Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк»





Скачать 137.51 Kb.
НазваниеТема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк»
Дата публикации27.04.2015
Размер137.51 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > История > Исследование


Министерство образования Омской области

ГОУ ДОД «Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения»

«Летопись сибирских деревень»

Секция «История религии»

Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк»

Выполнил : ученик 9 класса

Каразюкской ООШ

Абулханов Аман

Руководитель: учитель истории

Аманжолов Нуржан Ашкенович

Каразюк-2009


Оглавление
Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Религиозные обряды казахов аула Каразюк………...4-12

1. Погребально-поминальный обряд …………………………...4-8

2. Свадебный обряд ……………………………………………..9-10

3. Детские обряды………………………………………………...11-12
Заключение………………………………………………………..13-14
Список литературы и источников……………………………….15

Введение

В этой работе автор попытался рассмотреть вопросы, связанные с соблюдением казахами аула Каразюк религиозных обрядов в период 20 века. Обряд –это совокупность действий установленных обычаем или ритуалом в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.1 Исследование данной проблематики тесно связано с процессами, которые проходили в России в этот период. Исходя из этого исследование будет проводиться общеисторическим сравнительным методом.

В этой работе автор ставит для себя цель: выяснить и проследить, как соблюдались казахами нашего аула религиозные обряды в период 20 века. Основными направлениями (задачами) исследования являлись: Погребально-поминальный обряд; свадебный обряд; детские обряды.

Объектом нашего исследования являются обряды, а предметом мусульманские обряды.

Затруднения, связанные с исследованием данной темы, заключаются в скудности базы источников и фактов, нет полных данных в архиве района. Одним из источников, на которые мы будем ссылаться являются материалы, собранные по устным преданиям аксакалов нашего села: Жусупова К.Ш., Мукашева К.М., Мустафина И.А., Исина К.А., Альжановой А., Ильяшвой К., Темербаеой Б., Жунусовой К., а также некоторые сведения были взяты из архива этнографического музея Каразюкской основной школы. В данном исследовании мы опирались на работы: Свиркина Н. «Наша история»,Турсунова И.А. «Очерки истории казахов Омского Прииртышья», Тамилова Н.А. «От Урала до Енисея», Джелбулдина Е. «Традиции и обычаи».Наша работа охватывает хронологические рамки от начала до конца 20 века.


Глава 1. Религиозные обряды казахов аула Каразюк

1. Погребально-поминальный обряд

В повседневной жизни мы часто встречаемся с похоронами человека. Изучение похорон и поминок казахов представляет значительный интерес в связи с сохранением реликтовых форм обрядов до настоящего времени.

Погребально-поминальный обряд у казахов состоит из следующих этапов.

Первый этап - это обряд, связанный с подготовкой умершего к похоронам . В него входит обмывание . В обряде обмывания участвовали пять - семь человек- близкий родственник покойного и по одному представителю от родовых групп .Обычно умершего обслуживали мужчины, а умершую- женщины. Молодым делать этого нельзя было, так как считалось, что тем самым они могли ускорить свою смерть. Сын или дочь ни в коем случае не должны были омывать своего отца или мать. Во время обмывания родственник покойного лил воду на тело от головы к ногам, остальные участники обряда, стоя по обе стороны и обмотав руки кусками белой ткани, обтирали покойного. Сначала обмывали голову, рот, нос, правую кисть руки, затем левую кисть, правую ступню, левую ступню, правую лопатку, левую лопатку, все тело . Куски ткани или специальные мешочки – рукавицы для обмывания закапывали вблизи от могилы, поскольку они считались ритуально – нечистыми, возможным объектом магического нанесения вреда со стороны умершего. Обмывание заканчивалось, когда родственник покойного, ливший воду, считал тело ритуально чистым.

После обмывания было обряжение тела в акырет, который мулла выкраивал из белой материи.

В данном случае мулла выполнял обязанность, не свойственную священнослужителям ислама. Акырет обычно должны готовить родственники. Мужской акырет кроится следующим образом: прямоугольный кусок материи должен соответствовать в длину расстоянию от плеч до колен покойного. По сгибу и от него посередине верхнего полотнища делают разрез для головы. Это часть акырета – жейде (рубаха) . Другим кускам ткани обворачивали ноги, на голову из такой же ткани накручивали чалму. Женский акырет состоял из нескольких узких полотнищ. Одетое в акырет тело клали на табыт, который обычно хранился в мечети. Покойника на табыт мог положить любой из мужчин, покойницу должен был класть или брат или отец или дядя по матери, но не муж, который после смерти жены считался посторонним. Если не кого из родственников не было, покойницу укладывал на табыт пожилой мужчина. Одетого в акырет покойного обворачивал в ковер или палас, завязывая в трех местах.

После облачения проходил обряд – чтение муллой молитвы с целью искупления грехов покойного, который добровольно принимал на себя один из присутствовавших или сам мулла.

Для совершения мусульманской панихиды (жаназа) тело, как правило, выносили на улицу, на тихое место, освещенное солнцем, или же в этом же помещении, в котором одевали и обряжали покойного. «Жаназа» - одна из последних почестей, оказываемых умершему. После панихиды (Жаназа), которую служил имам – мулла, тело перевозили на кладбище.

Второй – этап – это погребальная церемония. На кладбище умершего положили на южную сторону могильной ямы.2 Четверо мулл располагались по краям могилы, пятый – мулла становился у головы покойного. Затем развязывали ковер (палас). Три человека, представлявшие разные родовые группы, спускались в могилу и принимали тело, опускаемое на тесьме или полотенце, которые ими забирались. Имам читал при этом молитву «положения в могилу» - кабыр садака (буквально «милостыня могиле»), затем муллы по очереди произносили соответствующие ауры Корана.

У казахов было известно два варианта погребения: север- юг, запад- восток.

Перед прочтением заупокойной молитвы (жаназа) все почетным гостям предписывались дорогие подарки (жол), а также деньги. Помимо подарков, присутствующим раздавали и лоскутки ткани (жыртыс) в качестве подарка покойного за участие в его проводах на тот свет.

Непосредственным участникам похоронной процессии «жыртыс» давали на кладбище, где и разрезали отрезы ткани на небольшие кусочки.

Казахи, как и другие народы Средней Азии, стремились похоронить человека на его родовом кладбище, рядом с родственниками и предками.

Третий-этап-это поминальный обряд. Поминальный обряд у казахов проходит на 3, 7, 40, 100 дней и через год.3 Годовые поминки (ас-угощение, жылы- годовщина), были главным и завершающим обрядом поминального цикла. На них семья покойного, в соответствии со своими возможностями приглашало большое число гостей. Ас требовал больших расходов и хорошей организации. Окрестное население о предстоящих годовых поминках извещалось за 2 месяца до тризны, чтобы люди смогли подготовить коней для участия в скачках.

Приезжающие, прежде всего заходили в «черную» (траурную) юрту, где в обрядовом одеянии находились женщины и девушки, оплакивавшие покойного родича. Поминая умершего, читая Коран и благословляя устроителей аса, приезжающие направлялись в юрты предназначенные для гостей. Там им подавали кумыс, чай, ащак, ас-будничная еда. На второй день резали жертвенный скот. Ас продолжался день – два, а великие празднества – три дня подряд. Пышные, обильные асы могли устраивать только богатые, самостоятельные люди.

Весь год продолжается жоктау (оплакивание). У казахов оплакивание покойного происходит в форме траурной печальной песни, которую сочиняют акыны или близкие родственники умершего. После годовщины со дня смерти и поминального аса сваты умершего, родственники, родные, аульчане и другие приглашают к себе домой семью усопшего, выражая этим своё сочувствие, и предлагают помощь.

По обычаю предков родственники умершего специально едут выразить соболезнование по поводу кончины и совершают обычай «бата» (молитва), что является знаком человечности, уважения и внимания.

С приходом Советской власти в 1917 году и запретом религии в погребально-поминальном обряде у казахов больших изменений не произошло. Обряд похорон проводился по тем же трём этапам, но содержалось в тайне его религиозность.4 Мулла, который читал все молитвы, открыто не признавался священно-служителем. В связи с процессами в социально-экономической сфере России, которые очень сильно влияли на положения населения, происходит упрощение и отмирание отдельных элементов погребально-поминального обряда- это пышность и обильность поминок, так как происходит понижения уровня жизни населения, особенно в период 30-50 годов 20 столетия. В связи с этим поминки проходят по упрощенному варианту-чаепитие. К чаю могли подать баурсаки и сырчики. В эти годы отходит такой элемент поминок, как жертвоприношения лошади и овцы, по причине отсутствия этих животных из-за сплошной коллективизации и войны. Последний обряд поминок жылы (годовщина) не проходит так пышно и многолюдно со скачками, как до 20 века.

В 70 годы до 40-а дней проходил щектык (поминки по четвергам). На него приглашался мулла, родственники, соседи. Мулла читал молитву, а потом всех угощали чаем, жайма (тонкие лепешки), остальное меню было свободным, его определяла семья умершего.

Если до начало 20 века могилы у казахов складывали из сырцового кирпича или дерна, то в советское время устанавливаются стандартные пирамидки из различного материала кирпича или дерево.5

В настоящее время при сохранении в целом основных этапов погребально-поминальной обрядностей меняется, упрощаются или отмирают отдельные элементы. С разрешением в России вероисповедания в нашем ауле была построена мечеть и она внесла свои нововведения. Появляются священнослужители: имам (глава мечети), мулла.

Изменяется состав участников похорон и поминок, на которые приходят в основном люди пожилого возраста, в том числе женщины. В обмывание и обряжении учавствуют три человека. Годичные поминки утратили характер многолюдного праздника, поминки трехдневные и семидневные, иногда проходят в один день. Сваты умершего, родственники, селяне и другие приглашают к себе домой семью усопшего, не после годовщины, как это было раньше, а в любое время после похорон. До сорока дней проводится щектiк (поминки по четвергам) и семья усопшего до сорока дней должна Бас которуге (поднять голову), то есть сделать оградку. Оградки в настоящее время делают из металла или красного, белого или силикатного кирпича. Обязательно устанавливают символы мусульманской веры- полумесяц и шар, иногда мраморные или гранитные плиты с надписями на арабском языке. С постройкой мечети многие религиозные обычаи и традиции проводятся под главенством и в самой мечети: это такие, как Ораза и Курбан-Байрам.

Ораза – пост мусульман проходящий один раз в году в течении месяца. С каждым годом пост отодвигается на 10 дней. В пост все мусульмане употребляют пищу только в ночное время от заката до восхода солнца. В этот месяц мусульмане проводят в постоянных молитвах. Разрешается не держать пост больным и малым детям.

Через два месяца и десять дней после поста наступает курбан-байрам и проходит три дня. В эти дни все мусульмане приносят в жертву животное, которым является овца. В нашем ауле в мечеть приносят мясо баранины, в первый день 1 улица, второй день 2 улица и третий день 3 улица.6 Все дни в мечети происходит всеобщее поедании жертвенных животных и чтение молитв, которые читает имам мечети.

2.Свадебный обряд

Традиционный свадебный цикл издревле у казахов состоял из нескольких этапов: предварительный сговор, сватовство, свидание жениха и невесты, свадьба в доме невесты, переезд молодой в дом мужа, свадебное празднование в ауле мужа, «Неке-кию»(венчание по мусульманской религии).

Нашему вниманию подлежал последний этап казахской свадьбы –венчание по мусульманской религии.

Обряд «Нике-кию»(венчание по мусульманской религии) проходил на следующий день после свадьбы. Основные действующие лица: мулла, жених с невестой, два свидетеля. Единственный исламский канон в свадебном комплексе казахов Западной Сибири представлен обрядом мусульманского бракосочетания –«Неке Кию». Дословный перевод «Неке» (Узы), кию (разрезать). Бракосочетание «Неке» не имело прочных корней в свадебном обряде казахов из-за позднего распространения ислама, так как у казахов Западной Сибири «неке» часто совершается после всех брачных церемоний, в частности после брачной ночи, которой, казалось бы, он должен был предшествовать как акт совершения законного брака. В некоторых случаях «неке» совершали в доме жениха либо сразу по приезде свадебного поезда невесты, либо по окончании свадебных торжеств и после первой брачной ночи. В основном его совершают в мечети. Сам обряд условно можно разделить на три этапа: проповедь, молитва и согласие жениха и невесты скрепить узы и бата.7

Проповедь включает в себя разговоры о семейной жизни, об обязанностях жениха и невесты и т. д. Мулла приводит цитаты из Корана. В присутствии близких родственников молодых мулла бросает в пиалу с водой монеты, читает специальную молитву. Затем мулла спрашивает по взаимному ли согласию, они хотят заключить брачный союз. В случае положительного ответа, дает отпить воду невесте с женихом и пускает пиалу по кругу. Пожилые люди вытаскивают из пиалы монеты и дают их своим внукам. Считается, что монетки приносят счастье. После распития пиалы одна из женщин обсыпает гостей «шашу», включающее в себя конфеты, печенье, монеты и т.д.

Завершающим этапом свадебного обряда является бата- молитвенное благословение молодых. За «бата» жених или невеста дают деньги. Мулла за проведения «неке» кию получает кит подарок.

После всего свадебного обряда, родителя жениха проводят «тос» ритуальное угощение снохам. На этот обряд приглашают молодых «келiндер» снох и угощают блюдами и напитками переданными со стороны невесты.

В Советский период и в настоящее время весь свадебный обряд сохранился с незначительными изменениями. Они заключаются в национальной одежде, которую перестали одевать на свадьбу женщины, жених с невестой. Вместо замены головных уборов с головы невесты снимается вата и завязывается платок. Обряд Неке-кию проходит в мечети, а не дома как раньше в советское время. 8

3.Детские обряды

Каждая семья не представляла счастья без детей, особенно мальчиков – продолжателя рода по отцовской линии. В связи с рождением и воспитанием ребенка у казахов сложилось множество обычаев, связанных с многовековым народным опытом и различными древними верованиями. Свекровь делилась жизненным опытом с молодой невесткой, чтобы она легко могла перенести всевозможные трудности. Каждый, кто узнавал о рождении ребенка, тем более если это был сын – продолжатель рода, спешил первым оповестить родных и близких криком «суиiншi» известие. Все сразу понимали, что он пришел с добрыми известиями. За это сообщившему давали подарок.9

В первый день аульная молодежь без приглашения собиралась на «той» праздник, чтобы отметить рождения ребенка. Затем на сороковой день от рождения ребенка проводилась «калжа». «Калжа»- ритуальное угощение матери после родов. Блюдо предназначалось главным образом для восстановления сил роженицы. Именно ей в первую очередь подавался горячий бульон и только потом угощались остальные. Для такого случае приносили в жертву молодую овцу и отваривали ее. Большое значение придавалось шейному позвонку. Участники трапезы откусывали мясо зубами. Причем первая это делала роженица, а последняя «кындик шише» вторая мать. После трапезы кость не выбрасывали, а насаживали на палочку сквозь спинно-мозговой канал и вешали на женской половине юрты. Снимали его только когда, ребенок научился держать голову.10

На сороковой день также осуществлялся обычай «кыркынан шыгару» вывести из сорока дней. Ребенка купали в соленой воде и после купания поливали младенца сорока ложками воды. В чашку предварительно клали монеты и серебряные украшения –подарок женщинам, которые участвовали в священнодействие. В этот же день ребенку в первый раз стригли волосы и ногти. В этих обычаях участвовали только женщины, которые одаривались подарками, обязательным ритуалом была раздача 40 лепешек испеченных к этому событию.

Наши предки особое значение придавали обряду «ат кою» наречение или «азан шакыру» зов. Суть этого обряда заключалось в том, что через сорок дней после рождения ребенка собирались аксакалы аула и с утренней молитвой давали ему имя. Обычно имя давал старший из родственников. Мулла произносил молитву и три раза в ухо младенца говорил его имя.

Также у казахов существовал обычай «бесик салу» уложить в колыбель. Этот обычай проводила «кындик шеше» вторая мать. Она накрывала младенца семью вещами: специальным одеялом, халатом, кибенеком, шубой, попоной и сверху клали узду и нагайку.11

Из детских обрядов, которые стали традиционными и проводились в советское время, а также в настоящее время, мы можем выделить «тусау кесу» разрезание пут, «азан шакыру» зов, «калжа» угощение матери, «кыркынан шыгару» 40 дней. В настоящее время они претерпели некоторые изменения: во-первых, не соблюдается время проведения этих обрядов, те. Они проводятся иногда до сорока дней. Во-вторых, при наречении имени не всегда старший из родственников определяет его.. Все остальные обряды вместе с их ритуалами остались без изменений и проводятся казахами нашего аула.

Заключение

В связи с изменениями в нравственной культуре общества и личности на первое место выходит религия. Люди должны жить, имея какие-то идеалы, верить во что-то прекрасное, помнить и передавать обряды из поколения в поколение, по которым жили предки.

Занимаясь исследованием по данной теме, мы пришли к следующим выводам:

1.В настоящее время при сохранении в целом основных этапов погребально-поминальных обрядностей меняется, упрощаются или отмирают отдельные элементы. С разрешением в России вероисповедания в нашем ауле была построена мечеть и она внесла свои нововведения. Появляются священнослужители: имам (глава мечети), мулла.

2.В Советский период и в настоящее время весь свадебный обряд сохранился с незначительными изменениями. Они заключаются в национальной одежде, которую перестали одевать на свадьбу женщины, жених с невестой, вместо замены головных уборов с головы невесты снимается фата и завязывается платок, обряд «Неке-кию» проходит в мечети, а не дома как раньше в советское время.

3.Из детских обрядов, которые стали традиционными и проводились в советское время, а также в настоящее время, мы можем выделить «тусау кесу» разрезание пут, «азан шакыру» зов, «ат кою» имя наречение, «калжа» угощение матери, «кыркынан шыгару» 40 дней. В настоящее время они претерпели некоторые изменения: во-первых, не соблюдается время проведения этих обрядов, те. Они проводятся иногда до сорока дней. Во-вторых, при наречении имени не всегда старший из родственников определяет его.

Изучение религии, ее ценностных ориентации по которым жили наши предки дает возможность нам приобрести веру в милосердие и справедливость, понять их жизненный смысл. И чем дальше, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия своих предков, является одной из самых актуальных задач.

Список использованной литературы и источников
1.Джелбулдин Е. «Традиции и обычаи» Петропавловск-2001 год.

2.Свиркин Н. «Наша история» Омск-1994 год.

3.Тамилов Н.А. «Казахи Западной Сибири», «От Урала до Енисея» Омск-1995 год

4.Турсунов И.А. «Очерки истории казахов Омского Прииртышья».Омск-2000 год.

Запись воспоминаний сторожилов.
1.Жусупов К.Ш.(записано в 2008 году).

2.Мустафин И.А.(записано в 2008 году).

3.Жунусова К.(записано в 2008 году).

4.Ильяшева К.(записано в 2008 году).

1 Ожегов И.А. «Школьный толковый словарь» с.437

2 Джелбулдин Е. «Традиции и обычаи»с.115

3 Свиркин Н. «Наша история» с.6

4 Воспоминания Жусупова К.Ш.

5 Джелбулдин Е. «Традиции и обычаи» с.122

6 Воспоминания Мустафина И.А.

7 Джелбулдин Е «Традиции и обычаи» с.13

8 Воспоминания Ильяшевой К.

9 Джелбулдин Е «Традиции и обычаи» с.20

10 Воспоминания Жунусовой К.

11 Томилов Н.А. «Казахи Западной Сибири 16-20 веков» с.66


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconОбычаи, традиции и обряды казахов аула каразюк в период XX века
Каразюк обычаев, традиции и обрядов в период XX века. Исследование данной проблематики тесно связано с процессами, которые проходили...
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconРеферат направление: культурология на тему: «Религиозные обряды в...
Тем не менее, говоря о религии, вряд ли кто-то будет отрицать ее значительную роль в современном мире. Религия призвана помогать...
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconСтуденты выбирают номер темы реферата в соответствии с номером студента в списке группы
Семейно-бытовые праздники и обряды (родильные обряды, имянаречение, общественная помочь-ниме, туе туни)
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения «Мамхегская...
Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева расположена на территории аула Мамхег, Шовгеновского района, Республики Адыгея...
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconКостецкая Е. В., ассистент кафедры философии и культурологии
Современные религиозные организации (неохристианские религиозные объединения («Свидетели Иеговы», Церковь Мормонов), неоориентальные...
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconРабочая программа дисциплины Новые религиозные движения
Целями освоения дисциплины «Современные нетрадиционные религиозные движения и культы» являются
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconИз Жетысу мимо оз. Алаколь в Монголию в XIII в проследовал
Став ханом, Тауке стремился: создать сильное централизованное государство казахов
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconРеферат тема: «марийские праздники»
Воплотив в себе ценное, что есть в народе народное мировоззрение, психологию, художественное творчество, народные праздники и обряды...
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconУрок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков школьников...
Урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков школьников по теме «Обряды моего края. Диалектная лексика»
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconРеферат по предмету: Концепции современного естествознания Тема:...
Проблема происхождения Вселенной и человека испокон веков волновала, людей. Об этом свидетельствует наличие космогонических мифов...
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconРеферат по основам православной культуры Тема: «Православные праздники»
В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный...
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconОрганизации
Религиозные объединения, осуществляющие деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconТехнический университет Кафедра культурологи тема: «Происхождение,...
Масленица (до XVI века – Комоедица) – один из древнейших праздников религии друидов (волхвов), до принятия христианства единой у...
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconТемы рефератов и сообщений для учащихся
Физическая культура у древних народов, история ее возникновения: ритуальные игры, танцы, обряды
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconКалендарно-тематическое планирование 7 класс
Что значит жить по правилам. Социальные нормы. Привычка (обычаи, ритуалы, обряды, церемонии)
Тема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк» iconМолодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния
Специальность 09. 00. 13 – Религиоведение, философская антропология и философия культуры


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск