Скачать 6.1 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс по модулю ИСТОРИЯ для направления подготовки 050100 - Педагогическое образование профиль – Иностранный язык (квалификация (степень «бакалавр») Кафедра Истории, философии и культурологии Составитель: канд. ист.н.., доц. Ефремов А.В. Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Программа модуля ИСТОРИЯ для направления подготовки 050100 - Педагогическое образование профиль – Иностранный язык (квалификация (степень «бакалавр») Кафедра Истории, философии и культурологии Составитель: канд. ист.н.., доц. Ефремов А.В. Москва-2013 Пояснительная записка
Представляемый интегрированный курс состоит из четырёх историко-культурологических дисциплин, связанных с анализом развития мировых культур и цивилизаций, отечественной истории, истории религий, российской культуры и искусства. Следует подчеркнуть, что ключевой проблематикой курса является рассмотрение прошлого и настоящего российской истории, культуры и искусства в масштабном контексте эволюции мировых культур и цивилизаций. Такие интегрированные курсы для подготовки высококвалифицированных специалистов, где органически взаимоувязаны различные проблемно-дисциплинарные, содержательные и методические аспекты, ныне широко апробируются в мировой практике высшей школы, ибо они позволяют эффективнее достигать образовательных целей, добиваться мировоззренческих эффектов, лучше решать профессионально-обучающие практические задачи. В данном учебно-методическом комплексе существует следующий порядок подачи материала. Сначала следует раздел «Отечественная история», в рамках которой акцент сделан на новейшей истории и рассматриваются наиболее актуальные проблемы современности. Затем следует «История религий», в рамках которой исследуются как мировые, так и ряд этнических религиозных учений, оказавших и оказывающих заметный вклад в развитие мировой и отечественной истории. Во втором семестре следуют разделы по истории культуры: «История мировых культур и цивилизаций» и «Российская культура и искусство». 2.Основные цель и задачи курса Цель интегрированного курса: - сформировать в сознании студенческой аудитории адекватные представления, теоретические знания, символические образы, которые касаются, с одной стороны, исторического развития отечественной культуры, с другой, эволюции мировых культурно-цивилизационных систем; повысить уровень культурно-мировоззренческой компетенции в этих вопросах; научить использовать эти знания и компетентностные навыки в профессиональной деятельности, в личной жизни, исходя из уважения к многообразным этно-национальным формам мировой культуры, а также из понимания своего неразрывного единства с российской культурой. Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей: - анализируются историко-социальные и духовные закономерности развития мировых культур, этно-национальных культур и локальных цивилизаций; - рассматриваются общечеловеческие черты, а также самобытные и специфические особенности культурно-исторического развития России; - раскрывается высокий духовный потенциал российской цивилизационной системы, который формировали наши предки и наращивают живущие ныне поколения граждан России, в том числе молодежь. 3.Обоснование необходимости данного курса для будущих специалистов высокой квалификации социально-гуманитарного профиля. Данный курс задумывался и разрабатывался авторами на основе проблемно-инновационных подходов к его тематике и содержанию. Об этом свидетельствует, прежде всего, масштабный междисциплинарный синтез представленного исторического и современного материала, что позволяет нацелить чтение курса на пробуждение у студентов самостоятельного исторического мышления, на формирование мировоззренческой компетентности применительно к современным проблемам межкультурного и межцивилизационного взаимодействий, а также активной гражданской позиции в понимании родной культуры. В учебном курсе задействованы разноплановые фактологические и обобщающие материалы; концептуальная основа курса пронизана актуальными смысловыми поворотами; теоретические единицы анализа и мировоззренческие оценки позволяют рассматривать содержательные направления курса сквозь призму мировых глобальных процессов и россиеведческих проблем. В Целом эти качества задействованы с тем, чтобы пробудить у аудитории историческую память, укрепить у студентов чувство культурно-национальной идентичности, вызвать живой интерес к состоянию отечественной культуры, особенно ее духовных областей и практических форм (морали, религии, искусства, многообразных форм профессиональной культуры, культуры мышления и др.). Указанные характеристики представляемого курса приобретают профессиональную значимость для каждого отечественного специалиста в области социально-гуманитарных проблем. В противовес духовной дезориентации, моральному безразличию, материально-потребительским ориентациям, распространенным в современном обществе, курс активно мотивирует студентов выработать продуманные позиции по сложным мировоззренческим проблемам современного мира, по вопросам разработки адекватной стратегии развития российского культуры в новом столетии. Без такого выбора молодыми поколениями ответственных позиций наше общество не сможет ни на шаг продвинуться в преодолении тех кризисных процессов, которые охватывают сегодня не только Россию, но и многие государства, казавшиеся до этого вполне развитыми и благополучными. Фундаментальные историко-гуманитарные знания, культурно-мировоззренческая компетентность, которые освоят или сформируют у себя студенты на базе данного курса, дадут им возможность успешно освоиться в своей будущей профессиональной деятельности, где бы они ни стали работать – в области политической практики или социальных отношений, в педагогике или в процессе организации работы с молодежью, в правовой сфере или в искусстве. Требования к уровню освоения дисциплины В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны: Знать: - важнейшие понятия, тематику курса, теоретические основы данной дисциплины; - культурные признаки, свойства поведения, духовные ценности, характерные для представителей разных цивилизаций; - место и роль истории культур и цивилизаций в контексте профильных дисциплин культурологического цикла Уметь: - различать в истории и в современном мире важнейшие цивилизационные системы; - видеть в свете культурологического подхода проблематику современной культуры, своей этно-национальной культуры, а также межкультурных и межконфессиональных взаимодействий в условиях глобального мира. - использовать основные приемы культурологического анализа в исследовании культур в синхронном и диахронном аспектах; - анализировать художественные произведения в контексте определённого исторического этапа развития рассматриваемой национальной культуры; Владеть: - методами самостоятельной работы с литературой по специальности; - навыками раскрытия духовно-нравственного смысла произведений мирового искусства, его связи с традиционной культурой определённого региона; - приёмами культурологического анализа важнейших сфер и областей социокультурной практики, включая практику массовой культуры и информационно-коммуникативного взаимодействия. Объем в ЗЕ: 7 кредитов Время изучения: курс 1 семестр 1-2 Взаимосвязь с другими модулями: Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: История философии. Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): К.1. Знание основных этапов развития мировой культуры и их важнейших характеристик, взаимосвязей культур в синхронном и диахронном аспектах. К.2. Понимание специфики отечественной и ведущих мировой культур («мёртвых» и «живых») в социально-политической, экономической, семейной, художественно-эстетической сферах деятельности. К.3. Понимание смысловых и ценностно-мировоззренческих доминант, определяющих специфику, основные характеристики российской и ведущих мировых культур и цивилизаций. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: Понимание специфики своей профессии в контексте развития отечественной и мировой истории и культуры, а также тенденций современной мировой динамики. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Содержание модуля преимущественно распределено между лекционной и практической частями по принципу дополнения, когда практические занятия не дублируют лекции. Аудиторная работа предполагает следующее сочетание: - традиционные формы обучения (лекции, семинары, доклады и т.д.); - активные методы обучения (проблемные лекции, дискуссии, круглый стол); - формы обучения с использованием технических средств / информационных технологий (мультимедийные лекции, видеоматериалы, презентации); - самостоятельная работа студентов, включающая самостоятельное освоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к семинарским занятиям, текущему / рубежному и итоговому формам контроля и т.п. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: устный и письменный опрос, тестовые задания (с однозначными и многозначными видами ответа, с установлением последовательности). 2 уровень сложности: конспектирование, аннотирование, реферирование, тезирование. 3 уровень сложности: историко-культурный анализ, доклад, презентация, эссе, обучающие упражнения (имитация поведения в конкретных ситуациях межцивилизационных взаимодействий). Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Технологическая карта образовательного модуля
|
Учебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки ... | Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство... ... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю история этической мысли дпп.... Рассматриваются темы: «Этика Древней Индии и Древнего Китая», «Античная этика», «Религиозная этика», «Христианская этика средневековья»,... | Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство... ... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки Содержание: умк по дисциплине б в. Од. 19 История зарубежной литературы эпохи Просвещения для студентов направления подготовки 050100... | Учебно-методический комплекс рабочая программа Матвеева Н. П. “История первобытного общества”. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030400.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Трифонова И. А. Модуль «Сольное пение» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Овсянникова О. А. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Матвеева Н. П. Археология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030400. 62 «История» очной формы... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю(Физическая культура) для направления 035700 «Лингвистика» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по модулю (Б. 4 Физическая культура)... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс обязательно формируется на каждой кафедре... Умкд – совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного... | Особо охраняемые природные территории и устойчивое развитие учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления... |