

Наблюдение.

Содержание программы.

Введение – 1 час.

Знакомство с курсом истории, основное его содержание и значение.

Основные задачи. Выбор темы для выполнения творческих работ после изучения курса.(16 часов)

Тема 1: Палеолит и мезолит Алтая -1 час.

Изобретение новых орудий труда. Использование огня. Овладение речью. Появление «человека разумного». Присваивающее хозяйство человека каменного века. Стоянки древних людей на Алтае.

Результаты раскопок у Топкой речки, в бывшей Кайгородке, в с.Плесо – Курье Хабарского района.

Хабарский музей – стенд – палеолит.

Тема 2 : Неолит и энеолит Алтая – 1 час.

Совершенствование орудий в новом каменном веке. Переход к производящему хозяйству. Керамика. Развитие ремесла и торговли. Религиозные представления.

Результаты раскопок у поселка Усть – Курья на реке Курья.

Тема 3: Бронзовый век Алтая – 2 часа.

Появление бронзы. Совершенствование орудий труда. Андроновская культура. Корчажскинская культура. Ирменская культура. Верования и культы. Формирование человеческого общества.

Керамика и каменные лощила на поселении с Усть – Курья, захоронения на территории бывшего аэропорта, поселения около с. Ново – Ильинка. Племена андроновской культуры – поселение на Ближних лугах. Стенд в музее – эпоха бронзы.

Тема 4: Железный век Алтая – 2 часа.

Появление железа. Рост производительности труда. Ранне-скифская эпоха Алтая. Становление общества.

Результаты раскопок на территории бывшей Кайгородки. Стенд в музее – эпоха железа.

Тема 5: Практикум - 1 час.

Экскурсия в музей. Письменные и вещественные источники. Приобщение учащихся к выполнению творческих работ, основанных на анализе источников.

Тема 6: Обобщение. Древняя история Хабарского района –1час.

Использование фактологического материала, собранного учащимися краеведческого кружка. Кыпчакская культура, Сросткинская культура.

Тема 7: История становления Хабарского района -1 час.

Присоединение Алтая и в целом Сибири к России. Образование сел и городов. Поток переселенцев на территорию Хабарского района. «Устав о ссыльных», «Устав об этапах в Сибирских Губерниях»(1822г), участники польских восстаний (1830-1831), (1870-1880). Темпы поселенчества с 1883г. по 1905г. Пять поселений переселенцев. Численность населения. Его этнический и конфессиональный состав. Социальная структура общества.

Тема 8: Развитие промышленности - 1час.

Промышленный переворот. Модернизация. История Барнаула. Колывано – Воскресенский медеплавильный завод. Уральский заводчик А.Н.Демидов. Барнаульский сереброплавильный завод. Рудники Змеиногорской системы. Мукомольни, маслобойни, пимокатни. Магазины купца Винокурова. Колокол Барнаульского завода на церкви в с. Хабары (1743г).

Тема 9: Сельское хозяйство и крестьянство на Алтае – 1 час.

Земли Алтайского округа – собственность царской семьи с 1847 г. Ясачные и не ясачные люди, приписные крестьяне Хабарского района. Реформа 1861 года. Положение крестьян после реформы 1861г.
Тема 10: Общественно – политическая жизнь Алтая – 1час.

Проблемы социально – экономического и политического развития Алтая и их отражение в сознании общества. Гражданское общество. Правовое государство. Бунт крестьян в с. Утянка (1906г).

Тема 11: Быт и образ жизни людей в городе и деревне – 1 час.

Городское и сельское жилище. Образ жизни. Одежда. Досуг. Пища.

Тема 12: Быт и образ жизни людей на территории Хабарского района – 1 час.

Практикум. Экскурсия в музей.

Тема 13: Итоговое обобщение по курсу – 1 час.

Анализ творческих работ.

Обобщающие уроки.
Литература.


  1. Алтай в прошлом и настоящем: 50 лет Алтайского края. Тезисы докладов к научно-практической конференции. Барнаул, 1987 г., 256 с.

  2. Алтай. Серия «Моя России». Барнаул, 2001 г., 368 с.

  3. Встречи со старожилами Хабарского района (Калиниченко В.Ф., Моторина М.Б. и другие).

  4. Гончаров Ю.М. Купеческая семья второй половины XIX века – начала XX века (по материалам компьютерной базы данных купеческих семей Западной Сибири). Барнаул, 2003 г., 244 с.

  5. Горбунов В.В., Кунгуров А.Л., Кунгурова О.Ф., Шамшин А.Б. История Алтая. Барнаул, 1997 г., 240 с.

  6. История Алтайского края в XVIII – XX веках. Научные и документальные материалы (ответственный Контев А.В.). Барнаул, 2004 г., 430 с.

  7. История Алтая с древнейших времен до 1917 года. Барнаул, 1995 г.

  8. Нартов А.П. Сельстрой в лицах: очерки. Барнаул, 2002 г., 240 с.

  9. Першиц А.И., Монгай А.Л., Алексеев В.П. «История первобытного общества». М. 1968, 300 с.

  10. Письменные и вещественные источники, находящиеся в хабарском музее и хабарском архиве.

  11. Ростов Н.Д. Земли алтайской верные сыны. Из истории доблести и чести воинской Сибирских полков. Барнаул, 2005 г., 304 с. СМИ: Газеты: «Алтайская правда», «Вестник целины»; телевидение.

  12. Хрестоматия по истории Алтая: с древнейших времен до 1917 г. Барнаул, 2003 г.,304

  13. Энциклопедия Алтайского края: в двух томах. Барнаул, 1995 г., т.I, 368с.

  14. Энциклопедия Алтайского края: в двух томах. Барнаул, 1996 г., т.II, 488с.



Направление: Региональный компонент в преподавании истории.

Тема: Древняя история Хабарского района.

Класс: 10

Учитель: Судос Галина Ивановна.

Предмет: История Алтая.

Школа: МОУ «Хабарская средняя общеобразовательная школа №2»

Район: Хабарский

Организация краеведческой работы отвечает учебно-воспитательной, познавательной и научной целям.

В ходе изучения истории района учащиеся предоставляют собранный разнообразный краеведческий материал, который применяется в учебной работе: отрывки из местных газет, воспоминаний, писем участников исторических событий. Включение краеведческого материала в обучение учащихся повышает интерес к изучению предмета, содействует активизации познавательной деятельности.

Воспитание гражданственности, любви к родному краю получают дети при участии в работе краеведческих конференций, в подготовке олимпиад, викторин, выпуске газет, бюллетеней, на уроках истории и обществознания.

Учащиеся работают в музее, местном архиве, библиотеке, где они приобретают новые умения и навыки интеллектуальной и оформительской работы, учатся ответственности за порученное дело, развивают эстетический вкус.

Учащиеся делают фотографии, сравнивают, сопоставляют, то есть на основе анализа прошлого и настоящего выявляют новые фактологические данные о тех или иных событиях.

Особое внимание уделяется изучению родословной. Родословные помогают решению не только воспитательных, но и образовательных задач. Они позволяют приблизить историю страны к детям, иллюстрировать её конкретными примерами.

Урок по теме «Древняя история Хабарского района» представляет региональный компонент в преподавании истории. Использованные письменные и вещественные источники позволяют повысить уровень обучения, воспитания и формирования гражданских позиций.

10 класс.

МОУ «Хабарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Открытый урок для учителей Хабарской средней школы № 2. Региональный компонент в преподавании истории.

Предмет: ИСТОРИЯ АЛТАЯ.

ТЕМА: Древняя история Хабарского района.

ЦЕЛИ:

образовательная: показать развитие производительных сил в разные эпохи, дать яркую характеристику успешной деятельности людей,

развивающая: развивать аналитико-синтетическую мыслительную деятельность учащихся, развивать творческое мышление учеников, их познавательную активность,

воспитательная: формировать собственные суждения, вызвать чувство гордости, восхищения трудолюбием наших предков,

психологическая: создать обстановку доброжелательности, доверительности, стимулировать интерес к изучаемой теме.

Основные понятия: палеолит, мезолит, эпоха бронзы, эпоха железа, письменные и вещественные источники средневековья, производительные силы.

ЛЕКЦИЯ основана на изложении фактического материала: письменные и вещественные источники – результат археологических раскопок, проводимых на территории Хабаркого района. При изложении материала присутствует повествование, описание, характеристика.

Организация самостоятельной работы учащихся: воспроизводящий уровень познавательной самостоятельности: восприятие и осмысление развития производительных сил, преобразующий уровень: составление плана по ходу изложения материала учителем, формулировка выводов, творческо-поисковый уровень: разбор вопросов эвристической беседы.

Оборудование урока:

В.В.Горбунов, А.Л.Кунгуров, О.Ф.Кунгурова, А.Б.Шамшин - учебник « История Алтая». Барнаул, 1997г.,

карта Алтайского края,

краеведческий материал для каждого ученика,

рисунки мамонта, бизона,

записи на доске: вопросы и памятка.

Литература для учителя:

В.В.Горбунов, С.М.Ситников, «Исследование аварийного кургана сросткинской культуры на памятнике Кайгородка – 5». Барнаул, 2001г.,

С.М.Ситников, Ю.И.Гельмель «Новые материалы финальной бронзы Северной Кулунды». Барнаул, Славгород, 2001г.

Использование материала районного краеведческого музея.

Макет классной доски.

__________________________________________________________________28.10.05г. Тема: Древняя история Хабарского района.

Д.задание: посещение музея. Карта Алтайского Вопросы для сравнения: Выбрать тему исследования.

Края. Палеолит, мезолит. Вопросы:

1. Указать на изменения в характере 1. Технология бронзолитей-

Каменных орудий труда. ного производства

2. Указать на новые разновидности 2. Технология изготовления

орудий труда. . керамических изделий

3. Объяснить подобное изменение 3. Памятка:

каменной индустрии в мезолити- 1. Форма.

ческую эпоху. Ответ обосновать. 2. Орнамент.

4. Определить, для какой работы 3. Технология

применялись орудия труда? 4. Предназначение.

Рис.2, 3, 4, 5.


ХОД УРОКА

этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

1

2


3

1. Оргмомент

Взаимное приветствие, проверка отсутствующих, проверка рабочих мест, (дидактический материал, памятка), организация внимания.

2. Сообщение темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

Объявление и запоминание темы. Постановка задачи: проследить развитие производительных сил, составить план лекции, сформулировать выводы. Практическая значимость изучения темы.

Слушают, записывают, осмысливают, что от них требуется в ходе изучения нового материала.

3. Первичное усвоение темы.

Лекция – концентрированное изложение темы урока.

Изложение материала учителем (лекция сочетается с беседой, вопросы ставятся учителем, они записаны на доске).
Работа по карте, показывает учитель

с. Хабары.

Слушают, отвечают на вопросы, делают краткие сообщения по просьбе учителя.
Учащиеся работают по карте.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconТематические недели в начальной школе
Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconСвоеобразие концепта «счастье» в японской лингвокультуре
Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconНа русском языке японский романтизм и становление новой поэзии
Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное прогнозирование»...
Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconУрок путешествие по теме «Причастие. Повторение изученного»
Цель: «Создание здоровой социокультурной среды для становления и развития личности воспитанника способного самостоятельно и ответственно...
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconУрок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме «Логарифмы,...
Развитие познавательного интереса; создание условий для развития логического мышления
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconМотивы религиозного выбора замужних и не замужних жительниц города Москвы
Наука анализирует причины возникновения, становления и развития религий в контексте их взаимодействия с различными цивилизационными...
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconУрок по теме: «Правильные многогранники»
Цель урока: дать понятия правильного многогранника, полуправильных и звездчатых многогранников, рассмотреть свойства многогранников,...
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconУрок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война»
Выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития...
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconПрограмма тура: 1 день Прибытие в Токио, а/п Нарита. Базовый рейс...
Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconУрок развития речи и опк по теме «наши имена»
«Ономастика – наука об именах и названиях». В своей работе я хочу исследовать историю возникновения названий населенных пунктов Томской...
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconПрограмма курса имеет целью изучение этапов, форм и моделей становления...
России и за рубежом как общественного института, формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных...
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconПроблемы становления социально-экономического развития германии мударов...
Из всех стран Европейского союза выделяется немецкая экономика, которая не только самая крупная, но и наиболее открытая. Рассмотрение...
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconУчебно-практическое пособие Дисциплина : «Менеджмент» Тема «История...
Целью данного пособия является ознакомление студентов с историей возникновения и развития менеджмента; отличительными чертами основных...
Урок по теме: «Пути возникновения, становления и развития» iconI. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта
Жуков С. В. Королюк Е. Г. Избранные лекции по медицине катастроф. – Тверь, 2007. – 120с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск