Приказ №198-лс





Скачать 233.33 Kb.
НазваниеПриказ №198-лс
Дата публикации19.05.2015
Размер233.33 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУДОД «ДШИ № 2»

_____________Р.Ф. Миникаев

Приказ № 198-ЛС

от «29» августа 2014 года

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

по предмету «История изобразительного искусства»
(Срок реализации 4 года, возраст обучающихся от 10-12 до 14-16 лет)

Составитель:

преподаватель теоретических дисциплин

Валитова Лилия Николаевна

г. Урай

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 6

Содержание курса 10

Требования к выпускникам 13

Программно-методическое обеспечение 14

Материально-техническое обеспечение 14

Учебники, хрестоматии, дидактические материалы 16

Список литературы 18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность

Предлагаемая программа относится к программам художественно-эстетической направленности, ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, призвана способствовать успешному развитию их склонностей, способностей, позволяет в рамках предмета «история изобразительного искусства» воспитать художественный вкус, развить у детей образное мышление и способность правильно и чутко воспринимать произведения изобразительного искусства.

Программа курса «История изобразительного искусства» является частью образовательной программы школы искусств, относится к школьному компоненту типового стандарта и занимает важное место в достижении уставных целей школы в области начального художественного образования. Учебно-тематический план составлен с учётом возможности проводить обучение, используя внедрение новых педагогических технологий, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, осуществляя личностно – ориентированный подход к ребенку. Курс позволяет развивать интерес к искусству, потребность в нём, дать представление о социальной роли искусства, развивать чувство сопереживания при встрече с произведением искусства, развивать художественно-творческие способности. Педагогические принципы, используемые в процессе обучения, предоставляют возможность подачи материала, постепенно усложняя его, используя элементы наглядности, доступности изложения и системности.

Актуальность и новизна программы в том, что она составлена с учётом возможности проводить обучение, используя внедрение информационных компьютерных технологий, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, осуществляя личностно-ориентированный подход к ребенку. Также новизна прослеживается в расширении тематического спектра (добавляются темы в рамках каждого года обучения), а также в углублении изучения некоторых тем.

Педагогическая целесообразность программы прослеживается в ее адаптированности к специфике обучения на художественном отделении (отбор тем, содержание уроков, выбор методов и приемов обучения, опора на активные формы работы), в расширенном содержании курса. Реализация программы опирается на личностно-ориентированную технологию и основные дидактические принципы; предполагает использование информационно-рецептивного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения и разнообразных педагогических приёмов.

Цель программы:

-развить опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира.

Задачи программы:

-актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с изобразительным искусством;

-формирование целостного представления о развитии изобразительного искусства;

-воспитание художественного вкуса учащихся;

-углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей;

-приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

-формирование умений и навыков художественного самообразования;

-культурная адаптация учащихся в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями изобразительной культуры.

Отличительные особенности данной программы

Программа является модифицированной (составлена на основе типовой программы под редакцией Ю.В. Протопопова (Москва, 1986)

Данная программа имеет свою специфику. Ее изучение должно дать учащимся более глубокие знания о развитии видов и жанров изобразительного искусства, о формировании стилей в изобразительном искусстве. В связи с этим расширен перечень изучаемых произведений изобразительного искусства. Особенностью данного курса является преобладание таких видов работы, как изучение и анализ произведений, обсуждение своих наблюдений, сравнение с накопленным впечатлениями и зрительным опытом, самостоятельное формулирование выводов.

В основе всех занятий лежит метод наблюдения и изучения основных этапов развития искусства. Программа предусматривает активную практическую деятельность учащихся, применение различных методов и форм обучения, например, сочетание традиционных уроков с уроками – рассказами, беседами, лекциями, диспутами, семинарами и.т.д.

Формой контроля и учета являются: контрольные уроки, викторины, семинары, зачёты. Указанные мероприятия позволяют наилучшим образом выявить результат образования и его соответствие целям и задачам обучения. Запланированный резерв времени используется по усмотрению преподавателя на решение более сложных задач, проведения форм контроля и учёта. Распределение по темам, содержание заданий, порядок изложения программного материала могут быть изменены в зависимости от конкретных условий работы.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа адресована учащимся художественного отделения 4-7 классов: учащимся возрастом от 10-12 до 14-16 лет.

Сроки реализации программы

Продолжительность образовательного процесса-4 года (4-7 классы). Этапы: начальный (1 год обучения), средний (2-3 годы), завершающий (4 год).

Формы и режим занятий

В качестве формы обучения используется урок, продолжительность урока 1 академический час (40 минут). Занятия (согласно учебному плану) проводятся раз в неделю. Количество учебных часов в каждом классе - 34. Общий курс - 136 часов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты сформулированы в требованиях к выпускникам:

должны знать:

-основные этапы развития изобразительного искусства;

-наиболее известные произведения выдающихся художников, скульпторов, архитекторов;

-признаки различных видов изобразительного искусства; должны уметь:

-воспринимать произведение искусства при помощи категорий «художественный образ», «прекрасное»;

-анализировать произведение искусства (стиль, жанр, сюжет, художественные средства выразительности);

-рассказать о творческой деятельности выдающихся мастеров изобразительных искусств;

-ориентироваться в стилях и художественных эпохах;

-частично анализировать отдельное произведение;

-находить и частично понимать стилевое единство в произведениях разных видов изобразительного искусства.

Формы подведения итогов реализации программы

Контрольные и открытые уроки в завершении этапов программы; выставки творческих работ учащихся (сочинения, рефераты, отзывы о произведениях, проектные работы.).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения (4 класс). Изобразительное искусство от Древней Греции до Возрождения.



Содержание

теория

практика

всего

1

Изобразительное искусство Крита и Микен

1

1

2

2

Изобразительное искусство Древней Греции

3

3

6

3

Изобразительное искусство Древнего Рима

2

3

5

4

Изобразительное искусство Византии.

2

2

4

5

Романское искусство

2

3

5

6

Готическое искусство

2

3

5

7

Изобразительное искусство эпохи Возрождения

2

5

7




Итого

14

20

34

2 год обучения (5 класс). Изобразительное искусство Европы 16-19 веков.



Содержание

теория

практика

всего

1

Изобразительное искусство эпохи барокко

1




1

2

Итальянское барокко. Творчество Л. Бернини, М. Караваджо

1

1

2

3

Испанское барокко. Творчество Эль Греко, Ф. Сурбарана, Д. Веласкеса

2

2

4

4

Фландрское барокко. Творчество П. Рубенса, А. ван Дейка

2

2

4

5

Голландское изобразительное искусство 17 в. Творчество Рембрандта. «Малые голландцы».

2

3

5

6

Изобразительное искусство французского классицизма 17 в. Архитектура и скульптура. Творчество живописцев: Ж. Калло, Н. Пуссен, К Лоррен, Ш. Лебрен

2

3

5

7

Изобразительно искусство эпохи Просвещения: Франция 18 в.

2

3

5

8

Изобразительно искусство Англии 18 в.

1

1

2

9

Западноевропейское искусство 19 в. Стиль ампир в искусстве Франции

1

1

2

10

Романтизм в европейском изобразительном искусстве. Т. Жерико, Э. Делакруа, Д. Каспар, Ф. Гойя.

1

1

2

11

Искусство Западной Европы второй половины 19 века

1

1

2




Всего часов

15

19

34

3 год обучения (6 класс). Изобразительное искусство России 9-19 веков.



Содержание

теория

практика

всего




Изобразительное искусство Руси 9-17 веков.










1

Изобразительное искусство Киевской Руси (10-12 в.)

1

1

2

2

Особенности изобразительной культуры домонгольской Руси (12-13 в).

1

1

2

3

Изобразительное искусство Московской Руси (14-15 в.)

1

1

2

4

Развитие изобразительного искусства в России в 16-17 в.

1

2

3




Изобразительное искусство России 18 в.










5

Барокко в России 18 века. Архитектура и скульптура.

2

2

4

6

Портретная живопись в России 18. Творчество Рокотова, Левицкого, Боровиковского.

2

2

4




Изобразительное искусство России 19 в.










7

Архитектура и скульптура высокого классицизма в России 19 века (первая половина).

2

2

4

8

Русская живопись первой половины 19 века.

1

2

3

9

Реализм в русской живописи второй половины 19 в. Творчество передвижников.

1

2

3

10

Изобразительное искусство России второй половины 19 в.

3

4

7




Всего часов

15

19

34

4 год обучения (7 класс). Изобразительное искусство России 20 века.



Содержание

теория

практика

всего




Изобразительное искусство России рубежа 19-20 веков.










1

Объединения художников начала 20 в. «Мир искусства», «Союз русских художников» и др.

2

2

4

2

Развитие изобразительного искусства первой четверти 20 века: направления и стили.

2

3

5




Изобразительное искусство России после 1917 г.










3

Особенности развития изобразительного искусства после революции (20-30 годы).

1

1

2

4

Советское искусство 40-50 годов (А.Лактионов, А.Дейнека, Г.Нисский, А.Пластов, Ю.И.Пименов, М.В.Нестеров)

1

2

3

5

Искусство советских «шестидесятников»

1

2

3

6

Изобразительное искусство второй половины 20 века.

4

4

8

7

Изобразительное искусство рубежа 20-21 веков.

1

1

2

8

Темы для самостоятельной подготовки сообщений (по выбору)

2

2

4

9

Подготовка зачётных материалов (или защита рефератов)

1

2

3




Всего часов

15

19

34


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 год обучения (4 класс). Изобразительное искусство от Древней Греции до Возрождения.

  1. Крито-Микенское искусство, его значение для искусства Древней Греции. Фрески и росписи дворцов в Фере.

  2. Древняя Греция. Геометрика. Архаика. Гомеровский период. Ордерная система. Ранняя классика. Скульптура. Вазопись. Высокая классика. Архитектурные ансамбли. Афинский Акрополь. Парфенон. Поздняя классика. Скопас, Леохар, Лисипп. Лекции. Тест.

  3. Архитектура Древнего Рима. Искусство эпохи Римской республики. Искусство эпохи Римской империи. Викторина.

  4. Византия. Архитектура. Мозаика. Иконопись.

  5. Искусство романского стиля. Архитектура, скульптура, живопись.

  6. Периоды ранней готики, высокой и «пламенеющей» готики. Мозаика. Витраж. Книжная миниатюра.

  7. Проторенессанс. Раннее возрождение. Ф. Брунеллески. Донателло. Боттичелли. Микеланджело. Рафаэль. Леонардо да Винчи. Позднее возрождение. Тициан. Тинторетто. Искусство возрождения в Северной Европе.

2 год обучения (5 класс). Изобразительное искусство Европы 16-19 веков.

  1. Изобразительное искусство эпохи барокко: возникновение, особенности, признаки стиля.

  2. Итальянское барокко. Творчество Л. Бернини: скульптура. Творчество М. Караваджо: живопись.

  3. Испанское барокко. Творчество Эль Греко, Ф. Сурбарана, Д. Веласкеса.

  4. Фландрское барокко. Творчество П. Рубенса, А. ван Дейка.

  5. Голландское изобразительное искусство 17 в. Творчество Рембрандта ван Рейна. «Малые голландцы». Голландский натюрморт, пейзаж, бытовой жанр.

  6. Изобразительное искусство французского классицизма 17 в. Архитектура и скульптура. Гравюры Ж. Калло. Живопись: Н. Пуссен, К Лоррен, Ш. Лебрен и др.

  7. Изобразительно искусство эпохи Просвещения: Франция 18 в. Антуан Ватто. Оноре Фрагонар.

  8. Изобразительное искусство Англии 18 века. Т. Гейнсборо, Ж. Констебль.

  9. Западноевропейское искусство 19 в. Стиль ампир в искусстве Франции (архитектура), его отличие от классицизма. Живопись Энгра.

  10. Романтизм в европейском изобразительном искусстве. Т. Жерико, Э. Делакруа, Д. Каспар, Ф. Гойя.

  11. Искусство Западной Европы второй половины 19 века. Особенности градостроительства и архитектуры (А. Лабруст, А. Эйфель, Ш. Гарнье, Д. Пэкст). Реализм в европейском искусстве (термин Шанфлери). Карикатуры и гравюры О. Домье. К. Коро и барбизонцы. Творчество Г. Курбе. Англия: У. Тёрнер, Д. Рескин, У. Моррис. Прерафаэлиты. Возникновение импрессионизма (Э.Мане, К. Моне, Э. Дега, П. Ренуар, К. Писсаро). Постимпрессионизм (П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген). Возникновение стиля модерн.

3 год обучения (6 класс). Изобразительное искусство России 9-19 веков.

  1. Изобразительное искусство Руси 9-17 веков: общая характеристика, периодизация. Изобразительное искусство Киевской Руси (10-12 в.).

  2. Особенности изобразительной культуры домонгольской Руси (12-13 в).

  3. Изобразительное искусство Московской Руси (14-15 в.)

  4. Развитие изобразительного искусства в России в 16-17 в.

  5. Изобразительное искусство России 18 в.: особенности проявления стиля в условиях российской культуры. Барокко в России 18 века. Архитектура и скульптура. Б. Растрелли.

  6. Портретная живопись в России 18. Творчество Рокотова, Левицкого, Боровиковского, И. Никитина, А. Матвеева.

  7. Изобразительное искусство России 19 в. Архитектура и скульптура высокого классицизма в России 19 века (первая половина). В. И. Баженов, М. Ф. Казаков. Скульптура. Ф. И. Шубин.

  8. Русская живопись первой половины 19 века. Тропинин, К. П. Брюллов. Поздний классицизм. Архитектура. А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси.

  9. Реализм в русской живописи второй половины 19 в. Творчество передвижников.

  10. Изобразительное искусство России второй половины 19 в. Стиль модерн. Эклектика.

4 год обучения (7 класс). Изобразительное искусство России 20 века.

1.Изобразительное искусство России рубежа 19-20 веков. Объединения художников начала 20 в. «Мир искусства», «Союз русских художников» «Голубая роза» и др. В. П. Серов, К. А. Коровин, И. И. Шишкин, И. К. Айвазовский, А. Г. Саврасов, А. И. Куинджи, Ф. А. Васильев, И. И. Левитан. В. Д. Поленов и. т. д.

2.Развитие изобразительного искусства первой четверти 20 века: направления и стили Кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и др. Стиль модерн в архитектуре. Живопись. М. А. Врубель. Скульптура. М. М. Антокольский, А. С. Голубкина, С. Т. Коненков.

3.Изобразительное искусство России после 1917 г. Плакатное искусство. Влияние новой идеологии на творчество. Особенности развития изобразительного искусства после революции (20-30 годы). Соцреализм.

4.Советское искусство 40-50 годов (А.Дейнека, Г.Нисский, А.Пластов, Ю.И.Пименов, М.В.Нестеров).

5.Искусство советских «шестидесятников»

6.Изобразительное искусство второй половины 20 века.

7.Изобразительное искусство рубежа 20-21 веков.

8.Темы для самостоятельной подготовки сообщений (по выбору). Предлагается выбрать наиболее интересные темы из изученной программы с целью более детальной проработки при подготовке сообщений. В ходе такой работы закрепляются полученные знания, учащиеся получают навыки самостоятельной научной деятельности.

9.Подготовка зачётных материалов (или защита рефератов). Предлагается выбрать форму итоговой аттестации в виде зачёта по вопросам или в форме защиты реферата.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКАМ

Выпускники должны знать:

-основные этапы развития изобразительного искусства;

-наиболее известные произведения выдающихся художников, скульпторов, архитекторов;

-признаки различных видов изобразительного искусства;

должны уметь:

-воспринимать художественный образ, прекрасное;

-анализировать произведение искусства (стиль, жанр, сюжет, художественные средства выразительности);

-рассказать о творческой деятельности выдающихся мастеров изобразительных искусств;

- ориентироваться в стилях и художественных эпохах;

-анализировать отдельное произведение;

-находить и частично понимать стилевое единство в произведениях разных видов изобразительного искусства.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Оборудование (парты, стулья, тетради, ручки, наглядные пособия, технические средства обучения);

  2. Методические пособия по курсу истории ИЗО (на разных носителях: бумажных, аудио, видео, электронных).

  3. Дидактический материал к урокам.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Формы занятий, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методологической основой программы являются базовые концепции в области эстетики (Ю.Н. Борев, Н.И. Киященко, Л.Н. Столович, Б.А. Эренгросс и др.), культурологии (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М. Лотман, А.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л.С. Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л, Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), художественного образования (Б.М. Йеменский, Л.М. Предтеченская, Б.П. Юсов и др.).

В основе всех занятий лежит метод наблюдения и изучения основных этапов развития искусства. Программа предусматривает активную практическую деятельность учащихся, применение различных методов и форм обучения, например, сочетание традиционных уроков с уроками - рассказами, беседами, лекциями, диспутами, семинарами и.т.д., использование современных педагогических технологий: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии. Важное место при изучении тем программы имеет установление межпредметных связей с уроками истории, литературы, музыки, мировой художественной культуры.

Особенностью программы является то, что каждый год обучения имеет стержневую тему, объединяющую несколько подчинённых тем таким образом, чтобы можно было расширять угол зрения на главную проблему постепенно, т.е. укрупнять масштаб (т.н. концентрический метод). Применяемые принципы последовательности (от простого к сложному), систематичности проведения занятий, доступности изучаемого материала дают возможность целенаправленно достичь поставленных задач.

В содержании и структуре курса учитываются психофизиологические и возрастные особенности учащихся. Предлагаются разные формы работы, например, уроки-беседы, в которые, наряду с диалогом, педагог может вносить краткие объяснения, рассказы, практические задания, учитывая возрастные особенности детей. Необходимо разнообразить форму обучения, используя уроки с быстрой сменой деятельности, уроки разных типов (урок-воспоминание, урок-сказка, урок-исследование, урок-настроение и т.д.). В 4-5 классах большее внимание уделяется развитию навьжов слушания музьжи и наблюдения за ней, аналитическим видам деятельности (работа с текстом, составление планов ответа по темам, изучение терминологии). В 6-7 классах преобладают самостоятельные формы работы, развиваются умения сбора и обработки информации, подготовки устных сообщений и рефератов по заданным темам.

Формы подведения итогов

Формой контроля и учета являются: контрольные уроки, викторины, семинары, зачёты. Указанные мероприятия позволяют наилучшим образом выявить результат образования и его соответствие целям и задачам обучения. Распределение по темам, содержание заданий, порядок изложения программного материала могут быть изменены в зависимости от конкретных условий работы.

Устная выборочная проверка, фронтальный опрос (устный или письменный), творческие и индивидуальные задания. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке, периодический -в конце крупных тем или разделов курса, а также в конце учебных четвертей и полугодий. Итоговая аттестация проводится в конце 4-го года обучения в виде контрольного или зачетного урока (по материалу последнего года обучения), промежуточная - в конце каждого года обучения (за весь год) на контрольных уроках в виде самостоятельных, творческих работ, тестов, викторин.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ХРЕСТОМАТИИ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство Х-началаХХ века. -М.,1989.

Балакина Т.Н. История Русской культуры (ГХ- нач. ХХв.). Учебное пособие. - М, 1993.

Березин А.Д. Рассказы о прекрасном: Изобразительное искусство в музеях Липецкой области. - М., 1989.

Большой энциклопедический словарь. Искусство. - М.,2001.

Бутиков Г.П. Государственный музей «Исаакиевский собор» - Санкт-Петербург, 1998.

Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Кн. для учителя. В 3 ч. Ч. 3.Русское искусство. Советское искусство/Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. - М., 1989.

Искусство этрусков и древнего Рима Памятники мирового искусства Выпуск УП (серия вторая). Авторы текста Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Бритова - М., 1982.

История искусства зарубежных стран 17-18 веков: Учебник /Отв. ред. ВЛ Раздольская. -М., 1988

История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство 17 века Италия, Испания. Фландрия. Ред. И.А. Шкирич. - М., 1988.

Лаллманд Г. Сезанн. Образы великого художника - Санкт-Петербург, 2001.

Линдсей Дж. Поль Сезанн. - М., 1989.

Лувр. Париж: Альбом. - М., 2002.

Музеи Ватикана Рим: Альбом. - М.,2000.

Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. - Ростов-на-Дону, 2008.

Платонова Н.И. Искусство: Энциклопедия/М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. -143 с.: ил. - (Энциклопедия).

Прадо. Мадрид: Альбом. - М., 2002.

Русская живопись в музеях РСФСР. Выпуск IV. - М., 1958.

Смирнова И.А. Памятники мирового искусства Выпуск УШ (серия вторая). Искусство Италии конца ХП1-ХУ веков. - М., 1988.

Сокольникова И.В. История изобразительного искусства - М., 1998.

Трибис Е.Е. Живопись. Что о ней должен знать современный человек. - М., 2003.

Художники русского театра 1880-1930. -М., 1991.

Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. 4.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. - М., 2005.

Эрмитаж. Санкт-Петербург: Альбом. -М., 2000.

ВУВ-фильмы ООО «Видеостудия «КВАРТ»:

«Великий Эрмитаж»

«Государственный русский музей»

«Древнерусская икона»

«Искусство русского авангарда»

«Русское искусство. ХУП-ХГХ века»

«Художники России» вып. 1. Васнецов. Поленов. Верещагин. Лентулов. Петров-Водкин.

«Художники России» вып. 1. Иванов. Саврасов. Борисов-Мусатов. Корин.

ВУВ-пособия ВцекМЕВГА:

«История искусства: классические труды по истории искусства» «5555 шедевров мировой живописи» «Сокровищница мирового искусства»

П\ТЗ-пособия ООО «Нью Медиа Дженерейшн»:

«Александр Иванов» «Валентин Серов» «Джотто»

«Кузьма Петров-Водкин» «Михаил Врубель» «Павел Федотов» «Шедевры архитектуры» «Эдгар Дега»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аксенов Ю.Г., М.М. Левидова. Цвет и линия. М., 1986.

Алексеева В.В. Что такое искусство. М., 1998.

Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2005.

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

«Вестник образования», журнал - официальное издание Министерства образования и науки.

«Вестник учебной и детской литературы», журнал.

«Искусство» - учебно-методическая газета для учителей (приложение к газете «Первое сентября»).

«Искусство в школе» - общественно-педагогический и научно-методический журнал.

Кашекова И.Э. От античности до модерна. М., 2000.

Киященко Н.И. Эстетика - философская наука. М., СПб, Киев, 2005.

Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб, 1998.

Мириманов В.Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира. М, 1997. «Проблемы теории и методики изобразительного искусства». П., 1979.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997.

Рычков Ю.В. Энциклопедия модернизма. М., 2002.

Смирнов Г. Б. «Изобразительное искусство». «Просвещение», М., 1977.

Симонов В. П. «Педагогический менеджмент», М., 1999.

Сборник «Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта», М., 1995.

Сборник «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство», М., 2002.

Сборник преподавателей средних профессиональных учебных заведений искусств, детских музыкальных, художественных и школ искусств», Х-М., 2003.

Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. М., 1985.

«Энциклопедия для детей», Т. 6,7. «Искусство», М., 2000г.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Преподаватель теоретических дисциплин МБОУДОД «ДШИ № 2»:

Валитова Лилия Николаевна. Образование высшее.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ №198-лс iconПриказ №198-лс
Центральным научно-методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства Министерства культуры рсфср (Москва — 1980)....
Приказ №198-лс iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Приказ №198-лс iconПриказ №198-лс
Предлагаемая программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, адресована учащимся 1-7 классов хореографического...
Приказ №198-лс iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Приказ №198-лс iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Приказ №198-лс iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Приказ №198-лс iconСб избранных лекций / отв ред. Н. А. Костикова. М. Риц мггу им. М....
Медиа : сб избранных лекций / отв ред. Н. А. Костикова. М. Риц мггу им. М. А. Шолохова, 2010. 198 с. Посвящается 10-летию факультета...
Приказ №198-лс iconПроекта утверждена приказом по университету от 26. 03. 2007 г. №198
Содержание расчётно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)
Приказ №198-лс iconКурс лекций по физической и коллоидной химии с
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей тгму. Душанбе. Ирфон, 2011 г., 198 с
Приказ №198-лс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Независимая газета, Дерябин Александр, Свечников Александр, 20. 09. 2007, №198, Стр. 6 41
Приказ №198-лс icon«Возобновляемые источники энергии энергия будущего» Работу выполнил...
...
Приказ №198-лс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перевести числа 195, 198, 220, 240, 248, 206, 195 из десятичной системы счисления в двоичную
Приказ №198-лс iconРабочая программа практики к ооп от 02. 07. 2014 №07-113/11-67в
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 035400. 62 «История искусств», утвержденным приказом...
Приказ №198-лс iconПриказ №373 г. Ростов-на-Дону
Данный приказ в течение 5 дней с момента его подписания
Приказ №198-лс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мо РФ от 31. 08. 2011 г. №198); примерной программы основного общего образования по иностранному языку и авторской программы общеобразовательных...
Приказ №198-лс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк4-5: Учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 4 и 5 курсов Факультета Права...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск