Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс





НазваниеПоурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс
страница1/20
Дата публикации23.05.2015
Размер3.2 Mb.
ТипУчебник
100-bal.ru > История > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
поурочные разработки к учебнику «россия в xx веке» 10-11 класс

А. А. Левандовский

Ю. А. Щетинов

Л. В. Жукова

Поурочные разработки

к учебнику

«РОССИЯ в XX веке»

10—11

КЛАСС

Введение
«Поурочные разработки к учебнику Россия в XX веке» разработаны на основе практической работы в общеобразовательных учреждениях различного уровня и прошли апробацию как в ряде средних школ Москвы, так и в школах Московской области.

Пособие рассчитано на 128 ч аудиторной работы (два годичных курса по 64 ч). Оно является частью учебно-методического комплекта к учебнику «Россия в XX веке» авторов А. А. Левандовского и Ю. А. Щетинова для 10—11 классов общеобразовательных учреждений. Учебник создан по проблемному принципу. Внимание учащихся обращается на наиболее важные и сложные моменты истории. Предлагаемое пособие для учителей содержит значительный объем дополнительного фактического материала. В ходе работы рекомендуется знакомить учащихся с документами и источниками по теме, учить анализировать документы самостоятельно. Данное методическое пособие предлагает использование учащимися «Хрестоматии по истории России. XX век»: Пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 1999. (Далее по тексту — «Хрестоматия...».) Поскольку эта хрестоматия рассчитана на 9 класс, перед учителем встает проблема привлечения дополнительных источников. В данном пособии использованы следующие пособия: Хрестоматия по отечественной истории (1914—1945): Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. — М., 1996 (далее по тексту  — «Хрестоматия...*»); Чтение по русской истории: Хрестоматия для старшеклассников. — Тула, 1995, а также значительный комплекс оригинальных источников. Кроме того, в пособии широко представлены сравнительно-аналитические материалы. При их использовании (например, таблиц) уместно подготовить карточки.

При работе с данным пособием предполагается также привлечение стандартного комплекта контурных карт и атласов по истории для 10—11 классов.

Оставляя за учителем значительную самостоятельность в выборе типа уроков и в использовании различных приемов обучения, методическое пособие ставит перед собой цель облегчить выработку у учащихся основных навыков и умений, а также закрепить изученный материал.

В 10 классе рекомендуется выбирать традиционные формы уроков: урок, сочетающий опрос с объяснением, урок-игру, урок-самостоятельную работу учащихся с использованием учебника и хрестоматии и разные виды опросов на закрепление пройденного материала.

Преподавание истории в 11 классе имеет свои особенности. Во-первых, учащиеся в большинстве своем уже профессионально жестко ориентированы и поэтому требуют более индивидуального подхода. Теперь уровень знаний и степень овладения информацией зависят не только от специализации гуманитарных и негуманитарных классов, но и от индивидуальной специализации. Зато личные способности восприятия и адаптации информации играют не такую большую роль, как раньше.

Для 11 класса меньше подходят игровые формы обучения и коллективные методы работы. Представляется, что оптимальны формы и методы, приближенные к формам и методам высшей школы, — лекции, семинары, коллоквиумы и зачеты. Не следует в школе пытаться механически копировать методы работы вузов. Но использование элементов этих форм работы научит учащихся подробно конспектировать информацию, изложенную в лекционной форме; реферировать литературу, анализировать различные источники и т. д. Кроме того, значительная часть аудиторного времени должна быть отведена для повторения пройденного материала.

Для 11 класса рекомендуются лекции по теме, семинары, коллоквиумы по отдельным проблемам и затем контрольный опрос. Домашние задания, предлагаемые в данном методическом пособии, имеют цель подготовить учащихся к восприятию нового материала и закрепить пройденный материал самостоятельно. Альтернативные домашние задания не только позволяют сориентироваться на различный уровень подготовки учащихся, но и побуждают их самостоятельно научиться работать с картой, текстом учебника и дополнительной литературой. Промежуточные проверочные и самостоятельные работы служат для первичного закрепления и обобщения изученного материала, а также для подготовки к изучению новой темы. Итоговые контрольные работы показывают, насколько учащиеся освоили пройденный материал. Они также построены на вариантной основе.

Пособие предлагает поурочную разбивку по следующему типу:

Тема урока.

1. Примерный вариант опроса. 2. Пояснения к теме. 3. Примерный вариант опроса на закрепление материала. 4. Домашнее задание.

10 КЛАСС

Раздел 1. Россия на пороге XX века

Раздел включает три общие темы: «Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начале XX в.» (§ 1—3), «Внутренняя и внешняя политика самодержавия в конце XIX — начале XX в.» (§ 4—6) и «Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции» (§ 7—9).

Цель этого раздела — показать уровень и основные периоды экономического развития России в первой четверти XX в. и дать представление о складывании предпосылок и причинах первой русской революции.

Урок 1. Вводное занятие

На уроке дается представление о предмете. Начинается изучение общей темы «Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начале XX в.» (изучение темы рассчитано на 3 урока).

План урока. 1. Понятие о предмете. 2. Изучение темы «Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начале XX в.». 3. Самостоятельная работа. 4. Пояснения к домашнему заданию.

Давая понятие о предмете, следует обратить внимание учащихся на преемственность и непрерывность развития русской истории в XIX и XX вв., напомнить, какие события повлияли на выбор пути исторического развития России.

Можно предложить учащимся ознакомиться со структурой и методическим аппаратом учебника. Для введения темы «Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начале XX в.» с учащимися проводится беседа, в ходе которой уточняется смысл названия темы («Социально-экономическое развитие...»); повторяются основные термины (классы, сословия, социальные группы, основной способ производства, уклад в экономике, промышленный переворот и т. д.).

Пояснения к теме. Историю России начала XX в. можно соотносить с новейшей историей стран Западной Европы. Следует напомнить учащимся, что Россия вступила на путь капиталистического развития значительно позже, чем другие европейские страны. В то же время она довольно быстро опередила развитые капиталистические страны по ряду показателей. Дальнейшее развитие России по пути капитализма также имеет свои особенности. Необходимо напомнить, что Российская империя имела весьма обширные границы и включала в себя не только славянские, но и неславянские народы, в том числе и те, которые стояли на значительно более низкой ступени исторического развития. Это давало возможность русскому капитализму развиваться вширь, фактически обходясь без колоний.

Огромную роль в развитии экономики в России играло государство, стадия развития капиталистической свободной конкуренции была выражена слабо.

Характерной особенностью России стал также ввоз иностранного промышленного капитала. Еще одной особенностью развития капитализма в России была сохраняющаяся многоукладность промышленности, а также неравномерность развития ее отраслей.

Самостоятельная работа

С помощью учебника и на основании объяснения на уроке выяснить самостоятельно: 1. Что такое способ производства? 2. Каковы особенности развития капитализма в России? 3. Что такое уклад? 4. Какие уклады можно выявить в экономике России в конце XIX — начале XX в.? 5. Как повлияла отмена крепостного права на развитие промышленности России в конце XIX в.?

Анализируя документ, приведенный на с. 4—5 («Хрестоматия...»), объяснить, что такое переделы земли, чем был обременен крестьянский надел, в чем сущность аграрного кризиса накануне первой русской революции.

Домашнее задание. 1. § 1. 2. На контурной карте обозначить новые промышленные районы.

Урок 2

На уроке формируется представление о развитии промышленности и сельского хозяйства в России в конце XIX в.

План урока. 1. Опрос. 2. Изучение нового материала. 3. Самостоятельная работа с «Хрестоматией по истории России. XX век». 4. Пояснения к домашнему заданию.

В начале урока учащимся можно предложить следующие вопросы:

1. Какова была численность населения Российской империи в конце XIX в.? Каково соотношение городского и сельского населения?

По данным первой всеобщей переписи 1897 г., численность населения достигла 126,4 млн человек, из них в городах проживало около 17 млн.

2. Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстро и почему?

3. Что такое монополистические объединения? Какие виды монополий характерны для России конца XIX в.? Чем они различаются?

Монополии — хозяйственные объединения, сосредоточивающие в своих руках бо́льшую часть производства и сбыта какого-либо товара. Картели: участники сохраняют производственную самостоятельность, но при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции и т. д.; прибыль распределяется согласно доли участия. Синдикаты: сохраняется производственная и юридическая самостоятельность предприятий, определяется объем производимой продукции, цены, условия продажи; централизован сбыт.

4. Что означает на практике концентрация банковского капитала и слияние банковского и промышленного капитала?

5. Что такое инвестиции?

Инвестиции  — долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики.

Пояснения к теме. Получив ответы на последние два вопроса, можно перейти к объяснению (или в форме лекции, или в форме беседы с учащимися). При объяснении следует обратить внимание на постепенность формирования отечественной буржуазии и ее зависимость от государственной власти.

Переходя к анализу состояния сельского хозяйства, можно предложить учащимся ознакомиться с документом («Хрестоматия...», с. 4—5), который дает представление о проблемах крестьянского землепользования.

Домашнее задание. 1. Подготовить ответ на вопрос: «Особенности социально-экономических отношений в России». 2. Пользуясь атласом, заполнить контурную карту «Экономическое развитие России в начале XX века». 3*1. Подготовить сообщение об экономической программе С. Ю. Витте и ее реализации. 4*. Сопоставить два пути развития сельского хозяйства (с использованием хрестоматии). 5*. Сравнить сословную и классовую структуру русского общества конца XIX в.

Урок 3

На уроке проводится закрепление пройденного, дается наглядное представление о колебаниях экономического развития России в начале XX в. и их причинах.

План урока. 1. Изучение нового материала. 2. Письменная самостоятельная работа. 3. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Объясняя причины неравномерности экономического развития России с конца XIX в. до начала Первой мировой войны, следует, во-первых, еще раз напомнить учащимся об особенностях развития капитализма в России, во-вторых, кратко перечислить основные исторические события, которые влияли на экономическое развитие страны. Для большей наглядности можно воспользоваться статистическими материалами, приводимыми в монографии С. В. Воронковой «Российская промышленность начала XX века: источники и методы изучения» (М., 1996).

Выделяя этапы промышленного развития, можно обратить внимание на то, что кризис 1900—1903 гг. охватил не все отрасли — сокращение производства средств производства сопровождалось увеличением производства продуктов потребления. 1904—1908 гг. различные исследователи оценивают по-разному, но большинство склоняются к тому, что этот период не был самостоятельным экономическим циклом, а представлял собой чрезмерно затянувшуюся фазу выхода из кризиса и был, по сути дела, своеобразным продолжением кризиса 1899—1903 гг. Перелом наступил в 1909 г.

«Что касается промышленного подъема 1909—1913 гг., то он характеризуется таким образом: среднегодовой прирост промышленной продукции составлял 8,8% (в отраслях, производящих средства производства, — 13%, а товары широкого потребления  — 6,2%), удельный вес продукции тяжелой промышленности (группа А) превысил уровень 1900 г. Динамика развития отдельных отраслей производства... не всегда совпадала с общей тенденцией. Так, при росте промышленной продукции всего машиностроения на 50% сельскохозяйственное увеличилось на 55%, а транспортное неуклонно сокращалось. Бурный рост переживали цементная и кирпичная промышленность, меньше  — стекольная, массового спроса городских жителей (обувная, табачная, сахарная); несколько медленнее росло производство хлопчатобумажной промышленности».

Воронкова С. В. Указ. соч. — С. 43.

В качестве проверочной письменной работы можно предложить учащимся традиционную схему вопросов или тестов, например:

1. Почему спад производства 1900—1903 гг. охватил в первую очередь промышленность и железнодорожное строительство?

В 1899 г. западная экономика вступила в полосу кризиса. Сократились иностранные инвестиции и иностранные кредиты правительству, которые шли на оплату государственных заказов.

2. Какие отрасли промышленности наиболее активно развивались во время промышленного подъема 1909—1913 гг.?

Топливная, цветная и черная металлургия, машиностроение.

Что этому способствовало?

Военные заказы русского правительства.

3. Какие монополистические объединения характерны для российской экономики начала XX века?

Картели, синдикаты, затем  — тресты, концерны.

4. В чем причины аграрного кризиса накануне революции 1905—1907 гг.?

Малоземелье крестьян при сохранении помещичьей собственности на землю, сохранение выкупных платежей.

5. Сравните сословную, социальную и классовую структуру населения Российской империи в начале XX в.

Сословия: дворянство, купцы и духовенство, казаки, мещане, крестьяне. Социальная структура: высший государственно-бюрократический аппарат, генералитет, помещики, банкиры, крупные и средние предприниматели, архиереи церкви, академики, профессора; мелкие предприниматели, гражданская и военная интеллигенция, священнослужители, мелкие служащие государственных учреждений; крестьянство; пролетарское население; люмпенские элементы. Основные классы: буржуазия и пролетариат.

Можно также предложить учащимся условно-графически изобразить спады и подъемы экономического развития России в начале XX в., например с 1900 до 1913 г., и объяснить свой график.

Домашнее задание. 1. Самостоятельно прочитать § 4. 2*. Составить сообщение на тему «Приход к власти Николая II» или «Личность Николая II, его образование, характер, взгляды на власть».

Урок 4

На уроке начинается изучение общей темы «Внутренняя и внешняя политика самодержавия в конце XIX  — начале XX в.». Тема урока «Внутренняя политика. Зубатовщина». Она рассчитана на 2 урока. На уроке дается представление об основных проблемах внутренней политики самодержавия, о связи первых шагов Николая II как императора с его воспитанием и убеждениями.

План урока. 1. Опрос. 2. Изучение нового материала. 3. Пояснения к домашнему заданию.

Выбирая форму проведения урока, следует учесть, что в этом случае очень продуктивным может стать игровой урок типа «Суд над Николаем II». Однако эта довольно часто выбираемая форма урока предполагает предварительную подготовку учащихся (в этом случае домашнее задание предыдущего урока должно быть распределено «по ролям»).

Другая возможная форма  — традиционное сочетание опроса и объяснения. В этом случае уместно предложить следующие вопросы:

1. Докажите, что Николай II действительно стремился защищать интересы дворянства.

Он, например, противостоял любым попыткам провести конфискацию помещичьих земель, дворянам оказывалась широкая финансовая поддержка, практически весь аппарат государственной власти по-прежнему оставался в руках дворянства.

2. Почему буржуазия до известной степени поддерживала самодержавие?

Помимо государственных кредитов и налоговых льгот, покровительственной таможенной политики и расширения рынков сбыта, государство активно вмешивалось во взаимоотношения между буржуазией и пролетариатом как с помощью законов, так и с помощью прямого насилия и подавления рабочего движения.

3. Каковы были взгляды на решение крестьянского вопроса В. К. Плеве? Как они были реализованы на практике?

Он считал необходимым сохранить сословную обособленность крестьян, поддерживая общину, и усилить административный и политический надзор за деревней. В 1903 г. царским Манифестом было объявлено, что сохранение сословной обособленности крестьянства и неприкосновенность общины должны оставаться руководящими принципами при любом пересмотре крестьянского законодательства.

Пояснения к теме. Объясняя новую тему, можно воспользоваться воспоминаниями А. Спиридовича «Записки жандарма» (М., 1991).

«Сергей Васильевич Зубатов учился в одной из московских гимназий и, будучи в старших классах, принимал участие в ученической кружковщине... После гимназии он не пошел в университет, а поступил чиновником в охранное отделение, где дослужился до помощника начальника, а затем... был назначен и начальником... После каждых групповых арестов или ликвидации Зубатов подолгу беседовал с теми из арестованных, кто казался ему интересным. Это не были допросы, это были беседы за стаканом чая о неправильности путей, которыми идут революционеры, о вреде, который они наносят государству. Во время этих разговоров со стороны Зубатова делались предложения помогать правительству в борьбе с революционными организациями» (с. 48—49).

Так вербовались провокаторы, или, как их еще называли, секретные сотрудники. Инструктируя жандармов, как работать с агентурой, Зубатов говорил:

«Вы, господа... должны смотреть на сотрудника как на любимую женщину, с которой вы находитесь в нелегальной связи... Никогда и никому не называйте имени вашего сотрудника, даже вашему начальству. Сами забудьте его настоящую фамилию и помните только по псевдониму» (с. 50).

Вопросы на закрепление:

1. Как С. В. Зубатов представлял себе решение рабочего вопроса? Что такое зубатовщина?

Попытка взять под правительственный контроль рабочее движение и удержать его в экономических рамках.

2. Кто поддерживал Зубатова и разрешил ему начать создание организаций?

Министр внутренних дел В. К. Плеве, московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович.

3. Кто был противником зубатовщины с самого начала?

Министр финансов С. Ю. Витте.

4. В чем причины краха зубатовщины?

Недовольство предпринимателей, не удалось удержать рабочее движение в рамках экономической борьбы.

Домашнее задание. 1. Повторить § 4—5. 2. Письменно ответить на вопросы 1 и 2 (с. 18) и вопрос 1 (с. 21). 3*. Составить сообщение о Г. А. Гапоне.

Урок 5

Тема урока  — внешняя политика самодержавия в конце XIX  — начале XX в.

План урока. 1. Объяснение нового материала. 2. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Объяснение нового материала можно выстроить по следующему плану: 1. Основные направления внешней политики России в конце XIX  — начале XX в. 2. Переориентация внешнеполитического интереса на Дальний Восток. 3. Предпосылки русско-японской войны. 4. Соотношение сил и цели сторон в войне. 5. Ход военных действий. 6. Окончание войны. Портсмутский мирный договор.

Следует обратить внимание на мирные инициативы России, нашедшие воплощение в созыве мирных конференций в Гааге (май  — июль 1899 г., 1907 г.) и в выработке норм международного права (13 конвенций о законах и обычаях ведения войны на суше и на море). В то же время дипломатическая линия России определялась противоборством двух группировок  — сторонников модернизации страны, выступавших за приоритет внутренней политики над внешней (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин и др.), и сторонников распространения экспансии на Восток и приобретения новых территорий (А. М. Безобразов2 , А. П. Извольский3 и др.).

В 1891 г. Россия приступила к строительству Транссибирской ж. д.

В 1894 г. Япония ввела свои войска в Корею и начала войну с Китаем, окончившуюся в 1895 г. подписанием Симоносекского договора, по условиям которого Япония получала огромную контрибуцию, Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур, Тайвань, Пескадорские острова и устанавливала свой протекторат над Кореей. Россия при поддержке Франции и Германии добилась пересмотра условий договора  — Япония вынуждена была вернуть Китаю Ляодунский полуостров. Одновременно Россия предоставила правительству Китая крупный заем, а в мае 1896 г. заключила с ним оборонительный союз против Японии и договор о строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) через Маньчжурию. В мае 1896 г. при содействии французов был подписан русско-японский договор о совместном протекторате над Кореей и о признании Японией русофильского правительства Кореи. В марте 1898 г. был заключен русско-китайский договор об аренде на 25 лет Ляодунского полуострова с незамерзающими портами: торговым  — Далянвань (Дальний) и военным  — Порт-Артур, где сразу же началось строительство военно-морской базы.

В 1900 г. Россия вместе с другими великими державами приняла участие в подавлении антииностранного восстания ихэтуаней в Китае и под предлогом защиты КВЖД ввела свои войска в Маньчжурию. Во время сепаратных переговоров с китайским правительством она согласилась вывести войска только при условии предоставления концессий на строительство и эксплуатацию новой ветки КВЖД, а также недопущения китайских войск в Маньчжурию. В 1901 г. строительство КВЖД было фактически закончено, однако уже в начале 1902 г. достигнутые с Китаем договоренности были пересмотрены. Под прямым нажимом Японии, заручившейся поддержкой Англии и благожелательным нейтралитетом Германии, Россия вынуждена была 26 марта (7 апреля) 1902 г. подписать договор с Китаем, предусматривавший эвакуацию русских войск из Маньчжурии без каких-либо условий.

В мае 1903 г. под непосредственным влиянием безобразовцев Николай II провозгласил «новый курс» на Дальнем Востоке, где было учреждено наместничество во главе с адмиралом Е. И. Алексеевым. Вывод войск был приостановлен.

В июле 1903 г. Япония предложила России разграничить сферы интересов в дальневосточном регионе: признать Корею японской сферой влияния и лишь область железнодорожного транспорта в Маньчжурии  — зоной российских интересов. Начиная переговоры с Россией, Япония не только опиралась на международную поддержку (в особенности Англии), но и учитывала противоречия, существующие в российских правящих кругах. 30 июля (12 августа) посол Японии в Петербурге Комура передает В. Н. Ламсдорфу4 проект соглашения по Корее и Маньчжурии и требует максимально быстрого ответа. Переговоры, однако, продвигались медленно, и в декабре 1903 г. Япония предъявила России ультиматум с требованием в двухнедельный срок принять ее условия. И хотя русское правительство вынуждено было согласиться на требования Японии, телеграмма об этом посланнику России в Токио Р. Р. Розену была задержана на японском телеграфе в Нагасаки. 24 января Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, а 27 января 1904 г. началась война.

Говоря о характере русско-японской войны, следует особенно обратить внимание на следующее: и Япония, и Россия вели борьбу за чужие территории. Это была, по сути, война за сферы влияния. И в России, и в Японии в правящих кругах победили милитаристские настроения. И Россию, и Японию подталкивали к войне европейские державы, но накануне войны Россия оказалась в политической изоляции. Франция объявила о своем нейтралитете, Великобритания и США оказывали активную поддержку японцам.

О готовности России к войне можно составить представление по данным, приводимым, например, Б. А. Романовым (Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895—1907. — М.; Л., 1955. — С. 303).

«В техническом отношении  — армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией, вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037, и не было ни одного 12-дюймового орудия...»

Сухопутные войска насчитывали 100 тыс. человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 броненосных крейсера, 7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца. Япония к началу военных действий имела сухопутную армию, считая и резервные силы, в 330 тыс. человек, на вооружении армии имелись 1068 орудий разных калибров.

Домашнее задание. 1. § 6. 2. Заполнение тематической контурной карты «Русско-японская война 1904—1905 гг.». — основные события, решения Портсмутского договора по территориальным вопросам. 3. Ознакомление с материалами хрестоматии, с. 36—38. 4. Пользуясь учебниками по истории Отечества и по новейшей истории, заполнить в тетради таблицу.

Вопросы для сравнения

Россия

Япония

Когда во внешнеполитической линии начинает преобладать Дальневосточное направление

 

 

Какие интересы имелись на Дальнем Востоке

 

 

Военные силы накануне войны

 

 

Ход военных действий:
важнейшие сражения
задействованные силы
командующие
результат

 

 

Результат войны

 

 


5*. Подготовить сообщение об одном из крупных сражений русско-японской войны (на выбор).

Урок 6

Тема урока  — народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции. Изучение темы рассчитано на 3 урока. На уроке необходимо дать учащимся представление о расстановке сил и основных тенденциях в рабочем и крестьянском движении накануне революции.

План урока. 1. Беседа с учащимися. 2. Опрос на закрепление нового материала. 3. Пояснения к домашнему заданию.

Начать урок можно с беседы с учащимися, а не в форме лекции. В начале беседы можно зачитать отрывок из повести М. Горького «Мать»5, который наглядно рисует картину быта рабочих и в то же время не дает прямых ответов на вопросы, которые можно затем поставить учащимся (в каждом случае, получив несколько вариантов ответов, учитель предлагает свой вариант, уточняя и дополняя ответы учащихся и вводя дополнительную информацию).

1. В чем причины раздражения рабочих?

Бедность, тяжелые условия труда и т. д.

2. Какие рабочие организации уже существовали в конце XIX в.? Каковы были их требования?

В 1875 г. в Одессе сложился «Южнорусский союз рабочих» (организатор — Е. О. Заславский). В устав Союза были включены некоторые положения программных документов I Интернационала. Ядро организации составляли 60 рабочих, всего же в нее входило около 200 человек. Высшим руководящим органом было «Собрание депутатов». В декабре 1875 г. Союз был разгромлен правительством. В 1877 г. 15 его участников, в том числе Е. О. Заславский, Ф. И. Кравченко, М. И. Сквери, Н. Б. Наддачин, С. С. Наумов, были преданы суду. В 1878—1879 гг. в Петербурге образовался «Северный союз русских рабочих» (организаторы — В. П. Обнорский, С. Н. Халтурин). В январе 1879 г. была опубликована программа «К русским рабочим». В состав организации входило около 200 членов. В конце 80—90-х гг. появляются смешанные кружки из интеллигенции и рабочих (например, 1885—1888 гг. — «Товарищество санкт-петербургских мастеровых» (организатор — Точисский), 1890—1892 гг. — кружки М. И. Бруснева в Петербурге, 1894 г. — «Московский рабочий союз» и т. д.). Эти организации находятся под впечатлением пропаганды социалистов-революционеров и социалистов-демократов и группируются вокруг интеллигенции. Однако в брусневских организациях рабочие уже составляют большинство.

3. Что такое «экономические» требования? Были ли случаи, когда правительство удовлетворяло их, вмешиваясь в отношения между трудом и капиталом? Давало ли это результат?

Борьба рабочих за повышение заработной платы, сокращение продолжительности рабочего дня, законодательное урегулирование условий найма и увольнения, ограничение штрафов, введение социального страхования и т. д. Стачки 1896—1897 гг. заставили правительство спешно разработать проект закона об ограничении продолжительности рабочего дня. Была создана комиссия с участием фабрикантов, в которой обсуждался проект об ограничении рабочего дня до 11,5 ч. 2 июня 1897 г. был принят закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч в сутки при дневной работе в обычные дни, до 10 ч — в субботу и накануне праздников, до 10 ч — в ночное время.

4. Какие общественные группы и партии подталкивали рабочих к организованной массовой борьбе именно за экономические права?

В середине 90-х гг. сложилось движение «экономистов». Его идеологами были С. Н. Прокопович, Е. Д. Кускова, В. Н. Кричевский, П. Ф. Теплов. Печатные органы — газета «Рабочая мысль», журнал «Рабочее дело». В основном взгляды экономистов изложены в «Кредо», составленном С. Н. Прокоповичем и Е. Д. Кусковой в 1899 г. Призывали рабочих больше сосредоточиваться на экономической борьбе «легальные марксисты» (лидеры — П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский. Печатные органы — журналы «Новое слово», «Начало», газета «Самарский вестник» и т. д.) и либеральные народники, особенно правого крыла (лидеры — Я. В. Абрамов, В. П. Воронцов, С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков).

5. Была ли перспективна борьба рабочих только за экономические права? Почему?

После устной беседы новый материал можно закрепить с помощью небольшой самостоятельной работы с использованием учебника и на основе беседы на уроке.

Примерные вопросы к письменной работе:

1. Какие политические требования стали выдвигать рабочие?

«Долой самодержавие!», политические свободы, в том числе и 8-часовой рабочий день, свобода слова, печати, собраний.

2. Как повлияли на рабочее движение зубатовские отделы?

Хотя отделов и было относительно немного, на практике они повлекли за собой большую сплоченность и решительность действий рабочих — например в Одессе в 1903 г.

3. Каковы причины большинства крестьянских волнений в начале XX в.?

Малоземелье крестьян при сохраняющемся обширном помещичьем землевладении.

4. Какие новые, качественные характеристики приобретает рабочее и крестьянское движение в начале XX в.?

Организованность и масштабность, сочетание различных форм, экономических и политических требований, солидарность различных районов.

Домашнее задание. 1. § 7. 2. На контурной карте «Российская империя в начале XX века» отметить районы крестьянских восстаний и центры рабочего движения в 1900—1903 гг. 3*. Подготовить устное сообщение об образовании партии эсеров. 4*. Подготовить устное сообщение о создании социал-демократической партии.

Урок 7

На уроке дается представление не только об истории формирования революционных партий, но и о различиях во взглядах в партии социалистической ориентации.

План урока в этом случае зависит от того, какая форма урока будет выбрана. Можно заслушать устные сообщения учащихся по выбранным темам (см. домашнее задание предыдущего урока) и дать только дополнительные комментарии в конце урока.

Можно предложить игровую форму урока в виде дискуссии «представителей различных партий» по отдельным вопросам. В таком случае самостоятельный разбор § 8 и подготовка устного сообщения должны быть обязательным заданием для всего класса.

Можно также предпочесть обычный урок, состоящий из опроса пройденного материала и лекции или заполнения на уроке таблицы, приводимой в разделе «домашнее задание» (с использованием учебника, хрестоматии и объяснений учителя).

Если выбран последний вариант, то начать урок можно с опроса по тексту § 7.

Примерный вариант опроса:

1. Охарактеризуйте рабочее движение в начале XX в. в целом. Каковы причины массовых рабочих выступлений? Какие формы борьбы преобладают на этом этапе? Что нового появилось в рабочем движении в начале века? 2. Расскажите о наиболее массовых выступлениях рабочих. 3. Охарактеризуйте крестьянское движение в начале XX в.

После опроса можно провести небольшую самостоятельную работу (устно или письменно, предложив для анализа учащимся документы «Хрестоматии...»).

Пояснения к теме. Следует обратить особое внимание на сходство и различия в программных документах эсеров и социал-демократов, которые нагляднее всего могут быть раскрыты при самостоятельном или коллективном анализе документов, приведенных на с. 16—21 «Хрестоматии...».

Домашнее задание. 1. § 8. 2. Письменно ответить на вопрос 1 к параграфу или заполнить сравнительную таблицу.

Вопросы для сравнения

Народники

Эсеры

Большевики

Меньшевики

Отношение к рабочему вопросу

 

 

 

 

Отношение к крестьянскому вопросу.
Методы его решения

 

 

 

 

Отношение к государственной власти

 

 

 

 

Отношение к буржуазии

 

 

 

 

Предполагаемая модель устройства общества

 

 

 

 

Организационные и программные документы

 

 

 

 

Лидеры

 

 

 

 

Структура

 

 

 

 

Когда образовалась

 

 

 

 

Методы достижения цели

 

 

 

 


Урок 8

На уроке завершается изучение темы «Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции».

План урока. 1. Опрос по домашнему заданию. 2. Беседа с учащимися для введения новой темы. 3. Объяснение нового материала. 4. Пояснения к домашнему заданию.

Опрос по домашнему заданию можно провести, проверив заполнение таблиц (у нескольких учащихся). Классу предлагается внести дополнения или проводится беседа:

1. Какие вопросы были наиболее актуальны для общественного движения в России в начале XX в.?

Крестьянский вопрос  — сохранение крупного помещичьего землевладения, крестьянское малоземелье, перенаселение аграрного центра, сословная неполноправность крестьянства и т. д.; рабочий вопрос  — в особенности отсутствие рабочего законодательства и социальной защиты для рабочих; отсутствие демократических свобод; национальный вопрос; вопрос о государственной власти и т. д.

2. Как предлагали решить земельный вопрос представители различных партий?

Программа-минимум РСДРП предлагала возвращение крестьянам отрезанных в 1861 г. от их наделов земель и отмену выкупных платежей; эсеры предлагали, уничтожив частную собственность на землю, передать ее в пользование общинам, которые будут осуществлять уравнительное распределение земли.

3. Как предлагали решить вопрос о власти представители различных партий?

Программа-минимум РСДРП предлагала свержение самодержавия и установление демократической республики; всеобщее избирательное право и демократические свободы; широкое местное самоуправление. Эсеры выступали за свержение самодержавия и созыв на основе всеобщих равных выборов Учредительного собрания, которое должно было определить характер государственного строя послереволюционной России.

Переходя к объяснению нового материала, необходимо предложить учащимся ряд вопросов на повторение:

1. Какие еще социальные группы, кроме крестьян и рабочих, можно выделить в структуре русского общества начала XX в.?

Дворянство, буржуазия, духовенство.

2. Каковы их интересы и требования по отношению к государству?

Дворянство надеялось, что самодержавие защитит его социальные привилегии и земельные владения, однако часть дворянства выступала за ограничение или даже отмену собственных привилегий и введение демократических свобод; буржуазия значительно больше нуждалась в защите своих интересов и преобразовании государственной власти; духовенство нуждалось в государственной защите сословных интересов, а также в государственном регулировании отношений между различными конфессиями.

3. Где они могли высказать или попытаться реализовать свои требования?

Например, в земствах. Были случаи обращения с адресами к императору. «Эпидемия разных ходатайств», адресов и записок, в частности, разразилась в связи с восхождением на престол в 1894 г. Николая II.

Получив ответы на поставленные вопросы, можно перейти к объяснению нового материала.

Пояснения к теме. Характеризуя либеральное движение в начале XX в., можно воспользоваться, в частности, «Очерками революционного движения» Е. Маевского (Пг.; М., 1917), отрывок из которых опубликован в сборнике «Чтение по русской истории» (Тула, 1995. — Т. 2. — С. 129—134).

В ноябре 1899 г. в Москве образовался кружок земских деятелей «Беседа». Первоначально кружок состоял из 6 человек (Павел Д. и Петр Д. Долгоруковы, Ю. А. Новосильцев, В. М. Петрово-Соловово, Д. А. Олсуфьев и П. С. Шереметев), к концу своей деятельности (октябрь 1905 г.)  — из 54 (из них 9 князей, 8 графов, 2 барона, 4 губернских и 18 уездных предводителей дворянства). Целью их объединения было «пробуждение общественной деятельности, общественного мнения». Общим лозунгом организации было «сочувствие земству и борьба с произволом бюрократии». Всего состоялось 30 заседаний кружка. Кроме того, «Беседа» вела издательскую работу и выпустила 6 книг по аграрному вопросу в России.

С 18 июня 1902 г. в Штутгарте начал выходить журнал «Освобождение», объединивший вокруг себя значительно бо́льшие силы, чем «Беседа». Основная идея  — борьба за конституционную монархию.

В ноябре 1903 г. в Москве был создан «Союз земцев-конституционалистов». Своей задачей он ставил проведение на земских собраниях требований о необходимости политических преобразований и доведении их в форме петиций и ходатайств до царя.

В январе 1904 г. в Петербурге состоялся учредительный съезд «Союза освобождения». По сути дела, это был блок «экономистов» с либеральными народниками. Программа и цели организации были весьма расплывчаты. В частности, предлагалось отчуждение помещичьих земель путем выкупа, ликвидация отрезков, чересполосицы, расширение деятельности Крестьянского банка и т. д.

Вершины либерально-оппозиционное движение достигло осенью 1904 г.

«6—9 ноября под председательством Д. Н. Шипова состоялся официально не разрешенный земский съезд. На нем подавляющим большинством была принята резолюция о созыве народных представителей.

Это был первый серьезный и действительно конституционный шаг русской земской оппозиции. В то же время это был первый случай, когда либеральное общество из сферы обычной оппозиции посредством «недоверия» вступало на путь активного политического действия.

Съезд на все русское общество произвел огромное впечатление... Оппозиционный обыватель осмелел и решил, что не все то, что запрещено, действительно неосуществимо.

На предстоящих земских собраниях решено было во что бы то ни стало обсуждать и проводить решения ноябрьского съезда. Некоторые из городских дум заговорили также более смелым языком. Отовсюду, из разных мест, собирались подавать конституционные адреса и петиции. Печать, задавленная цензурой, осмелела...

Тактика «захватного права», применявшаяся до сих пор лишь революционными партиями (демонстрации, стачки и т. п.). применена была теперь представителями «общества» в деле устройства политических банкетов и собраний.

В целом ряде городов, кроме обеих столиц, были устроены такие же банкеты. Местные власти, подражая центральному правительству в Петербурге, смотрели на эти собрания обычно сквозь пальцы. Но такая свобода была допущена властями только для так называемого «общества». Собрания же рабочих и городской демократии могли устраиваться по-старому  — лишь тайно, под угрозой ареста или жестокого избиения. Естественно, что городская демократия и передовые рабочие массой устремились в эти единственно существующие оазисы свободного слова. Но «общественные деятели», из опасения потерять свою привилегию на свободу, за редкими исключениями делали все от них зависящее, чтобы так или иначе преградить вход в эти собрания рабочим и демократии. Сделать это было нетрудно  — притом под весьма благовидным предлогом  — стоило лишь сослаться на слишком тесное помещение или поднять входную плату до такой цифры, какая была бы непосильной для демократии. Рабочие и демократическая молодежь нередко вынуждены были целыми часами дежурить у входов собраний и выпрашивать у представителей «общества» позволения на пропуск... Оскорбленные рабочие и другие «лишенные прав», разумеется, нарушали порядок и «благопристойность» собраний, постоянно и неустанно вмешиваясь с требованием равноправия. Начинался шум, беспорядок, нередко переходившие в прямой скандал.»

Чтение по русской истории. — Тула, 1995. — Т. 2. — С. 132—133.

Домашнее задание. 1. § 9. 2. Письменный ответ на вопрос 1 к параграфу или рассмотреть либеральное движение по вопросам к вышеприведенной таблице. 3. Подготовка к контрольной работе на повторение (§ 5, 7, 8, 9).

Урок 9

На уроке проверяется усвоение темы «Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции».

План урока. 1. Письменный контрольный опрос. 2. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к уроку. В этом случае лучше предпочесть обычный письменный опрос. Рекомендуются следующие вопросы для контроля:

1. В чем причины резкого обострения социальных противоречий в начале XX в. в России?

Кризис промышленного производства, аграрный кризис, обострение национального вопроса, правительственная реакция.

2. Какие новые требования выдвигают различные социальные группы?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconПоурочные разработки по русскому языку. 10 класс
Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Программы 34 и 68 часов. М.: «Вако», 2003, 224...
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconМетодическое пособие по учебнику А. А. Плешакова,Т. В. Казачек, Волгоград...
Инструкция в компьютерном классе для заведующего кабинетом и учителя информатики; Техника безопасности в компьютерном классе
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconПоурочные разработки к учебнику «история россии. XIX век» 8 класс
Термины: самодержавие, крепостное право, сословный строй, консерваторы, либералы
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconГостева Ю. Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс»...
Преподавание ведется по учебнику «Русский язык. 6 класс.» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа. – 2013
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconДанилов А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России XIX...
Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Влодавская Е. А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е....
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Книга для учителя Поурочные методические разработки к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва,...
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Книга для учителя Поурочные методические разработки к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва,...
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconПрограмма среднего (полного) общего образования на базовом уровне...
Рабочая программа по истории составлена на основе авторской программы под редакцией Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л....
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconТесты по обучению грамоте, в 2 частях, 1 класс, М: Экзамен, 2010....
Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.– М.: Вако, 2011
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconУчебно-тематическое планирование по обучению грамоте (русский язык...
Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте к учебнику Горецкого В. Г. и др. «Русская азбука» под ред. Горецкого В....
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс icon«Объектно-ориентированное программирование» в 10 – 11 классе
Икт: Практикум по программированию, 10-11 класс. Он содержит поурочные разработки по данному учебнику и диск с готовыми проектами...
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по обществознанию в 7 классе
Ммы общеобразовательных учреждений по обществознанию для 7 класс (авт Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева...
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconГостева Ю. Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс»...
Русский язык. 6 класс. Под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа. – 2008
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconПрограмма практики в педагогическом колледже 4 курс
Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте к учебнику Горецкого В. Г. и др. «Русская азбука» под ред. Горецкого В....
Поурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс iconРабочая программа по истории россия в XX
По истории россия в XX веке (44ч) и истории всеобщей (24 час) 9 класс при параллельном изучении курсов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск